| 
 Безопасность орбитального корабля 
"Буран" (11Ф35)   
Количественная характеристика безопасности 
(вероятность благополучного исхода полета в отношении жизни и здоровья экипажа) 
задается в начале разработки проекта как одно из основных требований на уровне 
0,99...0,995. Эти показатели всегда выше надежности ракетно-космического 
комплекса (РКК), т.е. его способности к выполнению программы полета.   
Заданные требования безопасности обеспечиваются 
разными средствами и способами в зависимости от этапа предстартовой подготовки и 
космического полета. В частности: 
- при нахождении экипажа внутри корабля во время 
предстартовой подготовки на стартовом комплексе 
предусмотрена экстренная эвакуация космонавтов с помощью агрегата экстренной 
эвакуации или их катапультирование; 
- на этапе выведения в зависимости от тяжести и 
времени возникновения аварийной ситуации предусмотрено 
			
катапультирование 
экипажа, маневр возврата с возвращением корабля и
второй ступени ракеты-носителя 
в район старта для последующей посадки корабля на
посадочный комплекс космодрома,
экстренное отделение корабля от 
ракеты-носителя с последующей посадкой на аэродромы вдоль трассы выведения, 
или вывод на одновитковую траекторию; 
- во время орбитального полета предусмотрена 
эвакуация экипажа "Бурана" (на этапе его летно-конструкторских испытаний)
модернизированным кораблем "Союз ТМ" (тема 
"Союз-спасатель") для последующей доставки на орбитальную станцию или 
возвращение на Землю (cм. рисунок внизу).   
Проведенные исследования показали, что выбор 
применяемых средств и способов спасения экипажа такого многоразового 
ракетно-космического комплекса, как "Энергия-Буран", не всегда однозначен в 
связи со сложностью и особенностями его конструкции, трудностями детальной 
диагностики агрегатов и систем ракеты-носителя, разнообразием условий на 
траекториях движения и ограничениями, присущими средствам спасения. Наиболее 
напряженными по применению способов спасения являются аварийные ситуации в зоне 
стартового комплекса и в диапазоне времени 90...135 секунд штатного полета, 
охватывающем границу смены способов спасения, т.к. использование катапультных 
кресел ограничено их возможностями, а экстренное отделение проводится в зоне 
высоких скоростных напоров, что приводит к сложности организации безударного 
отделения.   
В процессе автономного полета орбитального корабля 
(ОК) 
после экстренного отделения в зависимости от времени аварии (начальных 
траекторных параметров) могут быть отдельные участки, где конструкция и системы 
ОК работают в критичных условиях (перегрузки, скоростные напоры и др.) |