Четко проведенные испытания "Энергии"
и "Бурана" в 1988 году вселили оптимизм в
руководителей этой программы, которые
решительно добивались продолжения испытаний. Из
пяти "Буранов", намеченных к строительству в
1976 году, на рубеже 80-90-х годов в готовности к
полету было только два корабля:
- изделие 1.01 (собственно слетавший
в космос 15.11.1988 в автоматическом режиме ОК "Буран");
- изделие 1.02 (степень готовности к полету в
начале 1990 г. оценивалась в 95%, официального
собственного имени не имел, неофициально
назывался "Птичка" или "Буран-2")
Программа последующих испытаний постоянно менялась и по состоянию на начало 1989 г. представляла собой:
Все первые четыре полета "Буранов" должны были быть беспилотными. В полете корабля 2К2 планировалось отработать автоматическое сближение и стыковку с орбитальным комплексом "Мир". Начиная с пятого полета должен был использоваться третий орбитальный корабль 3К, оборудованный системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами. Полеты с пятого по восьмой тоже считались испытательными, потому экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Они намечались на 1994-95 гг. Экипаж ОК для пятого полета был сформирован в составе И.Волка (командир) и А.Иванченкова (бортинженер), которого включили в экипаж вопреки воле командира, настаивавшего, чтобы в экипаж для первого пилотируемого полета кроме него включили еще одного пилота - Римантаса Станкявичуса.
Однако в связи с наметившимся замедлением
программы планы испытаний кораблей руководством
отрасли были вскоре пересмотрены в сторону
сокращения числа полетов с усложнением их
программ. Так, в частности, была изменена
программа полета 2К1, которая теперь фактически
включала все этапы программы полета 2К2. Полет
неоднократно переносился по срокам, и по планам
середины августа 1991 г. старт намечался на декабрь
1991 г. со следующей программой полета:
- запуск корабля в беспилотном варианте;
- автоматическая стыковка с ОК "Мир" со
стороны модуля "Кристалл";
- переход космонавтов, работающих на
"Мире", в "Буран-2" с опробованием
некоторых его систем в течении суток, в том числе
- дистанционного манипулятора;
- расстыковка и автономный полет на орбите;
- запуск пилотируемого корабля "Союз-ТМ"
N101 с андрогинным периферийным СУ (АПАС-89) с его
последующей стыковкой с "Бураном-2";
- работа экипажа "Союза-ТМ" на борту
"Бурана-2" в течении суток;
- расстыковка и посадка "Бурана" в
беспилотном режиме.
Все эти маневры трех космических объектов должны были имитировать возможность спасения экипажа "Бурана" в том случае, если бы он не мог по каким-либо причинам самостоятельно возвратиться на Землю. Поэтому сами космонавты в Звездном городке называли участвующий в эксперименте "Союз-ТМ" - "Союзом - Спасателем".
В 1985 г. в ЦПК была образована группа космонавтов-спасателей,
в которую входили три опытных командира: В.Ляхов, Ю.Малышев и А.Березовой.
Вместо выбывшего из отряда в июле 1988 г. Ю.Малышева в группу спасателей в 1989
г. был включен В.Титов. В том же 1989 г. А.Березовой и В.Титов приступили к
подготовке в качестве спасателей по программе "Буран". В случае необходимости
кто-то из них двоих должен был эвакуировать на "Союзе-спасателе" экипаж
аварийного "Бурана".
Космонавт В.Ляхов продолжил подготовку в качестве спасателя экипажа станции
"Мир". Однако летные испытания многоразового корабля затягивались.
Первый полет "Бурана" состоялся только 15
ноября 1988 г. Следующий полет (вновь беспилотный), который должен был
выполнить второй корабль, как мы знаем, планировался лишь
на 1991 г. При таком замедленном темпе работ "Буран" в пилотируемом режиме в
лучшем случае мог стартовать где-то в середине 90-х годов. Поэтому уже в 1990 г.
А.Березовой и В.Титов были возвращены на подготовку по спасательным операциям на
орбитальной станции. В 1991 г. в группу спасателей был включен В.Афанасьев, но
выбыл из нее в 1992 г. В том же году группу покинули А.Березовой и В.Титов. В
1992-1994 гг. по программе космонавта-спасателя, кроме В.Ляхова, подготовку
проходили А.Волков и В.Корзун. В конце 1994 г. группа была расформирована.
