Безопасность орбитального корабля
"Буран" (11Ф35)
Количественная характеристика безопасности
(вероятность благополучного исхода полета в отношении жизни и здоровья экипажа)
задается в начале разработки проекта как одно из основных требований на уровне
0,99...0,995. Эти показатели всегда выше надежности ракетно-космического
комплекса (РКК), т.е. его способности к выполнению программы полета.
Заданные требования безопасности обеспечиваются
разными средствами и способами в зависимости от этапа предстартовой подготовки и
космического полета. В частности:
- при нахождении экипажа внутри корабля во время
предстартовой подготовки на стартовом комплексе
предусмотрена экстренная эвакуация космонавтов с помощью агрегата экстренной
эвакуации или их катапультирование;
- на этапе выведения в зависимости от тяжести и
времени возникновения аварийной ситуации предусмотрено
катапультирование
экипажа, маневр возврата с возвращением корабля и
второй ступени ракеты-носителя
в район старта для последующей посадки корабля на
посадочный комплекс космодрома,
экстренное отделение корабля от
ракеты-носителя с последующей посадкой на аэродромы вдоль трассы выведения,
или вывод на одновитковую траекторию;
- во время орбитального полета предусмотрена
эвакуация экипажа "Бурана" (на этапе его летно-конструкторских испытаний)
модернизированным кораблем "Союз ТМ" (тема
"Союз-спасатель") для последующей доставки на орбитальную станцию или
возвращение на Землю (cм. рисунок внизу).
Проведенные исследования показали, что выбор
применяемых средств и способов спасения экипажа такого многоразового
ракетно-космического комплекса, как "Энергия-Буран", не всегда однозначен в
связи со сложностью и особенностями его конструкции, трудностями детальной
диагностики агрегатов и систем ракеты-носителя, разнообразием условий на
траекториях движения и ограничениями, присущими средствам спасения. Наиболее
напряженными по применению способов спасения являются аварийные ситуации в зоне
стартового комплекса и в диапазоне времени 90...135 секунд штатного полета,
охватывающем границу смены способов спасения, т.к. использование катапультных
кресел ограничено их возможностями, а экстренное отделение проводится в зоне
высоких скоростных напоров, что приводит к сложности организации безударного
отделения.
В процессе автономного полета орбитального корабля
(ОК)
после экстренного отделения в зависимости от времени аварии (начальных
траекторных параметров) могут быть отдельные участки, где конструкция и системы
ОК работают в критичных условиях (перегрузки, скоростные напоры и др.)
|