Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Новости

 


последнее обновление страницы   01.11.18

Архив новостей сайта www.buran.ru

15.11.2018

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта

Космос как разочарование...

(к 25-й годовщине полета "Бурана").

 

Пять лет назад, к 25-й годовщине полета "Бурана", я написал этот материал. И не опубликовал. Нигде. Рука не поднялась.

Это не столько о "Буране", сколько о нас самих. Это наше отражение в зеркале. Это потеря веры и Пессимизм с большой буквы. Тогда я подумал, что мое настроение, мое разочарование слишком мрачны для публикации. Это очень честно, очень откровенно - настолько, что многим это было бы непонятно и показалось бы неуместным... Еще мне подумалось, что публиковать такое - публично выворачивать душу... В общем, тогда не смог...

Сейчас, спустя 5 лет, я снова перечитал написанное тогда. Горько усмехнулся... Еще не было "Крымнаша" 2014-го, еще нет никаких санкций, еще есть Федеральное космическое агентство, и Илон Маск еще почти никто...

Сегодня, в день 30-летия полета "Бурана", время этого материала пришло.

 

фотография Copyright David de Rueda

 

...15 ноября 2013 года исполняется двадцать пять лет со дня триумфального полета советского многоразового орбитального корабля «Буран», впервые в мире совершившего автоматическую авиационную посадку на аэродром посадочного комплекса Байконура после возвращения из космоса.

25 лет – много это или мало?... И что такое полет «Бурана» в нашей истории? На эти, казалось бы, простые вопросы на самом деле сложно дать такие же простые ответы.

По законам жанра я должен здесь сказать, что полет «Бурана» был выдающимся достижением отечественной космонавтики. Затем следует немного рассказать о самом полете 15 ноября 1988 года и вкратце освятить историю всей программы «Энергия-Буран». В заключение стоит поблагодарить ветеранов и заверить, что их «многолетний напряженный труд не пропал даром, и мы и сегодня с честью несем их знамя».

Но мы отступим от юбилейных канонов, потому что и прошлый труд «пропал» напрочь, и мы уже давно ничего «не несем». Мажор не получается, вместо него – раздумья, попытки понять, что происходит, где мы очутились за эти годы, куда движемся, если движемся вообще… Мысли, не простые, не радостные, порой тяжелые, но неизбежно приводящие к по-медицински жестоким заключениям.

 

Садясь «за перо», я долго думал, с чего же начать? И о чем говорить? Как же так – такой юбилей, все будут за здравие, а я – за упокой…

Пожалуй, я ничего так долго предварительно не обдумывал из написанного мною, как этот материал. Итогом стали несколько главных моментов, ключевых выводов.

Начнем с первого.

 

Да, полет «Бурана», ставший.......

Читать дальше...

01.04.2017

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта

Новая фотография "Бурана"

Найдена новая, ранее неизвестная фотография "Бурана", запечатлевшая посадку орбитального корабля на Байконуре, за секунды до касания посадочной полосы 15 ноября 1988 года:

13.03.2017

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта

Готова 3D-модель грузового варианта системы 9А-10485/МАКС-Т

Закончена работа над 3D-моделью грузового (беспилотного, частично многоразового) варианта авиационно-космической системы 9А-10485/МАКС-Т. В качестве первой ступени использована специализированная модификация самолета Ан-225 "Мрия" - самолет-носитель Ан-325 с конструктивными изменениями, предлагавшимися ЦАГИ (обтекатель под второй - ракетной - ступенью, винглеты на концах крыла и носовая штанга дозаправки топливом в полете).

Катапультируемое кресло К-36РБ (К-36М 11Ф35) и защитный скафандр "Стриж" в музее НПП "Звезда"

Готовая модель позволит наработать новые иллюстрации для нашего фотоархива и для будущего подробного рассказа об этой системе.

29.01.2017

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта

Стыковка двух орбитальных кораблей 11Ф35

Во время разработки американского космического челнока в рамках программы Space Shuttle прорабатывалась стыковка двух шаттлов в случае возникновения необходимости эвакуировать экипаж одного из них. Возможность стыковки двух шаттлов, в которой один из челноков выполняет роль спасателя, также рассматривалась после катастрофы "Колумбии", однако такой сценарий никогда не был реализован на практике.

В отечественной космической программе стыковка двух орбитальных кораблей 11Ф35 никогда не рассматривалась, а в первых пилотируемых полетах (на этапе летных испытаний) "Бурана" предполагалось использование модифицированного корабля "Союз ТМ" в качестве корабля-спасателя.

Тем не менее мы, располагая детальными 3D-моделями "Бурана" и корабля второй серии, решили продемонстрировать, как могла бы выглядеть такая гипотетическая стыковка. В конце концов, если бы программа "Энергия-Буран" не была закрыта и мы бы активно эксплуатировали четыре орбитальных корабля согласно имевшимся планам - кто знает, может быть, такая встреча на орбите когда-нибудь и могла состояться...

