Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Вопросы безопасности экипажа "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Конструкция > планер Бурана > Шасси

 
КОМПОНОВКА:

- 3D "Буран"

- компоновка кабины

- СОИ

 

АЭРОДИНАМИКА

 

ПЛАНЕР "БУРАНА":

- НЧФ-1 (Ф-1)

- СЧФ (Ф-2)

- крыло

- ВРДУ

- киль

- материалы

 

ИЗДЕЛИЕ 1.02

ИЗДЕЛИЕ 2.01

ИЗДЕЛИЕ БТС-0.02

ИЗДЕЛИЕ ОК-МТ

ИЗДЕЛИЕ 0.04

ИЗДЕЛИЕ 0.06

 

ТЕПЛОЗАЩИТА:

- элементы

- раскрой

- условия работы

- первый полет

- обгорание

- повреждения

 

СИСТЕМЫ ПЛАНЕРА:

- ВСУ

- гидросистема

- посадочные устройства

- прочие системы

 

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ:

- ОДУ

- управления

- жизнеобеспечения

- электроснабжения

- радиотехническая

- средства обеспечения работ с полезным грузом

 

СМЕННЫЕ ОТСЕКИ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

 

Информация о книге В.Лукашевича и И.Афанасьева "Космические крылья"

 

переход к общему описанию Планера переход к Головной Части Фюзеляжа(Ф-1) переход к Модулю кабины конструкция крыла переход к Средней Части Фюзеляжа (Ф-2) переход к Воздушно-реактивной двигательной установке конструкция киля посадочные устройства

 

Шасси (посадочные устройства) орбитального корабля "Буран" (11Ф35)

 

Посадочные устройства орбитального корабля предназначены для совершения посадки "по-самолетному" (они обеспечивают поглощение энергии при посадке, пробеге и торможении в пределах ВПП ограниченной длины), а также для буксировки на техническую позицию (ТП) после остановки.

 

Шасси орбитального корабля производства Горьковского завода "Гидромаш" с базой стоек 12790 мм и колеей основных опор 7000 мм имеет две основные и переднюю управляемые опоры, расположенные оптимально относительно центра масс, причем каждая опора представляет собой механическую систему с пневмогидравлическим телескопическим амортизатором и двумя авиационными колесами высокого давления.

 

Конструкцию основной опоры шасси можно рассмотреть на примере шасси самолета-аналога БТС-02 ГЛИ:
- два вида на левую опору основного шасси: изнутри на левый борт и против полета; вид на нишу стойки основного шасси и внутреннюю сторону створки ниши шасси. Конструкция основной опоры шасси самолета-аналога БТС-02 ГЛИ в основном повторяет конструкцию основной опоры
орбитального корабля "Буран" . Однако необходимо помнить, что штатная ниша закрыта экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ), окантовка люка многоступенчатая (для увеличения плотности закрытия створки), место стыка закрыто плиточной теплозащитой и т.д.

 

Закрытие ЭВТИ ниш шасси и створок хорошо видно на фото передней стойки шасси в убранном положении, сделанных на изделии 006 в цехе НИИХимМаш (г.Загорск). На левом фото стрелкой показано направление полета (видно, что выпуск стойки осуществляется против полета); на правом фото (вид по полету, носовая часть фюзеляжа - агрегат Ф-1 отсутствует) подробно видна герметизация (уплотнение) зоны двухступенчатой окантовки ниши передней стойки. Специалисты легко узнают рулевые машинки разворота стоики, подкосы и другие узлы и агрегаты передней стойки.

При анализе фотографии необходимо помнить, что несмотря на полную штатную комплектацию стоек и ниш шасси, съемка проводилась на изделии 006, предназначенном для тепловакуумных испытаний, поэтому на представленных фотографиях хорошо видны накленные температурные датчики на всех агрегатах и элементах ниши и стойки, включая и пневматики. Кстати, именно по результатам тепловакуумных испытаний было принято решение об обязательном подогреве внутреннего объема ниш шасси для сохранения работоспособности пневматиков в условиях космического полета.
Конструкция передней стойки изделия
БТС-02 ГЛИ отличается от штатной и представлена на странице "БТС-002 на Авиасалоне МАКС-99"

 

Представляем фотографии передней стойки шасси в убранном положении, сделанные web-мастером 03.10.2002 в Музее ракетно-космической техники (НИИхиммаш, г.Загорск), при осмотре изделия для тепловакуумных испытаний 006.

