Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

Новости Космонавтики (г.Москва)
№11 декабрь 2011 года, стр.67-69

Наследие "Бурана": к 23-летию полета...

   

Вся статья в формате PDF

Формат журнальной статьи не позволил опубликовать подготовленный материал в исходном варианте. Кроме того, размещение статьи в интернете позволяет связать ее текст активными ссылками с уже представленными (ранее опубликованными) материалами по теме публикации.
Поэтому ниже мы выкладываемый исходный вариант статьи о материальном наследии "Бурана", написанный к  23-й годовщине его
полета.

Страна "Веселого тазика"
К 23-летию полета "Бурана"

 

- А почему ваш тазик "веселый"?
- Это же так весело – кидать в него мячик!
          Разговор в ЦПКиО им. М.Горького, сентябрь 2011 г.

Программа создания многоразовой космической системы (МКС) 11Ф36 "Буран" была самой масштабной в истории отечественной космонавтики. Оценивая ее по-крупному, за 12 лет (период 1976-1988 гг.) были созданы практически "с нуля":
- самый мощный в мире кислородно-керосиновый ЖРД РД-170;
- первый отечественный водородный ЖРД РД-0120 тягой более 100 тс;
- сверхтяжелая ракета-носитель 11К25 "Энергия";
- ракета-носитель среднего класса 11К77 "Зенит";
- многоразовый воздушно-космический самолет (ВКС, или крылатый орбитальный корабль – ОК) 11Ф35 стотонного класса, способный осуществлять беспилотный космический полет с авиационным спуском в атмосфере во всем диапазоне скоростей от орбитальной до посадочной;
- систему автоматической посадки ВКС;
- единственный отечественный универсальный комплекс стенд-старт (УКСС), позволяющий проводить наземные огневые испытания ракет-носителей сверхтяжелого класса;
- технология воздушной транспортировки элементов МКС с заводов-изготовителей на космодром;
- межотраслевая система управления, позволившая реализовать национальную программу подобного уровня сложности.

Итогом программы стал беспилотный полет "Бурана" 15 ноября 1988 года, поднявший нашу космонавтику на принципиально новый уровень.

Примечание: О полете "Бурана" смотри статью автора "Буран: мифы и факты", НК, №11/2008, стр. 66-71.

Но его первый полет стал и последним – последовавшие экономические неурядицы и развал СССР поставил крест на всех планах его использования.

История программы глубоко символична – в ней, как ни в какой другой, нашли свое отражение наши надежды и просчеты, победы и поражения, героизм и подлость, преданность делу и корысть, ответственность и откровенное мошенничество, попытки сохранения полученных технологий и равнодушно-наплевательское отношение к достижениям нашей космонавтики.

Годовщина полета "Бурана" является хорошим поводом оглянуться назад и ответить на вопрос: "Кто мы – рачительные хозяева, сохраняющие достигнутое и идущие вперед, опираясь на накопленный опыт, или "Иваны, не помнящие родства"?

МЗК (сооружение 80 площадки 112А), 2011 год. Фото Алексея Журавлева

В середине 1970-х годов, на заре программы "Буран", предполагалось, что летать наши многоразовые корабли будут много и часто. Зная об американских планах строительства четырех челноков, мы изначально собирались построить десять ВКС. Но затем это "планов громадье" было существенно урезано. По правительственному Постановлению №132-51 от 17 февраля 1976 г. "О создании многоразовой космической системы и перспективных космических комплексов" и сопутствующим документам намечалась постройка двух летных изделий, имевших разные ведомственные обозначения. В Минавиапроме исторически первая цифра номера означает серию, две последующих – номер изделия внутри серии. Поэтому "планера" кораблей, изготавливавшиеся в МАПе, именовались 1.01 и 1.02. В Минобщемаше, являвшемся головным по программе в целом, орбитальные корабли обозначались порядковыми номерами 1К и 2К. Так как задачи каждого конкретного полета определяли комплектность корабля (бортового оборудования, математического обеспечения, систем, агрегатов, запасов и т.д.), то каждый планировавшийся полет тоже имел индивидуальное обозначение, при котором к номеру корабля добавлялся номер полета. Например, второй (несостоявшийся) полет имел индекс 2К1 (второй корабль, первый полет).

В обеспечение постройки двух штатных кораблей было изготовлено еще семь технологических изделий:

Примечание: Точнее – восемь, с учетом цельнодеревянного макета, построенного согласно авиационным канонам проектирования летательных аппаратов для макетирования конструкции и отработки внутренней компоновки. После выполнения своих задач макет длительное время валялся под открытым небом в ЛИИ имени М.М.Громова, после чего был уничтожен.

