FistFl.gif (85218 bytes)

В реальном полете теплозащита с честью выдержала все испытания: было повреждено несколько десятков плиток и потеряно только 7 (!) плиток в пяти местах.
Состояние теплозащиты после приземления:

Ббуран11g.gif (77460 bytes) BURANLANg.gif (42721 bytes) Tail.gif (95127 bytes)
Вид на носовую часть ОК "Буран" после приземления Вид на хвостовую часть ОК "Буран" после приземления. Вверху на передней кромке киля видно место потери плитки Детальная фотография обгорания киля ОК "Буран" как во время спуска в атмосфере, так и на участке выведения от струй твердотопливных двигателей разделения первой ступени РН
MTer6.gif (47886 bytes) MTer5.gif (25811 bytes) MTer4.gif (50340 bytes)
Характерное фото, демонстрирующее влияние межплиточного зазора как генератора плазменной струи, воздействующей на следующую (по линии тока) плитку Потерянная плитка теплозащиты на передней кромке киля   крупным планом Обгорание зоны стыка задней торцевой поверхности ХЧФ и балансировочного щитка
MTer2.gif (46670 bytes) MTer3.gif (29716 bytes)
Обгорание зоны крепления управляемых сопел двигателей орбитального маневрирования на задней торцевой поверхности ХЧФ.

Во время запуска "Бурана", происходившего в зимних условиях и при плохой погоде, часть плиток была повреждена осколками льда, падавшими со стартовых сооружений, ракеты-носителя и самого орбитального корабля, причем некоторые плитки были оторваны полностью. Однако послеполетный осмотр показал, что расплавления металлической обшивки корпуса "Бурана" в этих местах не произошло за исключением одной зоны, где из-за дефекта жгутового уплотнения на стыке плиточной теплозащиты с секцией передней кромки крыла создалась возможность интенсивного затекания воздушной плазмы внутрь полости кромки. Данные результаты первого полета "Бурана" полностью подтвердили предварительные расчетные прогнозы по степени надежности его тепловой защиты.

См. также общий характер обгорания теплозащиты и детальный анализ мест потери плиток

Как оказалось, реальный космический полет оказался не самым последним испытанием для теплозащиты. Во время испытательных полетов в ходе подготовки перелета ОК "Буран" на спине самолета-носителя Ан-225 "Мрия" на авиакосмический салон в Ле-Бурже (Париж) вся 600-тонная связка летательных аппаратов попала под сильнейший град, что вызвало значительные повреждения теплозащиты на лобовых кромках орбитального корабля.
Благодаря этому происшествию удалось подтвердить эффективность разработанных методов ремонта и восстановления теплозащиты в "полевых" условиях. На приведенных далее снимках показану участки поврежденной теплозащиты:
MTer10.gif (26373 bytes).
MTer11.gif (22048 bytes).MTer12.gif (23812 bytes).MTer13.gif (26191 bytes).MTer14.gif (22237 bytes).MTer15.gif (21938 bytes)

После ремонта поврежденные участки выглядели так:
MTer16.gif (26885 bytes).
MTer17.gif (23231 bytes).MTer7.gif (13640 bytes)
Последний правый снимок интересен тем, что благодаря "нестандартному" ракурсу видно различие в типах теплозащиты верхней части ХЧФ, что свидетельствует о потенциальной возможности установки воздушно-реактивных двигателей для облегчения процесса предпосадочного маневрирования, по аналогии с верхней парой  ТРД, используемых на летающем аналоге БТС-02 ГЛИ.

Переход на:

возврат на homepageПОЛЕТ БУРАНАпереход к космодрому Байконурпереход к карте сайтапереход к Space Shuttle

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005