28.12.2004
|
В конце 2004 года под эгидой Федерального
космического агентства наконец-то вышел в свет фотоальбом "Многоразовая
космическая система "Энергия-Буран", к созданию
которого приложил руку и webмастер.
Альбом задумывался еще к 15-летию полета "Бурана" и представляет собой
сборник разделов, текстовую и иллюстративную часть каждого из которых
представляло предприятие-смежник, участвовавшее в создании МКС
"Энергия-Буран". Но так как разные разделы писались разными авторами, нужна
была сквозная редакторская правка текста, сделать которую по договоренности
с Росавиакосмосом и взялся
webмастер. Первое, что
бросилось в глаза - это стремление головного разработчика - РКК "Энергия" -
"натянуть все одеяло на себя", зачастую вопреки исторической правде. Тем не
менее webмастеру
удалось существенно поправить исходные тексты, что пришлось не совсем по
вкусу окончательным редакторам из РКК "Энергия". Именно
поэтому, а может, и по простой забывчивости, но в выходных данных альбома
фамилии "Лукашевич В.П." нет ни среди составителей, ни среди консультантов,
- даже с учетом того, что ряд иллюстраций (например на стр. 39, 118)
вообще позаимствованы с нашего
сайта.
В следующем году мы разместим на сайте отредактированные тексты, но сейчас речь о другом - в последние годы наметилась четкая тенденция
исправления, а зачастую и переписывания истории создания МКС "Энергия-Буран"
в угоду ныне действующим функционерам от космонавтики.
Но есть неопровержимые свидетельства - документы, один из которых -
письмо-обращение первого главного конструктора МКС Игоря Садовского к
Генеральному конструктору Юрию Семенову, с указанием специалистов НПО
"Энергия", действительно стоявших у истоков программы создания комплекса
"Энергия-Буран", мы сегодня публикуем. Впервые! |
14.12.2004 |
Доработана страница
"История создания" "Бурана". Вашему вниманию предлагается
краткий очерк развития опыта проектирования многоразовых космических
кораблей в нашей стране. |
10.12.2004
|
Наш фотоархив
дополнен новыми фотографиями из архива Сергея
Грачева. Фотографии сделаны в разное время и
показывают разные эпизоды из "жизни" "Бурана". Некоторые фото
представлены справа. |
|
|
|
|
26.11.2004
|
Раздел
воздушно-орбитального самолета "Спираль" дополнен переработанной
страницей о беспилотных орбитальных ракетопланах -
"БОРах" 4-ой и
5-ой серии. |
22.11.2004
|
|
31.10.2004
|
|
21.10.2004
|
|
17.10.2004
|
Совершенно
случайно, проезжая вчера по Лодочной улице в Тушино на севере
Москвы,
webмастер
напротив дома N37/1
обнаружил изделие 2.01, стоящее на причале
Химкинского водохранилища. Благодаря своим размерам, корабль значительно
возвышается над двухметровым забором, поэтому сейчас его может видеть
любой желающий. Кстати, руководство
НПО "Молния"
опровергает нашу версию о подмене кораблей для немецкого
музея в г.Зисхайм (согласно официальным заявлениям, музей купил
самолет-аналог БТС-02 ОК-ГЛИ, находящийся в порту Байхрейна, но мы
склонны считать, что в Зисхайм на самом деле будет отгружен 2.01).
Правы мы или нет, выяснится очень скоро - ледостав на Москве-реке уже не
за горами. Если 2.01 останется зимовать на
причале, то в Зисхайм действительно в ближайшее время должен отправиться
БТС-02, чтобы не подводить
НПО "Молния",
заявившее, что уже весной следующего
года в экспозиции немецкого музея появится русский шаттл.
|
Вид из машины: слева шиномонтаж, справа
площадка автошколы, в глубине, за забором -
изделие 2.01 |
Вид со стороны Лодочной улицы: на
переднем плане - площадка автошколы, за забором -
изделие 2.01 |
Вид со стороны футбольного поля: за
бетонным забором угадываются контуры нашего "рояля в кустах" -
2.01 |
Изделие
2.01 крупным планом со стороны хвостовой части фюзеляжа. Жилые дома
на заднем плане расположены на другом, противоположном берегу
Химкинского водохранилища, на Ленинградском проспекте. |
По неподтвержденной информации, транспортировка на
причал обошлась в $20000 и
для этого пришлось разбирать и затем вновь восстанавливать забор
НПО "Молния",
так что вряд ли перемещение 2.01 можно объяснить
только желанием освободить занимаемые площади.
Итак, можно заключать пари - какой из кораблей - 2.01
или
БТС-02 быстрее доберется до
Германии!? В любом случае, мы будем следить за
перемещениями кораблей. |
|
11.10.2004
|
изделия 2.01
мы представляем в нашем фоторепортаже.
Здесь представлены только некоторые фотографии.
Будем надеяться, что 2.01 займет свое
место в
экспозиции немецкого музея города Шпейер, как и заявило руководство
НПО "Молния".
Но в свете транспортировки изделия 2.01 возможно
и другое объяснение истории самолета-аналога
БТС-02 ОК-ГЛИ, обнаруженного в Бахрейне.
НПО "Молния"
действительно продала корабль в музей немецкого города Зинсхайм, но не "бахрейнский"
БТС-02, а 2.01, и сейчас
началась его отгрузка.
Однако обнаружение
брошенного
БТС-02 в Бахрейне вызвало скандал, и
НПО "Молния", пытаясь
его замять, объявило, что именно
БТС-02 еще осенью 2003 года
был продан в Зинсхайм,
а 2.01 немцы еще только собираются купить для
музея в г.Шпейер. А пока суть да дело, втихаря, "под шумок" отгружается 2.01
согласно реально заключенному контракту. В таком случае судьба
БТС-02 остается неопределенной - отсюда и
путаница в "показаниях" представителя руководства
НПО "Молния" г-на
Михаила Гофина - то
БТС-02 собираются провезти по Эмиратам, то
уже
год назад его купили немцы. В пользу этой версии говорит и тот
факт, что доставить 2.01 из Москвы в Германию
гораздо проще и дешевле, чем
БТС-02 из Бахрейна. Да и трудно предположить,
что "купленный год назад"
БТС-02 продолжает стоять в Бахрейне, а
отгружается 2.01, планы покупки которого "еще
только вынашиваются".
Дальнейшие события покажут, как обстоят дела на самом деле.
P.S.
к вопросу о сохранности космических раритетов: в интервью корреспонденту
московской газеты "Время новостей" г-н
М.Гофин заявил "...мы пытаемся
сохранить корабль для страны как памятник былой славы". Но на "былой
славе" можно делать хорошие деньги - вот
подтверждение этого в фотодокументах:
Слева фотография 2.01, сделанная
webмастером четыре года
назад в цехе
НПО; вид из бытового отсека
наружу (левый борт). Обратите внимание - внешняя створка входного люка
на месте. Вторая слева фотография сделана несколько дней назад - люка
уже нет. Где же он? Это показывают остальные
фото - счастливый новый владелец (разумеется, иностранец, имя которого
мы не приводим по понятным причинам) крышки люка у своего приобретения
(еще в транспортной упаковке!). На следующем детальном
фото (для сомневающихся) в верхнем правом углу
хорошо видна технологическая маркировка - номер сборочного чертежа
"6.00.0204.4274.98" и код изделия "2.01". Ну и
последнее фото так, "до кучи".
P.P.S.
выдержки из интервью г-на М.Гофина
корреспонденту газеты "Труд-7":
"- Некоторые СМИ сообщили, что еще четыре года назад "Буран-002"
купил австралийский бизнесмен. Это так?
- Нет, повторю еще раз: на сегодняшний день "Буран-002" является
собственностью России."
Прямо-таки "общенародной собственностью!" Но все гораздо прозаичнее -
приведем еще одну фотографию -
БТС-02 в Сиднее после окончания экспозиции,
перед самой отправкой в Бахрейн. Судя по "лошадиной"
попоне на фюзеляже, тогда аппарат был еще нужен. Обратите внимание на красноречивые
надписи на щитах "Прохода
нет. Частная собственность"
(австралийской компании).
Несколько лет назад
webмастер в разговоре
с руководством НПО "Молния" предложил
"клепать" на имеющейся технологической оснастке выставочные копии
"Бурана" специально для музеев и "впаривать" их иностранцам.
