Модуль кабины
длиной 5400 мм, шириной более 5000 мм и высотой 5400 мм представляет собой
цельнометаллический сварной герметичный отсек, в котором размещаются рабочие
места экипажа, аппаратура СУ,
оборудование и система жизнеобеспечения (СЖО).
Корпус МК состоит из оболочки, шести шпангоутов, переднего и заднего днищ,
верхнего и нижнего полов и собран из панелей вафельной конструкции,
изготовленных фрезерованием из плит алюминиевого сплава и соединенных
автоматической сваркой. В местах установки крышек люков и иллюминаторов панели
подкреплены окантовками, в местах приложения сосредоточенных сил и по границам
изменения кривизны поверхности корпуса - балками.
Внутренние пояса шпангоутов МК собраны из крупногабаритных фрезерованных
деталей и крепятся к внешним поясам (образованным на панелях оболочки) сваркой и
механическим крепежом.
Верхний и нижний силовые полы состоят из балочного каркаса и настила и
выполняют роль стяжек каркаса МК между шпангоутами и подкрепляющих заднее
плоское днище элементов.
Полы делят объем кабины на три
отсека: командный отсек, в котором размещаются экипаж и
его рабочие места, бытовой отсек, в котором располагаются приборные отсеки
СУ, СЖО и шлюзовая камера кабины (ШКК), а также пассажиры (при их наличии) и
агрегатный отсек, в котором находятся вспомогательное оборудование и устройства
систем; связь между отсеками обеспечивается через люки верхнего и нижнего полов.
На переднем и заднем днищах имеются панели герметичных электроразъемов связи
оборудования, установленного в кабине, с системами ОК.
Входной люк, открываемый внутрь
кабины, обеспечивает доступ в бытовой отсек МК. На его крышке установлен
быстродействующий механизм запирания с десятью замками, срабатывающими от одной
ручки, что обусловлено требованиями экстренной эвакуации экипажа в случае
возникновении нештатных ситуаций в процессе предстартовой подготовки.
Девять иллюминаторов командного отсека обеспечивают достаточный обзор для
работы на орбите и для ручного управления при заходе на
посадку и при посадке.
Технологический люк заднего днища
позволяет проводить монтаж оборудования в процессе сборки, в центре его
находится круглый вырез с фланцем для стыковки с ШКК или
стыковочным модулем (СМ).
В верхней части фонаря кабины
предусмотрена возможность установки линейного устройства разделения (ЛУР),
которое образует выходы катапультных кресел,
устанавливаемых при экипаже из двух человек.
Для предотвращения утечек тепла и снижения уровня акустических нагрузок
кабина имеет теплоизоляционное покрытие типа АТМ.
Высокие требования к жизнестойкости МК потребовали разработки конструкции
крепления, исключающей передачу нагрузок от деформаций НЧФ
на всех этапах полета. Это обеспечено подвеской МК на системе шарнирных рычагов,
расположенных в зоне стыка оболочки с верхним полом и на переднем днище.
Технологическое членение оболочки,
дающее минимальную длину швов, расположение их в пространстве, позволяющее вести
автоматическую сварку, разработка оригинальной технологии и создание специальной
установки УПСФ-2, на которой ведутся высокоточная разделка элементов и
автоматическая электронно-лучевая сварка в защитной среде, позволили добиться
качества сварных соединений, полностью удовлетворяющего требованиям
герметичности и прочности. Контроль сварки ведется на всех стадиях
технологического процесса тремя независимыми методами неразрушающего контроля.
Внутренний вид каркаса модуля
кабины можно увидеть на примере изделия
N2.01 на странице "Изделие
2.01"
Компоновка кабины включает (общий
объем порядка 73 куб.м):
- выходной люк с левой
стороны, открываемый внутрь БО;
- два верхних и один
задний иллюминаторы, необходимые при проведении операций на орбите, а также
иллюминатор в крышке входного люка для визуального наблюдения и кинофотосъемок;
- 13 узлов установки
кабины и фюзеляжа и 4 такелажных узла для крепления грузоподъемных средств;
- гермоплаты с
гермопроходниками для подсоединения коммуникаций, а на заднем гермоднище - люк
шлюзовой камеры для выхода членов экипажа в открытый космос.
