chavo.gif (2115 bytes)chavo.gif (2115 bytes)
(Частые Вопросы наших посетителей)

1. Почему сейчас не летает "Буран"?

Причина совершенно простая: нет денег не только на продолжение программы "Энергия-Буран", но и на официальное закрытие (!) программы. Официальное закрытие программы подразумевает как минимум выход распоряжения Правительства РФ с обязательным выделением средств на консервацию и/или утилизацию оборудования и изготовленных образцов, перепрофилирование производства, списание (компенсацию?) громадной дебиторской задолженности государства многочисленной кооперации, решение неизбежных социальных вопросов и т.п.

2. Сколько всего было построено "Буранов" и где они сейчас?
Общее количество стендовых образцов приведено на странице Тушинского машиностроительного завода. Ниже приведены только полноразмерные изделия:
N Обозначение Назначение изделия Местонахождение/состояние/примечание
Индекс Имя Планер
Летные образцы многоразового орбитального корабля 11Ф35:
1. 1К, 11Ф35

"Буран"

1.01 Первый летный экземпляр Доставлен на космодром в декабре 1985 года. Совершил космический полет в автоматическом режиме 15.11.1988. После полета находился на Байконуре1 сооружении 112-ой площадки - Монтажно-испытательном корпусе - МИКе вместе с макетом РН "Энергия"), но 12.05.02 был уничтожен при обрушении крыши здания. Являлся собственностью Казахстана, и по непроверенным данным, был заложен в качестве залога под иностранный кредит.
2. 2К, 11Ф35 "Буря" ? 1.02 Второй летный экземпляр Доставлен на космодром 23.03.1988. При транспортировке сразу после взлета отказал один из двигателей самолета-носителя ВМ-Т "Атлант", и в течение всего полета за самолетом висел шлейф вытекающего керосина.
В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112А, в сооружении 80 (Монтажно-заправочный корпус - МЗК), является собственностью российско-казахской компании "Аэлита" (в ближайшее время возможна смена собственника). Должен был совершить второй полет (IVкв. 1991г.) в автоматическом режиме со стыковкой с пилотируемой станцией "Мир" с посещением экипажа на орбите с последующей автоматической посадкой. Готовность к полету на начало 1993 года оценивалась в 95-97%.
3. 3К, 11Ф35   2.01 Третий летный экземпляр В цехах Тушинского машиностроительного завода (НПО "Молния"), степень готовности 30...50%. В октябре 2004 г. перевезен на причал Химкинского водохранилища для временного хранения. Перед своей отставкой весной 2006 г. старое руководство НПО "Молния" (А.С.Башилов и М.Я.Гофин) продали 2.01 своему давнему арендатору, фармацевтической компании "СИА-Интернейшнл", за $100 тыс., с целью дальнейшей перепродажи и участия в разделе будущей прибыли. В середине 2006 г. компания "СИА-Интернейшнл" отклонила предложение о покупке 2.01 со стороны одного из немецких музеев - не устроила цена. По состоянию на 01.01.2007 2.01 продолжает находиться на причале Химкинского водохранилища
4. 4К, 11Ф35   2.02 Четвертый летный экземпляр Разобран на стапелях в цехах Тушинского машиностроительного завода
5. 5К, 11Ф35   2.03 Пятый летный экземпляр Задел уничтожен в цехах Тушинского машиностроительного завода
Макетно-технологические образцы орбитального корабля 11Ф35:
6.       Макет самолета-аналога БТС-02 ГЛИ Перед постройкой изделия БТС-002 ОК ГЛИ в соответствии с принятой в СССР технологией проектирования авиационной техники был построен натурный деревянный макет (деревянный "Буран" - это звучит!) в масштабе 1:2. Местонахождение в настоящий момент неизвестно, но скорее всего, макет не сохранился, т.к., согласно имевшемся в архиве НПО "Молния" фотоснимку, он многие годы хранился в ЛИИ под открытым небом и уже на момент съемки представлял собой печальное зрелище...
7. 1М ОК-М (ОК-МЛ1 ?) 0.01
(011?)
Повторно-статические прочностные испытания Использовался для отработки воздушной транспортировки. После проведения программы прочностных испытаний  изделие 001 (в случае продолжения программы "Энергия-Буран") должно было стать "утопленником" для тренировок экипажей в бассейне ЦПК в условиях гидроневесомости. После наработки материалов для первого полета и последующего фактического закрытия программы переоборудован в аттракцион "Буран: космическое путешествие" в ЦПКиО им.М.Горького на Фрунзенской набережной в Москве.
