Разговор о частном
космическом бизнесе "у нас" и "у них" - прямой эфир
Вадима Лукашевича на телеканале РБК
На этот раз разговор в
прямом эфире РБК-ТВ был посвящен выдающемуся успеху
американской компании предпринимателя Элона Макса
-SpaceX, сумевшей с третьей
попытки посадить отработавшую первую ступень своей
ракеты-носителя среднего класса
Falcon-9, перед этим благополучно доставившую на околоземную
орбиту 11 спутников.
Тем самым удалось
осуществить на практике давнюю мечту конструкторов -
сделать первый успешный шаг к созданию "традиционной"
многоразовой ракеты-носителя, сулящей в перспективе
существенное снижение стоимости выведения полезных
грузов в космос. При этом нужно отметить, что Э.Маск
пошел по нетривиальному пути, оказавшись от авиационного
способа спасения ступеней (оснащения их крылом,
воздушно-реактивной двигательной установкой, шасси,
использования специальных аэродромов и т.д.), и
применив реактивный способ вертикальной посадки на
выдвижные посадочные опоры.
В ходе разговора речь пошла
и о состоянии частной космонавтики в России, проблемах и
трудностях в ее развитии.
Жалко, что на такую
интересную тему, как всегда, не хватило эфирного
времени...
02.12.2015
Детальная 3D-модель
космического корабля "Союз-спасатель"
Работа над новой 3D-моделью,
ведущаяся с начала года, вошла в завершающую стадию, и
уже можно показать промежуточные результаты: по
состоянию на начало декабря наш "Союз-спасатель"
выглядит так:
В ходе дальнейшей работы
будут добавлены мелкие детали, улучшена проработка
некоторых элементов и появится более реалистичная
экранно-вакуумная теплоизоляция.
15.11.2015
К 27-ой годовщине полета
"Бурана": как умирала система "Энергия-Буран"...
Сегодня исполняется 27-ая
годовщина полета
"Бурана" - одного из самых ярких событий в истории
космонавтики.
Время неумолимо - две недели
назад ушел из жизни
Владимир Гудилин
- последний, пожалуй, из великих, непосредственно
участвовавших в реализации программы "Энергия-Буран"...
Масштабные проекты - как
люди, они тоже рождаются, живут и умирают. И эти события
тоже имеют свои конкретные даты. До сих пор дата
фактического прекращения работ по проекту многоразовой
космической системы 1К11К25
"Буран" (в составе ракеты-носителя 11К25 "Энергия",
орбитального корабля/самолета
11Ф35 "Буран" и ряда
других элементов) не была точно известна. Сегодня мы
закрываем еще одно "белое пятно" в нашей космической
истории - работы по системе "Энергия-Буран" были
прекращены
Решением Совета главных конструкторов №245-25/05-93от 25 мая 1993 года,рассмотревшем программу работ на 1993 год и
пришедшем к заключению о невозможности ее продолжения в
виду резкого, почти полного прекращения финансирования:
"...Учитывая объективно
сложившееся положение дел по МКС "Буран", отсутствие
поддержки Правительства и необходимых средств, по
сохранению научно-технического потенциала и созданной
кооперации, Совет главных конструкторов вынужден с
глубоким сожалением констатировать, что дальнейшие
работы по созданию орбитального корабля "Буран" и
ракеты-носителя "Энергия", призванные обеспечить
лидирующие позиции нашей страны в освоении космического
пространства, проводить не представляется возможным".
В этой цитате от
25 мая 1993 года - не только констатация
невозможности дальнейшего продолжения работ по
самому грандиозному проекту нашей космонавтики,
но и начало отсчета ее сегодняшнего состояния,
которое емко выражено как "[дальнейшее]
обеспечение лидирующих позиций нашей страны в
освоении космического пространства не
представляется возможным".
Владимир Евгеньевич
похоронен на аллее Почетных захоронений
Невзоровского кладбища, расположенного рядом с поселком Ивантеевка
Пушкинского района Московской области. До кладбища можно доехать
электричкой с Ярославского вокзала Москвы в направлении "Фрязино-пасс"
до станции "Ивантеевка-2" (на станции выходить влево по ходу поезда),
далее автобусом №1, с остановкой у кладбища.
Расположение могилы на кладбище можно
определить по нижеприведенным фотографиям (см. стрелки и надписи на поле
фотографий):
...Мне сейчас тяжело писать - так
сложилось, что я очень хорошо знал Владимира Евгеньевича... Он был для
меня наставником, учителем, интереснейшим рассказчиком, доброжелательным
критиком, рецензентом нашей книги...
