Условия работы теплозащиты
| Условия работы теплозащиты и конструкции "Бурана" можно разбить на три группы, соответствующие основным этапам полета - совместный полет с ракетой-носителем "Энергия", орбитальный полет и автономный полет при планирующем спуске в атмосфере. Для этапа выведения к
основным факторам воздействия на теплозащиту
относятся: вибрационно-акустичесуие нагрузки,
воздушный скоростной напор и нестационарные
нагрузки от скачков уплотнения, причем последние
наиболее существенны в зонах узлов связи
"Бурана" с центральным блоком
ракеты-носителя. |
|
Дополнительным фактором, способствующим повышению уровня инерционных нагрузок на элементы теплозащиты, может быть увеличение их массы за счет поглощения влаги при неблагоприятных погодных условиях.
Аэродинамический нагрев на участке выведения сравнительно мал и не является определяющим для выбора теплозащиты. Лишь в кормовой части "Бурана" теплозащита донного экрана и ряда других элементов выбирается в соответствии с уровнями радиационного нагрева от факелов двигателей ракеты-носителя на этапе совместного полета.
В орбитальном полете элементы теплозащиты "Бурана" в теневых зонах могут охлаждаться до температур порядка - 120°С или нагреваться до + 110°С под действием прямого солнечного излучения. Минимальные уровни температур несущих элементов конструкции также могут достигать значений - 120°С, а максимально допустимый нагрев металлической обшивки планера во время орбитального полета по техническому заданию ограничен значением + 50°С для того, чтобы рационально использовать теплоаккумулирующую способность конструкции и тем самым сохранить на приемлемом уровне вес тепловой защиты. Практическое выполнение этого требования для боковой и верхней поверхностей планера обеспечивается использованием для теплозащиты внешних покрытий белого цвета с низким значением отношения коэффициента поглощения солнечного излучения к излучательной способности (АS /E < 0,4). Для нижней поверхности планера, где используется более термостойкая теплозащита с внешним покрытием черного цвета, имеющим отношение АS /E - 1, вводится ограничение по времени ее непрерывной ориентации на солнце (не более 6 часов).
Максимальные тепловые нагрузки теплозащита "Бурана" испытывает во время планирующего спуска в атмосфере. При этом параметры аэродинамического нагрева имеют существенную пространственную неравномерность и изменяются по времени, а максимальные уровни температур поверхности в значительной мере определяются такими физическими свойствами поверхности теплозащитного покрытия (ТЗП), как каталитичность и излучательная способность. Уровни температур тонкостенных носков фюзеляжа и крыла существенно зависят также и от интенсивности внутренних процессов радиационного теплообмена. Максимальные значения температуры теплозащищенных элементов конструкции из алюминиевых сплавов в момент посадки не должны превышать + 160°С при начальной температуре перед спуском с орбиты + 50°С.
На схеме распределения максимальных температур приведены расчетные значения температур: уровни внешнего нагрева для типовой проектной траектории спуска, представленные изолиниями максимальных температур на поверхности "Бурана", получены на основании расчетов, многочисленных продувок масштабных моделей в аэродинамических трубах ЦАГИ, ЦНИИмаш и летных испытаний элементов теплозащиты на летающей модели "Бор-4". Температура носков фюзеляжа и крыла из материала углерод-углерод рассчитана с учетом физико-химических процессов в ударном слое и каталитических свойств поверхности, а также с учетом внутреннего переизлучения и процессов теплопроводности (КW=3м/с).