8. ОК-ГЛИ (БТС-002, ОК-МЛ2, ОК-МЛ2ГЛИ) 0.02 Горизонтальные летные испытания (ГЛИ) В период 1984-89 г.г. совершил 24 полета на аэродроме ЛИИ им.М.Громова в подмосковном г.Жуковский. После завершения программы летных испытаний и отработки автоматической посадки БТС-002 длительное время находился на консервации в ЛИИ им.М.Громова, периодически экспонируясь на авиасалоне МАКС. Затем в октябре 1999 г. он был передан в лизинг в качестве экспоната в зарубежный музей (г. Сидней, Австралия). С 15.11.2001 экспозиция в Сиднее закрылась. Лизингополучатель, компания Buran Space Corporation (BSC), учрежденная в сентябре 1999 года частными лицами из России и Австралии, не стала дожидаться окончания 9-летнего срока лизинга, и вскоре после закрытия Олимпиады-2000 объявила себя банкротом, успев выплатить НПО "Молния" вместо обещанных $600 тыс. всего $150 тыс. Есть основания предполагать, что банкротство было фиктивным с целью ухода от дальнейших лизинговых платежей и налогов.
Прежнее руководство НПО "Молния" (во главе с ген.директором А.С.Башиловым и директором по маркетингу М.Я.Гофиным) расторгло указанный контракт, однако из-за финансовых трудностей "Молнии" БТС-002 не был вывезен из Австралии. В результате за полтора года, пока БТС-002 находился в Сиднее, накопились долги ($11281) за его хранение. 05.06.2002 НПО "Молния" продало БТС-002 за $160 тыс. компании "Space Shuttle World Tour Pte Ltd", владельцем которой являлся сингапурец китайского происхождения Кевин Тан (Kevin Tan Swee Leon). Интересно, что от "Молнии" новый контракт подписал не ген.директор и даже не директор по маркетингу, а подчиненный Гофина, начальник отдела 1121 (маркетинга) Владимир Фишелович на основании доверенности.
По условиям этого контракта сингапурская компания заплатила за хранение БТС-002 в Сиднее, за транспортировку к месту экспонирования в Королевство Бахрейн и за его разборку/сборку в Сиднее и Бахрейне. Условием платежа "Молнии" был базис поставки FOB Сиднейского порта, однако Kevin Tan смог за обещание (!) взяток подменить коносамент, и в результате ему удалось вывезти БТС-002 без оплаты продавцу первого платежа.
Согласно планам нового "владельца", после Бахрейна БТС-002 должен был экспонироваться на других международных выставках, но попытки вывезти его из порта Бахрейна провалились. Все дело в том, что "Молния", не дождавшись обещанных $160 тыс. ни по прибытию БТС-002 в Бахрейн, ни через 3 месяца после окончания выставки, наняла местного адвоката, и БТС-002 был заблокирован в порту Манамы, где он и находился до марта текущего года.
Сингапурская компания начала в Бахрейне арбитражный процесс против "
Молнии", обвинив ее в незаконных (по мнению Тана) действиях. Серия арбитражных процессов продолжалась вплоть до февраля 2008 г. и заслуживает отдельного рассказа. За время судебных разбирательств неоднократно менялись судьи и адвокаты обеих сторон. Тем временем НПО "Молния" попыталась продать БТС-002 во второй раз, теперь уже
Техническому музею в немецком городе Зинсхайме. Все переговоры от "Молнии" велись все теми же М.Гофиным и В.Фишеловичем. Так как статус собственности БТС-002 оказался под вопросом, то Технический музей выступил партнером "Молнии" в арбитражном процессе, оплачивая на протяжении 6 лет все судебные издержки, общий объем которых в итоге превысил $500 тыс.
25.09.2003 г. НПО "Молния" по контракту SA-25/09-03 продает
Техническому музею БТС-002 за $350 тыс. Подписавший от лица "Молнии" контракт М.Гофин в п.4.1.3 гарантировал, что БТС-002 "со всеми его компонентами свободен от судебных исков и притязаний со стороны третьих сторон", в подтверждение чего обязался предоставить соответствующие документы и урегулировать все вопросы. Но выполнить свои обязательства "Молния" так и не смогла. Интересно, что через год после начала арбитражных слушаний сингапурская компания попыталась заплатить оговоренные контрактом $160 тыс., но НПО "Молния" вернуло деньги, т.к. на тот момент уже имелся новый покупатель (Технический музей в Зинсхайме), предложивший лучшие финансовые условия. Согласно условиям контракта SA-25/09-03 Технический музей платит за БТС-002 двумя платежами, причем первый в размере 5% ($17500) был осуществлен 18.09.2003, т.е. до (!) его подписания. Остальная сумма должна была выплачиваться после погрузки БТС-002 на борт судна в порту Бахрейна.
Весной 2006 г. над руководством НПО грянул гром -
А.Башилов и М.Гофин, как и основной состав отдела маркетинга (в т.ч. В.Фишеловича), лишились своих должностей, перейдя на работу в Тушинский машиностроительный завод. После их ухода не удалось найти ни одного "молниевского" экземпляра всей коммерческой документации по БТС-002, включая контракты.