Возможно, пройдет шок утраты, и позже я
смогу сказать о нем больше. Сейчас же я с полным правом могу сказать
только одно - ушел последний из ВЕЛИКИХ. Наша космонавтика не просто
осиротела, с уходом Гудилина она, та, которой мы привыкли гордиться,
кончилась...
Прощание с Владимиром Евгеньевичем
состоится 2 ноября, в 11:00, по адресу: Московская обл., г. Королев,
микрорайон Юбилейный, ул. М.К.Тихонравова, 19, Гарнизонный дом офицеров,
2 ноября в 11:00. Справки по т. 3-67-38.
20.05.2015
...И вновь о реформе
нашей космической отрасли
Вчера
в прямом эфире новостного выпуска телеканала РБК-ТВ
web-мастер нашего сайта Вадим Лукашевич вновь
дал отрицательную оценку недальновидному решению о
ликвидации Федерального космического агентства и
созданию на базе Объединенной ракетно-космической
корпорации (ОРКК) новой государственной корпорации "Роскосмос".
В январе этого года за
откровенные высказывания (см. новости от
23.01.2015 и
28.01.2015 ниже) по поводу
"новой" реформы (названной инициаторами "вторым этапом)
Вадим Лукашевич уже поплатился
статусом эксперта космического кластера Фонда Сколково,
но "...Платон мне друг, а истина дороже", и
независимое от Роскосомоса (и теперь уже от Сколково)
мнение эксперта не изменилось - проводимая реформа не
является самым рациональным способом решения
накопившихся в отрасли проблем.
Да и каких результатов можно
ожидать при столь неадекватной оценки сложившейся в
отрасли ситуации и на редкость противоречивом и
непоследовательном проведении реформы? Судите сами, вот
лишь несколько цитат вице-премьера Дмитрия Рогозина:
По поводу наличия/отсутствия
системного кризиса в отрасли:
- 13 августа 2012 г.
«…ИМЕЮТСЯ признаки системного кризиса в
ракетно-космической отрасли»;
- 7 сентября 2012 г.:
«…никакого системного кризиса в ракетно-космической
отрасли НЕТ, у нас ничего не валится»;
- 16 мая 2015 г.:
«...аварии - это следствие СИСТЕМНОГО КРИЗИСА в
отрасли…»
По поводу реформирования отрасли как основного способа
преодоления аварийности:
- 16 мая 2014 г.
(сказано после аварии «Протона-М»): «Единственный
способ борьбы с аварийностью - последовательное
выполнение уже принятых решений по реформе
ракетно-космической промышленности», (сценарий
реформы - создание акционерной Объединенной
ракетно-космической корпорации при сохранении
Федерального космического агентства);
- 16 мая 2015 г.
(сказано после аварии "Протона-М"): "Реформу проведем
твердо и последовательно", - теперь уже реализуется
сценарий ликвидации Федерального космического агентства
и создание единой госкорпорации.
По поводу коррупции в нашей космонавтике:
- 28 февраля 2012 г.:
«…проблемы, связанные с ракетно-космической техникой,
не имеют какого-то ярко выраженного коррупционного
измерения»;
- 4 декабря 2014 г.:
«…Факты воровства сейчас начинают вскрываться при
смене <…> руководства в ракетно-космической
промышленности. Новые руководители поднимают информацию,
от которой у нас волосы шевелятся».
Этот парад некомпетентности высокопоставленного флюгера
можно продолжать долго, но главное в другом -
непонимание причин кризиса ведет к неправильным решениям
по его преодолению. Сегодняшняя ситуация складывалась не
вдруг, не сразу, и мы уже многократно, поэтапно
обсуждали особенности принятия решения на разных стадиях
"выработки" решений по реформе отрасли -
в августе 2012 г.,
в июле 2013 г.,
в октябре 2013 г., ну и в
январе 2015 г. (23.01.2015 и
28.01.2015).
Панорамы МБР "Ярс"
(РС-24, SS-27 Mod 2)
мобильного базирования
После прохода военной
техники по Красной площади во время парада Победы она
возвращается на Ленинградский проспект по московским
улицам в центре города, что позволяет увидеть ее не
только приглашенным "избранным", но всем желающим
москвичам и гостям столицы. Ниже представлены
фотопанорамы (внимание! очень большой размер) МБР "Ярс",
снятые на Садовом кольце:
Добавлю, что, судя по практически совсем
необжатым пневматикам шасси, самих ракет внутри
автомобильных пусковых установок нет.
06.05.2015
С чего начинался "Буран"...