На фотографии внизу справа - сотрудник НИИХиммаша Пилипенко С.И.
 

Дополнительные фотографии, сделанные сотрудником НИИхиммаша Пилипенко С.И. 03.10.2002 в Музее ракетно-космической техники, можно увидеть в мультимедийной энциклопедии в архиве web-мастера


Общий вид опор шасси
(не в масштабе!)
Носовая опора (стойка) шасси Основная опора (стойка) шасси

Эти анимации стоек шасси сделаны на основе нашей первой 3D-модели "Бурана", не лишенной недостатков. Сейчас в нашем распоряжении имеется новая, более детальная 3D-модель, в которой шасси представлено более точно:

слайд-шоу шасси

Детальная 3D-модель создавалась на основе всей доступной информации, в том числе фотографий web-мастера,

сделанных в контрольно-испытательной станции Ракетно-космической корпорации "Энергия":
Носовая опора (стойка) шасси:

Основная (главная) опора (стойка) шасси:

Осмотр нижней поверхности "Бурана", выполненный после полета 15 ноября 1988 г. выявил множественные повреждения теплозащитных плиток от мелких камешков, вылетавших из-под пневматиков передней стойки шасси по время пробега по ВПП посадочного комплекса. Для предотвращения подобных повреждений в будущих полетах наших многоразовых челноков было принято решение оснастить переднюю стойку шасси специальным щитком, защищающим теплозащитное покрытие нижней поверхности орбитальных кораблей.

К сожалению, информации по конструкции и внешнему виду защитного щитка крайне мало. Известно, что щиток должен был устанавливаться на орбитальных корабля второй серии (изделиях 2.01, 2.02 и 2.03) и, вероятно, на втором летном корабле первой серии (изделии 1.02). Единственным документальным свидетельством наличия защитного щитка на передней стойке являются вот эти фотографии шасси изделия 2.01 (фотографии сделаны 22 июня 2011 г. на причале Химкинского водохранилища при погрузке останков корабля на речную баржу перед транспортировкой в г.Жуковский):

Не смотря на ужасное состояние щитка на фотографиях, и отсутствие какой-либо другой информации, мы выполнили полную реконструкцию щитка передней стойки шасси (показано три ракурса при двух крайних положениях обжатия гидроцилиндра):

      

 

Парашютно-тормозная установка (ПТУ) служит для торможения орбитального корабля при пробеге на ВПП и разгрузки тормозной системы колес, развивает усилие до 50 т и уменьшает дистанцию пробега при посадке на скользкую ВПП на 500 м. ПТУ состоит из корпуса, двухкаскадной парашютной системы, пиротехнических механизмов отстрела крышки, замковой системы, системы обогрева и блока автоматики.

Парашютно-тормозная установка вводится в действие автоматически при обжатии основных стоек шасси при касании ВПП путем отстрела крышки контейнера ПТУ, извлекающей из корпуса три вытяжных парашюта площадью 1 кв.м каждый, которые обеспечивают задействование трех основных парашютов крестообразной формы площадью 25 кв.м каждый. При снижении скорости пробега до 50 км/час система управления выдает команду на сброс парашютов.

Для обеспечения работоспособности ПТУ на орбитальном участке полета в контейнере ПТУ поддерживается электронагревателями температура не ниже -50ºС, а при спуске - теплозащитным покрытием контейнера не выше +100ºС.

Совместную работу посадочных устройств "Бурана" (шасси и парашютно-тормозной установки) можно увидеть на видеозаписи посадки корабля 15 ноября 1988 г.:

           

                Другие видеоматериалы можно посмотреть в нашем видеоархиве

 


Последовательность выпуска шасси Бурана


 

 

История создания

- История создания "Бурана";

- Полет "Бурана";

- Описание "Бурана" в книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева: 1946-1996";

- Описание "Бурана" в книге Б.И.Губанова "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления Главного конструктора";

- Глава "Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" из книги В.Е.Гудилина, Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы"

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.