Однако, когда в 1991 г. первый
пилотируемый корабль "Союз-ТМ"
N101 с андрогинным периферийным СУ (АПАС-89) из
трех заложенных был готов, и после пересмотра плана полетов "Бурана" было
принято решение использовать его в полете 2К1, в ноябре
1990 г. в ЦПК были сформированы две группы космонавтов и началась их
подготовка. В первую группу (командиры кораблей) были включены космонавты ГКНИИ
ВВС (военные пилоты "Бурана"): И.Бачурин, А.Бородай и Л.Каденюк. Во вторую
группу (военные бортинженеры) вошли: Э.Степанов, В.Илларионов и Н.Фефелов.Первоначально
планировавшиеся на декабрь 1991 г. полеты
"Бурана-2" и "Союза ТМ"
N101 были перенесены на конец 1992 г.:
к политической нестабильности добавились опасения, что в связи с аварией РН
"Зенит", первая ступень которого является
ускорителем РН "Энергия", все 4 ускорителя
будут отправлены на завод изготовитель для
повторной проверки.
В марте 1992 г. космонавты обеих групп
завершили курс подготовки по кораблям "Союз-спасатель" и
"Буран" и сдали
экзамены. Далее подготовка должна была проводиться в составе экипажей
(предварительно намечались экипажи
Бачурин-Степанов, Бородай-Илларионов,
Каденюк-Фефелов), но этого
не случилось, так как к этому времени стало ясно, что "Буран-2" не полетит не
только в 1992 г., но и в 1993 г.
Резкое сокращение финансирования
космических исследований привело к новому
переносу этого старта (2К1) на конец 1993 - начало 1994
года, который также был отменен. "Союз-
спасатель" превратился в конце концов в
"Союз-ТМ-16", на котором к орбитальной станции
"Мир" полетел 15-й основной экипаж: Геннадий Манаков и Александр Полищук. (Более подробно программа несостоявшихся полетов
приведена в журнале "Новости космонавтики")
Тем не менее, согласно последнему плану, второй полет "Бурана-2" (2К2) планировался уже пилотируемым. К этому полету кандидатами в состав первого экипажа готовились И.П.Волк и А.С.Иванченков.
По свидетельству Г.Е.Лозино-Лозинского, уже
после полета "Бурана" стало ясно, что первый
полет будет для него и последним, поэтому
детальная послеполетная дефектация корабля не
проводилась, и после косметических работ на нем
проводились работы по отработке транспортировки
корабля на самолете-носителе Ан-225 "Мрия" с
последующим показом комплекса
ОК-самолет-носитель на Парижском авиашоу в 1991г.
Одновременно с этим значительно были
замедлены, а затем и заморожены работы как на
изделии 1.02 на Байконуре, так и на изделии
2.01 в цехах Тушинского МЗ.
Сокращение ассигнований на развитие космонавтики, потеря интереса к орбитальному самолету в связи с выработкой Министерством Обороны новой военной доктрины, общее экономическое положение страны, - все это заставило отказаться от намеченных планов. Один из "Буранов" (экземпляр, использовавшийся для прочностных испытаний) стал аттракционом в Центральном парке в Москве. Летные экземпляры законсервированы. В упадок приходит "необитаемый" с 1988 года стартовый комплекс "Энергии"и "Бурана" на Байконуре. Скоро зарастет травой и аэродром "Юбилейный", построенный на краю космодрома, предназначенный для посадки "Бурана". В соответствии с принятой Федеральной Программой Российское авиакосмическое агентство не планирует испытания "Бурана" до 2000 года (после они невозможны по техническим причинам: к 1995 году кончились все регламентные ресурсы на все системы и оборудование "Бурана", на продление которых нет финансовых средств. Если к этому добавить и то, что все сооружения и оборудование космодрома пришли в полную негодность, летные образцы и стартовые сооружения перешли в собственность Казахстана, сейчас можно с уверенностью сказать, что не смотря на отсутствие официального закрытия программы "Энергия-Буран", "Буран" никогда больше не полетит в космос).
Таковы последние печальные страницы истории советской космонавтики. В неосуществленной программе "Энергия-Буран" больше всего вызывают сочувствия люди, отдавшие ей годы жизни и упорного труда.