Вам знакомо чувство
долгожданного открытия после череды кропотливых
многолетних поисков? Когда наконец-то обретаешь клад,
который уже почти отчаялся найти? Именно это я испытываю
сейчас.
…К началу 1976 года в
СССР уже велись проработки
первых вариантов советской многоразовой космической
системы «Буран». Первый более-менее вменяемый вариант,
полностью копировавший шаттл, родился в НПО «Энергия» и
назывался ОС-120. С ним
некоторое время конкурировал вариант
МТК-ВП. К концу 1975 г. вариант
ОС-120 был заменен более
реалистичным (в наших условиях) вариантом
ОК-92. И именно в таком
состоянии все материалы были переданы на образованное в
феврале 1976 г. авиационное НПО «Молния». К этому
времени на НПО «Молния» были собственные прикидки двух
вариантов облика будущего советского челнока – 305-1 как
увеличенный вариант орбитального
самолетаавиационно-космической
системы «Спираль», создававшейся в ОКБ Микояна с
середины 1960-х годов, и вариант
305-2, предложенный в ЭМЗ
Владимира Мясищева. К современному облику «Бурана»
наиболее близок был проект 305-2,
по сути являвшийся «усовершенствованный»
авиаконструкторами вариант ракетчиков
ОК-92 (со всеми этими проектами
можно познакомиться на странице
истории "Бурана"). Волевым решением Дмитрия Устинова
к реализации был принят проект 305-2 как наиболее
близкий к облику американского
шаттла. После этого началось проектирование «Бурана»
с оглядкой на американский шаттл
как образец, появившийся раньше – такой подход позволял
сэкономить время и средства, сузив поле конструкторского
поиска. Генеральный конструктор НПО «Энергия» Валентин
Глушко часто метко сравнивал шаттл
с «печкой, от которой пляшем».
Но что такое был
шаттл, с опережением
создававшийся за океаном? По нему не было полного объема
информации, а та, что имелась – была очень
противоречивой. Поэтому в 1976 году ЦАГИ (по инициативе
Шкадова, первым из советских специалистов увидевший
полноразмерный макет шаттла в
США) собрал и проработал всю имевшуюся в распоряжении
советских авиационных ученых информацию о
шаттле, выпустив толстенный
(более 380 страниц) закрытый отчет по шаттлу. Именно
этим отчетом и руководствовались наши конструкторы в
своей работе над «Бураном».
На основании этого отчета в
июне 1976 г. НПО «Молния»
выпустило чертеж общих видов орбитальной ступени шаттла,
который и лег в основу проектирования нашего
многоразового орбитального корабля. Именно этот
уникальный документ явился отправной точкой в
проектировании «Бурана» - его подписали главный
конструктор Многоразовой космической системы
Игорь Садовский (от НПО «Энергия»), главный
конструктор орбитального корабля Глеб Лозино-Лозинский
(от НПО «Молния») и начальник
ЦАГИ Георгий Свищев. Теперь мы можем назвать дату
появления «печки» для «Бурана» – автор чертежа (в
будущем - один из ведущих компоновщиков
НПО «Молния») Юрий Марков закончил свой чертеж 20
мая 1976 года. С этого все и началось.
Важность и значение этого
чертежа шаттла подтверждают не только подписи главных
разработчиков нашего челнока – на поле есть ключевая
надпись «Недостающие размеры брать с чертежа как с
плаза», говорящая авиационному специалисту о многом.
Этот чертеж – основа основ, это самый точный и самый
полный чертеж американского шаттла, с геометрией и
выверенной весовой сводкой, который был в
СССР.
Более того, плановая
проекция советского «Бурана», нанесенная поверх
образмеренного чертежа шаттла 1976-го года, лучше всего
дает ответ на вопрос «кто у кого …».
Помимо этого, этот документ
«расставляет все точки над
i» в вопросах о приоритете
формирования облика «Бурана» (как летательного аппарата)
внутри отечественной кооперации – этим при участии ЦАГИ
занималось проектное отделение Якова Селецкого в
НПО «Молния», НПО «Энергия»
только согласовывало эти работы. Добавлю, что
впоследствии Юрий Марков станет главным компоновщиком
орбитального самолета
системы МАКС.
Дальнейшая судьба этого
документа сложилась так. На рубеже 1990-2000-х годов,
когда увольнения с
НПО «Молния» приняли массовый
характер, один из ведущих специалистов, уходя с
предприятия, рассекретил и прихватил с собой «на память»
этот чертеж и много другой документации по «Бурану» (и
не только). Спустя несколько лет он умер, и документ
попал в другие руки, кочуя с предприятия на предприятие
вместе с новым хозяином. И, в конце концов, оказался в
куче других интереснейших документов, сваленных в гараже
одной из московских новостроек…
У меня – только электронная
копия этого чертежа. И теперь – у всех нас.