В любом случае, скоро наш фотоархив пополнится новыми красивыми иллюстрациями двух  состыкованных орбитальных кораблей:

10.01.2017

Прощание с Игорем Волком...

04.01.2017

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта

Скончался Игорь Петрович Волк...

Сегодня ночью не стало заслуженного летчика-испытателя СССР, летчика-космонавта СССР, Героя Советского Союза, командира отряда летчиков-испытателей ЛИИ, учивших летать Буран и готовившихся летать на нем в космос - Игоря Петровича Волка...

Игорь Петрович Волк...

Каким он был? Великий человек для каждого свой, особенный и неповторимый.

Таким он был и для меня - я и моя семья знали его таким, каким не знал его никто - мы были с ним близко знакомы, и здесь много личных воспоминаний. Я не знал его по его работе, мы познакомились с ним гораздо позже, в начале "нулевых" годов, и меня он знал как историка и автора нашего сайта buran.ru. Началось с интервью, которых потом было много. Мы сошлись ближе, и потом уже много общались в самой разной обстановке, в разных местах и при разных обстоятельствах. Неоднократно вместе ездили за границу. Я знал его семью, он мою, я бывал у него дома. Каким я его помню... Добрым, искренним, человечным, очень интересным рассказчиком. Настолько интересным и одновременно простым в общении, что поневоле забывалось, что он за человек.

Мне сложно о нем говорить в прошедшем времени, не могу еще в это поверить, разум не принимает... Последнее время мы встречались не часто, но всякий раз - как близкие друзья. Он никогда не делал разницы ни в возрасте, ни в статусе... Обнимались, говорили о личном, о близких...

Он был уникальным человеком. Очень-очень теплым, по-отечески заботливым.

Я расскажу вам несколько эпизодов, чтобы было понятно, каким он был для меня.

 

...В конце сентября 2008 года летим вместе на открытие космической экспозиции крупнейшего технического музея в немецком городе Шпайер. Я его спрашиваю в самолете, заслуженного летчика-испытателя, летавшего всю жизнь:

- Что вы чувствуете сейчас, в летящем самолете?

Его ответ меня тогда поразил:

- Ничего.

 

...На открытии космической экспозиции, основой которой стал самолет-аналог "Бурана" - изделие БТС-002 ОК-ГЛИ, на котором и летал Игорь Петрович, он был центром всех событий, настоящей звездой. И меня поражала его скромность. Было видно, что человек совсем не избалован вниманием прессы, телевидения. Смущался, тушевался, оставаясь абсолютно непосредственным и искренним. Сотни гостей, включая бургомистров и послов, банкиров, предпринимателей смотрели на Волка благоговейно, как на живую легенду, как на Бога - он смущался, краснел, немного растерянно улыбался... В нашей стране на Героев так давно не смотрят, у нас живые легенды не в чести... Я видел, как разодетые в меха и бриллианты люди, выходя из длинной вереницы подъезжавших Майбахов, становились в очередь, чтобы просто пожать Волку руку...

За день до начала церемонии мы осматривали экспозицию музея, и в частности, стоящие рядом наш Ту-144 и англо-французский "Конкорд". Посмотрев на самолеты, Волк заявил мне:

- В Ту-144 не пойду, неинтересно. Отведи меня (он тогда уже плохо ходил) в "Конкорд".

Я удивился - почему неинтересно? Он отвечает:

- Я на нем столько налетал! Я его неоднократно двигателей сажал. Там для меня ничего интересного нет - другое дело "Конкорд"!

Мы стояли под махиной Ту-144, я поднял голову на эти многие десятки тонн крылатого металла над головой, и попытался просто представить себе - как это можно такую колоссальную птицу-бесхвостку сажать... без двигателей?!

Тут подходит моя жена (я был с семьей) и говорит - а я хочу в Ту-144!

Волк хитро улыбнулся, и согласился - пойдем!

Поднимаемся в Ту-144, проходим через весь салон в кабину, которую только для нас открывает сопровождающий. Моя жена залазит в кресло правого пилота, оглядывается по сторонам, трогает штурвал, смотрит вниз под ноги и спрашивает, поворачиваясь к нам:

- А почему здесь две педали?

Я начал было подбирать слова для ответа, но меня опередил Игорь Петрович:

- Танечка, это ж автомат! Это газ и тормоз. Вот видишь слева от тебя ручка переключения (показывает на счетверенный РУД) коробки передач? Смотри - вот это паркинг, это задний ход, нейтралка и драйв вперед!

И, хитро улыбаясь, смотрит на меня...

 

Вечером в отеле выдалось свободное время, и Волк сел играть в подкидного с моими детьми. Я сидел рядом, тянул пиво и наблюдал за ними. Это было потрясающее. Играя с детьми, Игорь Петрович сам был ребенком - выигрывая, он радовался, весело хлопая в ладоши, ерзал от удовольствия в кресле и притоптывал ногами, а когда проигрывал - искренне обижался, надувал губы и непременно требовал отыграться. Поразительная непосредственность! Летчик-испытатель, Герой Советского Союза... Ему было столько же лет, сколько моим детям - они втроем веселились, смеялись, шутили, подкалывали друг друга...