Так зачем "наводить тень на плетень", - может быть, к этой идее стоит вернуться? |
|
27.09.2004 |
На сайте т
www.samaratoday.ru появилось сообщение,
которое мы приводим с сокращениями:
"Согласно сообщениям "Немецкой волны",
самолет-аналог БТС-02 из региона Персидского
залива скоро перевезут в Германию. В техническом музее Зинсхайма он попадёт в
достойную компанию к "Конкорду" и "Ту-144". На этой неделе немецкие СМИ
сообщили о том, что съёмочная группа германского телевидения "обнаружила"
один из советских космических челноков в пустыне на территории эмирата
Бахрейн. Позже, правда, оказалось, что "Буран" не был потерян или брошен на
произвол судьбы.
Ещё в конце 2003-го года его приобрёл для своей экспозиции знаменитый
Технический музей в Зинсхайме, что в интервью сайту журнала "Шпигель" 23-го
сентября подтвердил его директор Михаэль Вальтер (Michael Walter). Стоимость
сделки не разглашается. Есть предположения, что сумма в евро была
шестизначной.
Тем самым, можно считать неверными версии о том, что корабль станут возить
на показ по всему миру или даже частично распродадут элементы его уникальной
огнеупорной обшивки на сувениры. В Зинсхайме "Буран" будет находиться, так
сказать, словно у генерального конструктора за пазухой. В этом немецком
музее собраны экспонаты, документирующие историю развития мировой
инженерно-транспортной мысли. Не случайно именно этот музей обошел многих
конкурентов при решении вопроса о том, куда "отдать" снятые с эксплуатации "Конкорды".
Один из них отправился в Германию.
Официальный владелец корабля "Буран" - российское военно-космическое
НПО "Молния".
Это научно-производственное объединение являлось разработчиком космического
аппарата для советской программы по созданию кораблей многоразового
пользования. Единственный орбитальный полёт "Бурана" в беспилотном режиме
состоялся 15-го ноября 1988 года. Побывавший в космосе корабль был
разрушен
в результате крушение ангара на космодроме в Байконуре в 2002 году.
"Буран 002", находящийся сейчас Бахрейне (кстати, точное место его хранения
держится в секрете), является одним из прототипов. На нём отрабатывали
механизмы и технические параметры возвращения на Землю. В общей сложности "второй
номер" совершил 25 полётов в земной атмосфере.
В Зинсхайме есть уже экспонаты из России. Несколько лет назад сюда прибыл
советский ответ "Конкорду" - "Ту-144". Свои последние рейсы оба проделали по
воде - на баржах, а затем - на сверхмощных тягачах, частично - по автобану.
Буквально каждый метр пути в Зинсхайм был зафиксирован многочисленными
видеокамерами, а документальные фильмы неоднократно демонстрировали по
немецкому телевидению, повышая известность и без того знаменитого музея.
По всей видимости, если проект по приобретению и транспортировке "Бурана" на
немецкую землю закончится успешно, такой фильм будет снят о новом "звёздном"
во всех отношениях экспонате.
НПО "Молния" является владельцем
ещё одного недостроенного после остановки
программы прототипа. Как сообщатся, его также купили немецкие музейщики, и
он будет, по всей видимости, выставлен в экспозиции, расположенной в городе Шпейер.
Четыре года назад один австралийский бизнесмен взял "Буран 002" в аренду,
чтобы заработать денег, показывая его публике в Сиднее, когда там проходили
Олимпийские игры. Но бизнес-план не оправдался, сообщил в интервью журналу "Шпигель" Михаэль Бубка (Michael Bubka), участвовавший в реализации проекта в качестве
менеджера. Затем корабль в аренду у "Молнии" взяла сингапурская фирма для
показа во время летнего фестиваля в Бахрейне, но проект провалился по
организационным причинам, "Молния" своих денег не получила. С этого времени
корабль и находится в Бахрейне, где его "обнаружила" одна из немецких
съёмочных групп. Эксперты, изучившие её видеозаписи, подтвердили подлинность
находки. Немецкий предприниматель Кай Нидермайер (Kai Niedermeier),
заявивший на днях о намерении купить советский челнок, по всей видимости,
опоздал.
Как это часто бывает в мире искусства, музеи без лишнего шума приобретают
значительные произведения и исторические раритеты. Музей в Зинсхайме, похоже,
пошел по этому пути для приобретения ценного памятника истории техники.
Зная трепетное отношение немцев ко всему, что связано с техникой, можно быть
уверенными, что за будущее "Бурана" можно не беспокоиться.
