|
Общее количество стендовых образцов
приведено на странице Тушинского
машиностроительного завода. Ниже приведены
только полноразмерные изделия:
N |
Обозначение |
Назначение
изделия |
Местонахождение/состояние/примечание |
Индекс |
Имя |
Планер |
Летные образцы многоразового орбитального
корабля 11Ф35: |
1. |
1К,
11Ф35 |
"Буран" |
1.01 |
Первый летный экземпляр |
Доставлен на
космодром в декабре 1985 года. Совершил космический полет в автоматическом
режиме 15.11.1988. После полета находился на Байконуре (в
1 сооружении 112-ой площадки -
Монтажно-испытательном корпусе - МИКе вместе с
макетом РН "Энергия"), но 12.05.02
был уничтожен при обрушении крыши здания. Являлся
собственностью Казахстана, и по непроверенным данным,
был заложен в качестве
залога под иностранный кредит. |
2. |
2К, 11Ф35 |
"Буря"
? |
1.02 |
Второй летный экземпляр |
Доставлен на
космодром 23.03.1988. При транспортировке сразу
после взлета отказал один из двигателей
самолета-носителя ВМ-Т "Атлант", и в течение всего полета за
самолетом висел шлейф вытекающего керосина.
В настоящее время
находится на Байконуре, на
площадке 112А, в сооружении 80 (Монтажно-заправочный
корпус - МЗК),
является собственностью российско-казахской компании
"Аэлита" (в ближайшее время возможна смена собственника). Должен был
совершить второй полет (IVкв. 1991г.) в
автоматическом режиме со стыковкой с
пилотируемой станцией "Мир" с посещением
экипажа на орбите с последующей автоматической
посадкой. Готовность к полету на начало 1993 года
оценивалась в 95-97%. |
3. |
3К, 11Ф35 |
|
2.01 |
Третий летный экземпляр |
В цехах Тушинского
машиностроительного завода (НПО "Молния"), степень готовности
30...50%. В октябре 2004 г.
перевезен на причал Химкинского водохранилища для
временного хранения. Перед своей отставкой
весной 2006 г. старое руководство НПО "Молния" (А.С.Башилов и М.Я.Гофин)
продали 2.01
своему давнему арендатору, фармацевтической компании "СИА-Интернейшнл",
за $100 тыс., с целью дальнейшей перепродажи и
участия в разделе будущей прибыли. В середине 2006 г. компания "СИА-Интернейшнл"
отклонила предложение о покупке 2.01
со стороны одного из немецких музеев - не устроила цена. По состоянию на
01.01.2007 2.01 продолжает
находиться на
причале Химкинского водохранилища |
4. |
4К, 11Ф35 |
|
2.02 |
Четвертый летный экземпляр |
Разобран на
стапелях в цехах Тушинского
машиностроительного завода |
5. |
5К, 11Ф35 |
|
2.03 |
Пятый летный экземпляр |
Задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного
завода |
Макетно-технологические образцы орбитального
корабля 11Ф35: |
6. |
|
|
|
Макет
самолета-аналога БТС-02 ГЛИ |
Перед постройкой изделия
БТС-002 ОК ГЛИ в соответствии с
принятой в СССР технологией проектирования
авиационной техники был построен натурный деревянный
макет (деревянный "Буран" - это звучит!) в
масштабе 1:2. Местонахождение в настоящий
момент неизвестно, но скорее всего, макет не сохранился, т.к., согласно имевшемся в архиве НПО "Молния"
фотоснимку, он многие годы хранился
в ЛИИ под открытым небом и уже на момент съемки
представлял собой печальное зрелище... |
7. |
1М |
ОК-М (ОК-МЛ1 ?) |
0.01
(011?) |
Повторно-статические
прочностные испытания |
Использовался для отработки
воздушной
транспортировки. После проведения
программы прочностных испытаний изделие 001 (в случае
продолжения
программы "Энергия-Буран") должно было стать
"утопленником" для тренировок экипажей
в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости. После
наработки материалов для первого полета и последующего фактического
закрытия программы переоборудован в аттракцион "Буран: космическое
путешествие" в ЦПКиО им.М.Горького на Фрунзенской
набережной в Москве. |
8. |
2М |
ОК-ГЛИ (БТС-002,
ОК-МЛ2, ОК-МЛ2ГЛИ) |
0.02 |
Горизонтальные летные
испытания (ГЛИ) |
В период
1984-89 г.г. совершил 24 полета
на аэродроме ЛИИ им.М.Громова в подмосковном г.Жуковский. После завершения программы летных испытаний и
отработки автоматической посадки
БТС-002 длительное время находился на консервации в ЛИИ им.М.Громова,
периодически экспонируясь на
авиасалоне МАКС. Затем в октябре 1999 г.