Подготовка космонавтов для полетов на ОК "Буран" осуществлялась по следующим целевым программам: | |
- |
"Командир экипажа", "второй
пилот": подготовка осуществлялась в составе экипажей (группа летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС им.Чкалова - 14 человек; отряд Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ им.М.Громова - 11 человек) |
- |
"Бортинженер": отряд Головного КБ РКК (НПО) "Энергия" - 6 человек |
- |
"Космонавт-исследователь": отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК ВВС) |
- |
"Корабль-спасатель"
("Союз-спасатель"): отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК ВВС). |
P.S.: |
6-й набор в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов (ЦПК ВВС) им.Ю.А.Гагарина в количестве 9 человек проведен приказом Главкома ВВС N686 от 23.08.1976 с целью подготовки пилотов по общей программе "Буран"; подготовка группы отличалась от обычной тем, что летчики должны были в кратчайшие сроки получить квалификацию испытателей. |
Распределение пилотов ОК "Буран" по группам подготовки
Отряд космонавтов ЛИИ
им.М.Громова (МАП)
Сформирован 10 августа 1981 (1-й набор),
расформирован ?
Имя | Фотография | Биография (примечания) |
Игорь Волк | Игорь Петрович Волк родился 12 апреля 1937. Работая летчиком-испытателем ЛИИ, проводил испытания истребителя-перехватчика СУ-27 на штопор. Совершил 13 полетов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16.02.1987 (командир экипажа). Кандидат в командиры экипажа в первом пилотируемом полете "Бурана". По программе подготовки совершил полет в космос на КК "СоюзТ-12". Начальник Отраслевого комплекса подготовки космонавтов-испытателей ЛИИ им.М.Громова (ОКПКИ) Министерства авиационной промышленности (1994). Подробности | |
Олег Кононенко | Олег Григорьевич Кононенко родился 16.08.1938 года в деревне Самарская, под Ростовом. Окончил Центральную Техническую летную школу ДОСААФ в Саранске в 1958 году. Был летным инструктором. В 1966 году окончил школу вертолетчиков и поступил в МАИ. Был одним из первых летчиков-испытателей в программе "Спираль". Тренировался в ЦПК им. Ю.Гагарина в 1979-1980 годах для полетов на ОК "Буран". Погиб в катастрофе при испытании палубного самолета ВПП ЯК-38А в Южнокитайском море 8 сентября 1980 года. | |
Анатолий Левченко | Анатолий Семенович Левченко родился 21.05.1941 года в городе Краснокатске на Украине. Служил в ВВС и летал на Миг-21. Летчик-испытатель 1 класса. Один из первых летчиков в программе "Спираль"с 1977 года. В 1986 году награжден знаком "Заслуженный летчик-испытатель СССР" (налет 3520 часов). Один из пилотов, летавших на аналоге ОК БТС-02. Совершил полет в космос на КК "СоюзТМ-4" 21.12.1987 года с Владимиром Титовым и Мусой Манаровым. Провел все необходимые тренировки для управления ОК "Буран". Не дожив до первого полета "Бурана", умер 6.08.1988 года от прогрессирующей опухоли мозга. | |
Римантас Станкявичус | Римантас Антанас-Антано Станкявичюс родился 26.07.1944. Совершил 14 полетов на аналоге БТС-02, включая и первую полностью автоматическую посадку 16.02.1987. Кандидат на первый пилотируемый полет "Бурана". Погиб в катастрофе Су-27 во время показательных полетов на итальянской базе ВВС вблизи г.Тревизо 9 сентября 1990 года. Подробности | |
Александр Щукин | Александр Владимирович Щукин, белорус по национальности, родился 19.01.1946 в Вене, Австрия, в семье военного. После окончания школы поступил в Качинское училище летчиков, которое закончил в 1970 году. Входил в первую группу пилотов ВКС, затем тренировался по программе ОК "Буран", совершил ряд полетов на аналоге ОК БТС-02. Осуществил первую автоматическую посадку самолета-лаборатории Ту-154ЛЛ (28.12.1987) по штатной траектории ОК "Буран" на посадочном комплексе космодрома Байконур. Погиб в катастрофе при испытаниях спортивного самолета Су-26М на плоский штопор 18 августа 1988 года. | |
