Транспортировка орбитального корабля (ОК) "Буран"

onmria5g.gif (7120 bytes)

Доставку "Бурана" на космодром Байконур и последующую транспортировку можно разбить на несколько стадий:

1.

Сначала собранный на Тушинском машиностроительном заводе (ТМЗ) планер ОК "Буран" готовится к отправке на космодром: ему предстоит транспортировка по земле, по воде и воздуху. Для этого с корабля снимается вертикальное оперение, часть бортового оборудования, устанавливается хвостовой обтекатель. Фюзеляж орбитального корабля длиной около 40 метров, с крыльями размахом 24 метра и массой около 50 тонн на специальной транспортной тележке подвозят к специально возведенному причалу на берегу Москва-реки. Именно для транспортировки "Бурана" по суше вдоль всего маршрута в Тушинском районе Москвы целый ряд улиц (например, ул.Лодочная) подвергся серьезной реконструкции: они были расширены, перекрестки спрямлены, изменены маршруты трамвайных и троллейбусных линий.

Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ
Подготовка к транспортировке в цехах ТМЗ
Транспортировка по улицам Москвы
Транспортировка планера "Бурана" на специальной тележке по улицам Москвы (Тушинский район)
Установка груза на речной барже
Установка груза на речной барже

Далее груз закатывают на специально приспособленную баржу, оборудованную балластными цистернами для изменения осадки (для беспрепятственного прохождения под мостами), и по Москва-реке доставляют на подмосковный аэродром. На весь период перевозки от ТМЗ до аэродрома планер "Бурана" закрыт специальным чехлом, изменяющим (в целях секретности) форму и конфигурацию груза.

Транспортировка по Москве-реке
Перевозка "Бурана" по Москве-реке в центре Москвы
Перегрузка с баржи
Перегрузка с баржи
Транспортировка по аэродрому
Транспортировка груза по подмосковному аэродрому
2.

На аэродроме при помощи крана (подъемно-козлового устройства ПКУ-50) "Буран" устанавливают на самолете-носителе ВМ-Т "Атлант". В качестве самолета-носителя использован доработанный дальний бомбардировщик 3М, обладающий великолепными летно-техническими и взлетно-посадочными характеристиками, обусловленными высоким аэродинамическим качеством. Для новой роли ему удлинили и усилили фюзеляж, существенно изменили хвостовое оперение, так как крупногабаритный груз затенял киль, установили три опоры и стыковочные узлы.

Установка на самолет-носитель
Установка на самолет-носитель
Начало полета на космодром
Начало воздушного пути
Летим !!!

После пробных полетов с макетами орбитального корабля самолет-носитель доставил на Байконур уникальный крупногабаритный груз - космический корабль "Буран". Самолет-носитель производил посадку на ВПП аэродрома "Юбилейный", куда впоследствии садился и сам "Буран" после своего первого космического полета.

3.

Предполагалось, что впоследствии, после введения в эксплуатацию самого большого в мире транспортного самолета Ан-225 "Мрия", он возьмет на себя основную долю в воздушной транспортировке элементов МКС "Энергия-Буран". Также планировалось продолжить эксплуатацию двух самолетов "Атлант", для чего один из них был оборудован системой дозаправки в полете. Однако к моменту ввода "Мрии" в строй самолет-носитель ВМ-Т "Атлант" совершил уже более 150 рейсов на космодром, перевезя все необходимое для первых 3-х пусков РН "Энергия", и в связи с наметившимся замедлением программы на долю "Мрии" досталась только транспортировка "Бурана" на Парижский авиасалон в мае 1989 г. и показательные полеты с "Бураном" на авиационном параде на Байконуре 12 апреля 1991 г.