он
был передан в лизинг в качестве экспоната
в зарубежный музей (г. Сидней, Австралия).
С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась.
Лизингополучатель, компания Buran Space Corporation (BSC), учрежденная в
сентябре 1999 года частными лицами из России и Австралии, не стала
дожидаться окончания 9-летнего срока лизинга, и вскоре после закрытия
Олимпиады-2000 объявила себя банкротом, успев выплатить
НПО "Молния" вместо обещанных
$600 тыс. всего $150 тыс. Есть основания предполагать, что банкротство
было фиктивным с целью ухода от дальнейших лизинговых платежей
и налогов.
Прежнее руководство
НПО "Молния"
(во главе с ген.директором А.С.Башиловым и директором по маркетингу
М.Я.Гофиным) расторгло указанный контракт, однако из-за финансовых
трудностей "Молнии"
БТС-002
не был вывезен из Австралии. В результате за полтора года, пока
БТС-002
находился в Сиднее, накопились долги ($11281)
за его хранение. 05.06.2002
НПО "Молния"
продало БТС-002
за
$160 тыс. компании "Space
Shuttle World Tour
Pte Ltd",
владельцем которой являлся сингапурец китайского происхождения
Кевин Тан (Kevin Tan
Swee Leon). Интересно, что от "Молнии"
новый контракт подписал не ген.директор и даже не директор по
маркетингу, а подчиненный Гофина, начальник отдела 1121 (маркетинга)
Владимир Фишелович на основании доверенности.
По условиям этого контракта сингапурская компания заплатила за хранение БТС-002
в Сиднее, за транспортировку к месту экспонирования в Королевство
Бахрейн и за его разборку/сборку в Сиднее и
Бахрейне. Условием платежа "Молнии"
был базис поставки FOB Сиднейского порта,
однако Kevin Tan смог за обещание (!) взяток
подменить коносамент, и в результате ему удалось вывезти БТС-002
без оплаты продавцу первого платежа.
Согласно планам нового "владельца", после
Бахрейна БТС-002 должен был
экспонироваться на других международных выставках,
но попытки вывезти его из порта Бахрейна провалились.
Все дело в том, что "Молния",
не дождавшись обещанных
$160 тыс. ни по
прибытию
БТС-002 в Бахрейн, ни
через 3 месяца после окончания выставки, наняла местного адвоката, и
БТС-002 был
заблокирован в порту Манамы, где он и находился до марта текущего года.
Сингапурская компания начала в Бахрейне арбитражный процесс против "Молнии",
обвинив ее в незаконных (по мнению Тана) действиях. Серия арбитражных
процессов продолжалась вплоть до февраля 2008 г. и заслуживает
отдельного рассказа. За время судебных разбирательств неоднократно
менялись судьи и адвокаты обеих сторон. Тем временем
НПО "Молния"
попыталась продать
БТС-002 во второй раз, теперь уже
Техническому музею в немецком городе
Зинсхайме.
Все переговоры от "Молнии"
велись все теми же М.Гофиным и В.Фишеловичем. Так как статус
собственности
БТС-002 оказался под
вопросом, то
Технический музей
выступил партнером "Молнии" в
арбитражном процессе, оплачивая на протяжении 6 лет все судебные
издержки, общий объем которых в итоге превысил $500
тыс.
25.09.2003 г.
НПО "Молния" по
контракту SA-25/09-03 продает
Техническому музею БТС-002
за $350 тыс. Подписавший от лица "Молнии"
контракт М.Гофин в п.4.1.3 гарантировал, что БТС-002
"со всеми его компонентами свободен от судебных исков и притязаний со
стороны третьих сторон", в подтверждение чего обязался предоставить
соответствующие документы и урегулировать все вопросы. Но выполнить свои
обязательства "Молния"
так и не смогла. Интересно, что через год после начала арбитражных
слушаний сингапурская компания попыталась заплатить оговоренные
контрактом $160 тыс., но
НПО "Молния" вернуло
деньги, т.к. на тот момент уже имелся новый покупатель (Технический музей в
Зинсхайме), предложивший лучшие финансовые
условия. Согласно условиям контракта SA-25/09-03
Технический музей
платит за БТС-002 двумя платежами, причем
первый в размере 5% ($17500) был осуществлен
18.09.2003, т.е. до (!) его подписания. Остальная сумма должна была
выплачиваться после погрузки БТС-002 на борт
судна в порту Бахрейна.
Весной 2006 г. над руководством
НПО грянул гром
-
А.Башилов и
М.Гофин, как и основной состав отдела маркетинга (в т.ч. В.Фишеловича), лишились своих должностей,
перейдя на работу в Тушинский машиностроительный завод.
После их ухода не удалось найти ни одного "молниевского" экземпляра всей
коммерческой документации по БТС-002,
включая контракты.
Казалось бы, со сменой
руководства
НПО "Молния", когда были потеряны контакты с последними
"лизингополучателями" самолета-аналога БТС-002
ОК-ГЛИ в Бахрейне, его судьба стала совсем неопределенной. Можно было
смело утверждать, что он навсегда потерян для России, но действительность оказалась куда более
интересной. Пока новое руководство "Молнии"
пыталось найти хоть какую-нибудь информацию, "старое" продолжало
поддерживать тесные контакты с музеем, ожидая отгрузки и соответствующих
платежей. Дело дошло до того, что в июне 2006 г. М.Гофин и В.Фишелович
под видом сотрудников
НПО "Молния"
принимали у себя (в кабинете В.Фишеловича в 4-ом производственном
корпусе ТМЗ) руководство музея и экспедиторской
фирмы. При этом введенный в заблуждение
музей
категорически отказывался от любых контактов с реальными представителями
"Молнии".
Технический музей
забеспокоился только после получения от указанных "продавцов" на
фирменном бланке
НПО "Молния"
реквизитов р/с в одном
из прибалтийских банков для перечисления дальнейших платежей.
После долгих попыток с привлечением представителей средств массовой
информации, когда новому руководству НПО "Молнии" наконец-то
удалось убедить дирекцию музея в своей легитимности, события
становятся похожими на детектив. Адвокату "Молнии"
удается 29.03.2007 выиграть очередной судебный раунд в Бахрейне, в
результате которого "Молния"
была признана собственником БТС-002, но адвокат Кевина Тана аннулируют
это решение на основании предъявленного в суд документа за подписью
В.Фишеловича, который 05.04.2007 на основании доверенности от лица
НПО "Молния"
(N2004/5
от 06.04.2004 с подтверждением Министерства иностранных дел Бахрейна под
N 11281 от 10.04.2004)
"отказался от приведения в исполнение двух вступивших в законную силу
судебных решений <...>,
т.к. фирма Space Shuttle World
Tour выполнила все свои обязательства; и выдвинул ходатайство о
прекращении всех судебных дел по этому поводу". В доказательство
выполнения своих обязательств Кевин Тан представил в суд заверение
нотариуса Нура Яссем Аль-Наджара (N по реестру
2007015807, текущий N 2007178668), в
присутствии которого 25.04.2007 В.Фишелович получил от Тана наличными
необходимую сумму в евро.