Урал Султанов | Урал Назибович Султанов родился 18 ноября 1948. Зачислен в отряд 9.03.1983 в составе 2-го набора, в строю. Участвовал в отработке автоматической посадке самолета-лаборатории Ту-154ЛЛ (28.12.1987) по штатной траектории ОК "Буран" на посадочном комплексе космодрома Байконур | |
Магомед Толбоев | Магомед Омарович Толбоев родился 20 января 1951. Зачислен в отряд 9.03.1983 в составе 2-го набора. Отрабатывал различные этапы автоматической посадки ОК "Буран" на специально переоборудованных летающих лабораториях на базе самолетов Ту-154ЛЛ, МиГ-25, Су-7. Встречал "Буран" в стратосфере во время его единственного полета. Летчик-испытатель ЛИИ им.М.Громова; уволился из ОКПКИ ЛИИ 12.01.1994, занимается политической деятельностью в Дагестане. | |
Виктор Заболоцкий | Виктор Васильевич Заболоцкий родился 19 апреля 1946. Зачислен в отряд 3-им набором 15.02.1984. Осуществил первую автоматическую посадку самолета-лаборатории Ту-154ЛЛ (28.12.1987) по штатной траектории ОК "Буран" на посадочном комплексе космодрома Байконур | |
Юрий Шеффер | Юрий Петрович Шеффер родился 30.06.1947 в Челябинске, на Урале. В 1970 году окончил Качинское училище летчиков. С января 1976 по июль 1977 учился в школе летчиков-испытателей Мин.авиапрома. Летчик-испытатель 1 класса. Зачислен в отряд 2.09.1985 в составе 4-го набора. Отрабатывал различные этапы автоматической посадки ОК "Буран" на специально переоборудованных летающих лабораториях на базе самолетов Ту-154ЛЛ, МиГ-25, Су-7. Умер 5 июня 2001г. | |
Сергей Тресвятский | Сергей Николаевич Тресвятский родился 6 мая 1954. Зачислен в отряд 2.09.1985 в составе 4-го набора. Участвовал в отработке автоматической посадке самолета-лаборатории Ту-154ЛЛ (28.12.1987) по штатной траектории ОК "Буран" на посадочном комплексе космодрома Байконур | |
Юрий Приходько | Юрий Викторович Приходько родился 15.11.1953 в г.Душанбе, Таджикистан. Зачислен в отряд 25.01.1989 5-ым набором, прошел полный курс космической подготовки. Умер после тяжелой болезни 25 июля 2001г. |
Группа космонавтов ГК НИИ ВВС им.В.П.Чкалова
Сформирован из целевых "бурановских"
наборов летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС:
1-ый набор (01.12.1978) - И.И.Бачурин, А.С.Бородай,В.Е.Мосолов,
Н.И.Саттаров, А.М.Соковых, В.М.Чиркин
2-ой набор (август 1985) -
А.П.Арцебарский, В.М.Афанасьев, Г.М.Манаков
дополнительный набор (25.10.1988) - Л.К.Каденюк
3-ий набор (25.01.1989) - А.Б.Полонский,
В.И.Токарев, А.Н.Яблонцев
дополнительный набор (11.05.1990) -
В.Е.Максименко, А.С.Пучков, Н.А.Пушенко
расформирован 30 сентября 1996г.
Имя | Фотография | Биография (примечания) |
Иван Бачурин | Первый командир военного отряда пилотов "Бурана" Иван Иванович Бачурин родился 23.01.1942 года в деревне Берестовенька Харьковской области. Был отобран в отряд в 1978 году как шеф-пилот. Работал по программе МТКК. Совершил 6 испытательных полетов на аналоге Бурана БТС-02 в 1987-1988 годах. Выбыл из отряда космонавтов в декабре 1992 г. по состоянию здоровья и никогда не летал в космос. | |
Алексей Бородай | Командир военного отряда пилотов "Бурана". Алексей Сергеевич Бородай родился 4.08.1944 года в деревне Бородаевка, Волгоградской области. Окончил Качинскую авиационное училище летчиков, а затем авиационный институт и имеет диплом инженера-механика. Бородай испытывал много различных самолетов, включая АН-225 Мрия, использовавшийся для транспортировки ОК "Буран". Был отбран в военный отряд в 1978 году. Совершил 6 испытательных полетов на аналоге "Бурана" БТС-02. Женат, имеет 2 детей. Подробности | |