Казалось бы, со сменой руководства НПО "Молния", когда были потеряны контакты с последними "лизингополучателями" самолета-аналога БТС-002 ОК-ГЛИ в Бахрейне, его судьба стала совсем неопределенной. Можно было смело утверждать, что он навсегда потерян для России, но действительность оказалась куда более интересной. Пока новое руководство "Молнии" пыталось найти хоть какую-нибудь информацию, "старое" продолжало поддерживать тесные контакты с музеем, ожидая отгрузки и соответствующих платежей. Дело дошло до того, что в июне 2006 г. М.Гофин и В.Фишелович под видом сотрудников НПО "Молния" принимали у себя (в кабинете В.Фишеловича в 4-ом производственном корпусе ТМЗ) руководство музея и экспедиторской фирмы. При этом введенный в заблуждение музей категорически отказывался от любых контактов с реальными представителями "Молнии". Технический музей забеспокоился только после получения от указанных "продавцов" на фирменном бланке НПО "Молния" реквизитов р/с в одном из прибалтийских банков для перечисления дальнейших платежей.
После долгих попыток с привлечением представителей средств массовой информации, когда  новому руководству НПО "Молнии" наконец-то удалось убедить дирекцию музея в своей легитимности,  события становятся похожими на детектив. Адвокату "
Молнии" удается 29.03.2007 выиграть очередной судебный раунд в Бахрейне, в результате которого "Молния" была признана собственником БТС-002, но адвокат Кевина Тана аннулируют это решение на основании предъявленного в суд документа за подписью В.Фишеловича, который 05.04.2007 на основании доверенности от лица НПО "Молния" (N2004/5 от 06.04.2004 с подтверждением Министерства иностранных дел Бахрейна под N 11281 от 10.04.2004) "отказался от приведения в исполнение двух вступивших в законную силу судебных решений <...>, т.к. фирма Space Shuttle World Tour выполнила все свои обязательства; и выдвинул ходатайство о прекращении всех судебных дел по этому поводу". В доказательство выполнения своих обязательств Кевин Тан представил в суд заверение нотариуса Нура Яссем Аль-Наджара (N по реестру 2007015807, текущий N 2007178668), в присутствии которого 25.04.2007 В.Фишелович получил от Тана наличными необходимую сумму  в евро.
После возвращения Фишеловича в Москву мы сразу кратко написали об этом эпизоде в новостях сайта.
После этого новое руководство
"Молнии" берет Владимира Израилевича "в оборот", однако Фишелович ставит одно категорическое условие - любое упоминание его фамилии должно быть исключено с нашего сайта! По просьбе "Молнии" мы идем на это, равно как и на прекращение любых публикаций о судьбе БТС-002, а В.Фишелович, убедившись в выполнении его условия, в сопровождении сотрудников НПО "Молния" посещает Посольство Бахрейна в Москве, где делает письменное нотариальное заявление о том, что он не является сотрудником "Молнии" и не действовал от ее имени, указанную доверенность не использовал и с Таном Суи Лионом не встречался.
НПО "Молния" передает все документы в прокуратуру, откуда они спускаются на рассмотрение в районную прокуратуру. Районная прокуратура по результатам проверки отказывает в возбуждении уголовного дела. "Молния" вынуждена повторно направить документы в Ген.прокуратуру России.
Тем временем основной исполнитель - В.Фишелович после посещения посольства Бахрейна уезжает "на лечение" в Израиль, откуда и дает показания следователям прокуратуры ... по факсу!
В итоге в январе этого года стало известно, что 15.12.2007 Генеральная прокуратура РФ направила в адрес НПО "Молния" уведомление в отказе от возбуждения уголовного дела по факту продажи самолета-аналога БТС-002 в отношении бывшего Генерального директора А.С.Башилова, бывшего директора по маркетингу
М.Я.Гофина и его бывшего подчиненного В.И.Фишеловича.
По ранним сообщениям НПО "Молния", БТС-002 мог быть продан в музей немецкого города Зинсхайм или в постоянную экспозицию комплекса "Мир космоса и авиации", строящегося в рамках проекта DubaiLand (ОАЭ), куда может прибыть уже в 2007 году.