Уже после выхода этой публикации на территории ЛИИ им. М.М.Громова в подмосковном г. Жуковский нашелся ранее неизвестный деревянный макет, предшествовавший постройке  самолета-аналога БТС-002 ОК-ГЛИ. Все эти годы он хранился под открытым небом, и его состояния демонстрируют эти фотографии, сделанные в первом полугодии 2013 г.:

- 0.01 (1М, ОК-МЛ1, ОК-М): на этом изделии проведены статические испытания в ЦАГИ в обеспечение горизонтальных летных испытаний (ГЛИ) следующего корабля. После завершения этих испытаний корабль сначала использовался для отработки воздушной транспортировки на самолете 3М-Т (50-тонный корабль участвовал в отработке дозаправки самолета-носителя в воздухе), а затем в декабре 1983 г. был доставлен на Байконур. Там с ним проводились примерочные испытания в МИКе ОК, и в связке с РН – в монтажно-заправочном комплексе (МЗК), на стартовом комплексе, УКСС и в вертикальных частотных испытаниях на стенде динамических испытаний (СДИ);

- 0.02 (2М, ОК-МЛ2, ОК-МЛ2-ГЛИ, ОК-ГЛИ, БТС-002) предназначался для отработки автоматической посадки орбитального корабля (горизонтальных летных испытаний). В период 29.12.1984-06.12.1990 на нем было выполнено 24 полета и 11 рулежек/пробежек в ЛИИ им.М.М.Громова. В случае продолжения программы 0.02 предполагалось использовать для летной подготовки экипажей ОК;

Примечание: Литеры "МЛ" в обозначении первых двух макетов расшифровываются как "макетно-летный". Во второй половине 1970-х годов Главный конструктор НПО "Молния" Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский предложил использовать первые два макета (после выполнения своих целевых программ испытаний) в первых пусках РН "Энергия". Это позволяло провести два первых летных испытания МКС без риска потери штатных кораблей, запуск которых (по традициям нашей космонавтики) стал бы возможен после двух успешных полетов макетов. В этом случае на макеты закладывались бы  пирошнуры по стыкам фюзеляжа с консолями крыла и киля, отрыв которых позволял "уронить" их в заданный район Тихого океана. В противном случае высокое аэродинамическое качество кораблей и частичная теплозащита делали район их падения неприемлемо большим. В дальнейшем (с появлением изделия 0.04) эти планы изменились, и литеры "МЛ" у двух первых макетов исчезли, а последующим и не присваивались.

- 0.03 (3М, КС, КС-35, ОК-КС): комплексный стенд для отработки функционирования всех систем корабля, включая сопровождение в режиме реального времени полетов ОК. Перед доставкой 0.03 в НПО "Энергия" на нем в ЛИИ отработали воздушную транспортировку, доказав возможность перевозки ОК на самолете 3М-Т (в полетах масса планера 0.03 последовательно увеличивалась с 45 до 50 т);

- 0.04 (4М, 4МТ, ОК-МТ) создавался для макетно-технологических испытаний в МИКе ОК, а также для отработки технологии и действий расчетов по обслуживанию ОК в МИКе РН, в МЗК и на посадочном комплексе. Корабль 0.04 должен был быть постоянно действующим, обеспечивающим обучение и поддержание навыков обслуживающего персонала и экипажей. Перед доставкой 0.04 на Байконур на нем в ЦАГИ были проведены статические испытания в обеспечение создания 1К и 2К;

- 0.05 (5М, ОК-ТВА) строился "в россыпи" для тепло-вибро-акустических испытаний и представлял собой сборку носовой части фюзеляжа с кабиной и фрагментом средней части, хвостовую часть фюзеляжа с частью средней, крыло с куском фюзеляжа, киль и т.д. По суммарной комплектации 0.05 представлял собой полтора корабля, при этом все было выполнено в штатной комплектации (с теплозащитой, системами и т.д.); на испытаниях в кабину даже закладывались продукты питания для экипажа из 10 человек на 30 суток "полета";

- 0.06 (6М, ОК-ТВИ) предназначался для тепловакуумных испытаний в НИИХимМаше в г.Пересвет Московской области, изготовлялся "в россыпи" при полной комплектации систем и агрегатов;

- 0.08 представлял собой модуль кабины для проведения медицинских испытаний и отработки элементов системы жизнеобеспечения.

Изделия "нулевой" серии были макетами только на бумаге – все они, как и летные корабли, изготавливались по единой конструкторской документации.