Леонид Каденюк | Леонид Константинович Каденюк родился 28.01.1950 года. Закончил Военно-Воздушную Академию перед зачислением в отряд космонавтов в 1976 году. Был исключен (?) из программы "Буран" 22.03.1983 года по семейным обстоятельствам и оставался членом военного отряда космонавтов до октября 1988 года. 25.10.1988 г. вторым набором зачислен группу космонавтов-испытателей ГК НИИ ВВС. После закрытия программы "Буран" слетал в космос на американском "Shuttle" как первый космонавт незалежной Украины. Подробности | |
Александр Пучков | Александр Сергеевич Пучков родился 15.10.1948 года в Калуге. Закончил школу летчиков-испытателей в актюбинске в 1977 году. Закончив МАИ в 1981 году, впоследствии зачислен в отряд космонавтов (3-й набор 8.04.1992). После закрытия программы в 1991 году (период подготовки март 1989 - апрель 1991) вернулся в Актюбинскую школу летчиков-испытателей в качестве инструктора. | |
Александр Яблонцев | Александр Николаевич Яблонцев родился 3 апреля 1955 г. Зачислен в отряд космонавтов 3-им набором 8.04.1992 г. (период подготовки март 1989 - апрель 1991) В строю. | |
Валерий Токарев | Валерий Иванович Токарев родился 29 октября 1952 г. в поселке Капустин Яр Астраханской области, Россия. В августе 1969 г. Валерии Токарев поступил в Ставропольское ВВАУЛ, которое окончил в 1973 г. После окончания училища служил в ВВС. С октября 1981 г. Валерий Токарев учился в Центре подготовки летчиков-испытателей в г.Ахтубинск, который закончил в марте 1982 г. Получив диплом с отличием, был направлен в филиал ГНИКИ ВВС им. В.П.Чкалова. С мая 1989 по апрель 1991 гг. Валерий Токарев проходил общекосмическую подготовку в ЦПК имени Ю.А.Гагарина. В отряде космонавтов с 4-го набора 30.01.1993г. В январе 1994 г. Валерий Токарев возглавил группу космонавтов ГНИКИ ВВС вместо уволенного в запас Алексея Бородая. Совершил космический полет на шаттле (STS-96) с 27.05 по 06.06.1999. Подробности | |
Николай Пушенко | Николай Алексеевич Пушенко родился 10.08.1952 в Алтайском крае. После службы в армии окончил Актюбинскую школу летчиков-испытателей в 1983 году. Зачислен в отряд космонавтов в 1989 г. После закрытия программы в 1991 году (период подготовки март 1989 - апрель 1991) вернулся в Актюбинскую школу летчиков-испытателей в качестве инструктора. | |
Владимир Моссолов | Владимир Емельянович Моссолов родился 22.02.1944 и был зачислен в военный отряд космонавтов в 1978 году. Когда программа ВКС ("Спираль") была свернута, он согласился войти в военный отряд "Бурана". Ушел из программы в 1987 году по семейным обстоятельствам. | |
Наил Саттаров | - | Наил Шарипович Саттаров родился в 1942 году. Ушел из программы в 1980 году |
Анатолий Соковых | - | Анатолий Павлович Соковых родился в 1944 году. Ушел из программы в 1986 году |
Анатолий Полонский | - | Анатолий Борисович Полонский родился 1.01.1956 в деревне Пограничник в Талды-Кургане. До зачисления в отряд летчиков-космонавтов "Бурана" служил в ВВС летчиком-истребителем и испытателем. После закрытия программы (период подготовки март 1989 - апрель 1991) вернулся в Актюбинскую школу летчиков-испытателей в качестве инструктора. |
Анатолий Арцебарский | Анатолий Павлович Арцебарский родился 9.09.1956 в селе Просяная Днепропетровской области на Украине. После окончания Харьковского высшего военного авиационного училища летчиков в 1977 году прошел путь от инструктора до летчика-испытателя II класса. 8.01.1988 зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС. Совершил космический полет 18.05.1991 года командиром КК "СоюзТМ-12" совместно с Хелен Шарман (первой английской женщиной-космонавтом) и Сергеем Крикалевым. После продолжительной работы на борту орбитальной станции "Мир" возвратился на Землю 10.10.1991 года на КК "СоюзТМ-13" вместе с Т.Аубакировым и австрийцем Franz Viehbock. | |