Продолжается работа над видеофильмом орбитального полета
"Бурана"
Ниже представлен один из
вариантов фрагмента, демонстрирующего открытие створок
грузового отсека при виде через
задний иллюминатор внутреннего обзора
командного отсека модуля кабины:
Отметим, что этот
видеофрагмент является своеобразным "подражанием" шаттлу,
открывавшему створки именно в такой ориентации "хвостом
вниз", когда киль виден на фоне бегущей земной
поверхности. В действительности "Буран" должен был
открывать створки грузового отсека в штатной ориентации
"левым крылом к Земле", т.е. "лежа на левом боку".
Весной 2012 года у меня
состоялось несколько встреч с главой Роскосмоса
Владимиром Поповкиным. Я предложил ему рассекретить
основополагающие и наиболее интересные документы по
истории программы "Энергия-Буран", издав их в виде
двухтомника, приуроченного к 25-й годовщине полета
"Бурана". Владимир Александрович поддержал эту идею,
заметив, что даже сегодня, тридцать лет спустя, удастся
рассекретить не более четверти всех имеющихся документов
- основной объем документации, особенно по применению
орбитального корабля, до сих пор не потерял своей
актуальности.
В марте 2012 г. приказом
главы Федерального космического агентства была создана
специальная комиссия по подбору и рассекречиванию "бурановской"
документации, которую возглавил заместитель главы
Роскосмоса, статс-секретарь Виталий Давыдов. Началась
кропотливая работа по подбору и анализу документов в
многочисленных архивах различного уровня, начиная от
архива Президента России и кончая архивами отдельных
предприятий и организаций бывших Минобщемаша и
Минавипрома.
Но затем началась череда
аварий и неудач нашей космонавтки, и руководству
Роскосмоса стало не до старых документов. А потом не
стало и самого Владимира Александровича...
Знаменательная дата прошла,
ни один документ по истории проекта "Энергия-Буран" так
и не был опубликован.
...Принято считать, что про
"Буран и так известно много. Но это не так. На самом
деле мы знаем очень, ОЧЕНЬ мало. На сегодняшний день
опубликовано менее одного процента документов по истории
"Энергии-Бурана". Все, что мы знаем - это пересказы
(разной степени достоверности) недоступных
первоисточников участниками работ, ветеранами и
организациями, а к самим первоисточникам доступа нет.
Все, что мы знаем, касается "Бурана", изделия 11Ф35,
которому была уготована очень короткая судьба.
Долгосрочные планы советских многоразовых орбитальных
кораблей строились на полетах других, более совершенных
кораблей "доп.заказа" 11Ф37, которые создавались по
отдельному, до сих пор секретному постановлению
Правительства СССР в рамках закрытой "темы 37".
Надеюсь, когда-нибудь мы
сможем рассказать и об этой теме - сути всей
нереализованной программы советской космонавтики...
02.02.2015
Новая иллюстрация конфигурации "Бурана".
На основе законченной 3D-модели
"Бурана" создана последовательность приведения
орбитального корабля из стартовой конфигурации в
орбитальную.
30.01.2015
Отметим, что из-за высокой
детализации используемой 3D-модели
и большого разрешения картинки каждый кадр рендерился от
25 до 74 (!) часов. В итоге теперь можно не только
видеть всю последовательность операций изменения
конфигурации, но и управлять сменой отдельных кадров
вручную, рассматривая каждый из них во всех деталях (с
максимальным размером кадра 6400х3200 пикс.), пользуясь
кнопками на странице
описания компоновки "Бурана".
30.01.2015
Плюрализм мнений экспертов Фонда Сколково оказался
мифом.
"...Варианты развития
отрасли в очередной раз обсуждали на экспертном совете
при коллегии Военно-промышленной комиссии (ВПК). Именно
на этой площадке формулируется концентрированное мнение
ведущих специалистов отрасли, включая главных
конструкторов и руководителей многих системообразующих
предприятий, на основе которого руководством страны
принимаются окончательные решения.
Основная проблема
космонавтики на период после 2020 года, когда должна
завершиться эксплуатация МКС, - отсутствие долгосрочного
проекта, способного стать «стержнем» отрасли, определив
ее цели на дальнюю перспективу. Относительно приоритетов
отрасли высказывается широкий спектр предложений -
вплоть до отказа от пилотируемой космонавтики вообще.
