|
|
|
Мемуары участников программы
"Энергия-Буран"
и воспоминания
очевидцев
Эта страница практически выросла из
страницы Ваших отзывов и комментариев,
когда среди наших гостей появились участники тех
(сейчас уже почти легендарных) событий, готовые
поделиться своими воспоминаниями. Мы всегда с
радостью предоставляем место на сайте
свидетельствам очевидцев. Это наша история, и
вопреки сегодняшним дням мы по праву этим
гордимся!
Вашему вниманию предлагаются материалы
шестнадцати авторов - надеемся,
со временем их станет больше. Итак:
Борис Губанов
|
"Триумф и трагедия "Энергии". Размышления главного
конструктора"
Автор
- Главный конструктор ракеты-носителя "Энергия". Воспоминания представляют
собой
историко-технический труд "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления главного
конструктора", изданный его учениками и последователями в четырех книгах
общим объемом более 1000 страниц.
Публикуется с любезного разрешения
Н.В.Губановой |
Вячеслав Филин
|
"Путь
к "Энергии"
Автор
- заместитель генерального конструктора
РКК "Энергия", руководитель
научно-технического центра по средствам выведения, доктор технических наук,
профессор, действительный член Академии космонавтики и международной
Академии информатизации, Заслуженный конструктор Российской Федерации.
Вячеслав Михайлович с самого начала принимал участие в
разработке программы "Энергия-Буран", с 1982 года - в должности заместителя
главного конструктора по координации работ и экспериментальной отработки. |
Игорь Садовский
|
"В
духе времени и в духе нашей перестройки..."
Письмо-обращение первого Главного конструктора многоразового космического
комплекса "Энергия-Буран" Игоря Садовского к Генеральному конструктору НПО
"Энергия" Юрию Семенову:
"...В связи с обсуждаемым сейчас поощрением сотрудников НПО за создание системы
"Энергия-Буран" и наметившейся несправедливостью по отношению к тем из них, кто
стоял у истоков этой работы и прошёл 15-летий путь до её успешных лётных
испытаний, мною, как руководителем этой работы на основных этапах проектирования,
передана Генеральному конструктору информация, копию которой посылаю Вам".
Продолжение |
Владимир
Гудилин
|
"Взлет и
посадка "Бурана"
Автор
- руководитель подготовки и пуска
ракеты-носителя "Энергия", универсальной
ракетно-космической транспортной системы (УРКТС)
"Энергия-Буран", доктор технических наук,
генерал-майор запаса Гудилин Владимир
Евгеньевич:
"...Первый запуск двигательной установки
центрального блока был неудачным по причине
выхода из строя бустерного насоса жидкого
водорода двигателя 11. Только наличие в составе
комплекса автоматического управления РН системы
аварийной защиты, обеспечившей аварийное
выключение двигателя 11 через 2,58 сек после его
запуска, исключило взрыв на пусковой установке
изделия 11К2515С, заправленного 100 тоннами жидкого
водорода и 650 тоннами жидкого кислорода. После
аварийного выключения двигателя 11 боевой
расчет..."
Продолжение
Смотри также
энциклопедический
труд В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история,
развитие, перспективы".
|
Владимир
Ермолаев
|
"Слово
о полку Бурановом..."
О напряженных буднях военных
испытателей, уникальных фактах предпусковой подготовки комплекса
"Энергия-Буран", тяжелом солдатском быте Байконура рассказывает Владимир
Ермолаев:
"Я отвечал за организацию и практическое
исполнение режима и системы допуска к изделию.
Моей, как сейчас говорят "крышей", служили
тогда генерал Гудилин и мой начальник штаба
подполковник Долгов (Сергей Александрович.
Умнейший мужик, кстати говоря...). Так что я творил
на старте все, что хотел. В смысле исполнения
соответствующих приказов Министра Обороны и
прочих руководящих документов в части
касающейся охраны-обороны, режима допуска,
противодиверсионных мероприятий и прочих дел,
связанных с этой темой..."
Продолжение |
Михаил
Пергаменщик
|
"Самый
восточный участник проекта"
Для начала немного о себе и о нашей
команде.
Первый и довольно очевидный
вопрос, каким это образом владивостокцы и
Байконур, ЦУП, Буран? Все довольно просто.
Я закончил в 1981 году матфак ДВГУ
(Владивосток). По распределению большая группа
выпускников пошла во Владивостокский филиал 4
ГПТП ПО "Гранит" (в то время он был еще
филиалом). Часть полетела в Москву на другие темы,
часть - в Питер, во ВНИИРА. Кроме ДВГУ большой
набор был и по линии ДВПИ - инженеров
радиоконструкторов.
В Питере в это время уже шли работы
по системе автоматической посадки Бурана - "Вымпелу". То, что мы,
дальневосточники, оказались на этой теме, видимо
не случайно, ведь один из бурановских объектов - запасной аэродром, должен был располагаться в
Приморском крае и кому, как не нам, его
обслуживать. Нашей задачей было освоение изделия
у разработчика, настройка на объекте, испытания и
совместная с заказчиком его эксплуатация. Мы
прибыли в период, когда работы шли не в начальной,
но весьма далекой от завершения стадии. Нас
распределили по подразделениям института, где
отношение к нам было такое же, как и к своим
сотрудникам. Т.е. мы попали не в гости на
готовенькое, а стали полноправными участниками
разработки.
Продолжение |
Валерий
Чеботарев
|
"15 ноября я находился на
рабочем месте в зале подмосковного ЦУПа..."
"...В эти дни исполняется 13 лет
("чертова" дюжина!) с того момента, когда был
успешно осуществлен запуск "Энергии-Буран".
Первая попытка, 29 октября 1988 года, почему-то
считается неудачной. Но это не так.
Мне посчастливилось: и 29 октября, и 15 ноября я
находился на рабочем месте в зале подмосковного ЦУПа, где представлял свою организацию КБ
"Электроприборостроения" - разработчика
системы управления РН "Энергия".
.
..29 октября 1988 года, ЦУП, поздний
вечер. Коллеги доверили мне занять место в
главном зале. Первое, что поразило, когда я надел
наушники - это какофония звуков. Все говорили
одновременно, "в одном эфире". Шел
предстартовый обратный отсчет времени и на моем
экране высвечивались "чужие" параметры (т.к.
"мои" должны были появиться только после
старта"). Время неумолимо уменьшалось, и за
несколько секунд до старта все разговоры
внезапно стихли, "чужие цифры" замерли на
экране. Тишина. И вдруг в наушниках взорвался
чей-то истошный крик: "АПП! АПП!". Все. Стоп.
Пуск прекращен за полсекунды до "нуля".
Аварийное прекращение предстартовой подготовки,
прекращение пуска, сброс всех циклограмм! Первая
мысль: "Что произошло? Это же наш участок!".
Меня тут же пригласили "на ковер" к
руководителю, летчику-космонавту В.Рюмину. Рядом
с ним находился его заместитель, Кравец...
Продолжение |
Сергей Грачев
|
"Один
полет на "Юбилейном"
"...30 октября 1986 года. На аэродроме
"Крайний" готовится к вылету самолет, летающая лаборатория Ту-154. Командир
экипажа - летчик-космонавт Игорь Петрович Волк -
руководитель отряда летчиков-испытателей МАП, которые учили летать "Буран" и
сами готовились к полету на нем. Их еще называли "волчьей стаей".
Цель данного полета - оценить качество - "ровность" бетонного покрытия ВПП
посадочного комплекса орбитального корабля (аэродрома "Юбилейный"). Задача
состоит в том, что самолет после посадки как можно ближе к торцу ВПП,
продолжает пробег на скорости 200 км/час, опустив переднюю стойку шасси.
Пробег продолжается по всей длине ВПП (4500 м), затем нужно произвести взлет
с противоположного торца ВПП и уход на второй круг для повторного захода. На
передней стойке шасси были установлены специальные датчики, которые
фиксировали вибрацию стойки. По уровню вибраций на протяжении пробега
определялся профиль покрытия ВПП в продольном направлении.
Метеоусловия на аэродроме "Юбилейный" были
сложные. Нижний край слоисто дождевой облачности был 300-400 м, и это при
высоте круга полетов 600 м...
Продолжение
|
Тарас Ворона
Байконур, 2002 г. |
"40
лет 2 ЦИП КС"
Авторские песни о
Байконуре (в формате MP3, 160
kB/сек): |
1. |
А на площадке самой дальней |
3'26" |
2. |
Второго Центра |
2'20" |
3. |
Год за два |
3'17" |
4. |
Так будем жить! |
3'46" |
5. |
А в небе дым |
3'30" |
6. |
Заточенный в песках |
2'09" |
7. |
Про здоровье |
2'39" |
8. |
Темная песня |
2'28" |
9. |
45 |
3'07" |
10. |
46 |
4'50" |
|
песня
посвящена морской воинской части Байконура "46 полк", сформированной
полностью из моряков-подводников и организационно находившейся в
подчинении ВМС СССР. 46 полк осуществлял
запуски спутников морской разведки и целеуказания. Именно в этой
части начинал свою службу на космодроме
капитан-лейтенант Евгений Гудилин, руководивший впоследствии
запуском МКС "Энергия-Буран" |
11. |
Отпуск |
1'55" |
12. |
Года |
5'06" |
13. |
Ода Байконуру |
3'31" |
14. |
Подземелье |
2'20" |
15. |
Белорубашечник |
3'13" |
16. |
Байконурский карнавал |
2'38" |
17. |
Еще споем |
1'47" |
18. |
Журавли |
2'54" |
19. |
Небылица |
2'14" |
20. |
НЛО |
3'34" |
|
песня
основана на реальных событиях - офицер, заступив в караул, с целью
симулирования помешательства всю ночь стрелял по звездам, отбиваясь
"от атак НЛО". Боевая задача была выполнена капитаном блестяще - он
был демобилизован в течении 24 часов! Кстати, этот "успех" вызвал
целую серию последователей, но так везло далеко не всем. Известен
еще один случай, когда двух офицеров демобилизовали приказом
начальника полигона в течении суток - они стрелялись на
дуэли с использованием табельного оружия из-за неразделенной любви.
После дембеля они признались, что дама сердца здесь
была совсем ни при чем... |
21. |
Вальс "Золотой осени" |
2'46" |
22. |
Лейтенантская |
4'04" |
23. |
Колеса сталью грохотали |
5'25" |
24. |
Ты знай, Россия |
2'25" |
25. |
Будь счастлив, Байконур |
2'42" |
|
Игорь Куликов
|
"Иван Иваныч" и канистра спирта
В годы службы на 7 ИПе (измерительном
пункте, или официально 107 Отдельная Испытательная Станция) космодрома
Байконур в г.Жезказган (раньше он назывался Джезгазган, но самостийность
казахов свергла букву "Д", тем самым дав понять, кто здесь хозяин) я, как
многие офицеры измерительных отделов, ездил начальником наземных поисковых
групп по обеспечению безопасности пусков с космодрома Байконур, поиску и
эвакуации отделяемых (и естественно, падающих) частей ракет-носителей. В
наших районах падения (боевых полях! Во как!) падали первые ступени
"Союзов", "Протонов" и т.д., а также их головные обтекатели. При запусках
пилотируемых аппаратов в степи появлялись лихие ребята из
поисково-спасательной службы (ПСС) ВВС. Эта легендарная служба была создана,
когда наша страна стала запускать космические аппараты. У её рождения стоял
А.П.Каманин, один из первых Героев Советского Союза, первый руководитель
отряда космонавтов. Ребята из ПСС готовились эвакуировать космонавтов,
космические аппараты из любой точки страны и даже за её пределами. Так что с
подготовкой у них все было хорошо. На вездеходах ПЭМ (поисково-эвакуационных
машинах), самолетах и вертолетах поисковики разлетались вдоль трассы
выведения космического аппарата или по трассе спуска спускаемых аппаратов.
Машины-ПЭМки были оборудованы всякими прибамбасами, типа спутниковая связь,
радиопеленгаторы и еще черт знает чем...
Продолжение
|
Андрей Лаврентьев
|
"...Помимо
намерзания льда, все очень опасались, что при отрыве от стола "Энергию" с
"Бураном" снесет на высокие стартовые сооружения, фермы обслуживания"
С огромным вниманием прочел я материалы
Вашего сайта. Прошло, без малого, 20 лет со дня описываемых событий. Многое
забывается и безвозвратно уходит в прошлое. Появляются утки вроде
пуска "БАЙКАЛА". Понятно, что нужен
ореол тайны вокруг программы - так легче добывать деньги. На мой
непросвещенный взгляд, этим следует заниматься чуть позже, когда отойдут от
дел все участники событий. А сейчас, пока еще не поздно, очень важно собрать
как можно больше первичного материала - документов, воспоминаний всех тех,
кто создавал, наверное, последнее техническое чудо великой державы. За эту
работу бесконечная Вам благодарность. Что же касается названия "Байкал", то
во время работ на полигоне циркулировала банальная версия. Как говорили "птичники",
"Байкал" переименовали в "Буран" из-за опасения, что при посадке могут
обгореть плитки ТЗП с первыми тремя буквами и миру предстанет корабль с
незавидным названием. Пока живы участники проекта, проверить эту версию
очень легко. Может быть, когда-нибудь в пику "Аэропорту" наш Хейли и напишет
"Буран". Только вряд ли способен один человек охватить весь масштаб
происходившего в то время. Прочтите воспоминания конструкторской элиты,
опубликованные на сайте. Описания одних и тех же событий иногда
принципиально расходятся. Ну, например:
Продолжение
|
Владимир Катаев
|
16-й
отдел службы НИР - прообраз будущего вычислительного центра космодрома -
служба длиною более 30 лет
(отрывок из статьи в книге "Рокот космодрома", готовящейся к изданию в
Киеве)
"...Одним из самых сложных и
продолжительных этапов моей работы в последние годы службы на космодроме
стала подготовка к пуску многоразовой космической системы (МКС). Началась
она еще в начале 1977 года, когда я занимал должность заместителя начальника
управления по ОИР. В феврале 1976 года вышло Постановление правительства "О
создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета,
межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системы,
стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплекса и других
наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты
высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращением с орбиты грузов
массой до 20т". Заказчиком системы выступило Министерство обороны
СССР, Головным разработчиком было определено НПО
"Энергия", возглавляемое Генеральным конструктором
В.П.Глушко. Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совете
Министров СССР в декабре 1976 года утвердила
кооперацию исполнителей".
Продолжение
|
Дмитрий Воронцов
|
Записки рядового инженера
Лет семь назад у меня
возникло желание изложить "на бумаге" свои воспоминания о времени моей работы в
ракетно-космической отрасли. До недавних пор до этого "не доходили руки".
"Последней каплей" стало знакомство с материалами сайта www.buran.ru. Некоторые
из описываемых там событий как раз происходили в бытность мою инженером
Волжского филиала НПО "Энергия" (1988-1991гг.).
Большая часть подобного рода воспоминаний принадлежит главным конструкторам, их
замам, ну, может еще начальникам отделов и секторов... Редко удается ознакомиться
с мнениями рядовых исполнителей, конструкторов и проектантов, т.е. тех людей,
которые, собственно ракету "считали и рисовали". Именно поэтому я так и назвал
свои "мемуары" - "Записки рядового инженера". Оговорюсь сразу, у меня, в силу
должностного положения ("дорос" только до должности инженера 2-й категории) не
было доступа ко многим документам. Не вращался я и в высоких сферах.
Признаться честно, у меня было желание "подогнать" свои записки к фактологии и
хронологии, изложенной, например, в воспоминаниях Б.И.Губанова. Но я решил
оставить все, как есть. То есть, как мне запомнились события, со всеми ошибками
и неточностями... Может быть в этом и есть ценность таких воспоминаний".
Продолжение
|
Владимир Дмитриев
|
Космический старт
В преддверии одного из юбилеев ко мне настоятельно обратились давние сослуживцы
с просьбой поделиться воспоминаниями о наиболее памятных событиях славного
прошлого нашего Военно-морского флота, в которых я принимал непосредственное
участие.
Мне посчастливилось прослужить в ВМФ на различных должностях, непосредственно
связанных с боевым применением дальней оперативной связи ВМФ, более тридцати
лет и быть не только очевидцем, но и участником многих событий, происходивших в
СССР, России и в мире.
Размышляя о чем написать, дома я неоднократно останавливался около серванта и
горки, за стеклом которых у меня бережно хранятся сувениры из разных стран. Вот
кораллы и ракушки из районов островов Дахлак, Сокотра, архипелага Чагос, Кубы,
из Индии и других мест, а вот кусочек, похожий на пенопласт, на разломе белый, с
другой стороны отполированный и черный, как антрацит и, даже, словно
обожженный...
Об истории этого кусочка речь будет идти далее в настоящем повествовании.
Продолжение |
Андрей Гончар
|
Звездные часы ракетной
техники. Воспоминания
Предлагаемое издание посвящено событиям второй половины минувшего
столетия, так называемого периода холодной войны
между США и СССР. Непосредственным участником этих событий
был Главный конструктор системы управления ракеты "Энергия" А.С. Гончар, о
чем он и пишет в своих воспоминаниях.
В книге подробно описан процесс создания
ракетно-ядерного щита
СССР,
позволивший остудить "горячие головы" американских "ястребов", мечтавших физически уничтожить
Советский Союз. В качестве документального подтверждения прилагаются фотографии с
описанием тактико-технических характеристик ракетных комплексов, системы
управления которых создавались в
ОКБ-692.
Для широкого круга читателей.
Текст книги |
Геннадий Понамарев
|
Байконур. Прыжок в космическую бездну
(избранные
главы книг "Байконур. Прыжок в космическую бездну" и "Судьба
моряка в песках Байконура")
К концу июля 1961 года с учетом полученного Юрием Гагариным опыта полета в
космос и на основе глубокого анализа работы ракетно-космической системы (ракета
8К72 - космический пилотируемый корабль "Восток") окончательно решился вопрос о
длительности полета в космос второго советского космонавта Германа Титова. ВВС в
лице генерала Каманина считали, что трех-четырех витков вокруг Земли будет
вполне достаточно для дальнейшего проведения анализа воздействия негативных
факторов космоса на организм космонавта. Королев же придерживался другой точки
зрения - полет должен быть суточным, чтобы воздействие космоса было длительным,
как на космонавта, так и на конструктивные элементы космического корабля и его
системы. И он настоял на своей точке зрения.
Было также принято решение о том, чтобы перед полетом Титова с 51-й стартовой
площадки запустить боевую межконтинентальную ракету 8К75. Тогда все говорили
вслух, что "С.П." делает это преднамеренно: "75" машина (ракета) в прошлый раз
достаточно успешно улетела со старта, мол, не будем нарушать хорошую традицию.
Но эта традиция не прижилась - техника подвела. Каждый полет в космос нес и
несет по-прежнему до сих пор в себе элементы технической незавершенности
проектных решений систем и конструкций космического корабля, и поэтому всегда
имелся и имеется риск не вернуть корабль и космонавта живым на Землю. Это
жесткая проза космонавтики. Несмотря на то, что авиация практически используется
уже несколько десятков лет и имеет большой опыт эксплуатации и выработанную
систему безопасности полетов, все равно продолжается длинная череда авиационных
катастроф.
Продолжение |
Анатолий Вовнянко
|
История создания самолета Ан-225 «МРІЯ»
В 2013 году исполнилось 25 лет с
момента первых полетов орбитального корабля «Буран» (15.11.1988 г.) и самолета
Ан-225 (21.12.1988 г.). Я заранее извиняюсь, что буду много писать о себе, но
это были счастливые годы интересного созидательного труда и той творческой
обстановки, которая царила на АНТК! Кроме того, мой рассказ даст представление -
как в то время принимались решения и работала Система.
В 1985 году на Политбюро ЦК
КПСС было принято решение о развертывании работ по постройке
самолета Ан-225 и необходимо было разворачивать работы как
на КМЗ, так и в масштабах Министерства Авиационной
Промышленности (МАП). Весной 1985 года Петр Васильевич
предложил мне стать его помощником (у меня в то время были
прекрасные отношения с ПВ, т.к. я на протяжении нескольких
лет по его указаниям участвовал в разработках и поставках
длинномерных прессованных панелей и крупногабаритных
полуфабрикатов и деталей из них для постройки первых
самолетов Ан-124, главным конструктором которого был
П.В. Балабуев, при этом он был и первым замом Антонова). Я с
1982 года работал ведущим конструктором в службе ведущих по
самолету Ан-70.
Продолжение |
|
|
Узнать
гораздо больше про крылатые космические корабли вы сможете из
нашей книги (см. обложку слева) "Космические крылья",
(М.:ООО "ЛенТа странствий", 2009. - 496с.:ил.)
На сегодняшний день - это самое полное русскоязычное энциклопедическое
повествование о десятках отечественных и зарубежных проектах. Вот как об этом
сказано в аннотации книги:
"Книга посвящена этапу возникновения и развития крылатых
ракетно-космических систем, которые рождались на "стыке трех стихий" - авиации,
ракетной техники и космонавтики, и вобрали в себя не только конструктивные
особенности данных видов техники, но и весь ворох сопровождающих их технических
и военно-политических проблем.
Подробно излагается история создания воздушно космических аппаратов мира - от
первых самолетов с ракетными двигателями времен II Мировой войны до начала
реализации программ Space Shuttle (США) и "Энергия-Буран" (СССР).
Книга, рассчитанная на широкий круг читателей, интересующихся историей авиации и
космонавтики, особенностями конструкции и неожиданными поворотами судьбы первых
проектов авиационно-космических систем, содержит на 496 страницах около 700
иллюстраций, значительная часть которых публикуется впервые."
Содействие в подготовке публикации оказали такие предприятия
авиационно-космического комплекса России, как
НПО "Молния",
НПО машиностроения, ФГУП РСК "МиГ",
ЛИИ имени М.М.Громова, ЦАГИ, а также музей Морского космического флота.
Вступительная статья написана генералом В.Е.Гудилиным,
легендарной личностью нашей космонавтики.
Получить более полное представление о книге, ее цене и
возможностях приобретения можно на
отдельной странице. Там
же можно познакомиться с ее содержанием, оформлением, вступительной статьей
Владимира Гудилина,
предисловием авторов и выходными данными издания.
|
|
|
|