Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Вопросы безопасности экипажа "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Конструкция > планер Бурана > Кабина

 
КОМПОНОВКА:

- 3D "Буран"

- компоновка кабины

- СОИ

 

АЭРОДИНАМИКА

 

ПЛАНЕР "БУРАНА":

- НЧФ-1 (Ф-1)

- СЧФ (Ф-2)

- крыло

- ВРДУ

- киль

- материалы

 

ИЗДЕЛИЕ 1.02

ИЗДЕЛИЕ 2.01

ИЗДЕЛИЕ БТС-0.02

ИЗДЕЛИЕ ОК-МТ

ИЗДЕЛИЕ 0.04

ИЗДЕЛИЕ 0.06

 

ТЕПЛОЗАЩИТА:

- элементы

- раскрой

- условия работы

- первый полет

- обгорание

- повреждения

 

СИСТЕМЫ ПЛАНЕРА:

- ВСУ

- гидросистема

- посадочные устройства

- прочие системы

 

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ:

- ОДУ

- управления

- жизнеобеспечения

- электроснабжения

- радиотехническая

- средства обеспечения работ с полезным грузом

 

СМЕННЫЕ ОТСЕКИ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

 

переход к общему описанию Планера переход к Головной Части Фюзеляжа(Ф-1) переход к Модулю кабины конструкция крыла переход к Средней Части Фюзеляжа (Ф-2) переход к Воздушно-реактивной двигательной установке конструкция киля посадочные устройства

 

Модуль кабины (МК) орбитального корабля "Буран" (11Ф35)

Модуль кабины в сбореОболочки модуля кабиныКаркас модуля кабины
Технологическое членение модуля кабины (агрегат МК) изделия "11Ф35":
(все три иллюстрации раскрываются при клике на них в увеличенном формате)

1 - кронштейны крепления МК в носовой части фюзеляжа (НЧФ, агрегат Ф-1); 2 - переднее гермоднище; 3 - оболочка приборного отсека; 4 - подсборки оболочек командного отсека; 5 - панель заднего гермоднища; 6 - заднее гермоднище; 7 - оболочки бытового отсека; 8 - каркас шпангоута N2; 9 - панели пола верхнего; 10 - каркас заднего гермоднища; 11 - арки шпангоута N4; 12 - каркас окантовки люка; 13 - панели пола нижнего; 14 - рамы.

 

Модуль кабины длиной 5400 мм, шириной более 5000 мм и высотой 5400 мм представляет собой цельнометаллический сварной герметичный отсек, в котором размещаются рабочие места экипажа, аппаратура СУ, оборудование и система жизнеобеспечения (СЖО). Корпус МК состоит из оболочки, шести шпангоутов, переднего и заднего днищ, верхнего и нижнего полов и собран из панелей вафельной конструкции, изготовленных фрезерованием из плит алюминиевого сплава и соединенных автоматической сваркой. В местах установки крышек люков и иллюминаторов панели подкреплены окантовками, в местах приложения сосредоточенных сил и по границам изменения кривизны поверхности корпуса - балками.
Внутренние пояса шпангоутов МК собраны из крупногабаритных фрезерованных деталей и крепятся к внешним поясам (образованным на панелях оболочки) сваркой и механическим крепежом.
Верхний и нижний силовые полы состоят из балочного каркаса и настила и выполняют роль стяжек каркаса МК между шпангоутами и подкрепляющих заднее плоское днище элементов.

Полы делят объем кабины на три отсека: командный отсек, в котором размещаются экипаж и его рабочие места, бытовой отсек, в котором располагаются приборные отсеки СУ, СЖО и шлюзовая камера кабины (ШКК), а также пассажиры (при их наличии) и агрегатный отсек, в котором находятся вспомогательное оборудование и устройства систем; связь между отсеками обеспечивается через люки верхнего и нижнего полов. На переднем и заднем днищах имеются панели герметичных электроразъемов связи оборудования, установленного в кабине, с системами ОК.

Входной люк, открываемый внутрь кабины, обеспечивает доступ в бытовой отсек МК. На его крышке установлен быстродействующий механизм запирания с десятью замками, срабатывающими от одной ручки, что обусловлено требованиями экстренной эвакуации экипажа в случае возникновении нештатных ситуаций в процессе предстартовой подготовки.
Девять иллюминаторов командного отсека обеспечивают достаточный обзор для работы на орбите и для ручного управления при заходе на посадку и при посадке.

Технологический люк заднего днища позволяет проводить монтаж оборудования в процессе сборки, в центре его находится круглый вырез с фланцем для стыковки с ШКК или стыковочным модулем (СМ).