После возвращения Фишеловича в Москву мы сразу кратко написали
об этом эпизоде в новостях сайта.
После этого новое руководство
"Молнии"
берет Владимира Израилевича "в оборот", однако Фишелович ставит одно
категорическое условие - любое упоминание его фамилии должно быть исключено
с нашего сайта! По просьбе
"Молнии"
мы идем на это, равно как и на прекращение любых публикаций о судьбе БТС-002,
а В.Фишелович, убедившись в выполнении его условия, в сопровождении
сотрудников
НПО "Молния"
посещает Посольство Бахрейна в Москве, где делает письменное нотариальное
заявление о том, что он не является сотрудником "Молнии" и
не действовал от ее имени, указанную доверенность не использовал и с
Таном Суи Лионом не встречался.
НПО "Молния"
передает все документы в прокуратуру, откуда они спускаются на рассмотрение
в районную прокуратуру. Районная прокуратура по результатам
проверки отказывает в возбуждении уголовного дела. "Молния"
вынуждена повторно направить документы в Ген.прокуратуру России.
Тем временем основной исполнитель - В.Фишелович после посещения
посольства Бахрейна уезжает "на лечение" в Израиль, откуда и дает показания
следователям прокуратуры ... по факсу!
В итоге в январе
этого года стало известно, что 15.12.2007 Генеральная прокуратура
РФ направила в адрес НПО "Молния" уведомление в отказе от возбуждения
уголовного дела по факту продажи самолета-аналога БТС-002 в отношении
бывшего Генерального директора А.С.Башилова,
бывшего директора по маркетингу
М.Я.Гофина
и его бывшего подчиненного
В.И.Фишеловича.
По
ранним сообщениям НПО "Молния",
БТС-002 мог быть продан в музей немецкого города Зинсхайм или в постоянную
экспозицию комплекса "Мир космоса и авиации", строящегося в рамках
проекта DubaiLand (ОАЭ), куда может прибыть уже в 2007 году.
В феврале 2008 г. дальнейшая
судьба самолета-аналога
БТС-002 ОК-ГЛИ была наконец-то окончательно решена
- после многолетних судебных разбирательств в судах Бахрейна всех инстанций
его полноправным собственником стал самый крупный в Европе частный
Технический музей в немецком городе Зинсхайме. 27 февраля 2008 г.
руководство музея выехало в Бахрейн для получения разрешения на вывоз
БТС-002. Если все пойдет по плану, то
в течение ближайших двух-трех месяцев
БТС-002 будет погружен на морское судно, на котором через 23 дня
прибудет в Роттердам. Там самолет-аналог
будет перегружен на баржу и по рекам и системе каналов к лету 2008 г. доплывет до г.Шпее,
где на второй площадке музея станет центром космической экспозиции в
специально строящемся для него самом крупном ангаре-павильоне
музея.
|
9. |
3М |
ОК-КС
(КС-35) |
0.03 |
Полноразмерный
комплексный стенд |
Использовался для отработки
воздушной
транспортировки. Комплексная отработка программного обеспечения,
электро-радиотехнические испытания систем и оборудования.
Находится на
контрольно-испытательной станции (КИС)
РКК "Энергия",
г.Королев. |
10. |
4М,
11Ф35МЛ1 |
ОК-МЛ1 |
0.04 |
Габаритно-весовой примерочный макет |
После доставки на Байконур в декабре 1983 г.