Приятно, если изложенные факты соответствуют
действительности. Однако остаются некоторые вопросы, при отсутствии ответов
на которые приведенная заметка выглядит попыткой сбить накал сообщений о
БТС-02 ОК-ГЛИ в СМИ (например, очень спорно утверждение о принадлежности
БТС-02 ОК-ГЛИ НПО "Молния"
- достоверно известно, что на балансе предприятия его уже нет. В
этой связи небезынтересно возникновение посредника в виде сингапурской фирмы
- не забудем, что Сингапур - оффшорная зона. Интересна и названная цена с
учетом того, что только перевозка БТС-02 из Москвы в Сидней обошлась
примерно в $1 млн., а во всех попытках продажи
объявленная цена колебалась в пределах $5-7 млн.
Думается, "шестизначная" сумма декларируется для таможенных и налоговых
органов, а реальная может быть гораздо выше. И кто сейчас платит за хранение?
И почему цена сделки не разглашается - у немецкого музея
бухгалтерия прозрачная, а для продавцов, если они не жулики и настоящие
владельцы - "заплати налоги и спи спокойно"?)
В любом случае мы будем следить за развитием событий. |
23.09.2004 |
Мы удивляемся и возмущаемся
обращением нашей милиции с Магомедом Толбоевым. Но думается, что все
гораздо серьезнее - наше общество, наши моральные устои находятся в
глубоком кризисе. Вот еще один пример надругательства над нашей
национальной гордостью и раритетами истории, сотворили которое не сержантики из медвытрезвителя, а солидные и уважаемые люди...
Съемочная группа немецкого телевидения, аккредитованная в
Бахрейне для проведения репортажей с очередного этапа гонок "Формулы-1",
натолкнулась на слухи "о валяющимся длительное время русском шаттле", и,
проведя свое расследование, с удивлением обнаружила лежащий на свалке
самолет-аналог БТС-02 ОК-ГЛИ, который после окончания
экспозиции в
Сиднее во время Олимпиады-2000 несколько лет назад уплыл оттуда в
неизвестном направлении. Теперь стараниями немецких журналистов и
публикации от 22 сентября в журнале "Spiegel" (http://www.spiegel.de/wissenschaft/weltraum/0,1518,319316,00.html,
русский текст в нашей
библиографии) он найден. Кстати,
публикация утверждает, что БТС-02 после Сиднея был ПРОДАН. Напомним, что
в Сидней самолет-аналог был вывезен под видом долгосрочного лизинга.
Соответственно и затаможен через портовую таможню Санкт-Петербурга осенью 1999
года как объект временного вывоза.
У Вас есть вопросы? Например, как и почему
БТС-02 оказался в Бахрейне, как и почем он был продан, куда (и кому) поступили
вырученные деньги (с учетом того, что Бахрейн - мусульманская страна),
как на такую "разводку" смотрит ГТК России, кому
БТС-02 сейчас
принадлежит и что дальше с ним будет? На все эти вопросы, хотя и с явным
неудовольствием, может ответить только руководство
НПО "Молния" и
Тушинского машиностроительного завода. Если захочет...
Тем временем местные Остап-Сулейман-Берта-Мария-Бендер-Беи "впаривают"
через интернет пенопластовые плитки с
самолета-аналога, выдавая их за
настоящие кварцевые плитки теплозащиты "Бурана". А может быть, и здесь
скрыта упомянутая "рука Москвы"? |
|
Фотографии Chris G.Maier (он
на нижнем фото) |
|
21.09.2004 |
Начальник ГУВД Москвы Владимир Пронин принес извинения Герою
России Магомеду Толбоеву за то, что "низовой состав милиции может позволить
себе неуважительное отношение к возрасту человека и его заслугам". "На этом
я считаю конфликт исчерпанным, - сказал "ГАЗЕТЕ.GZT.RU". Толбоев. - Я хотел
официальных извинений. Я их получил. Мстить я никому не собирался".
Напомним, о факте избиения Толбоева написала газета "Московский
комсомолец". По информации, которую опубликовало издание, вечером 8
сентября возле железнодорожной станции "Выхино" сотрудники милиции
остановили Толбоева для проверки документов. Выяснив фамилию, милиционеры
жестоко избили Героя России, пообещав напоследок "передавить всех его
соплеменников".