В 1986 г. вышло дополнительное правительственное Постановление, предусматривавшее постройку еще трех летных кораблей – 3К (2.01), 4К (2.02) и 5К (2.03). Корабли второй серии создавались с учетом опыта постройки первой серии и были более совершенными, впитав в себя весь накопленный опыт. Например, была уточнена конструкция теплозащиты: первые два (по полету) "углерод-углеродных" сегмента лобовой кромки крыла были заменены на алюминиевые, покрытые кварцевой теплозащитой. При этом общая площадь кварцевых плиток была уменьшена за счет ее частичной замены на гибкую теплозащиту из неорганических волокон. Планер новых кораблей должен был стать легче и прочнее за счет уменьшения стыков и применения новых материалов – например, задняя сборная стенка кабины заменялась одной поковкой, а вместо составных лонжеронов, идущих вдоль грузового отсека, использовались цельнокованые титановые длиной более 18 (!) метров.

Изменение конструкции потребовало новых испытаний – в обеспечение кораблей доп.заказа были построены изделия 0.11 (фюзеляж для статических испытаний испытывался во вновь построенном статическом зале НПО "Молния"), и 0.15 (ТВА-ДЗ), являвшийся хвостовой частью фюзеляжа для тепло-вибро-акустических испытаний.
Добавим, что летные корабли второй серии успели изготовить в разной степени готовности.

Таким было материальное наследие программы "Энергия-Буран" в части построенных летных и макетных кораблей на момент прекращения работ в начале 1990-х годов. Как же мы распорядились этим наследием за прошедшие годы? И вот здесь как раз и кончаются все наши достижения, которыми можно гордиться…

Подготовка второго полета 2К1 и строительство кораблей третьей серии фактически прекращается в 1991 г.

В апреле 1992 г. НПО "Молния" и НПО "Энергия" (с участием департамента авиационной промышленности и департамента общего машиностроения Министерства промышленности РФ)

Примечание: Вот так после развала СССР два стержневых министерства были сведены до уровня департаментов в одном ведомстве!

 договорились о "разделе имущества", подписав "Решение об использовании задела изделий 11Ф35" ТР21-21-11Ф35-41/92 (ТР11Ф35-68/173-92). Согласно этому документу, за "Молнией" остались изделия 0.02, 0.11, 0.06, 0.08 и 0.15. К "Энергии" отошли слетавший в космос "Буран" (1.01, 1К1) и 0.01 (ОК-МЛ1). Кроме того, собранный фюзеляж пятого летного корабля – 2.03 – предполагалось разрезать на перфорированные отсеки для использования в бассейне гидроневесомости Центра подготовки космонавтов. Это решение не охватывает корабль 1.02, готовившийся в тот момент к полету в МИКе ОК на Байконуре, и 0.03, находившийся в контрольно-испытательной станции НПО "Энергия". Из "Решения" также видно, что работы по изготовлению корабля 3К (2.01) были прекращены в 1991 г., из-за чего становится неопределенным будущее 2.02.

Примечание: Здесь необходимы пояснения. После полета "Бурана" 15 ноября 1988 г. на волне успеха предполагалось повторно запустить его на орбиту (на несколько суток) уже через 4-5 месяцев. Однако спустя некоторое время Лозино-Лозинский предложил вообще никогда больше не запускать "Буран" в космос, выведя его из состава летных кораблей. По свидетельству ветеранов "Молнии", Главный конструктор очень скептически оценивал вероятность второго успешного полета (по расширенной программе) на первой машине. Главный конструктор "Бурана" от НПО "Энергия" Ю.П.Семенов с доводами Лозино-Лозинского согласился, и совместное решение о "списании" "Бурана" появилось в 1989 г.
Сейчас непросто, ввиду прошедшего времени и недоступности документов, восстановить мотивы такого решения Главного конструктора. Одним из возможных объяснений может быть расхождение между расчетными (заложенными в конструкцию) и реальными (полетными) нагрузками на планер. Например, из-за конструктивных особенностей киля "Буран" (1К1, 1.01) был допущен к первому полету с ограничениями по маневренности. Другим аргументом может быть то, что "Буран" корабль был выполнен в комплектации двухвиткового беспилотного полета 1К1 и ни на что другое был неспособен. На нем, например, даже не была установлена система открытия створок грузового отсека (без этого многосуточный полет был невозможен), отсутствовала система управления (и другие системы) для работы в пилотируемом режиме и т.д. Пускать эту машину второй раз по уже выполненной в первом полете демонстрационной программе было бессмысленно, а трудоемкость доработок превышала аналогичную при завершении предполетной подготовки второго корабля 1.02.
После принятия этого решения программа полетов "Бурана" переходила к кораблю 2.01. В итоге флот наших челноков по планам 1989-1991 гг. должен был состоять из четырех летных кораблей, как и у американцев: 1.02 (2К), 2.01 (3К), 2.02 (4К) и 2.03 (5К).

Сегодня можно сказать, что судьба большинства построенных кораблей оказалась печальной, совершенно не соответствующей нашему статусу космической державы.


Орбитальный корабль "Буран" (1.01, 1К) по состоянию на 14 мая 2002 г.

Наша гордость – "Буран" – в мае 1989 г. участвовал в испытаниях самого крупного в мире самолета Ан-225 "Мрия", созданного для транспортировки корабля и других элементов МКС. В июне то го же года "Буран", доставленный во Францию на спине "Мрии", стал звездой авиасалона Ле-Бурже-1989. После этого он был помещен на хранение в МИК РН на 112-й площадке, где 13 мая 2002 г. из-за совокупности причин, начиная от ошибки проектирования МИКа до нарушения правил техники безопасности при выполнении ремонтных работ кровли на него рухнула крыша. Вместе с "Бураном" перекрытия, упавшие в III, IV и V пролетах МИКа, уничтожили практически весь имевшийся задел по РН, включая 3 технологических (3Д, 5С и 6С) и 5 летных (полные комплекты 2Л и 3Л и блоки первых ступеней для 4Л, 5Л и 6Л) изделий, похоронив под собой 6 человек.
При разборе завалов месиво из обломков кровли и остатков былой национальной гордости сгребли бульдозерами в кучи и вывезли на мусорную свалку. На этом можно было бы поставить красноречивую точку всей истории программы "Энергия-Буран", но до дна нашей горестной чаши еще далеко…


Второй летный корабль (2К, 1.02) по состоянию на 14 августа 2011 г. Фото Алексея Журавлева

Подготовка к полету 2К1 второго летного корабля 1.02 была остановлена в готовности более 90%, после чего он был перевезен из МИКа ОК в МЗК. 22 ноября 2004г. корабль был передан от Ракетно-космической корпорации "Энергия" (в лице НТЦ-12Ц, занимавшемся эксплуатацией собственности РККЭ на Байконуре) в хозяйственное ведение казахскому республиканскому государственному предприятию "Инфракос", созданному для "утилизации и продажи списанного металлолома", доставшегося Казахстану при разделе Байконура. 7 июня 2005 г. "Инфракос" обменял 1.02 на пакет акций казахстанско-российского инновационного совместного предприятия "Аэлита", оценив корабль примерно в $10 тыс. (1352112,34 тенге курсу 133,75 тенге/$).

Все это время 1.02 находился в МЗК, при этом хранение фактически представляет собой его перманентную деградацию и бесконтрольное разграбление, в ходе которого с него демонтировано (или украдено) все, что можно было сравнительно легко снять или украсть. Сегодняшнее состояние изделия печально – остекление разбито, люк открыт, сверху годами сыплются ошметки протекающей кровли…

После появления последних фотографий в интернете многочисленные и единодушные отзывы можно суммировать как "душераздирающее зрелище".


При транспортировке 0.01 пришлось елозить крыльями по гаражам, построенным уже после прекращения работ по "Бурану".

Изделию 0.01 повезло больше. После прекращения работ макет сначала много лет ветшал на открытой площадке огневых контрольных испытаний, но 19 января 2007 г. был отбуксирован на территорию Музея Байконура. Сегодня, после приведения внешнего вида в порядок, он доступен для обозрения.

Самая насыщенная (и в итоге – самая удачная) оказалась судьба самолета-аналога орбитального корабля – 0.02 (ОК-ГЛИ). В октябре 1999 г. он был передан в девятилетний лизинг австралийцам за $600 тыс., из которых "Молния" получила лишь $150 тыс. (уточним – на расчетный счет предприятия) и оказался в Сиднее. После череды банкротств и международных скандалов 0.02 появился в Бахрейне,

где им заинтересовался крупнейший в Европе частный технический музей в г.Шпайер. Стоит отметить, что после австралийцев 0.02 был продан "Молнией" еще дважды: в июне 2002 г. сингапурской компании за $160 тыс., в сентябре 2003 г. немцам за $350 тыс.

Немцам потребовалось более 500 тыс. евро и 6 лет судебных разбирательств, чтобы в марте 2008 г. вывезти корабль в Германию. Сегодня, после полугодовой реставрации, выполненной с немецкой тщательностью, обновленный 0.02 может даже отклонять элевоны по командам дистанционного джойстика!


Сегодня наш самолет-аналог 0.02 является главным экспонатом космической экспозиции музея в Шпайере.


Снимок 0.03 в КИСе РККЭ 21 марта 2007 г. Увидеть его простому смертному практически невозможно из-за режимных ограничений.

Комплексный стенд 0.03 до сих пор находится в помещении контрольно-испытательной станции РКК "Энергия", где благодаря режимным ограничениям и чистоте помещения, обусловившим ограниченный доступ, прекрасно сохранился. Немаловажным моментом оказались и размеры 0.03 – из-за них для эвакуации стенда из КИСа необходимо разобрать стену здания. В то же время "Энергия" нуждается в увеличении производственных площадей КИСа в связи с ростом количества космических кораблей (для установки двух дополнительных стендов для "Союзов" и "Прогрессов"), запускаемых к Международной космической станции. Будем надеяться, что руководству РККЭ хватит мудрости сохранить ОК-КС.


Технологический корабль 0.04 (ОК-МТ). Снимок сделан 14 августа 2011 г. Алексеем Журавлевым

Технологический корабль 0.04 разделил судьбу 1.02 – находясь многие годы в том же МКЗ (в аналогичном состоянии), он так же 22 ноября 2004 г. был безвозмездно передан "Энергией" в хозяйственное ведение РГП "Инфракос", которое 7 июня 2005 г. так же обменяло его на пакет акций КРИСП "Аэлита". Оценив его при этом на $440 дешевле летного корабля.

Осенью 2008 г. немецкий Технический музей провел с "Аэлитой" переговоры о приобретении 1.02 и 0.04 за $12 млн. При этом музей предлагал оценить каждый корабль по $6 млн. и начать операции с 1.02, но "Аэлита" соглашалась на такой порядок транспортировки только при условии, что 1.02 будет оценен в $8 млн., а 0.04 – в $4 млн. Договориться сторонам так и не удалось – но виной тому была не цена, а проблемы с транспортировкой.

Судьба ОК-ТВИ оказалась еще печальней. Пока изделие 0.06 после окончания испытаний хранилось в НИИХимМаше, его руководство пыталось организовать на базе института Национальный музей космонавтики, используя в качестве экспонатов не только ОК-ТВИ, но и другие имевшиеся у них изделия ракетно-космической техники. Однако в конце 2007 г. усилиями НПО "Молния" корабль 0.06 был порезан на металлолом.

Имена "героев" этого варварства должны остаться в истории. В течение нескольких лет НИИХимМаш безрезультатно предлагал "Молнии" документально оформить статус хранящегося у них "чужого" 0.06, пока им не был предъявлен Акт приема-передачи №1 от 29.11.2007, согласно которому "Молния" в лице ген.директора Ю.А.Убей-Волка передало корабль ООО "Авиавторресурс" на "демонтаж и утилизацию" на основании договора №103 от 26.10.2007. После этого "утилизаторы" порезали 0.06 прямо на территории  НИИХимМаша. В этой истории от "Молнии" также отметился В.А.Юрлов, завизировавший акт за три дня до Убей-Волка. Мы впервые публикуем документы по утилизации изделия 0.06, см. слева.

Приходится констатировать, что после Г.Е.Лозино-Лозинского "Молнии" крайне не везет на директоров…


Изделие 0.08. Интересно, но никому из медиков не пришла в голову идея продать его или сдать на металлолом...

А вот модуль кабины 0.08 благополучно сохранился и после покраски выглядит как новый – сегодня его может увидеть любой на территории московской 83-й городской клинической больницы.

С кораблями доп/заказа все обстоит хуже. Третий летный корабль (2.01, 3К) сначала был продан "Молнией" 21 мая 2004 г. немецкому техническому музею за $270 тыс. (с оплатой на подставного нерезидента), а затем 31 августа того же года (за рублевый эквивалент $120 тыс.) фармацевтическому дистрибьютору "СИА Интернейшнл Лтд" (документы справа). Отметим, что для тогдашнего руководства "Молнии" (ген.директор А.С.Башилов, его заместитель по коммерции М.Я.Гофин) продавать одно и тоже разным покупателям, "снимая" оплату с разных сторон, было обычным делом.

Примечание: Что интересно: согласно спецификации (Приложению №1 к договору № Б2/30-08/2004 от 31.08.2004), покупатель (ЗАО "СИА Интернейшнл Лтд" в лице И.Ф.Рудинского) приобрел у продавца (НПО "Молния" в лице А.С.Башилова) набор "комплектующих" (этакое стыдливое обозначение планера третьего летного космического корабля), в который также входит "технологическое шасси", состоящие из "передней и задней опоры". Как видно по документам, штатное шасси в перечень передаваемых агрегатов не входит. Но при погрузке 22.06.2011 на баржу при транспортировке "комплектующих" в г.Жуковский покупатель на виду у всех прихватил с собой "до кучи" и штатный комплект шасси - носовую и две основных стойки. Судя по представленной спецификации, погрузка штатных стоек шасси (3 шт.) является самым банальным воровством имущества НПО "Молния". В связи с этим следует расшифровать подписи под договором со стороны "Молнии", т.к. именно эти люди определяли комплектность "комплектующих" при вывозе их на причал в октябре 2004 г. Под подписью А.С.Башилова стоят визы М.Я.Гофина (справа) и В.И.Фишеловича (слева):


Погрузка задней "технологической" опоры шасси


Погрузка двух основных штатных стоек шасси


Погрузка носовой штатной стойки шасси

С октября 2004 г. по август 2011 г. 2.01 находился под открытым небом на причале Химкинского водохранилища в Тушино, после чего 22 июня 2011 г. он был доставлен по Москве-реке в г.Жуковский. За многолетнее "хранение" на свалке корабль сильно обветшал, что не помешало ему принять участие в авиасалоне МАКС-2011, где он вызвал откровенное недоумение и обоснованную критику. Причиной тому стала иезуитская "реставрация" в лучших традициях "потемкинских деревень", в ходе которой ему замалевали белой краской только левый борт (обращенный к зрителям), нарисовали иллюминаторы и приделали фанерный руль направления.


Третий летный корабль - изделие 2.01 - на МАКСе-2011. Фото Алексея Романова.

Но история 2.01 на этом не заканчивается – судя по имеющейся информации, с учетом шквала критики на МАКСе-2011 в будущем возможно его более полное восстановление. И здесь намерения нынешних владельцев 2.01 вступают в конфликт с судьбой еще одного корабля, которого формально … не было!

окончание следует...

 

Наследие "Бурана": судьба неучтенной "сборки"

     

Вся статья в формате PDF

В силу различных причин окончание статьи о построенных орбитальных кораблях 11Ф35 вышла только через полгода. Как и в первом случае, наряду с журнальной публикацией мы выкладываем ниже исходный вариант статьи о материальном наследии "Бурана", написанный к  23-й годовщине его полета.

Незаконнорожденный "Буран"
К 23-летию полета "Бурана" (окончание)

 

Существует еще один "незаконнорожденный" "Буран", который в инициативном порядке был собран "Молнией" в 1993 г. из агрегатов разных изделий, доставлен на Пушкинскую набережную Москвы-реки в Центральном парке культуры и отдыха (ЦПКиО) и передан в лизинг организованному обществу "Космос-Земля", возглавлявшемуся космонавтом-2 Германом Титовым.

"Буран" в ЦПКиО им.Горького. Фото автора, 24 августа 2011 г.
"Буран" в ЦПКИО им. М.Горького (эта и другие фотографии ниже - съемка автора 24 августа 2011 г.)

В эту сборку агрегатов вошло левое крыло изделия 0.05, фюзеляж с килем от 0.11 , правое крыло (со стойкой шасси) от 2.02 и другие агрегаты, оставшиеся в распоряжении "Молнии" после прекращения работ по "Бурану". Все остальные агрегаты изделий 0.05, 2.02, 0.15 и собранный фюзеляж от 2.03 были уничтожены. Таким образом, сборка в Парке Горького с момента своего появления юридически является не изделием, оплаченным заказчиком, а совокупностью списанных и подлежавших утилизации разрозненных агрегатов, которые были "упорядоченно свалены в одном месте" инициативной "Молнией" за свой счет. Деятельность общества "Космос-Земля", организовавшего в "Буране" научно-познавательный аттракцион, протекала непросто – там были и многочисленные внутренние конфликты, и пожар с уничтожением бухгалтерии. В последние годы жизни Герман Титов очень тяготился своим участием в этом проекте, считая, что его имя было просто использовано непорядочными людьми. Но постепенно вокруг этого "Бурана" сплотились энтузиасты, ветераны и просто люди, неравнодушные к космонавтике. Несколько лет назад они организовали некоммерческое партнерство "Земля и космос Германа Титова", которое провозгласило своей целью сохранение "Бурана" в Парке Горького как памятника нашим космическим достижениям и создание (совместно с Департаментом образования Москвы) на его основе космического научно-образовательного и культурно-просветительского центра. Роскосмос поддержал эту инициативу, направив всем подведомственным предприятиям письмо за подписью статс-секретаря Виталия Давыдова с указанием оказывать всемерную поддержку созданию аналогичных центров по всей стране.

Владелец сборки "Буран" – "Молния" – 18 июля 2006 г. по договору №18-07-06 продало "комплект агрегатов согласно прилагаемой спецификации" за 100 тыс. рублей новому владельцу – ЗАО "Чудо-град".

Приняв объект в плачевном состоянии, "Чудо-град" за прошедшие годы потратил немало усилий на приведение его в порядок. Не все сделанное бесспорно, но парадокс заключается в том, что на сегодняшний день этот "Буран" в ЦПКИО является одним из самых сохранившихся и единственным в России (!), доступным для свободного (ежедневного и бесплатного) осмотра всем желающим. К тому же расположенным в центре Москвы, в пошаговой доступности от станции метро "Парк Культуры".

Но летом 2011 г. ситуация кардинально изменилась. Во-первых, в марте был назначен новый директор ЦПКиО Сергей Капков, друг Романа Абрамовича. Им была провозглашена программа возрождения Парка в его первоначальном виде (до 1985 г.), со сносом всех построенных позже аттракционов . Такой "возврат в прошлое" не помешал переезду в ЦПКиО галереи "Гараж" (спутницы Абрамовича Дарьи Жуковой), введению wi-fi и работоспособности мобильных телефонов на территории парка, как и использованию иномарок его сотрудниками. Но "Бурану" вердикт был вынесен уже в апреле: "Пусть собственник убирает его куда угодно!". Параллельно с этим Капков направил письмо Мемориальному музею космонавтики с предложением забрать "Буран" себе (в связи с этим возникает вопрос об аффилированности "Чудо-Града" с администрацией ЦПКиО). Мемориальный музей проявил заинтересованность в приобретении "Бурана", но здесь есть одна принципиальная проблема – его невозможно транспортировать без отстыковки киля и консолей, а такая разборка, позволяющая сборку на новом месте, в нынешних условиях практически невозможна. Первоначально консоли крыла стыковались в заводских условиях, и для их "штатной" (без повреждений) расстыковки необходимо сооружение на Пушкинской набережной специального стенда, который затем сможет использоваться на новом месте для повторной сборки. Таким образом, помимо проблемы транспортировки по московским улицам фюзеляжа, превосходящего все степени негабаритности, возникает задача создания специальной сборно-разборной оснастки. Это очень дорого, а Мемориальный музей является государственным учреждением культуры и финансируется из городского бюджета. Самым дешевым вариантом исполнения указаний руководства ЦПКиО является утилизация корабля на месте…

Пока новое руководство со сносом аттракционов принялось разрабатывать концепцию развития парка , защитники "Бурана" начали обращаться в различные адреса и инстанции с обращениями оставить корабль в Парке Горького, включив его в эту концепцию. Представители некоммерческого партнерства провели несколько встреч с сотрудниками московского Департамента культуры, космонавт Игорь Волк в письменной форме обратился к мэру Москвы Сергею Собянину и Роману Абрамовичу (последнему письмо, ввиду отсутствия открытого адреса, передавалось "нарочным" через службу безопасности Государственной Думы). До мэра Москвы письмо не дошло – его канцелярия сразу переадресовало его главе Департамента культуры Правительства Москвы Сергею Худякову. Судя по имеющейся информации, Роман Абрамович оказался внимательнее мэра к входящей почте и письмо прочитал. Но не ответил, в то время как Департамент культуры "дал понять", что склонен принять решение в пользу защитников "горьковского" "Бурана".

Не смотря на смену собственника, к судьбе "припаркованного" корабля подключилось НПО "Молния", Клуб Героев г.Жуковский, космонавты, летчики-испытатели, журналисты, депутаты различного уровня, многочисленные энтузиасты, историки и просто неравнодушные к раритетам нашей космической истории. Письма ушли в Министерство обороны (как бывшему заказчику, и в том числе от Департамента культуры Москвы), в Роскосмос как потенциально заинтересованной стороне, в Гос.Думу. Но в своих ответах эти ведомства всего лишь "не возражают против сохранения" корабля в Парке Горького, потому что – напомним – юридически речь идет не о корабле, заказанном согласно правительственным Постановлениям и оплаченном Минобороны в качестве заказчика, а фактически о "наборе запчастей", ставших макетом корабля в результате "самодеятельности" НПО "Молния". Немаловажно и то, что после фактического прекращения программы отечественных челноков долг заказчика только перед "Молнией" исчислялся десятками миллиардов рублей, и в первую очередь это касалось оплаты работ по доп.заказу.


Правый борт и хвостовая часть 2.01 на МАКСе-2011. Хорошо видно отсутствие "родного" шасси, элевонов, двигателей и руля направления. Фото Алексея Романова.

В этой ситуации, пользуясь позицией ЦПКиО, у "реставраторов" находящегося в Жуковском 2.01 возникла идея "под шумок" использовать "запчасти" с Пушкинской набережной для восстановления своего корабля. Таким образом, утратив (это мягко говоря) в ходе многолетнего "безответственного хранения" комплектность 2.01, его нынешние владельцы в угоду своим личным амбициям решили уничтожить "Буран" в Парке Горького, собрав из двух кораблей один – свой.

Закономерен вопрос – кто за всем этим стоит? Мы можем ответить на другой – кто может повлиять на этих людей. Вот отрывок из письма Игоря Волка, направленного 10 октября вроде бы непричастному к описываемым событиям Генеральному директору Госкорпорации "Ростехнологии" Сергею Чемезову:
"Еще раз обращаюсь к Вам, Сергей Викторович, с просьбой не допустить, чтобы в намечаемой реконструкции инфраструктуры территории ЦПКиО был бы демонтирован и разобран этот уникальный научно-технический объект России, хотя бы для реставрации к следующему авиасалону "МАКС-2013" полусгнившего третьего летного орбитального корабля, принадлежащего частной компании. Это было бы актом настоящего вандализма по отношению к одному из выдающихся образцов отечественной ракетно-космической техники – испытательному наземному варианту орбитального корабля "Буран".
Как говорится, читайте "между строк"…

События с середины сентября развивались стремительно. Сначала некое частное лицо обращается в одну из служб ФГУ "Речная администрация московского бассейна" с заявкой на организацию транспортировки "Бурана" от Пушкинской набережной до г.Жуковский. 15 сентября речники проводят совещание, на котором утверждают план организационных мероприятий и порядок транспортировки, намеченной на 23 сентября с использованием подтопляемой (для прохода под мостами Москвы-реки) баржи с буксиром. Ввиду необходимости фиксации баржи в ходе погрузки на якоре (местная особенность речного русла не позволяет удерживать баржу длительное время винтами буксиров) 16 сентября был заказан Акт траления у береговой стенки, примыкающей к Пушкинской набережной (с готовностью к 19 сентября), а заказ баржи намечен на 21 сентября. Неопределенность оставалась только по крану: удастся ли использовать работающий недалеко от "Бурана" автокран, занимающийся разбором металлоконструкций аттракциона "Американские горки", или потребуется дополнительный кран? Кроме того, речников волновала способность "берега" вовремя (за несколько дней) "расчленить" свой корабль. Поэтому сроки заказа баржи могли быть сдвинуты "вправо" исходя из того, что при наличии Акта траления она может быть поставлена под погрузку в течение двух дней после получения подтверждения о готовности крана.

Отметим, что все это происходило в то время, когда обескураженные представители "Чудо-града" совместно с "Молнией" и Мемориальным музеем космонавтики (с привлечением Департамента культуры) изучали возможность транспортировки корабля в район Аллеи Героев космоса и монумента Покорителям космоса.

29 сентября заказчик услуг речников официально снимает свой заказ, а уже на следующий день сторонник "выдворения" "Бурана" директор ЦПКиО Сергей Капков назначается руководителем Департамента культуры Москвы, сменяя Сергея Худякова. И второе письмо Игоря Волка, появившееся из-за игнорирования Сергеем Собяниным первого обращения к нему Героя Советского Союза от 11 июля, после отправки 30 сентября в Правительство Москвы получает уже Сергей Капков…

Как вы понимаете, история с "припаркованным" "Бураном" еще не закончена. Пока можно только утверждать, что он не будет вывезен по Москве-реке до начала навигации следующего года. Но это совсем не гарантирует, что до этого момента его не "утилизируют на месте".


"Буран" в ЦПКИО им. М.Горького (съемка автора 24 августа 2011 г.)

Символично, что рядом с "Бураном", которому "не место" в ЦПКиО, расположено несколько "уместных" аттракционов. Например, тир "Сбей бутылку", в котором участнику десятью выстрелами из "воздушки" предлагается сбить пустую бутылку от пепси-колы; или "Сбей банку" – то же самое, но с пустой помятой консервной банкой. Самый красноречивый аттракцион называется … не поверите! "Веселый тазик"!

...окрестности "Бурана" в ЦПКИО им. М.Горького (съемка автора мобильным телефоном)

Может быть, пришла пора ответить самим себе на простой вопрос: в какой же стране мы живем – в современной, технологической державе, открытой модернизациям и реформам, уверенно смотрящей в будущее, или в "веселом тазике"? И главное – какая между этим разница?

Вадим Лукашевич

 

Постскриптум

Зимой "Буран" был задействован в качестве масштабной декорации при проведении VI Международных зимних игр экстремальных видов спорта, проходивших на Пушкинской набережной в Москве 23 февраля 2012 г. Для этого за кораблем был установлен большой панорамный экран, монтаж которого представлен на фото:


Соревнования сноубордистов "Adrenalin Games Winter 2012" и световое шоу можно посмотреть на видео:
 

Видеоинсталляция "Проснись, Буран" выполнена компанией Sila Sveta
по заказу Адреналин Геймз. (FLV 480p).

Adrenalin Games Winter 2012.
 Съемка Павла Сидорова. (FLV 480р)


Snowboard 4D Show Adrenalin Games 2012
. (HD, FLV 720p)

 

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий" Эксклюзивный тур в Технический музей в немецких городах Шпайер/Зинсхайм Переход на сайт туроператора "ЛенТа Странствий"

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.