Виктор Афанасьев | Виктор Михайлович Афанасьев родился 31.12.1948 в Брянске. После окончания летного училища служил в строевых частях летчиком-истребителем и затем летчиком-испытателем. Первый космический полет совершил в качестве командира российско-японского экипажа КК "СоюзТМ-11" 2.12.1990 вместе с Тоехиро Ахияма и Мусой Манаровым. В течении более 175-дневной работы на орбитальной станции "Мир" совешил 4 выхода в открытый космос. Второй полет в космос совешил командиром КК "СоюзТМ-18" совместно с врачом Валерием Поляковым и бортинженером Юрием Усачевым продолжительностью 427 суток. Полет на "Союзе ТМ-29" (20.02.1999-28.08.1999) командиром экипажа ЭО-27 продолжительностью 188 суток 20 часов 16 минут 19 сек. Подробности. | |
Геннадий Манаков | Геннадий Михайлович Манаков родился 1.06.1950 в деревне Ефимовка под Оренбургом. С 1980г. имеет квалификацию летчика-испытателя I класса. Окончил МАИ в 1985 году. 8.01.1988 зачислен в отряд космонавтов ЦПК ВВС. Первый космический полет совершил в качестве командира КК "СоюзТМ-10" совместно с Геннадием Стрекаловым, второй полет в качестве командира КК "СоюзТМ-16" совместно с Александром Полещуком, совершил выход в открытый космос продолжительностью 3 ч 45 мин. Женат, имеет сына | |
Валерий Максименко | Александр Иванович Максименко родился 16.07.1950 года в Тюмени. После летного училища получил квалификациюую военного летчика. После зачисления в отряд космонавтов был в группе летчиков-испытателей, которая работала по программе многоразовых ОК до 11.05.1990 года (по другим данным, период подготовки март 1989 - апрель 1991). После завершения тренировок в марте 1991 года возвратился в школу летчиков-испытателей в Актюбинске в качестве инструктора. | |
Виктор Чиркин | Виктор Мартынович Чиркин родился в 1944 году. Был отобран в первый военный отряд космонавтов в 1971 году, был представителем своей группы в военном отряде космонавтов по программе "Спираль" в 1979 году. Эта программа была закрыта 2 года спустя, потеряв перспективу в будущем. Ушел из программы в 1981 году. |
Отряд Головного КБ РКК
"Энергия"
подготовка в качестве бортинженеров экипажей
"Бурана"
Имя | Фотография | Биография (примечания) |
Валентин Лебедев | - | |
Александр Иванченков | Родился 28 сентября 1940. Проходил подготовку для участия в первом пилотируемом полете на "Буране" (изделие 1.02, полет 2К2) в качестве бортинженера (совместно с И.Волком). | |
Геннадий Стрекалов | Геннадий Мехайлович Стрекалов выполнил пять космических полетов, в январе 1995 года выбыл из отряда космонавтов и сейчас возглавляет 291-й отдел (отряд космонавтов) РКК "Энергия" | |
Александр Баландин | Родился 30 июля 1953 | |
Александр Лавейкин | ||
Муса Манаров | ||
Сергей Крикалев | Сергей Константинович Крикалев родился 27 августа 1958 г. в г.Ленинграде. В 1983 г. Крикалев прошел медобследование и был допущен к спецподготовке. В 1985 г. он был зачислен в отряд космонавтов НПО "Энергия". В 1986-1988 гг. Крикалев проходил подготовку по программе "Буран" в составе группы. 1-й полет (151 сут 11 час 08 мин 23 сек) совершил 26.11.1988-27.04.1989 бортинженером КК "Союз-ТМ-7". 2-й полет (311 сут 20 час 01 мин 54 сек) совершил 18.051991-25.03.1992 бортинженером на КК "Союз-ТМ-12" (старт), КК "Союз-ТМ-13" (посадка) и ОК"Мир". 3-й полет (8 сут 07 час 09 мин 22 сек) совершил 3-11.02.1994 на МТКК "Дискавери". 4-й полет (4-16.12.1998, 11 сут 19 час 17 мин 54 сек) на МТКК "Индевор". Подробности |
Отряд космонавтов Центра
подготовки космонавтов (ЦПК ВВС)
6-й набор (23 августа 1976) "бурановский"
Имя | Фотография | Биография (примечания) |
Владимир Васютин | Владимир Владимирович Васютин родился 8 февраля 1952 г. Совершил один полет в космос, выбыл из отряда космонавтов 25.02.1986г. Подробности | |