В феврале 2008 г. дальнейшая судьба самолета-аналога БТС-002 ОК-ГЛИ была наконец-то окончательно решена - после многолетних судебных разбирательств в судах Бахрейна всех инстанций его полноправным собственником стал самый крупный в Европе частный Технический музей в немецком городе Зинсхайме. 27 февраля 2008 г. руководство музея выехало в Бахрейн для получения разрешения на вывоз БТС-002. Если все пойдет по плану, то в течение ближайших двух-трех месяцев БТС-002 будет погружен на морское судно, на котором через 23 дня прибудет в Роттердам. Там самолет-аналог будет перегружен на баржу и по рекам и системе каналов к лету 2008 г. доплывет до г.Шпее, где на второй площадке музея станет центром космической экспозиции в специально строящемся для него самом крупном ангаре-павильоне музея.
9. ОК-КС (КС-35) 0.03 Полноразмерный комплексный стенд Использовался для отработки воздушной транспортировки. Комплексная отработка программного обеспечения, электро-радиотехнические испытания систем и оборудования. Находится на контрольно-испытательной станции (КИС) РКК "Энергия", г.Королев.
10. 4М, 11Ф35МЛ1 ОК-МЛ1 0.04 Габаритно-весовой примерочный макет После доставки на Байконур в декабре 1983 г.  основным назначением являлось проведение предварительных примерочных работ с оборудованием МИКа, посадочного комплекса и УКСС; также использовался для проведения частотных испытаний в сборке с РН. С изделием ОК-МЛ1 проведены работы:
- примерки технологического оборудования в составе изделия 11Ф36П1 (РН 11К25+11Ф35МЛ1) на технической позиции 11П595 (МЗК) с января по февраль 1986 г.;
- комплексная отработка с 13 по 28 августа 1986 г. технологии подготовки к летным испытаниям с использованием комплекса в составе макетной РН (4МКС-Д) и корабля (11Ф35МЛ1) на УКСС, совмещенная с динамическими испытаниями комплекса с заправленной РН (блоки А - нафтилом, блок Ц - оксидом);
- комплексная отработка с 29 августа по 4 октября 1986 г. технологии предстартовой подготовки на стартовом комплексе (11П825) на примере комплекса в составе макетной РН (4МКС-Д) и корабля (11Ф35МЛ1), совмещенная с огневыми испытаниями системы дожигания выбросов непрореагировавшего водорода. Блоки А ракеты в процессе испытаний заправлялись нафтилом и оксидом, блок Ц - винилом.
После прекращения работ находился на Байконуре на открытой площадке для огневых испытаний (ОКИ) рядом с МИКом ОК (площадка
N254), и по непроверенным данным, был продан коммерческим структурам. Состояние изделия ОК-МЛ1 было плачевным - входной люк открыт, приставлена лестница, и местная молодежь пила пиво в кабине и на крыше, проникая туда через давно разбитое остекление...
Но в январе 2007 ОК-МЛ1 с помощью транспортного агрегата был перевезен на площадку
N2 и размещен на охраняемой стоянке рядом с Музеем космодрома.
11. ОК-ТВА 0.05 Тепло-вибро-прочностные испытания Изготовлен в "россыпи" (по агрегатам - полноразмерным отсекам), находится в ЦАГИ (данные по состоянию на ноябрь 2004)
12. ОК-ТВИ 0.06 Тепло- вакуумные испытания Испытания элементов конструкции (полноразмерных отсеков), оборудования и системы терморегулирования в вакуумной камере КВИ-1. Находится там же, в НииХимМаш, пос.Пересвет Сергиево-Посадского района Московской области (рядом с г.Загорском )
13. 4МТ, 11Ф35МТ ОК-МТ 0.15? Технологический макет для отработки предстартовых операций Доставлен на Байконур в августе 1984 года для проведения конструкторского макетирования бортовых и наземных систем, примерки и отработки технологического оборудования, отработки плана подготовки к пуску и послеполетного обслуживания. С использованием ОК-МТ были проведены полный цикл примерок с технологическим оборудованием в МИКе "Бурана", макетирование связей с РН, отработаны системы и оборудование МЗК и стартового комплекса с заправкой и сливом компонентов ОДУ, а именно:
- примерки изделия 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ) с транспортным установочным агрегатом (17Т12 либо 17Т332) на технической позиции 11П595 (МЗК) с 13 по 16 мая 1986 г.;
- проведение примерочно-стыковочных и заправочных работ с отработкой технологии подготовки ОК в составе комплекса 11Ф36П (РН 11К25+11Ф35МТ) на стартовом комплексе (11П825) с 5 по 14 мая 1987 г., в МЗК с 14 по 28 мая 1987 г., и снова на старте с 28 мая по 29 июня 1987 г.;
- отработка заправки корабля (в составе комплекса РН 11К25+11Ф35МТ) в МЗК и на стартовом комплексе в период с сентября по октябрь 1987 г.;
- отработка штатной технологии заправки водородом и кислородом бортовой химической системы электропитания изделия 11Ф35МТ с отработкой посадки и эвакуации экипажа проводилась в составе комплекса 11Ф36П2 (РН 11К25+11Ф35МТ) на стартовом комплексе с 6 июля по 7 августа 1990 г.

