Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Вопросы безопасности экипажа "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Конструкция > планер Бурана > Крыло

 
КОМПОНОВКА:

- 3D "Буран"

- компоновка кабины

- СОИ

 

АЭРОДИНАМИКА

 

ПЛАНЕР "БУРАНА":

- НЧФ-1 (Ф-1)

- СЧФ (Ф-2)

- крыло

- ВРДУ

- киль

- материалы

 

ИЗДЕЛИЕ 1.02

ИЗДЕЛИЕ 2.01

ИЗДЕЛИЕ БТС-0.02

ИЗДЕЛИЕ ОК-МТ

ИЗДЕЛИЕ 0.04

ИЗДЕЛИЕ 0.06

 

ТЕПЛОЗАЩИТА:

- элементы

- раскрой

- условия работы

- первый полет

- обгорание

- повреждения

 

СИСТЕМЫ ПЛАНЕРА:

- ВСУ

- гидросистема

- посадочные устройства

- прочие системы

 

БОРТОВЫЕ СИСТЕМЫ:

- ОДУ

- управления

- жизнеобеспечения

- электроснабжения

- радиотехническая

- средства обеспечения работ с полезным грузом

 

СМЕННЫЕ ОТСЕКИ И ОБОРУДОВАНИЕ

 

 

 

переход к общему описанию Планера переход к Головной Части Фюзеляжа(Ф-1) переход к Модулю кабины конструкция крыла переход к Средней Части Фюзеляжа (Ф-2) переход к Воздушно-реактивной двигательной установке конструкция киля посадочные устройства

 

Крыло орбитального корабля "Буран" (11Ф35)

 

Две консоли, центроплан и два наплыва образуют крыло орбитального корабля, теоретическая площадь которого (основной трапеции) составляет 250 м2, а размах - 24 м. Функцию центроплана выполняет нижняя часть фюзеляжа, наплывы конструктивно отнесены к СЧФ.

 

Конструкция консоли делится на носок крыла, носовую, переднюю, среднюю и хвостовую части, нишу основной опоры шасси, ее створку, элевонные щитки и элевон. Каркас каждой консоли состоит из панелей обшивки, лонжеронов и нервюр.

Крыло БТС-02
Конструктивно-компоновочная схема левой консоли крыла самолета-аналога БТС-02 ОК-ГЛИ

 

Носок крыла (рисунок справаКонструкция передней кромки крыла) состоит из 22 секций, представляющих собой незамкнутую оболочку арочного типа и изготовленных из жаропрочного композиционного углерод-углеродного материала. Секции к носовой части крыла крепятся последовательно на кронштейнах из специального сплава, выполняющих роль теплового моста (в местах установки стыковочных болтов имеются теплоизолирующие втулки), и стыкуются между собой внахлест с уплотнением зазоров кварцевым жгутом. Сборочный чертеж носка крыла 5.00.2100.2000.0СБ

 

В носовую часть крыла входят лобовая и передняя стенки, лобовая панель обшивки, 68 поперечных диафрагм и фитинги. В передней части лобовой стенки располагается круглый люк для подхода к местам крепления первой секции носка крыла, крышка которого прижимается болтами через резиновую прокладку. Поверхность лобовой стенки имеет теплозащитное покрытие для предотвращения нагрева от лучеиспускания углерод-углеродных секций, имеющих температуру до 1600 °С при спуске.

 

Передняя часть крыла - от наплыва до передней стенки ниши шасси - состоит из семи лонжеронов и верхних и нижних панелей со стрингерами открытого профиля, согнутыми из алюминиевого листа. Первый и седьмой лонжероны представляют собой балку, пояса которой соединены между собой стенкой, другие пять имеют форменную конструкцию, в которой пояса соединены болтами со стойками и раскосами, изготовленными из труб титанового сплава.

 

Средняя часть крыла - от передней стенки ниши шасси до последнего лонжерона крыла - имеет б лонжеронов и 14 нервюр, объединенных верхними и нижними панелями обшивки. Нервюры являются поперечным силовым набором и состоят из секций сборной конструкции, расположенных между соседними лонжеронами; между последними двумя лонжеронами на верхней и нижней панелях имеются люки антенн с радиопрозрачными вставками.

 

Хвостовая часть крыла расположена за последним лонжероном и включает нижнюю зашивку, нервюры, пилоны, узлы установки элевонов и элевонные щитки с механизмом отклонения.

Нижняя зашивка типовая стрингерная. Нервюры выполнены в виде ферм. Пилоны с установленными теплоизоляторами с аблирующим покрытием закрывают торцы элевонов и состоят из обшивки и внутренних диафрагм, соединенных между собой заклепками.

Узлы установки элевонов состоят из кронштейнов, стоек, подкосов и компенсаторов для крепления к обшивке; кронштейны имеют проушины, в которых смонтированы сферические подшипники осей вращения элевонов, стойки и подкосы сварены из титановых труб.

 

Элевонные щитки состоят из 16 секций паяной сотовой конструкции из титана, с внутренней стороны которых установлен специальный профиль ("рельс"), по которому двигается каретка с направляющими роликами, соединенная через систему кинематических тяг с элевоном. Этот механизм при отклонениях элевона обеспечивает синхронную прокачку элевонных щитков, исключая возможность образования щели по обводу крыла и протока плазмы в случае нарушения целостности уплотнений хвостовой части крыла.

На участке атмосферного спуска максимальная температура на поверхности орбитального корабля достигается в зоне щелей и стыков различных элементов планера за счет интенсивной турбулизации набегающего потока. Поэтому задача максимального сокращения щелей в различных подвижных сопряжениях конструкции при разработке “Бурана” являлась особенно актуальной и трудоемкой. Конструкторам удалось решить эту проблему, исключив (фактически спрятав!) два основных щелевых соединения, присутствующих в конструкции практически всех самолетов:

- ликвидирована щель между килем и рулем направления путем применения специального кожуха;

- специальным конструктивным решением с использованием подвижных пластин (на верхней поверхности) и организацией корытообразной защиты узлов навески элевонов (на нижней поверхности) удалось предотвратить попадание раскаленного воздуха (плазмы) в зону стыка крыла и элевонов.

 

Стык крыла с элевономПредставленная анимация стыка крыла с элевоном разработана на основе сборочного чертежа хвостовой части крыла 5.00.2500.0000.0СБ и наглядно показывает работу кинематики стыковой зоны в рабочем диапазоне отклонения элевонов. Для удобства понимания анимации необходимо понимать, что:

- направление полета - справа налево;

- толщина теплозащитного покрытия на верхней поверхности элевона, к которой прилегает подпружиненная пластина, определяется как разница между теоретическими контурами элевона и каркаса элевона;

- в крайних положениях показаны максимальные углы отклонения элевона.

Для упрощения на анимации не показаны:

- теплозащитное покрытие крыла и вся нижняя поверхность элевона;

- привод элевона.

 

Ниша основной опоры шасси представляет собой прямоугольный отсек, ограниченный двумя силовыми лонжеронами, стенкой нервюры и бортом фюзеляжа. В районе ниши элементы конструкции консоли крыла усилены балками и окантовкой. Створка в закрытом положении опирается на окантовку ниши и по периметру крепится восемью замками, а герметичность ниши с закрытой створкой обеспечивается двойным уплотнением.

Консоль крыла стыкуется с фюзеляжем по лонжеронам, в которых имеются проушины, а на шпангоутах фюзеляжа - ответные узлы в виде вилки. Проушины и вилки соединяются высокопрочными болтами, а стык фюзеляжа с консолью крыла закрывается полосой из алюминиевого сплава. Конструкция крыла относительно герметична за счет нанесения на стыковочные швы герметика.

 

Элевон крыла состоит из двух секций (внешней и внутреннней), подвешенных на трех узлах к хвостовой части крыла. Каждая секция имеет автономный привод, размещенный в крыле, обеспечивающий отклонение элевона на 35° вверх и на 20° вниз. В зазоре между элевоном и хвостовой частью крыла во избежание проникновения плазмы установлен эластичный жгут.

Общий вид крыла и внутреннюю конструкцию можно увидеть на примере крыльев изделий БТС-02 и 2.01

 

Рабочие чертежи крыла:

Крыло, теоретический чертеж Крыло
Теоретический чертеж 5.00.2000.0000.0ТЧ, лист 1

ch07.jpg, 1600x5143, 1.18Mb

Крыло, сборочный чертеж, лист 1 Крыло
Сборочный чертеж 5.00.2000.0000.0СБ, лист 1

ch08.jpg, 1600x5220, 2.9Mb

Навеска крыла Крыло
Сборочный чертеж 5.00.2000.0000.0СБ, лист 5

scan41.jpg, 1600x6842, 3.7Mb

Носок крыла, лист 1 Носок крыла
Сборочный чертеж 5.00.2100.2000.0СБ, лист 1

ch047.jpg, 1600x6093, 3.88Mb

Хвостовая часть крыла Хвостовая часть крыла
Сборочный чертеж 5.00.2500.0000.0СБ, лист 1

scan35.jpg, 1600x5606, 3.3Mb

Лонжерон N 8 Хвостовая часть крыла (лонжерон N8)
Сборочный чертеж 5.00.2500.0000.0СБ, лист 3

scan34.jpg, 1600x5243, 3.3Mb

Панель верхняя Панель верхняя
Сборочный чертеж 5.00.3700.0150.0СБ, лист 1

scan38.jpg, 1600x4017, 930kb

Лонжерон №6 Лонжерон N6
Сборочный чертеж 5.00.2400.0400.0СБ, лист 1

scan37.jpg, 1600x5901, 2.4Mb

Лонжерон №8 Лонжерон N8
Сборочный чертеж 5.00.2400.0600.0СБ, лист 1

scan42.jpg, 1600x7026, 2.3Mb

Нервюра Нервюра
Сборочный чертеж 5.00.3700.0210.0СБ

scan40.jpg, 1600x5196, 1.3Mb

Нервюра №1 Нервюра N1
Сборочный чертеж 5.00.2400.0800.0СБ

scan36.jpg, 1600x5789, 2.5Mb

Нервюра №2 Нервюра N2
Сборочный чертеж 5.00.2400.0900.0СБ, лист 1

scan46.jpg, 1600x5891, 1.3Mb

Нервюра N 2 Нервюра N2
Сборочный чертеж 5.00.2400.0900.0СБ, лист 1

scan47.jpg, 1600x4578, 1.1Mb

Нервюра №3 Нервюра N3
Сборочный чертеж 5.00.2400.1000.0СБ, лист 1

scan45.jpg, 1600x5855, 2.2Mb

Нервюра N 3 Нервюра N3
Сборочный чертеж 5.00.2400.1000.0СБ, лист 1

scan43.jpg, 1600x3415, 660kb


 

Закрыть створки ОПГ (кликабельно)   Открыть створки ОПГ (кликабельно)


 

 

История создания

- История создания "Бурана";

- Полет "Бурана";

- Описание "Бурана" в книге "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева: 1946-1996";

- Описание "Бурана" в книге Б.И.Губанова "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления Главного конструктора";

- Глава "Многоразовая космическая система "Энергия-Буран" из книги В.Е.Гудилина, Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы"

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.