Александр Волков | Александр Александрович Волков родился 27 мая 1948 г. в г. Украина. В 1966-1970 гг. - курсант Харьковского ВВАУЛ имени Грицевца. С 1970 по 1976 гг. служил летчиком-инструктором 810-го учебного авиационного полка Харьковского ВВАУЛ. 17.09.1985 впервые стартовал в космос борту "Союз Т-14" вместе с В.В.Васютиным и Г.М.Гречко продолжительность 65 сут). 2-й полет с 26.11.1988-27.04.1989 командиром "Союз ТМ-7" и станции "Мир" по программе ЭО-4. 3-й полет (2.10.1991-25.03.1992) командиром "Союз ТМ-13". Подробности | |
Леонид Иванов | - | Леонид Георгиевич Иванов (26.06.1950-24.10.1980), опыта космических полетов не имел. |
Николай Москаленко | Николай Тихонович Москаленко родился 1 января 1949 г. Выбыл из отряда космонавтов 30.06.1986 г., опыта космических полетов не имеет. | |
Сергей Протченко | Сергей Филиппович Протченко родился 3 января 1947 г. Выбыл из отряда космонавтов 28.04.1979 г., опыта космических полетов не имеет. Подробности | |
Евгений Салей | - | Евгений Владимирович Салей родился 1 января 1950 г. Выбыл из отряда космонавтов 01.10.1987 г., опыта космических полетов не имеет. |
Владимир Титов | Владимир Георгиевич Титов родился 1 января 1947 г. в г.Сретенск Читинской области. В 1966-1970 гг. - курсант Черниговского ВВАУЛ, после окончания которого остался в училище и служил до 1974 г. 20.04.1983 командиром "Союза Т-8", впервые стартовал в космос. 26.09.1983 г. перед стартом Владимира Титова и Геннадия Стрекалова за несколько секунд до старта загорелась ракета-носитель: сработала САС. В 21.12.87-21.12.1988 второй космический полет по программе ЭО-3 вместе с М.Х.Манаровым. 3-й полет выполнил на борту "Дискавери" (STS-63) 3-11.02.1995. 4-й полет с 26.09.-6.10.1997 г. на борту "Атлантиса" (STS-86). Подробности | |
Анатолий Соловьев | Анатолий Яковлевич Соловьев родился 16.01.1948 в Риге. В 1972 г. окончил Черниговское ВВАУЛ и до 1976 г. служил летчиком в ВВС. А.Соловьев выполнил 5 космических полетов: 1-й полет с 7 по 17 июня 1988 г. в качестве командира советско-болгарского экипажа экспедиции посещения коплекса "Мир"; 2-й полет - с 11.02 по 09.08.1990 г. командиром "Союза ТМ-9"; 3-й полет - с 27.07.1993 по 01.02.1994 командиром "Союза ТМ-15"; 4-й полет - с 27.06. по 11.09.1995 в качестве командира экипажа ЭО-19 на "Мире" (стартовал на "Атлантисе" STS-71, посадку совершил на "Союзе ТМ-21"); 5-й полет - с 5.08.1997 по 19.02.1998 командиром "Союза ТМ-26" и ЭО-24 на "Мире". 16 выходов в открытый космос. Подробности. |
Космонавты Центра подготовки
космонавтов (ЦПК ВВС) других наборов,
готовившиеся по программе "Буран" и "Союз-спасатель"
Имя | Фотография | Биография (примечания) |
Николай Фефелов | Николай Николаевич Фефелов родился 20 мая 1945 г. В отряде космонавтов ЦПК ВВС с 1970 года, готовился по программам "корабль-спасатель" и "Буран", опыта космических полетов не имеет. Подробности | |
Александр Викторенко | Родился 29 марта 1947 в с. Ольгинка Каз ССР. После средней школы поступил в Оренбургское ВВАУЛ, окончил в 1969 с отличием. Затем служил в авиации ВМФ на Балтийском флоте. С 23.05.1978 в отряде космонавтов. В 1978-79 г. обучался в Ахтубинском ЦПЛИ. 1-й космический полет (7 сут 23 час 04 мин 55 сек) Александр Степанович совершил с 22-30.07.1987 г. командиром ЭП-1 на корабле "Союз ТМ-3" вместе с А.П.Александровым и М.Фарисом (Сирия) и ОК "Мир" вместе с Ю.В.Романенко и А.И.Лавейкиным. 2-й полет (166 сут 06 час 58 мин 15 сек) совершил с 6.09.1989 по 19.02.1990 командиром КК "Союз ТМ-8" и ОК "Мир" по программе ЭО-5 вместе с А.А.Серебровым. 3-й полет (145 сут 14 час 10 мин) совершил с 17.03-10.08.1992 командиром КК "Союз ТМ-14" и ОК "Мир" по программе ЭО-11 вместе с А.Ю.Калери и К.-Д.Фладэ (ФРГ). Подробности | |