Однако ГУВД считает иначе. "Установлено, что милиционеры потребовали от
Толбоева предъявить документы обоснованно. Применение сотрудниками милиции
силы в допустимых для такой ситуации пределах было спровоцировано
неповиновением Толбоева, его агрессивностью и бранью", - говорится в
заявлении пресс-службы.
В интервью "МК" Толбоев изложил другую версию происшествия. По словам
летчика, он сдержался и не оказывал милиционерам никакого сопротивления. "Я
мог бы раскидать этих сержантов за секунду. Но я же понимал: потом скажут,
что я напал на них первым", - рассказал Толбоев.
С выводами милиции не согласились в прокуратуре Москвы. Там провели еще одну
проверку, итогом которой стало возбуждение уголовного дела по признакам
превышения должностных полномочий. После этого в ГУВД пересмотрели ранее
занятую позицию по оценке происшедшего. Генерал Пронин извинился перед
летчиком и пообещал наказать виновных "в дисциплинарном порядке".
"Прокуратура продолжает расследовать уголовное дело, - говорит Толбоев. - И
теперь главное, чтобы пресса отследила его итог. Потому что случаев, как мой,
тысячи". Однако начальник Управления собственной безопасности ГУВД Москвы
Наталья Сосновик на пресс-конференции уверила журналистов, что борьба с
милицейским произволом становится все более эффективной. По ее словам, с
начала года в управление поступило 6585 жалоб на действия сотрудников
милиции. Из них 2687 получили подтверждения и были направлены в прокуратуру.
Уже возбуждено 198 уголовных дел. 127 милиционерам предъявлены обвинения. |
13.09.2004 |
РБК. 13.09.2004, Москва 10:02:51. Межрайонная прокуратура
Москвы возбудила уголовное дело по факту неправомерных действий сотрудников
милиции в отношении Героя России, заслуженного летчика-испытателя, бывшего
командира космического корабля "Буран", экс-секретаря Совета безопасности
Дагестана полковника Магомеда
Толбоева. Как сообщили РБК в пресс-службе
прокуратуры Москвы, по результатам проверки информации о неправомерных
действиях сотрудников милиции возбуждено уголовное дело по признакам
преступления, предусмотренного пунктом "а" части 3 статьи 286 УК РФ -
превышение должностных полномочий.
В настоящее время ведется следствие, в рамках которого допрошен потерпевший,
произведен осмотр места происшествия и другие следственные действия.
Милиционеры, подозреваемые в неправомерных действиях, установлены и
допрошены. |
10.09.2004 |
В ночь на 9 сентября в Москве у станции
метро "Выхино" милиционерами Юго-Восточного округа был избит
легендарный летчик-испытатель,
встречавший в стратосфере 15 ноября 1988 года орбитальный корабль
"Буран", Магомед Омарович
Толбоев.
Статья об этом избиении опубликована в газете "Московский
комсомолец" 10 сентября. Мы не можем пройти мимо этого беспредела и
размещаем эту статью на сайте, так как не везде читают столичную прессу.
Этот материал в обязательном порядке войдет и в следующее издание нашей
энциклопедии, потому как произошедший случай является закономерным
итогом не только истории "Бурана" и всей советской/российской космонавтики,
но характерным и, к сожалению, типичным эпизодом современной истории
России.
Учитывая тот факт, что совсем недавно милиционер в метро выстрелил в рот
не понравившемуся ему лицу "не славянской" внешности, то, как это не
горько звучит, Магомеду Омаровичу еще повезло...
Тем более, что:
"...многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей
судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский
мир и согласие, <...> исходя из общепризнанных принципов равноправия <...>
народов, чтя память предков, передавших нам любовь и <...> веру в добро и
справедливость <...>"
Это не мною придумано, это - преамбула к нашей Конституции.
Опять же статьи N21 ("Достоинство личности охраняется государством.
Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему
человеческое достоинство обращению или наказанию") и
N22 ("Каждый имеет
право на свободу и личную неприкосновенность") нашей же Конституции...
Или, к примеру, фразы, недавно многократно услышанные по телевизору:
"...МЫ <...> позволили коррупции поразить судебную и правоохранительные
сферы",
"....МЫ могли бы быть более эффективными, если бы действовали своевременно
и профессионально",
"...МЫ не проявили понимания..."
Ну и далее все в том же духе, мол, МЫ облажались по всем статьям...
Позвольте спросить - а кто ВАМ пять лет мешал? И кто это такие "МЫ"? Я,
к примеру, никому ничего подобного не позволял... Все мои знакомые вроде
бы тоже разрешений на этот бардак никому не давали - я знаю, сам у них
спрашивал...
Так зачем на зеркало пенять?! |
|
|
23.08.2004
|
|
09.08.2004
|
|
20.07.2004
|
|
01.07.2004
|
2-3 июня на космодроме Байконур
работала делегация Федерального космического агентства России во главе с
руководителем агентства А.Н.Перминовым.
Главной целью поездки была оценка технического состояния
объектов космодрома, организации их эксплуатации и поддержания в
готовности к проведению запусков.
Опуская описание грядущих перспектив нашей космонавтики,
приведем выдержку из официальных сообщений по теме нашего сайта:
"...Как ни больно об этом говорить, но часть объектов планируется
утилизировать. Прежде всего, это относится к сооружениям, созданным по
программе "Энергия-Буран" и не имеющим дальнейших перспектив
использования: инфраструктура космодрома избыточна, и применения для
монтажно-заправочного корпуса орбитального корабля и стенда динамических
испытаний не предвидится. Хранящиеся на космодроме
"Бураны" и "Энергию-М" предполагается
использовать в выставочных целях, а сооружения разобрать - без должного
содержания они ветшают, а их содержание обходится крайне дорого.
Планируется разборка и некоторых бытовых зданий. Часть объектов будет
выводиться из состава аренды и передаваться казахстанской стороне".
Вот так - инфраструктура избыточна, использование не предвидится! Стенд
какой-то... Но это еще не все - читаем дальше:
"...Подведение итогов состоялось 4 июня в конференц-зале ФКЦ "Байконур".
Анатолий Перминов отметил, что он остался доволен пребыванием на
космодроме: и состояние объектов, и работа коллективов показывают, что о
сохранении и развитии космодрома заботятся. Руководитель Федерального
космического агентства определил круг задач, над которыми руководителям
предприятий и испытателям предстоит работать. Главное - это то, что еще
на долгие годы Байконур останется главным
космодромом России".
Другими словами - похороны (извините, утилизацию) закончили?
А теперь - дискотека!... |
|
01.06.2004
|
|
24.05.2004
|
|
14.05.2004
|
|
09.05.2004
|
|
22.04.2004
|
1. |
Мы продолжаем публикацию
воспоминаний Сергея
Грачева (в период 1983-1993 г.г. он проходил службу в в/ч
03079 - посадочный комплекс орбитального корабля
- на
должности руководителя полетов),
представляя рассказ о полете "Бурана". |
2. |
Дополнена библиография:
автор одной из статей, Сергей Сергеевич
Рыбанин, отстаивая свою точку зрения на причины
гибели "Колумбии", отличающуюся от
официальных выводов комиссии Гемана, прислал нам свои новые
аргументы. |
3. |
Завершается очередная работа наших друзей - коллектива
компании
"ProPro Group"
по разработке 3D-модели
проекта полностью многоразовой ракеты-носителя ГК-175, который мог быть
построен на базе РН "Энергия" (рисунок справа). Эта
3D-модель
будет
доступна только на последней версии нашей
мультимедийной CD-
энциклопедии. |
4. |
Мы готовим публикацию на сайте редчайшей
книги, вышедшей в 1996 году тиражом ... несколько (!!) экземпляров.
Этой книгой является энциклопедический труд
В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история,
развитие, перспективы" объемом 320 страниц. Книга воистину уникальна -
достаточно сказать, что в списке использованных источников более 30 их
них имеют инвентарные номера Министерства обороны
СССР. Следите за обновлениями сайта! |
|
|
|
21.03.2004
|
|
10.02.2004 |
Мы публикуем на сайте избранные главы из книги "Место
старта - океан" заместителя Генерального конструктора РКК "Энергия"
Вячеслава Михайловича Филина с его любезного
разрешения. |
12.01.2004
|
Наступил Новый, 2004 год. Мы отмечаем
наступление 2004 года выпуском
двух календарей карманного формата, посвященных программе "Энергия-Буран".
Новые календари продолжают серию "бурановских"
календарей прошлого, 2003 года.
Условия приобретения здесь. |
|