Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта
Главная страница сайта Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Полет "Бурана" 15 ноября 1988 года

Система автоматической посадки "Бурана"

Сообщение ТАСС от 15 ноября 1988 года

Библиография "Бурана" и других многоразовых транспортных космических систем и аппаратов
Мемуары участников событий и очевидцев
Наш скринсейвер (screensaver)
ЧАсто задаваемые ВОпросы
Свободная кнопка
Переход к общему описанию "Бурана" Технические характеристики (параметры) орбитального корабля "Буран" и ракеты-носителя "Энергия" Конструкция "Бурана" Чертежи (и проекции) "Бурана" и других образцов авиационной и ракетно-космической техники Производство "Бурана" Транспортировка "Бурана" и элементов ракеты-носителя "Энергия" с заводов-изготовителей на космодром Байконур Предстартовая подготовка и межполетное обслуживание орбитального корабля "Буран" Планы использования (применения) "Бурана" Библиография "Бурана" и авиационно-космических систем

Главная > Все корабли > Буран > Безопасность > катапультирование

 
БЕЗОПАСНОСТЬ ОК:

- общая

- пожаровзрыво-безопасность

- нештатный полет

 

СРЕДСТВА СПАСЕНИЯ:

- на стартовом комплексе

- на старте: катапультирование

- на этапе выведения: экстренное отделение

- в орбитальном полете

 

 Катапультирование экипажа

 

При полном отказе ракеты-носителя (РН) в зависимости от участка полета предусмотрено или катапультирование экипажа, или экстренное отделение орбитального корабля (ОК) от РН.

Cocpit41.gif (36615 bytes)
Установка катапультных кресел в командном отсеке:

1 - линейное устройство разделения (ЛУР); 2 - аварийный выход; 3 - кронштейн толкателя; 4 - толкатель; 5 - замки временной задержки; 6 - направляющие кресла; 7 - катапультное кресло


Катапультное кресло "Бурана" К-36М 11Ф35 (К-36РБ)

 

Модуль кабины вставляется в носовую часть фюзеляжа орбитального корабля таким образом, что внутренний люк в потолке модуля располагается под внешним люком в носовой части, и при вскрытии обоих люков образуется общий сквозной проем для беспрепятственного выхода катапультного кресла с космонавтом.

Конструктивно нижние (в модуле кабины) и верхние (расположенные над ними) люки не связаны между собой, потому что в полете под действием внешних нагрузок носовая часть фюзеляжа и подвешенный на стержнях внутри нее модуль кабины перемещаются относительно друг друга.

В процессе катапультирования обе пары люков (нижние и верхние) одновременно вскрываются срабатыванием пирошнуров по их контуру, при этом с верхней поверхности нижних люков выстреливаются вверх специальные гарпуны, которые входят в специальные захватывающие устройства на нижней поверхности верхних (наружних) люков, и между каждой парой верхних и нижних люков образуется механическая связь. После этого толкатели толкают вверх нижние люки, они поднимаются вместе с верхними наружними люками, и встречный поток уносит эти две связки люков назад.

Ниже мы показываем вскрытие проемов для катапультирования космонавтов, но для наглядности так, как если бы люки сбрасывались последовательно (сначала верхние наружние во внешней обшивке, потом нижние внутренние люки в модуле кабины) и независимо друг от друга.

 

   

Для спасения экипажа "Бурана" на этапе летно-конструкторских испытаний (ЛКИ)  в КБ "Звезда" под руководством Главного конструктора Гая Северина на основе хорошо зарекомендовавших катапультных кресел семейства К-36 была разработана специальная модификация катапультного кресла К-36РБ класса "0-0" (с возможностью спасения в широком диапазоне высот и скоростей, начиная от катапультирования из стоящего на старте или на ВПП "Бурана" и до скоростей М=3,5 на высотах до 35 км). Далее мы приводим краткое описание катапультного кресла К-36РБ.

 


Траектории полета космонавтов  (Кос-1, -2) и их кресел (Кр-1, -2) при катапультировании с левого (37-го) старта стартового комплекса (110-й площадки) "Энергии-Бурана"

 

 

 

 

Катапультирование экипажа осуществляется в открытых катапультных креслах семейства К-36М. Разработанные для авиации, они позволяют катапультировать экипаж в защитном снаряжении в полете при М=2,2...2,5 и высотах 22...25 км, а также при взлете и посадке самолетов. Такие характеристики соответствовали условиям применения кресел на ОК только при отказах в процессе его посадки. Аварии на старте и первых секундах полета могут сопровождаться пожаром и взрывом РН, при которых экипаж должен быть удален на достаточно большое расстояние, безопасное (с учетом защитного снаряжения) по давлению во фронте ударной волны и по влиянию пожара, при этом траектория катапультирования должна иметь высоту, достаточную для облета башни обслуживания стартового комплекса (СК).

 

Для этого катапультные кресла должны были:

- иметь ракетный твердотопливный разгонный блок, обеспечивающий при авариях до контакта подъема дальность полета 500 м при высоте в вершине траектории до 300 м (этим решалась и задача пролета кресел на безопасном расстоянии от факела работающих двигателей РН при катапультировании в первой фазе ее полета);

- иметь с учетом возможного падения РН в условиях аварии после старта соответствующее регулирование траектории кресел по высоте (облет башни обслуживания) отклонением вектора тяги разгонного блока;

- обладать максимальным диапазоном применения по высоте до 35 км и скорости полета до М=3,5.