? Валерий Корзун | Корзун Валерий Григорьевич тренировался в составе экипажа по программе "корабль-спасатель" |
Французский отряд спасьонавтов
Члены этой группы готовились к полетам на
МТКК "Гермес" и прошли летную подготовку для
полетов на ОК "Буран", в состав экипажей не
назначались
Имя | Фотография | Биография (примечания) |
Жан-Лу Кретьен | Жан-Лу Кретьен родился 20.08.1938 года в городе Ла-Рошель во Франции. Начал летать в 16 лет в аэроклубе. Окончил Французскую Воздушную Академию. Летчик-испытатель Super-Mysteres и Мираж-IV. Был шефом-испытателем на истребителе Мираж-1. 24.06.1982 года на КК "Союзе Т-6" слетал в космос с Владимиром Джанибековым и Александром Иванченковым. Второй полет состоялся на КК "Союзе ТМ-7" 26.11.1988 года с Александром Волковым и Сергеем Крикалевым. В 1991 году Кретьен тренировался по программе "Энергия-Буран" для совместного российско-французского полета. Первый француз, прошедший курс по программе "Энергия-Буран" . Готов для полетов на французском КК "Гермес". 3-й полет - на "Атлантисе" (STS-86). Женат , имеет 5 детей. | |
Leopold Eyharts | Леопольд Эйхардс родился 28.04.1957 года во Франции. Окончил школу летчиков-испытателей. Отобран в отряд астронавтов в 1990 году. Прошел полетную подготовку для МТКК. Готов для полета западноевропейского многоразового космического корабля "Гермес". С 29.01 по 19.02.1998 выполнил космический полет на борту станции "Мир". С лета 1998 года в отряде космонавтов ЕКА. Подполковник ВВС Франции. Подробности | |
Jean-Pierre Haignere | Жан-Пьер Хайнер родился 19.05 1948 года. Закончил Французскую Воздушную Академию в 1971 году с дипломом инженера. Закончил Британскую школу летчиков-испытаталей в 1982 году. Был одним из французских космонавтов, отобранных в 1990 году для работы на КК "Союз". В 1991 году Хайнер тренировался для полетов на "Буране" (русско-французский экипаж), теперь для корабля "Гермес". На корабле "Союз ТМ-17" 1.07.1993 года совершил полет в космос с Василием Цыблиевым и Александром Серебровым. Полет длился 21 день. Полет на "Союзе ТМ-29" (20.02.1999-28.08.1999) в экипаже ЭО-27 продолжительностью 188 суток 20 часов 16 минут 19 сек. С лета 1998 года в отряде космонавтов ЕКА. Полковник ВВС Франции, женат на космонавте CNES Клоди Андре-Деэ, трое детей. Подробности | |
Мишель Тонини | Родился 30 сентября 1949. Тренировался по программе "Энергия-Буран". | |
? Jean-Marc Gasparini | - | Жан-Марк Гаспарини окончил французскую Воздушную академию перед поступлением в школу летчиков-испытателей. Был одним их четырех отобранных астронавтов из CNES в феврале 1990 года для работы с российско-американскими астронавтами. |
? Philippe Perrin | - | Родился 6.01.1963, окончил Французскую военную академию. Дублер Мишеля Тонини. Был потенциальным кандидатом на тренировку по программе "Энергия-Буран". |
? Benoit Silve | - | Один из четырех французских летчиков-испытателей, отобранных в отряд астронавтов CNES в феврале 1990 г. Был потенциальным кандидатом на тренировку по программе "Энергия-Буран". |
Всего для полетов на ОК "Буран" в разное время по различным программам тренировалось:
- в составе экипажей: 10 военных и 11
гражданских космонавтов;
- вне экипажей: 9 пилотов и 6 бортинженеров;
- 4 французских пилота.
Web-мастер
благодарит коллектив ООО
Информационно-издательский дом "Новости
космонавтики" и персонально Александра
Глушко за помощь при составлении этой страницы
(более подробную информацию по биографии пилотов
"Бурана" можно найти в справочнике
"Советские и российские космонавты. 1960-2000")
Смотри также статьи о
последующей судьбе "бурановских"
космонавтов
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru