Катапультирование экипажа
При полном отказе
ракеты-носителя (РН) в зависимости от
участка полета предусмотрено или
катапультирование экипажа, или экстренное
отделение орбитального корабля (ОК) от РН.
Установка катапультных кресел в командном
отсеке:1 - линейное устройство разделения
(ЛУР); 2 - аварийный выход; 3 -
кронштейн толкателя; 4 - толкатель; 5
- замки временной задержки; 6 -
направляющие кресла; 7 - катапультное
кресло |
Катапультное кресло "Бурана" К-36М
11Ф35 (К-36РБ) |
Для спасения экипажа "Бурана" на этапе летно-конструкторских
испытаний (ЛКИ) в КБ "Звезда" под руководством Главного конструктора Гая Северина на основе хорошо зарекомендовавших катапультных кресел семейства К-36
была разработана специальная модификация катапультного кресла К-36РБ класса
"0-0" (с возможностью спасения в широком диапазоне высот и скоростей, начиная от
катапультирования из стоящего на старте или на ВПП "Бурана" и до скоростей М=3,5
на высотах до 35 км). Далее мы приводим краткое описание катапультного кресла
К-36РБ.
Траектории полета космонавтов (Кос-1, -2) и их
кресел (Кр-1, -2) при катапультировании с левого (37-го)
старта стартового комплекса (110-й площадки) "Энергии-Бурана" |
Катапультирование экипажа осуществляется в
открытых катапультных креслах семейства К-36М. Разработанные для авиации, они позволяют
катапультировать экипаж в защитном снаряжении в
полете при М=2,2...2,5 и высотах 22...25 км, а также при
взлете и посадке самолетов. Такие характеристики
соответствовали условиям применения кресел на ОК только при отказах в процессе его посадки.
Аварии на старте и первых секундах полета могут
сопровождаться пожаром и взрывом РН, при которых
экипаж должен быть удален на достаточно большое
расстояние, безопасное (с учетом защитного
снаряжения) по давлению во фронте ударной волны и
по влиянию пожара, при этом траектория
катапультирования должна иметь высоту,
достаточную для облета башни обслуживания
стартового комплекса (СК).
Для этого катапультные кресла должны были:
- иметь ракетный твердотопливный
разгонный блок, обеспечивающий при авариях до
контакта подъема дальность полета 500 м при высоте
в вершине траектории до 300 м (этим решалась и
задача пролета кресел на безопасном расстоянии
от факела работающих двигателей РН при
катапультировании в первой фазе ее полета);
- иметь с учетом возможного падения РН в
условиях аварии после старта соответствующее
регулирование траектории кресел по высоте (облет
башни обслуживания) отклонением вектора тяги
разгонного блока;
- обладать максимальным диапазоном
применения по высоте до 35 км и скорости полета до
М=3,5.
Катапультные кресла ОК "Буран" К-36РБ, в которых члены
экипажа должны находится в скафандрах (защитное снаряжение "Стриж", также
разработанное в КБ "Звезда" специально для полетов на орбитальных кораблях), разработаны с учетом
указанных требований и обеспечивают удаление
экипажа на расстояние 500 м за 9...10 сек. Катапультная
система (кресла) К-36РБ
оснащаются энергодатчиком, состоящим из двухтрубного стреляющего механизма и
двух ракетных двигателей с импульсами 600 и 3000 кгс. В состав электрической системы управления
входит электронное программное устройство,
сопряженное с бортовой системой автоматики космического корабля, и средства
формирования оптимальной траектории, обеспечивающие безопасное
катапультирование членов экипажа при аварии ракетно-космического комплекса
на стартовой позиции, на участке выведения на орбиту (до высоты 25 км и
скорости М=3), при спуске многоразового корабля с орбиты (начиная с высоты
30 км и скоростей М=3) и при приземлении вплоть до полной остановки корабля
(нулевые значения скорости и высоты).
В состав катапультной системы входят также кислородное
оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность одетого в спасательный скафандр
"Стриж" космонавта при катапультировании на больших высотах, и размещенный в кресле
аварийный запас со средствами поиска и выживания в случае аварийного приземления
или приводнения в различных климатогеографических условиях.
Схема катапультирования при аварии РН на стартовой комплексе
и возникновении аварийной ситуации в полете:
а- на стартовом комплексе; б-
в полете; в-
на участке торможения и спуска в атмосфере; г - при посадке на ВПП
аэродрома: |
|
Условные
обозначения: Н - высота в км, V
- скорость, М - число Маха; 1- МКС
"Энергия-Буран" на стартовой позиции; 2-
МКС "Энергия-Буран" в полете; 3-
планирующий на спуске орбитальный корабль; 4-
"Буран" на посадке; 5- участок работы
разгонного блока катапультного кресла; 6-
катапультное кресло в свободном полете (показаны
штанги со стабилизирующими парашютами); 7-
раскрытие парашютов; 8-
траектория катапультирования при аварии на стартовом
комплексе (максимальная высота 300 м для гарантированного пролета над
башней обслуживания)
|
Наземный стенд для испытания
катапультных кресел |
Зона катапультирования заканчивается
там, где скорость высота полета выходят за
предельно допустимые значения с учетом
защитного снаряжения экипажа. Для ОК "Буран"
это примерно 102 с полета от контакта подъема по
штатной траектории выведения.
Катапультные кресла К-36РБ
для "Бурана" были испытаны в условиях реального полета. Во время запусков
беспилотных транспортных грузовых кораблей серии "Прогресс" с заводскими
номерами 146-150 (при старте они получили названия "Прогресс-38...42") на
головной обтекатель (ГО) ракеты-носителя (РН) вместо пустой оболочки системы
аварийного спасения (САС) устанавливались катапультируемые кресла "Бурана".
В пяти пусках "Прогрессов":
- 10.09.1988 г. - "Прогресс-38";
- 25.12.1988 г. - "Прогресс-39";
- 10.02.1989 г. - "Прогресс-40";
- 16.03.1989 г. - "Прогресс-41";
- 05.05.1990 г. - "Прогресс-42"
были проведены испытания с отстрелом катапультируемых кресел на активном участке
выведения РН при заданных высотах (до 40 км) и перегрузках до 3,5 Маха. В
результате экспериментов была подтверждена возможность применения открытого
катапультируемого кресла К-36РБ.11Ф35 для спасения экипажа "Бурана".
Слева на фотографии, сделанной членом поисковой
группы Игорем Куликовым, катапультируемое
кресло К-36РБ с манекеном космонавта в "бурановском" скафандре "Стриж" на месте
падения после запуска "Прогресса-40". Рассказ Игоря
Куликова о поиске и обнаружении кресла размещен в
разделе "Воспоминания очевидцев".
|