|
|
Крыло
орбитального корабля "Буран"
(11Ф35)
Две консоли, центроплан и
два наплыва образуют крыло орбитального корабля, теоретическая площадь которого (основной трапеции)
составляет 250 м2, а размах - 24 м. Функцию центроплана выполняет
нижняя часть фюзеляжа, наплывы конструктивно отнесены к СЧФ.
Конструкция консоли
делится на носок крыла, носовую, переднюю, среднюю и хвостовую части, нишу
основной опоры шасси, ее створку, элевонные щитки и элевон. Каркас каждой
консоли состоит из панелей обшивки, лонжеронов и нервюр.
Конструктивно-компоновочная схема левой консоли крыла
самолета-аналога
БТС-02 ОК-ГЛИ
Носок крыла (рисунок справа)
состоит из 22 секций, представляющих собой незамкнутую оболочку арочного типа и
изготовленных из жаропрочного композиционного углерод-углеродного материала.
Секции к носовой части крыла крепятся последовательно на кронштейнах из
специального сплава, выполняющих роль теплового моста (в местах установки
стыковочных болтов имеются теплоизолирующие втулки), и стыкуются между собой
внахлест с уплотнением зазоров кварцевым жгутом. Сборочный
чертеж носка крыла 5.00.2100.2000.0СБ
В носовую часть
крыла входят лобовая и передняя стенки, лобовая панель обшивки, 68 поперечных
диафрагм и фитинги. В передней части лобовой стенки располагается круглый люк
для подхода к местам крепления первой секции носка крыла, крышка которого
прижимается болтами через резиновую прокладку. Поверхность лобовой стенки имеет
теплозащитное покрытие для предотвращения нагрева от лучеиспускания
углерод-углеродных секций, имеющих температуру до 1600 °С при спуске.
Передняя часть
крыла - от наплыва до передней стенки ниши шасси - состоит из семи лонжеронов и
верхних и нижних панелей со стрингерами открытого профиля, согнутыми из
алюминиевого листа. Первый и седьмой лонжероны представляют собой балку, пояса
которой соединены между собой стенкой, другие пять имеют форменную конструкцию,
в которой пояса соединены болтами со стойками и раскосами, изготовленными из
труб титанового сплава.
Средняя часть
крыла - от передней стенки ниши шасси до последнего лонжерона крыла - имеет б
лонжеронов и 14 нервюр, объединенных верхними и нижними панелями обшивки.
Нервюры являются поперечным силовым набором и состоят из секций сборной
конструкции, расположенных между соседними лонжеронами; между последними двумя
лонжеронами на верхней и нижней панелях имеются люки антенн с радиопрозрачными
вставками.
Хвостовая часть
крыла расположена за последним лонжероном и включает нижнюю зашивку, нервюры,
пилоны, узлы установки элевонов и элевонные щитки с механизмом отклонения.
Нижняя зашивка типовая
стрингерная. Нервюры выполнены в виде ферм. Пилоны с установленными
теплоизоляторами с аблирующим покрытием закрывают торцы элевонов и состоят из
обшивки и внутренних диафрагм, соединенных между собой заклепками.
Узлы установки элевонов состоят
из кронштейнов, стоек, подкосов и компенсаторов для крепления к обшивке;
кронштейны имеют проушины, в которых смонтированы сферические подшипники осей
вращения элевонов, стойки и подкосы сварены из титановых труб.
Элевонные щитки
состоят из 16 секций паяной сотовой конструкции из титана, с внутренней стороны
которых установлен специальный профиль ("рельс"), по которому двигается каретка
с направляющими роликами, соединенная через систему кинематических тяг с
элевоном. Этот механизм при отклонениях элевона обеспечивает синхронную прокачку
элевонных щитков, исключая возможность образования щели по обводу крыла и
протока плазмы в случае нарушения целостности уплотнений хвостовой части крыла.
На участке
атмосферного спуска максимальная температура
на поверхности
орбитального корабля достигается в зоне щелей и стыков различных элементов
планера за счет интенсивной турбулизации набегающего потока. Поэтому
задача максимального сокращения щелей в различных подвижных сопряжениях
конструкции при разработке “Бурана” являлась особенно актуальной и
трудоемкой. Конструкторам удалось решить эту проблему, исключив (фактически
спрятав!) два основных щелевых соединения, присутствующих в конструкции
практически всех самолетов:
- ликвидирована
щель между килем и рулем направления путем применения специального
кожуха;
- специальным конструктивным
решением с использованием подвижных пластин (на верхней поверхности) и
организацией корытообразной защиты узлов навески элевонов (на нижней
поверхности) удалось предотвратить попадание раскаленного воздуха (плазмы)
в зону стыка крыла и элевонов.
Представленная
анимация стыка крыла с элевоном разработана на основе
сборочного чертежа хвостовой части крыла 5.00.2500.0000.0СБ и
наглядно показывает работу кинематики стыковой зоны в рабочем диапазоне
отклонения элевонов. Для удобства
понимания анимации необходимо понимать, что:
- направление полета
- справа
налево;
- толщина теплозащитного
покрытия на верхней поверхности элевона, к которой прилегает
подпружиненная пластина, определяется как разница между теоретическими
контурами элевона и каркаса элевона;
- в крайних положениях показаны
максимальные углы отклонения элевона.
Для упрощения на
анимации не показаны:
- теплозащитное покрытие крыла и
вся нижняя поверхность элевона;
- привод элевона.
Ниша основной
опоры шасси представляет собой прямоугольный отсек, ограниченный двумя силовыми
лонжеронами, стенкой нервюры и бортом фюзеляжа. В районе ниши элементы
конструкции консоли крыла усилены балками и окантовкой. Створка в закрытом
положении опирается на окантовку ниши и по периметру крепится восемью замками, а
герметичность ниши с закрытой створкой обеспечивается двойным уплотнением.
Консоль крыла стыкуется с
фюзеляжем по лонжеронам, в которых имеются проушины, а на шпангоутах фюзеляжа -
ответные узлы в виде вилки. Проушины и вилки соединяются высокопрочными болтами,
а стык фюзеляжа с консолью крыла закрывается полосой из алюминиевого сплава.
Конструкция крыла относительно герметична за счет нанесения на стыковочные швы
герметика.
Элевон крыла
состоит из двух секций (внешней и внутреннней), подвешенных на трех узлах к
хвостовой части крыла. Каждая секция имеет автономный привод, размещенный в
крыле, обеспечивающий отклонение элевона на 35° вверх и на 20° вниз. В зазоре
между элевоном и хвостовой частью крыла во избежание проникновения плазмы
установлен эластичный жгут.
Общий вид крыла и
внутреннюю конструкцию можно увидеть на примере крыльев изделий
БТС-02 и 2.01
|
Крыло
Теоретический чертеж 5.00.2000.0000.0ТЧ, лист 1
ch07.jpg, 1600x5143, 1.18Mb |
|
Крыло
Сборочный чертеж 5.00.2000.0000.0СБ, лист 1
ch08.jpg, 1600x5220, 2.9Mb |
|
Крыло
Сборочный чертеж 5.00.2000.0000.0СБ, лист 5
scan41.jpg, 1600x6842, 3.7Mb |
|
Носок крыла
Сборочный чертеж 5.00.2100.2000.0СБ, лист 1
ch047.jpg, 1600x6093, 3.88Mb |
|
Хвостовая часть
крыла
Сборочный чертеж 5.00.2500.0000.0СБ, лист 1
scan35.jpg, 1600x5606, 3.3Mb |
|
Хвостовая часть
крыла (лонжерон N8)
Сборочный чертеж 5.00.2500.0000.0СБ, лист 3
scan34.jpg, 1600x5243, 3.3Mb |
|
Панель верхняя
Сборочный чертеж 5.00.3700.0150.0СБ, лист 1
scan38.jpg, 1600x4017, 930kb |
|
Лонжерон N6
Сборочный чертеж 5.00.2400.0400.0СБ, лист 1
scan37.jpg, 1600x5901, 2.4Mb |
|
Лонжерон N8
Сборочный чертеж 5.00.2400.0600.0СБ, лист 1
scan42.jpg, 1600x7026, 2.3Mb |
|
Нервюра
Сборочный чертеж 5.00.3700.0210.0СБ
scan40.jpg, 1600x5196, 1.3Mb |
|
Нервюра N1
Сборочный чертеж 5.00.2400.0800.0СБ
scan36.jpg, 1600x5789, 2.5Mb |
|
Нервюра N2
Сборочный чертеж 5.00.2400.0900.0СБ, лист 1
scan46.jpg, 1600x5891, 1.3Mb |
|
Нервюра N2
Сборочный чертеж 5.00.2400.0900.0СБ, лист 1
scan47.jpg, 1600x4578, 1.1Mb |
|
Нервюра N3
Сборочный чертеж 5.00.2400.1000.0СБ, лист 1
scan45.jpg, 1600x5855, 2.2Mb |
|
Нервюра N3
Сборочный чертеж 5.00.2400.1000.0СБ, лист 1
scan43.jpg, 1600x3415, 660kb |
|