 

4 октября 2008 года у нас с ним состоялся самый серьезный разговор по душам - мы с ним, вдвоем, выпивали. Сначала я думал, что мы просто отметим годовщину запуска первого Спутника. А оказалось, что для Волка это "черный" день - годовщина гибели на летно-испытательной работе его близкого друга... Он вообще был интересным человеком - день рождения 12 апреля (он мне всегда говорил: "Вадим, 12-го не звони - не дозвонишься, звони на другой день - нормально поговорим"), 4 октября - день траура...

Тогда мы приняли "на грудь" хорошо и много... Он рассказывал мне о своей работе, о полетах, о разных случаях в его опасной профессии. Как первый раз садился без двигателей (кончилось топливо), и, пробив низкую облачность уже над полосой, увидел, что неуправляемо падает прямо на крыло Ил-62, выполняющего разбег. Как он первый раз, и при каких обстоятельствах, случайно сделал знаменитую "кобру Пугачева", и как слава досталась не ему. Как испытывал на штопор Су-27, как гибли его товарищи по испытательной работе. Говорил о Станкявичусе, о Левченко, о Кононенко, о Щукине... О проблемах с отработкой автоматической и пилотируемой посадки "Бурана", о царившем бардаке, о склоках и интригах между МОМом и МАПом, как он собачился с Семеновым, как воевал с Лозино-Лозинским. О том времени, о людях. Именно тогда он и сказал мне ту самую фразу "Раньше Звездой Героя награждали героев, а теперь убийц". Сказал с обидой, с горечью в голосе... Говоря о "Буране", о своем отряде, в его словах постоянно слышалась боль... Мечта, объединившая людей, и предавшая их...

В тот вечер он был другим - летчиком-ветераном, вспоминавшим отгремевшие битвы...

 

Запомнилось, как улетали через Франкфурт. Я подвожу его в инвалидном кресле-каталке к стойке "Аэрофлота" на регистрацию, а его заставляют лично (!) завешивать свой багаж. А потом заявляют, что у него слишком много мест багажа (у него было много подарков). Пришлось мне брать его корочки "Героя Советского Союза" (он не хотел их доставать), вызывать старшего представителя Аэрофлота и скандалить...

 

Встреч с Игорем Петровичем было много, в том числе и очень личных. Обо всем не расскажешь... Были и просто курьезы. Однажды по его просьбе я перевозил в багажнике управляющий ракетный двигатель системы ориентации "Бурана", и так случилось, что пришлось открыть багажник перед незнакомыми людьми. Чтобы не подставлять Волка, пришлось назваться агентом израильской разведки Моссад - потом мы с ним долго смеялись над этой историей...

 

Помню, как-то в немецкой глубинке мы с ним попали на банкет по итогам чемпионата Европы среди лесорубов. Разыскали нашу российскую команду, обильно заливавшую свое поражение (то ли восьмое, то ли девятое место в командном зачете). Мы с Волком не могли ударить в грязь лицом, поддерживая горе соотечественников, а я не мог позволить себе отстать от Героя Советского Союза... Конец до сих пор не помню... Очнулся я только к полудню следующего дня, под рассказы Игоря Петровича, как эти бородатые мужики накануне вечером грузили меня в машину, приговаривая: "Этот оказался слабаком! А Герой-то, смотрите, держится до конца - хоть и всего-то какой-то там летчик, но наш человек, настоящий лесоруб!"

 

Последняя встреча с ним состоялась пару месяцев назад (мы вместе выступали в планетарии Московского дворца пионеров). Тепло обнявшись, я его спросил:

- Как здоровье, Игорь Петрович?

Он улыбнулся в ответ:

- Как видишь, еще не помер..

 

Осталось очень много личных фотографий, которые никогда публично не демонстрировались - думаю, пришло время обнародовать некоторые их них. На них запечатлена осень 2008 года, немецкие Зинсхайм и Шпайер. В кадре с Игорем Волком - моя дочь Женя (кормит его пончиками), мой сын Дима, астронавты Чарльз Дьюк, Томас Райтер, Токтар Аубакиров, просто немецкие друзья (включая уже покойного Хартмута Зенгера, сына знаменитого Эйгена Зенгера, автора проекта "антиподного бомбардировщика"t>


 

Архив новостей сайта www.buran.ru

События 1998 годаСобытия 1999 годаСобытия 2000 годаНовости и события 2001 годаНовости и события 2002 годаНовости и события 2003 годаНовости и события 2004 годаНовости и события 2005 годаНовости и события 2006 годаНовости и события 2007 годаНовости и события 2008 годаНовости и события 2009 годаНовости и события 2010 года

Новости и события 2011 годаНовости и события 2012 годаНовости и события 2013 годаНовости и события 2014 годаНовости и события 2015 годаНовости и события 2016 годаТекущая страница - события 2017 года

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий"

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. >Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.