|
|
Для спасения экипажа "Бурана" на этапе летно-конструкторских
испытаний (ЛКИ) в КБ "Звезда" под руководством Главного конструктора Гая Северина на основе хорошо зарекомендовавших катапультных кресел семейства К-36
была разработана специальная модификация катапультного кресла К-36РБ класса
"0-0" (с возможностью спасения в широком диапазоне высот и скоростей, начиная от
катапультирования из стоящего на старте или на ВПП "Бурана" и до скоростей М=3,5
на высотах до 35 км). Далее мы приводим краткое описание катапультного кресла
К-36РБ.
Траектории полета космонавтов (Кос-1, -2) и их
кресел (Кр-1, -2) при катапультировании с левого (37-го)
старта стартового комплекса (110-й площадки) "Энергии-Бурана" |
Катапультирование экипажа осуществляется в
открытых катапультных креслах семейства К-36М. Разработанные для авиации, они позволяют
катапультировать экипаж в защитном снаряжении в
полете при М=2,2...2,5 и высотах 22...25 км, а также при
взлете и посадке самолетов. Такие характеристики
соответствовали условиям применения кресел на ОК только при отказах в процессе его посадки.
Аварии на старте и первых секундах полета могут
сопровождаться пожаром и взрывом РН, при которых
экипаж должен быть удален на достаточно большое
расстояние, безопасное (с учетом защитного
снаряжения) по давлению во фронте ударной волны и
по влиянию пожара, при этом траектория
катапультирования должна иметь высоту,
достаточную для облета башни обслуживания
стартового комплекса (СК).
Для этого катапультные кресла должны были:
- иметь ракетный твердотопливный
разгонный блок, обеспечивающий при авариях до
контакта подъема дальность полета 500 м при высоте
в вершине траектории до 300 м (этим решалась и
задача пролета кресел на безопасном расстоянии
от факела работающих двигателей РН при
катапультировании в первой фазе ее полета);
- иметь с учетом возможного падения РН в
условиях аварии после старта соответствующее
регулирование траектории кресел по высоте (облет
башни обслуживания) отклонением вектора тяги
разгонного блока;
- обладать максимальным диапазоном
применения по высоте до 35 км и скорости полета до
М=3,5.
Катапультные кресла ОК "Буран" К-36РБ, в которых члены
экипажа должны находится в скафандрах (защитное снаряжение "Стриж", также
разработанное в КБ "Звезда" специально для полетов на орбитальных кораблях), разработаны с учетом
указанных требований и обеспечивают удаление
экипажа на расстояние 500 м за 9...10 сек. Катапультная
система (кресла) К-36РБ
оснащаются энергодатчиком, состоящим из двухтрубного стреляющего механизма и
двух ракетных двигателей с импульсами 600 и 3000 кгс. В состав электрической системы управления
входит электронное программное устройство,
сопряженное с бортовой системой автоматики космического корабля, и средства
формирования оптимальной траектории, обеспечивающие безопасное
катапультирование членов экипажа при аварии ракетно-космического комплекса
на стартовой позиции, на участке выведения на орбиту (до высоты 25 км и
скорости М=3), при спуске многоразового корабля с орбиты (начиная с высоты
30 км и скоростей М=3) и при приземлении вплоть до полной остановки корабля
(нулевые значения скорости и высоты).
В состав катапультной системы входят также кислородное
оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность одетого в спасательный скафандр
"Стриж" космонавта при катапультировании на больших высотах, и размещенный в кресле
аварийный запас со средствами поиска и выживания в случае аварийного приземления
или приводнения в различных климатогеографических условиях.
|