 

Катапультные кресла ОК "Буран" К-36РБ, в которых члены экипажа должны находится в скафандрах (защитное снаряжение "Стриж", также разработанное в КБ "Звезда" специально для полетов на орбитальных кораблях), разработаны с учетом указанных требований и обеспечивают удаление экипажа на расстояние 500 м за 9...10 сек. Катапультная система (кресла) К-36РБ оснащаются энергодатчиком, состоящим из двухтрубного стреляющего механизма и двух ракетных двигателей с импульсами 600 и 3000 кгс. В состав электрической системы управления входит электронное программное устройство, сопряженное с бортовой системой автоматики космического корабля, и средства формирования оптимальной траектории, обеспечивающие безопасное катапультирование членов экипажа при аварии ракетно-космического комплекса на стартовой позиции, на участке выведения на орбиту (до высоты 25 км и скорости М=3), при спуске многоразового корабля с орбиты (начиная с высоты 30 км и скоростей М=3) и при приземлении вплоть до полной остановки корабля (нулевые значения скорости и высоты).

Манекен космонавта в костюме "Стриж" на катапультном кресле К-36РБ в экспозиции выставки "У мечты есть крылья", посвященной 20-летию полета "Бурана"

(Москва, "Выставочный зал Тушино", 31 октября - 23 ноября 2008 г.):

на заднем плане - скафандр для выходов в открытый космос "Орлан"

 

В состав катапультной системы входят также кислородное оборудование, обеспечивающее жизнедеятельность одетого в спасательный скафандр "Стриж" космонавта при катапультировании на больших высотах, и размещенный в кресле аварийный запас со средствами поиска и выживания в случае аварийного приземления или приводнения в различных климатогеографических условиях.

   
Схема катапультирования при аварии РН на стартовой комплексе и возникновении аварийной ситуации в полете: а- на стартовом комплексе;  б- в полете;  в- на участке торможения и спуска в атмосфере; г - при посадке на ВПП аэродрома:
Условные обозначения: Н - высота в км, V - скорость, М - число Маха; 1- МКС "Энергия-Буран" на стартовой позиции; 2- МКС "Энергия-Буран" в полете; 3- планирующий на спуске орбитальный корабль; 4- "Буран" на посадке; 5- участок работы разгонного блока катапультного кресла; 6- катапультное кресло в свободном полете (показаны штанги со стабилизирующими парашютами); 7- раскрытие парашютов; 8- траектория катапультирования при аварии на стартовом комплексе (максимальная высота 300 м для гарантированного пролета над башней обслуживания)
 

katap.jpg (18472 bytes)
Наземный стенд для испытания катапультных кресел

Зона катапультирования заканчивается там, где скорость высота полета выходят за предельно допустимые значения с учетом защитного снаряжения экипажа. Для ОК "Буран" это примерно 102 с полета от контакта подъема по штатной траектории выведения.

Катапультные кресла К-36РБ для "Бурана" были испытаны в условиях реального полета. Во время запусков беспилотных транспортных грузовых кораблей серии "Прогресс" с заводскими номерами 146-150 (при старте они получили названия "Прогресс-38...42") на головной обтекатель (ГО) ракеты-носителя (РН) вместо пустой оболочки системы аварийного спасения (САС) устанавливались катапультируемые кресла "Бурана".

 

манекен в кресле К-36РБ после паденияВ пяти пусках "Прогрессов":
- 10.09.1988 г. - "Прогресс-38";
- 25.12.1988 г. - "Прогресс-39";
- 10.02.1989 г. - "Прогресс-40";
- 16.03.1989 г. - "Прогресс-41";
- 05.05.1990 г. - "Прогресс-42"
были проведены испытания с отстрелом катапультируемых кресел на активном участке выведения РН при заданных высотах (до 40 км) и перегрузках до 3,5 Маха. В результате экспериментов была подтверждена возможность применения открытого катапультируемого кресла К-36РБ.11Ф35 для спасения экипажа "Бурана".

Слева на фотографии, сделанной членом поисковой группы Игорем Куликовым, катапультируемое кресло К-36РБ с манекеном космонавта в "бурановском" скафандре "Стриж" на месте падения после запуска "Прогресса-40". Рассказ Игоря Куликова о поиске и обнаружении кресла размещен в разделе "Воспоминания очевидцев".

 

Катапультируемое кресло К-36РБ (К-36М 11Ф35) и защитный скафандр "Стриж" в музее НПП "Звезда"

(поселок Томилино Московской области, съемка web-мастера 17 ноября 2016 года; все фотографии кликабельны до размера 3888х2592 пикс.):

.


При работе над страницей использованы фотографии из архива web-мастера и с сайта журнала "Новости космонавтики"

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях  (согласно статьям 18, 19, 20 и 21 Закона РФ от 09.07.1993 номер 5351-1 "Об авторском праве и смежных правах", с изменениями от 19 июля 1995 г. и от 20 июля 2004 г. Федеральным законом номер 72-ФЗ) ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.