Производство ОК "Буран"

Волков Николай Васильевич
Сегодняшний директор ТМЗ
ВОЛКОВ Н.В.

В качестве основной производственной базы при создании "Буранов" был выбран Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) на северо-западе Москвы: именно здесь, на серийном многопрофильном заводе (директор Арутюнов С.Г.), имевшем опыт строительства крупных сверхзвукового ударно-разведывательного самолета Т-4 ("Сотка", см. рис. ниже) и находившемся рядом с НПО "Молния", решалась труднейшая задача -  разрабатывались новые производственные и технологические процессы сборки планера орбитальных кораблей.

Для наиболее ответственных операций по сборке орбитальных кораблей был построен специальный корпус-цех N111 с уникальными требованиями к чистоте помещений, в котором проводились работы по наклейке теплозащитных плиток. Полностью роль ТМЗ в создании и постройке ОК "Буран" раскрыта в статье И.К.Зверева и С.Г.Арутюнова "Тушинский машиностроительный завод", взятой из книги "Авиационно-космические системы"

Арутюнов Сурен Григорьевич
Директор ТМЗ в период постройки ОК "Буран"
АРУТЮНОВ С.Г.

Сверхзвуковой ударно-разведывательный самолет Т-4 "Сотка" ОКБ Павла Сухого

Значительный вклад в производство "Бурана", заключающийся в создании лабораторно-производственной базы, организации производства аэродинамических моделей, ВСУ, фрагментов конструкции в подтверждение их работоспособности для использования на "Бурана" внес опытный завод НПО "Молния"

Первоначальный заказ предусматривал строительство двух летных экземпляров "Бурана", однако позднее было принято решение построить еще три. Кроме того, были построены:

О б ъ е к т Назначение
1 Полноразмерное изделие ОК-М
- Статические прочностные испытания в обеспечение горизонтально-летных испытаний изделия ОК-ГЛИ
- Частотные испытания: ГЧИ-П; IV
2 Изделие ОК-ГЛИ
Летные испытания:
          - Основная программа - 16 полетов
          - Дополнительная программа - 8 полетов
3 Полноразмерное изделие ОК-КС Электрорадиотехнические испытания систем и оборудования на комплексном стенде ОК-КС
4 Полноразмерное изделие ОК-МТ
          - Статические прочностные испытания
          - Примерочно-отладочные работы
5 Полноразмерные отсеки ОК-ТВА

Динамические испытания носовой части фюзеляжа

Теплопрочностные испытания:
          - внешнего и внутреннего элевона
          - вертикального оперения
          - балансировочного щитка
          - носового кока
          - секций носков крыла (N 11, 12, 13 с крыла правого - термоциклирование)
          - средней части фюзеляжа с крылом правым
Вибропрочностные испытания:
          - элевона внутреннего
          - средней части фюзеляжа
          - хвостовой части фюзеляжа
          - носовой части фюзеляжа с кабиной
          - носового кока
Повторно-статические испытания:
          - секций носков крыла (N 7... 13)
          - носового кока
Акустические прочностные испытания:
          - внешнего и внутреннего элевона
          - вертикального оперения
          - балансировочного щитка
          - крыла левого
          - секций носков крыла (N 7... 10)
          - средней части фюзеляжа с крылом правьм
6 Полноразмерное изделие для прочностных испытаний Статические прочностные и повторно-статические испытания балансировочного щитка, створок, узлов
7 Полноразмерные отсеки ОК-ТВИ Тепловакуумные испытания вертикального оперения, средней и хвостовой части фюзеляжа
8 Шасси Отработка функционирования и ресурса на стенде шасси КСШ (выполнено ~ 2200 выпусков и уборок шасси)
9 Система управления створками, радиаторами, замками (СУ-СРЗ) Отработка функционирования на полноразмерном стенде "СТВОР-2"
10 Системы обеспечения жизнедеятельности и тепловых режимов Отработка функционирования и тепловых режимов на стендах 35ст7 и 35ст7/9
11 Комплекс бортового оборудования планера
- Комплексные испытания на стендах БКС-СРК, ПНС, ПРСО (в т.ч. полунатурное моделирование 1248 реализации, отработка ДИЛ - 149 испытаний и др.)
- Испытания на летающих лабораториях Ту-154 (всего 498 работ в автоматическом режиме: проходов - 334, посадок - 108, в в/ч 11284 - 56 работ)
12 Летающие модели "Бор-5", "Бор-4" - Летные испытания модели "Бор-5" для исследования аэродинамических характеристик (4 работы)
- Летные испытания модели "Бор-4" для исследования тепловых характеристик (5 работ)
13 Агрегаты и узлы систем разработки предприятий МАП Испытания на все виды внешних воздействий (204 наименования объектов испытаний, 900 объектов, -5000 испытаний - в НПО "Молния", 450 объектов - на предприятиях-смежниках)

а также модель для установки в НПО "Энергия" в качестве комплексного стенда (для дублирования обстоятельств полета на земле).

Различные этапы сборки и испытаний ОК "Буран" приведены на фотографиях
(все фотографии раскрываются в увеличенный формат)

Внестапельная сборка фюзеляжа ОК Буран в цехе ТМЗ Внестапельная сборка фюзеляжа ОК Буран в цехе ТМЗ

Внестапельная сборка фюзеляжа ОК "Буран" в цехе ТМЗ

Сборка крыла ОК Буран в цехе ТМЗ
Сборка крыла ОК "Буран" в цехе ТМЗ
Фрагмент отсека полезного груза
Фрагмент отсека полезного груза
Орбитальный корабль Буран подготовлен для установки теплозащиты в цехе ТМЗ
ОК "Буран" подготовлен для установки плиток теплозащиты в цехе ТМЗ
Подготовка к прочностным испытаниям фюзеляжа ОК Буран
Подготовка к прочностным испытаниям фюзеляжа ОК "Буран"
Прочночтные испытания планера Бурана
Прочностные испытания планера "Бурана" в зале стат'испытаний (с имитацией многомерных нагружений)
Комплексный стенд в сборочном цехе НПО ЭНЕРГИЯ
Комплексный стенд в цехе НПО "Энергия"
ОК Буран в сборочном цехе ТМЗ
Установка оборудования на "Буране" в цехе ТМЗ
Монтаж оборкдования на планере ОК Буран
Установка оборудования на "Буране" в цехе ТМЗ
Статические испытания створок отсека полезного груза
Статические испытания створок отсека полезного груза (на этом стенде полностью компенсировалась земная сила тяжести (!!!) и створки работали в условиях невесомости)

Смотри также: несостоявшаяся гордость отечественной космонавтики - головной модифицированный ОК второй серии
(изделие N2.01)


Смотри также раздел "Изготовление ОК "Буран"


Сегодня, после неофициального закрытия программы, сборочный цех ОК "Буран" представляет собой
печальное зрелище


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайта
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru