|
|
Средняя часть
фюзеляжа (СЧФ) - агрегат Ф-2 орбитального корабля "Буран" (11Ф35)
Средняя часть фюзеляжа
длиной 18 500 мм, шириной 6000 мм и высотой 5500 мм обеспечивает размещение
полезного груза, элементов бортовых систем и их монтаж. В ее состав
конструктивно входят 26 шпангоутов, составляющих поперечный набор, боковые и
нижние панели обшивки со стрингерным набором, продольные балки, створки
отсека полезного груза (ОПГ), ниша передней опоры
шасси и узел связи с РН.
Особенностью силовой схемы СЧФ, отличающей ее от принятых для широкофюзеляжных
самолетов, является разомкнутый контур, подкрепляемый через замковую систему
створками ОПГ только для восприятия крутящего момента (нагрузки в продольном
направлении створки не воспринимают). Ниже показан отсек Ф-2 (в сборе и
технологическое членение), в состав которого входит СЧФ и хвостовая часть
фюзеляжа (ХЧФ).
Шпангоуты СЧФ делятся на пять типов:
1. |
- стык СЧФ с НЧФ, состоящий из
нижней и двух верхних частей, представляющих собой коробчатую конструкцию с
двумя стенками, расположенными на расстоянии 200 мм друг от друга и
соединенными между собой стяжками; каждая стенка нижней части шпангоута
включает в себя центральную и две боковые секции, причем центральная, как
наиболее нагруженная, изготавливается фрезерованием из титановой плиты и
имеет проушины для крепления модуля кабины и
верхней части шпангоута. Верхняя часть шпангоута сборная и включает элементы
соединения с такелажными узлами, нижняя часть шпангоута имеет плату с
передним узлом стыковки ОК и РН; |
2. |
- три шпангоута, расположенные в
зоне ниши шасси передней опоры и разрезанные на
две симметричные сборки, причем нижние части каждой сборки имеют ферменную
конструкцию, состоят из нижних и верхних поясов, соединенных между собой
раскосами из титанового сплава, а боковины каждой симметричной части - из
внутреннего и внешнего поясов, соединенных стенкой; |
3. |
- следующие три шпангоута,
конструкция которых выполнена в виде боковых стенок и набора диафрагм; |
4. |
- следующие 12 шпангоутов, каждый
из которых имеет две боковые стенки (правую и левую) и нижнюю ферменную
часть, причем боковые стенки шести шпангоутов фрезерованные с проушинами для
крепления полезного груза, а шести - сборные с
наружными и внутренними поясами, соединенными гофрированной стенкой;
форменная часть шпангоутов состоит из поясов и раскосов, соединенных с
поясами болтами; |
5. |
- оставшиеся семь шпангоутов, по
конструкции аналогичные четвертому типу, но нагруженные значительными силами
от крыла; их нижние форменные части выполнены из титановых материалов и
образуют своего рода центроплан крыла, а верхние и нижние пояса имеют
проушины для крепления консолей крыла. |
Оболочка СЧФ выполнена из боковых и нижних панелей,
разделенных на четыре части по длине и соединенных по стыкам болтами. Панели
собираются из химически фрезерованных листовых обшивок и стрингеров открытого
профиля. Типоразмеры сечений, толщин и заготовок стрингеров и обшивок
унифицированы для всего планера.
На боковых панелях имеются вырезы для люков системы
наддува и вентиляции (СНВП) планера и люков заправки жидких кислорода и водорода
в баки электрохимического генератора (ЭХГ) тока. С левой и правой сторон в
передней зоне СЧФ расположены наплывы крыла в виде оболочек с каркасом из
диафрагм арочного типа, выполняющие роль зализа между консолью крыла и бортом
фюзеляжа. Панели оболочек собираются из штампованных листовых обшивок и
стрингеров открытого профиля. По контуру наплыва приклепаны гнутые профили
швеллерного сечения для соединения с фюзеляжем. Для подхода к местам стыка в
боковых панелях фюзеляжа и в панелях наплывов имеются технологические люки.