В настоящее время находится на Байконуре, на площадке 112А, в сооружении 80 (МЗК), является собственностью Казахстана, по неподтвержденным данным продан коммерческим структурам.
14.   0.08 Медицинские исследования Полностью изготовлен только модуль кабины с начинкой, после окончания работ находился на территории 29-ой клинической больницы в Москве, затем был перевезен в подмосковный Центр подготовки космонавтов.
ОК №1.01, слетавший в космос
1.01
ОК №1.02? во время опытного вывоза на СК
1.02
ОК №2.01 в цехе ТМЗ
2.01
ГЧФ ОК №2.02
2.02 (остатки)
Изделие №015 - ОК-МТ
015
БТС-002 ОК-ГЛИ
002-ГЛИ
Комплексный стенд (№003 ОК-КС) в цехе НПО ЭНЕРГИЯ
003 ОК-КС
Изделие 004 (ОК-МТ) на площадке для огневых испытаний (конец 2002г.)
004 ОК-МЛ1
Виброиспытания ГЧФ
005
ОК №006 в цехе НииХимМаш
006
Прочностные испытания планера Бурана (ОК №001)
001

008
3. Сколько всего было потрачено на программу "Энергия-Буран" и сколько стоит один запуск?

Всего на программу "Энергия-Буран" было потрачено 16...17 млрд.$. Достоверных данных по стоимости одного запуска нет, но эти значения можно получить косвенным путем, используя стоимость выведения 1 кг полезного груза (1250$) с помощью РН "Энергия" по данным исследований Стенфордского института (Space Systems of Engineering, ENGR 235A, Winter 1999, Prof. Bruce Lusignan, p.27) США: стоимость запуска получается: 1250$ x 105000кг = 131.25 млн.$
Однако по оценкам специалистов ОАО НПО "Молния", стоимость выведения 1 кг полезной нагрузки с помощью РН "Энергия" лежит в диапазоне 3000-5000 $/кг

4.

Почему на летающем аналоге "Бурана" БТС-02 используются турбореактивные двигатели, а на орбитальном корабле нет?

Подробный ответ на этот вопрос можно найти в разделе "Воздушно-реактивная двигательная установка" и в ответах Генерального конструктора "Бурана" Г.Е.Лозино-Лозинского

Смотри также наш

Архив дискуссионного клуба

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИПилоты Буранапереход к полету ОК Байкалпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к сверхзвуковым ракетам-мишенямпереход к карте сайтапереход к web-мастеруЧертежи и детальные проекции общего видапереход к Space Shuttleпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблей
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru

Rambler's Top100 Service