Расчетные методы анализа тепловых режимов "Бурана"
| Сравнительный анализ материалов и расчетное обоснование необходимых толщин теплозащиты "Бурана" проводились с использованием нескольких типов математических моделей. При этом учитывались внешние условия нагрева, процессы радиационного и конвективного теплообмена внутри планера, теплообмен в межплиточных зазорах, реальная архитектура несущей конструкции, зависимость теплофизических характеристик от температуры и давления, а также ряд других факторов. Справа показаны одна из схем расчета плиточной теплозащиты и некоторые полученные результаты. Заметно влияние межплиточньк зазоров, которые в конечном итоге снижают эффективность тепловой защиты и поэтому должны тщательно контролироваться на всех этапах наклейки плиток, проверочных испытаний и эксплуатации. |
![]() |
![]() |
В процессе расчетных исследований выявлена исключительно важная роль радиационного теплообмена во внутренних полостях конструкции планера. Целенаправленный учет этих процессов при разработке конструкции "Бурана" позволил снизить потребные толщины теплозащиты и дать прогноз существенного уменьшения неблагоприятных температурных градиентов. Интенсивность переноса тепла излучением от более нагретых зон конструкции к менее нагретым в некоторых случаях преобладает надпроцессами теплопроводности. Это хорошо видно на рисунке слева (тепловой расчет фрагмента крыла Бурана) из сравнения результатов теплового расчета фрагмента крыла "Бурана", полученных с учетом радиационного теплообмена и без учета. |
| Для наиболее нагреваемых элементов конструкции "Бурана" - носового обтекателя и передних кромок крыльев - учет радиационного теплообмена позволил снизить проектные уровни максимальных температур на 100...150°С. Справа на рисунке для одного из расчетных вариантов показано изменение по времени температур в характерных точках углерод-углеродной секции передней кромки крыла. За счет переноса тепла излучением разность температур между нижней и верхней частями секции уменьшается с 1150°С до 500°С и одновременно в зоне максимального нагрева температура понижается примерно на120...150°С. |
![]() |
![]() |
Одну из серьезных проблем применения плиточной теплозащиты представляет возможная потеря теплозащитных элементов. Проведенные расчетно-экспериментальные исследования позволили накануне первого полета "Бурана" дать обоснованный прогноз, что повреждение или отрыв любой из теплозащитных плиток в большинстве случаев не приведет к расплавлению обшивки планера, то есть к возникновению аварийной ситуации. Это в обобщенном виде иллюстрируется на рисунке слева, где для нескольких зон "Бурана" в зависимости от максимальной температуры на внешней поверхности неповрежденной теплозащиты ТW,max приведены расчетные максимальные температуры металлической обшивки планера ТW,max при нормальном состоянии теплозащиты и в случае потери единичного элемента плиточной теплозащиты. В последнем случае рассмотрены два варианта: отрыв плитки с сохранением на металлической обшивке планера фетровой подложки (наиболее вероятный случай) и отрыв плитки вместе с фетровой подложкой. |
Как видно, при сохранении фетровой подложки температура плавления обшивки (около 500°С) не достигается во всем диапазоне внешних максимальных уровней нагрева 270...1250°С, а при отрыве плитки вместе с фетром целостность обшивки может быть нарушена только в зонах, непосредственно прилегающих к углерод-углеродным обтекателям.
Во время запуска "Бурана", происходившего в зимних условиях и при плохой погоде, часть плиток была повреждена осколками льда, падавшими со стартовых сооружений, ракеты-носителя и самого орбитального корабля, причем некоторые плитки были оторваны полностью. Однако послеполетный осмотр показал, что расплавления металлической обшивки корпуса "Бурана" в этих местах не произошло за исключением одной зоны, где из-за дефекта жгутового уплотнения на стыке плиточной теплозащиты с секцией передней кромки крыла создалась возможность интенсивного затекания воздушной плазмы внутрь полости кромки. Данные результаты первого полета "Бурана" полностью подтвердили предварительные расчетные прогнозы по степени надежности его тепловой защиты.
| Разработанные методы расчета тепловых режимов многостекольных иллюминаторов "Бурана" позволили на стадии проектирования Детально проанализировать возможные градиенты температур и уровни нагрева стекол (смотри рисунок справа) и тем самым существенно повысить надежность конструкции иллюминаторов, а также снизить затраты на их экспериментальную отработку. |
![]() |
| Переход на: |
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005