Продольные балки (лонжероны) фюзеляжа располагаются
по правому и левому бортам, окантовывая ОПГ. Каждая из них состоит из двух
поясов, стенок, бимса и силовых стоек, которые образуют силовой элемент,
воспринимающий изгибные и крутящие нагрузки всего фюзеляжа. К бимсу с помощью
болтов крепятся кронштейны навески створок ОПГ.
Технологическое членение Ф-2 (увеличенные
изображения можно найти на DVD-ROM'е v4.0):
1 - шпангоуты; 2 - лонжероны;, 3 - зашивка внутренняя; 4
- панели нижние; 5 - панели боковые; 6 - раскосы
Характеристики |
|
Технологические параметры |
Габариты, мм: |
|
|
Применяемые материалы: |
|
- длина |
22150 |
|
- алюминевые сплавы |
1201, 01420, Д16чТ1, АБМ-1, АМГ-6, АБМ-1, АК6 |
- ширина |
5500 |
|
- титановые сплавы |
ВТ-15, ВТ-16, ВТ-20, ВТ-23 |
- высота |
6040 |
|
- стали |
ВНС-5, 30ХГСНА, ЭИ-696, ВКС-210 |
|
|
|
Виды
соединений: |
|
|
|
|
- заклепочные, шт. |
271682 |
|
|
|
- болт-заклепочные, шт. |
18818 |
|
|
|
- болтовые, шт. |
16817 |
|
|
|
- сварные, типы |
ААрДЭС, АрДЭС |
|
|
|
- клеенные |
|
Ниша передней опоры шасси
образована стенками шпангоутов, двумя боковыми продольными стенками с приливами
и проушинами для установки узлов передней опоры шасси и верхней стенкой. На
верхней стенке ниши закреплена балка, к которой крепится замок убранного
положения передней опоры шасси. В донной части нишу замыкает створка,
опирающаяся на окантовку, которая крепится к стенкам. В закрытом положении
створка фиксируется шестью замками. Герметичность ниши с закрытой створкой
обеспечивается двойным гермоуплотнением.
Створки ОПГ
длиной 18500 мм и шириной (по дуге) около 8000 мм являются верхней частью
фюзеляжа, защищают внутренний объем со всем его содержимым от воздействия
внешней среды. Они выполнены из двух (по правому и левому бортам) частей,
состоящих из четырех секций, причем каждая часть крепится к 12 узлам на
продольной балке фюзеляжа. Секции створок конструктивно состоят из рамы,
изготовленной из титанового сплава, и сотовых панелей из композиционного
материала на основе углеродных волокон и полимерного связующего, изготовленных
формованием в автоклаве. Секции связаны между собой силовыми штырями,
исключающими восприятие продольных нагрузок. Для предотвращения протока плазмы в
ОПГ в стыках между частями створок, а также между створками и шпангоутами
фюзеляжа установлено металлорезиновое уплотнение, а в компенсационных зазорах
между секциями и между частями и по периметру створки - температурные барьеры. В
закрытом положении створка и ее части фиксируются по продольному стыку 17, а по
торцам - 8 замками. Использование композиционных материалов позволило уменьшить
массу створок ОПГ на 600 кг по сравнению с металлическим вариантом.
На каждом борту СЧФ расположены по
шесть люков системы наддува и вентиляции планера размерами 510х200 мм каждый,
створки которых открываются внутрь отсека, а герметизация обеспечивается
резиновым уплотнителем специального профиля; в верхней передней зоне СЧФ
расположены люки заправки системы питания ЭХГ размерами 500х600 мм каждый,
створки которых открываются наружу, а герметизация обеспечивается резиновым
уплотнителем специального профиля и прижимами и температурным барьером.
По правому и левому бортам на кронштейнах проложены
электрожгуты СЭП, СУ и СБИ, а также трубопроводы
транскорабельных магистралей подачи компонентов топлива к
двигателям БДУ-Н.
Верхние пояса шпангоутов имеют
ворсовые накладки, крепящие тканевую зашивку ОПГ, обеспечивающую стабилизацию
тепловых режимов оборудования, расположенного в СЧФ.
|