основным назначением
являлось проведение предварительных примерочных работ с оборудованием
МИКа,
посадочного комплекса и УКСС;
также
использовался для проведения частотных испытаний в сборке с
РН. С изделием ОК-МЛ1 проведены работы:
- примерки технологического оборудования в составе изделия 11Ф36П1 (РН
11К25+11Ф35МЛ1) на технической позиции 11П595 (МЗК) с января по февраль
1986 г.;
- комплексная отработка с 13 по 28 августа 1986 г. технологии подготовки
к летным испытаниям с использованием комплекса в составе макетной РН
(4МКС-Д) и корабля (11Ф35МЛ1) на УКСС,
совмещенная с динамическими испытаниями комплекса с заправленной РН (блоки
А - нафтилом, блок Ц - оксидом);
- комплексная отработка с 29 августа по 4 октября 1986 г. технологии
предстартовой подготовки на стартовом комплексе
(11П825) на примере комплекса в составе макетной РН (4МКС-Д) и корабля
(11Ф35МЛ1), совмещенная с огневыми испытаниями системы дожигания
выбросов непрореагировавшего водорода. Блоки А
ракеты в процессе испытаний заправлялись нафтилом и оксидом,
блок Ц - винилом.
После прекращения работ находился на Байконуре на открытой площадке для
огневых испытаний (ОКИ) рядом с МИКом ОК (площадка
N254), и по непроверенным данным, был продан
коммерческим структурам. Состояние изделия ОК-МЛ1 было плачевным
- входной люк открыт, приставлена лестница, и
местная молодежь пила пиво в кабине и на крыше, проникая туда через
давно разбитое остекление...
Но в январе 2007 ОК-МЛ1 с помощью транспортного агрегата был перевезен
на площадку
N2 и размещен на охраняемой стоянке рядом с
Музеем космодрома. |
11. |
5М |
ОК-ТВА |
0.05 |
Тепло-вибро-прочностные испытания |
Изготовлен в
"россыпи" (по агрегатам - полноразмерным
отсекам), находится в ЦАГИ
(данные по состоянию на ноябрь 2004) |
12. |
6М |
ОК-ТВИ |
0.06 |
Тепло- вакуумные
испытания |
Испытания
элементов конструкции (полноразмерных
отсеков), оборудования и
системы
терморегулирования в вакуумной камере КВИ-1.
Находится там же, в НииХимМаш,
пос.Пересвет Сергиево-Посадского
района Московской области
(рядом с г.Загорском ) |
13. |
4МТ,
11Ф35МТ |
ОК-МТ |
0.15? |
Технологический макет для отработки предстартовых операций |
Доставлен на
Байконур в августе 1984 года для проведения конструкторского
макетирования бортовых и наземных систем, примерки и отработки
технологического оборудования, отработки плана подготовки к пуску и
послеполетного обслуживания. С использованием ОК-МТ были
проведены полный цикл примерок с технологическим оборудованием в МИКе
"Бурана", макетирование
связей с РН, отработаны системы и оборудование
МЗК и стартового комплекса с заправкой и
сливом компонентов ОДУ, а именно:
- примерки изделия 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ) с транспортным установочным
агрегатом (17Т12 либо 17Т332) на технической позиции 11П595 (МЗК) с 13
по 16 мая 1986 г.;
- проведение примерочно-стыковочных и заправочных работ с отработкой
технологии подготовки ОК в составе комплекса 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ)
на стартовом комплексе (11П825) с 5 по 14 мая 1987
г., в МЗК с 14 по 28 мая 1987 г., и снова на старте
с 28 мая по 29 июня 1987 г.;
- отработка заправки корабля (в составе комплекса РН 11К25+11Ф35МТ) в
МЗК и на стартовом комплексе в период с сентября по
октябрь 1987 г.;
- отработка штатной технологии заправки водородом и кислородом бортовой
химической системы электропитания изделия 11Ф35МТ с отработкой посадки и
эвакуации экипажа проводилась в составе
комплекса 11Ф36П2 (РН 11К25+11Ф35МТ) на стартовом
комплексе с 6 июля по 7 августа 1990 г.
В настоящее время
находится на Байконуре, на
площадке 112А, в сооружении 80 (МЗК),
является собственностью Казахстана, по неподтвержденным
данным продан коммерческим структурам. |
14. |
8М |
|
0.08 |
Медицинские
исследования |
Полностью изготовлен
только модуль кабины с начинкой,
после окончания работ находился на территории 29-ой клинической
больницы в Москве, затем был перевезен в подмосковный
Центр подготовки космонавтов. |
|