В верхней части фонаря кабины предусмотрена возможность установки линейного устройства разделения (ЛУР), которое образует выходы катапультных кресел, устанавливаемых при экипаже из двух человек.
Для предотвращения утечек тепла и снижения уровня акустических нагрузок кабина имеет теплоизоляционное покрытие типа АТМ.
Высокие требования к жизнестойкости МК потребовали разработки конструкции крепления, исключающей передачу нагрузок от деформаций НЧФ на всех этапах полета. Это обеспечено подвеской МК на системе шарнирных рычагов, расположенных в зоне стыка оболочки с верхним полом и на переднем днище.

Технологическое членение оболочки, дающее минимальную длину швов, расположение их в пространстве, позволяющее вести автоматическую сварку, разработка оригинальной технологии и создание специальной установки УПСФ-2, на которой ведутся высокоточная разделка элементов и автоматическая электронно-лучевая сварка в защитной среде, позволили добиться качества сварных соединений, полностью удовлетворяющего требованиям герметичности и прочности. Контроль сварки ведется на всех стадиях технологического процесса тремя независимыми методами неразрушающего контроля.

Внутренний вид каркаса модуля кабины можно увидеть на примере изделия N2.01 на странице "Изделие 2.01"

 

Компоновка кабины и рабочих мест

Модуль кабины

Общий вид кабины:
Отсеки модуля кабины (МК): 1 - командный, 19 - бытовой, 31 - агрегатный;
Приборные отсеки: - 21, 27, 32, отсек АСУ - 23;
Блоки оборудования: - 4, 10, 11, пульты - 3, 5, 16;
Кресла: 6 - пилота, 8 - бортинженера, 13 - специалиста, 14 - командира;
Иллюминаторы: 9 - верхние, 12 - задний;
Люки: 18 - переходной, 22 - входной, 28 - в агрегатный отсек;
Платы: 17 - гермоплаты, 35 - перестыковочные;
Агрегаты: 29, 30 - укладки; 33, 34 - распредустройства; 26 - буфет; 15 - огнетушитель; 24 - воздуховод; 2 - приборная доска; 7 - клапан разгерметизации; 20 - шкафы; 25 - холодильно-сушильный агрегат

 

Компоновка кабины включает (общий объем порядка 73 куб.м):

- выходной люк с левой стороны, открываемый внутрь БО;

- два верхних и один задний иллюминаторы, необходимые при проведении операций на орбите, а также иллюминатор в крышке входного люка для визуального наблюдения и кинофотосъемок;

- 13 узлов установки кабины и фюзеляжа и 4 такелажных узла для крепления грузоподъемных средств;

- гермоплаты с гермопроходниками для подсоединения коммуникаций, а на заднем гермоднище - люк шлюзовой камеры для выхода членов экипажа в открытый космос.

 

Командный отсек является рабочим помещением экипажа и служит для размещения:

- рабочих мест командира корабля РМ-1 (слева) и летчика РМ-2 (справа) с катапультируемыми креслами и рабочих мест РМ-3...РМ-6, оборудованных средствами фиксации членов экипажа для работы на орбите;

- приборных досок и пультов;

- органов управления;

- оборудования системы жизнеобеспечения (СЖО) и системы обеспечения теплового режима (СОТР);

вспомогательного оборудования.

Командный отсек

Командный отсек:
Посты: 1 - ножного управления, 2 - управления элеронами;
Кресла: 5 - командира, 7 - пилота, 11 - бортинженера, 13 - специалиста;
Пульты: 6 - центральный,  8 - правый,  9 - индивидуальной системы обеспечения жизнедеятельности (ИСОЖ), 10 - бортинженера, 16 - левый;
Блоки: 19 - управление передней стойкой, 20 - защита освещения,  21 - коммутации управления и системы отображения;
Люки: 12 - переходный резервный, 15 - переходный основной;
Оборудование: 3 - приборная доска; 4 - верхний щиток; 14 - регенерационная система; 17 - ручка управления ВТ; 18 - ручка управления ВРДУ

 

Бытовой отсек предназначен для отдыха экипажа, размещения оборудования СЖО и СОТР, бытового и вспомогательного оборудования и т.п., а также для установки шлюзовой камеры:

Бытовой отсек

Бытовой отсек:
Приборные отсеки: 1, 14, 24;
Перестыковочные платы: 2;
Блоки: 5, 910;
Агрегаты: 3 - светильник; 4, 8 - распределительное устройство; 6 - датчики реле давления; 7 - газоанализатор; 11, 22 - агрегаты систем; 12 - АТС; 13 - шкафы; 15 - панель;  16 - воздушный фильтр; 17 - крышка люка; 18 - приемники АСУ; 19 - сборник урины; 20 - лестница; 21 - воздуховод; 23 - буфет; 25 - спальное место; 26 - люки в агрегатном отсеке; 27 - гермоплаты

 

Агрегатный отсек используется для размещения оборудования СЖО, СОТР и системы электропитания (СЭП) системы электроснабжения:

Агрегатный отсек

Агрегатный отсек:
1 - блок очистки и охлаждения воздуха;
2 - воздуховод;
Сборники: 3 - сборники конденсата; 4 - сборники отходов АСУ;
Баллоны: 5 - кислородные баллоны; 8 - противопожарный баллон;
6 - регенераторы;
7 - гермоплата;
9 - кран переключения системы СТР

 

Приборные отсеки ПО-1 и ПО-2 служат для размещения радиоэлектронного оборудования и элементов СОТР. Они закрыты панелями с открывающимися крышками для доступа к блокам.

Интерьер бытового отсека перед первым полетом "Бурана"

Командный отсек внутри

Интерьер командного отсека в первом полете "Бурана"

Экипаж через входной люк на левом борту кабины попадает в бытовой отсек, а из него по лестнице и через переходные люки в потолке бытового отсека с двух сторон - в командный отсек, а через открывающиеся крышки люков в нижнем полу - в агрегатный отсек.

Сложности, с которыми столкнулись создатели кабины в части обеспечения предъявляемых к ней требований по герметичности, заключались в том, что погонная длина герметичных сварных швов составила 153 м, количество герметизируемых проемов и отверстий в оболочке - 1018, а погонная длина герметичных уплотнений на оболочке (с двойными барьерами уплотнений) - 142 м; при этом допустимые утечки воздуха из кабины не должны превышать 1,5 кг/сут, что соответствует наличию отверстия диаметром около 0,35 мм.

Геометрия модуля кабины Компоновка модуля кабины
Общий вид кабины:
1- входной люк; 2- остекление (фонарь); 3- люки для катапультирования; 4- узлы подвески кабины; 5- гермоплаты; 6- верхние иллюминаторы; 7- модуль командных приборов.
Компоновка кабины:
1-агрегатный отсек; 2- бытовой отсек (БО); 3- командный отсек (КО); 4,6- катапультные кресла (в посадочном и стартовом положениях); 5- люк для катапультирования; 7- шлюзовая камера кабины; 8- нижний пол; 9- верхние иллюминаторы; 10,11- рабочие места РМ-4 и РМ-3; 12- верхний пол; 13- задний иллюминатор; 14,15- рабочие места РМ-5 и РМ-6; 16- ассенизационно-санитарное устройство; 17,19- рабочие места РМ-2 (летчика) и РМ-1 (командира); 18- переходные люки из БО в КО; 20- эксплуатационные люки; 21,22,23- приборные отсеки ПО-1, ПО-7 и ПО-2; 24- входной люк; 25- буфет

Другие видеоматериалы можно посмотреть в нашем видеоархиве

 

Модуль кабины может увидеть (снаружи) любой желающий на примере изделия 0.08,

использовавшегося для медицинских испытаний и отработки элементов системы жизнеобеспечения, и расположенного на территории московской городской клинической больницы №83 ФМБА (на Ореховом бульваре г.Москвы). Фотографии 0.08 (Владимира Липай) по состоянию на первую половину 2012 г.:

другие фотографии модуля кабины представлены в нашем фотоархиве

Перейти к описанию самолета-аналога орбитального корабля БТС-002 ОК-ГЛИ


Компоновка кабины самолета-аналога БТС-002 ОК-ГЛИ несколько отличается от штатной, в частности, размещением оборудования в бытовом отсеке. Приведем (для примера) несколько фотографий:

Вид из центра бытового отсека против полета: в центре - люк-лаз в отсек полезного грузаВид из центра бытового отсека на левый борт: внутри кабинки - выходной люк наружу и лестница наверх в командный отсекВид из центра бытового отсека на левый борт (и вперед): стелажи оборудованияВид "по полету" из центра бытового отсека на стелажи оборудования

Описание этих и других аналогичных фотографий смотри на странице кабины БТС-002


Закрыть створки ОПГ (кликабельно)   Открыть створки ОПГ (кликабельно)


 

 

История создания

- История создания "Бурана";

- Полет "Бурана";

- Описание "Бурана" в книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева: 1946-1996";

- Описание "Бурана" в книге Б.И.Губанова "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления Главного конструктора";

- Глава "Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" из книги В.Е.Гудилина, Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы"

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.