Транспортировка Бурана на Ан-225 Мрия Транспортировка Бурана на Ан-225 Мрия
4. Разгрузо-погрузочные, монтажно-установочные работы и транспортировка на космодроме Байконур
Снятие с самолета-носителя на космодроме
Снятие "Бурана" с самолета-носителя подъемно-установочным агрегатом ПУА-100 на космодроме Байконур
Транспортировка в МИК ОК
Транспортировка "Бурана"  на автомобильном ТА в МИК ОК космодрома Байконур
Закатка Бурана в МИК ОК
Закатка "Бурана" в МИК ОК космодрома Байконур
Транспортирование ОК между монтажно-испытательным корпусом (МИК) ОК, площадкой огневых контрольных испытаний, технической позицией РН, технической позицией многоразового ракетно-космического комплекса (МРКК) и посадочным комплексом ОК выполняется по специальным автомобильным дорогам на транспортном агрегате (ТА) с помощью тягачей. Транспортный агрегат представляет собой самоходный колесный автопоезд, состоящий из двух тягачей и прицепа, общей грузоподъемностью 100т. Несмотря на большую длину, автопоезд обладает хорошей маневренностью за счет поворота всех осей прицепа.
Основные характеристики транспортных средств ТА ТУА
   Масса в снаряженном состоянии, т 126 (без ОК) 2756 (без МРКК и тепловозов)
   Грузоподъемность, т 100 571
   Габаритные размеры (без груза), м:
             длина 58,8 56,3 (без тепловозов)
90,3 (с тепловозами)
             ширина 5,4 29,5
             высота 3,2 21,2
   Скорость движения, км/ч до 10 (с ОК) и до 40 (без ОК) до 5 (с МРКК)
   Расстояние между колеями - 20
   Ширина колеи - 1,524

Для перегрузки ОК на ТА используется подъемно-установочный агрегат ПУА-100, который представляет собой уникальный комплекс электрогидромеханических систем с широким диапазоном технических возможностей, имеющий легкую конструкцию, несмотря на свои внушительные размеры. ПУА-100 обеспечивает на посадочном комплексе все перегрузочные операции с различными крупногабаритными технологическими грузами, доставляемыми на космодром самолетами транспортировщиками 3М-Т "Атлант" и Ан-225 "Мрия". ПУА-100, с помощью которого "Буран" готовят к установке на транспортировщик, расположен на площадке перегрузки, расположенной на продолжении рулежной дорожки N1 на
расстоянии примерно 500 м от ВПП

Установка Бурана с помощью ПУА-100 на Ан-225 Мрия
Установка ОК "Буран" на Ан-225 "Мрия" с помощью ПУА-100
Установка Бурана при помощи ПУА-100 на Ан-225 Мрия
Установка ОК "Буран" на Ан-225 "Мрия" с помощью ПУА-100

Орбитальный корабль внутри МИКа ОК с одного рабочего места на другое перемещается на специальном самоходном транспортно-технологическом агрегате (ТТА) или с помощью специальных мостовых кранов.

Транспортирование МРКК с технической позиции РН на техническую позицию МРКК и на стартовый комплекс выполняется на специальном транспортном установочном агрегате (ТУА, см.табл.) с помощью тепловозов. (До доработки ТУА использовался для транспортировки лунной РН "Н-1" на рубеже 60-70-х годов)

Более подробно вопросы речной и воздушной транспортировки рассмотрены на странице "Посадочный комплекс космодрома Байконур"

Погрузка ОК на ТТА в МИКе ОК
Погрузка ОК мостовым краном в МИКе ОК на транспортно-технологический агрегат
Транспортировка ОК на автомобильном транспортном агрегате
Транспортировка  ОК "Буран" на автомобильном транспортном агрегате (ТА) с технической позиции   ОК "Буран" на техническую позицию  ракеты-носителя "Энергия"на космодроме Байконур
Перегрузка МРКК на ТТУ
Перегрузка в МИКе мостовым краном собранного МРКК на ТУА

Отработка воздушной транспортировки планера орбитального корабля с использованием самолета-носителя ВМ-Т "Атлант"
vm-t.avi, 720x576, 2.53Mb, 22 сек. видео
Транспортировка МТКК Энергия-Буран на транспортно-установочном агрегате
Транспортировка МРКК "Энергия-Буран" на ТУА на стартовый комплекс

Отработка транспортировки   "Бурана" на самолете Ан-225 "Мрия" на ВПП космодрома  Байконур перед перелетом на авиасалон в Ле-Бурже, Франция
trans2.avi, 720x576, 4.28Mb, 44 сек. видео
Смотри также описание речной транспортировки прочностных сборок центрального блока РН "Энергия" с завода-изготовителя "Прогресс" (г.Самара) в ЦНИИМаш (Подмосковье) в воспоминаниях В.М.Филина
 

Видеофильм о транспортировке БУРАНА

При оформлении страницы использованы кадры из видеофильма
"Транспортировка Бурана"

aviamria.gif (2032778 bytes)

Воздушная транспортировка показана в видеофильме
"Мечта для Бурана"

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход к космодрому Байконурпереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru

Rambler's Top100 Service