Командный отсек
является рабочим помещением экипажа и служит для размещения:
- рабочих мест командира
корабля РМ-1 (слева) и летчика РМ-2 (справа) с катапультируемыми креслами и
рабочих мест РМ-3...РМ-6, оборудованных средствами
фиксации членов экипажа для работы на орбите;
- приборных досок и
пультов;
- органов управления;
- оборудования системы
жизнеобеспечения (СЖО) и системы обеспечения теплового режима (СОТР);
Бытовой отсек
предназначен для отдыха экипажа, размещения оборудования СЖО и СОТР, бытового и
вспомогательного оборудования и т.п., а также для установки шлюзовой камеры:
Приборные отсеки
ПО-1 и ПО-2 служат для размещения радиоэлектронного оборудования и элементов
СОТР. Они закрыты панелями с открывающимися крышками для доступа к блокам.
Интерьер бытового
отсека перед первым полетом
"Бурана"
Интерьер командного отсека в первом полете "Бурана"
Экипаж через входной люк на левом
борту кабины попадает в бытовой отсек, а из него по лестнице и через переходные
люки в потолке бытового отсека с двух сторон - в командный отсек, а через
открывающиеся крышки люков в нижнем полу - в агрегатный отсек.
Сложности, с
которыми столкнулись создатели кабины в части обеспечения предъявляемых к ней
требований по герметичности, заключались в том, что погонная длина герметичных
сварных швов составила 153 м, количество герметизируемых проемов и отверстий в
оболочке - 1018, а погонная длина герметичных уплотнений на оболочке (с двойными
барьерами уплотнений) - 142 м; при этом допустимые утечки воздуха из кабины не
должны превышать 1,5 кг/сут, что соответствует наличию отверстия диаметром около
0,35 мм.
Общий вид кабины: 1- входной люк; 2- остекление (фонарь);
3- люки для катапультирования; 4- узлы подвески
кабины; 5- гермоплаты; 6- верхние
иллюминаторы; 7- модуль командных приборов.
Компоновка кабины: 1-агрегатный отсек; 2- бытовой отсек (БО);
3- командный отсек (КО); 4,6- катапультные кресла
(в посадочном и стартовом положениях); 5- люк для
катапультирования; 7- шлюзовая камера кабины; 8-
нижний пол; 9- верхние иллюминаторы; 10,11-
рабочие места РМ-4 и РМ-3; 12- верхний пол; 13-
задний иллюминатор; 14,15- рабочие места РМ-5 и РМ-6;
16- ассенизационно-санитарное устройство; 17,19-
рабочие места РМ-2 (летчика) и РМ-1 (командира); 18-
переходные люки из БО в КО; 20- эксплуатационные люки;
21,22,23- приборные отсеки ПО-1, ПО-7 и ПО-2; 24-
входной люк; 25- буфет
Модуль кабины может
увидеть (снаружи) любой желающий на примере изделия 0.08,
использовавшегося для
медицинских испытаний и отработки элементов системы жизнеобеспечения, и
расположенного на территории московской городской клинической больницы №83 ФМБА
(на Ореховом бульваре г.Москвы). Фотографии 0.08
(Владимира Липай) по состоянию на первую половину 2012 г.:
другие фотографии модуля
кабины представлены в нашем фотоархиве
Все права защищены.
Любое использование
любых материалов с сайта (http://www.buran.ru)
или из
мультимедийной
энциклопедии "Буран"
(на носителях
CD-Rom,
DVD-Romили
BD-Rom)
в
коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения
web-мастера (Лукашевича
В.П.).
При использовании наших материалов в некоммерческих целях (согласно
статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве
и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г.
Федеральным законом номер 72-ФЗ)
ссылка
на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.