<...>
То же самое касается Луны
и Марса. Современные технологии не способны защитить
человека от космической радиации, значит, длительное
пребывание человека на Луне, равно как и пилотируемый
полет к Марсу, невозможны - такого мнения
придерживается, в частности, директор Центра космической
связи «Сколково» Александр Крылов.
Отказ от подобных планов
влечет за собой также и отказ от разработки сверхтяжелой
ракеты-носителя: для решения задач на орбите Земли, в
том числе на геостационарной, достаточно
грузоподъемности испытанной в декабре 2014 года ракеты
«Ангара-А5», которая призвана заменить разработанный в
СССР «Протон».
«Для сверхтяжелого
носителя грузоподъемностью 80-90 тонн невозможно найти
коммерческие нагрузки. Ракеты подобной размерности будут
стартовать в лучшем случае два раза в год, а с учетом
тенденции к сокращению программ - существенно реже», -
говорится в материалах экспертного совета.
Возможная альтернатива -
развитие военной космонавтики. «Надо заниматься боевым
космосом, а потом уже - технологии и услуги из космоса»,
- считает Александр Крылов. Повышенное внимание к
военному космосу объясняется двумя главными причинами:
во-первых, в российских условиях государство сегодня
является единственным значимым заказчиком космических
услуг, во-вторых, военное значение орбитальной
инфраструктуры усиливается как для локальных конфликтов,
так и в глобальном масштабе.
Проверить справедливость
вышесказанного можно только практикой, однако у столь
сложных технических проектов весьма долгий цикл
реализации. Кроме того, неясно, насколько затянется
нынешний кризис. Если надолго, то, как ни странно,
потребуется сохранение ряда затратных разработок, в том
числе в области пилотируемой космонавтики.
«Мы пока
не знаем, сколько продлится кризис. Решение о заморозке
"лишних" программ - например, по сверхтяжелой ракете -
может быть оправданно, если "тощие" времена продлятся
один-два года, может, чуть дольше,
- пояснил "Ленте.ру"
независимый эксперт космической отрасли Вадим Лукашевич.
-
Впоследствии, на растущей экономике, их можно будет
возобновить. Если же в таких условиях придется жить
шесть, а тем более восемь или десять лет, то по
окончании кризиса весьма вероятно, что возобновить
работы будет просто невозможно из-за утраты необходимых
компетенций. Значит, как это ни парадоксально, в случае
неблагоприятного развития ситуации долгосрочные проекты
нужно сохранять - хотя бы на уровне, достаточном для
поддержания соответствующих технологий и какого-то
постепенного развития.
То же
самое касается пилотируемой космонавтики. Отказ от
российского сегмента МКС и строительства постоянно
обитаемой национальной станции с заменой ее на
посещаемую означает откат назад даже по сравнению со
станцией «Мир». В случае очередного кризиса отказаться
от посещаемой станции еще проще, что будет фактически
означать окончательное завершение регулярных
пилотируемых полетов, тогда как другие основные игроки
планируют их продолжать.
Наконец,
это справедливо и для разработки перспективного
пилотируемого космического корабля в рамках программы
ПТК НП (пилотируемый транспортный корабль нового
поколения). Очередной перерыв в проекте в сочетании с
прекращением совершенствования кораблей типа «Союз»
может привести к полной утрате способности
спроектировать такой корабль снова, когда
соответствующая задача будет поставлена.
Вопросы
целеполагания сегодня остаются самыми актуальными.
«Главная проблема в том, что у нас нет основополагающего
документа, определяющего наши задачи в космосе,
- отметил Вадим Лукашевич.
- Стратегия развития космической деятельности до 2030
года, разработанная Роскосмосом, так и не стала
официальной правительственной программой. Утвержденных
указом президента основ государственной политики РФ в
области использования результатов космической
деятельности тоже недостаточно. По-хорошему нужна
сбалансированная стратегия с проработанными подходами в
случае различных вариантов развития событий в экономике
- от идеального до катастрофического».
В условиях радикальных
перемен в экономике и внешней политике Россия может
столкнуться с серьезными проблемами в развитии своей
космонавтики, особенно с учетом принятого решения о
формировании новой госкорпорации, объединяющей Роскомос
и ОРКК. От того, насколько быстро новое руководство
отрасли во главе с Игорем Комаровым сможет
сформулировать задачи на предстоящий период, зависят не
только позиции России на рынке космических услуг, но и
судьба отрасли в целом".
Как уже известно, принято
решение об "ускоренном переходе на второй этап
реформирования" нашей космической отрасли путем
упразднения Федерального космического агентства (ФКА) и
создания на основе Объединенной ракетно-космической
корпорации (ОРКК) госкорпорации "Роскосмос", которую
возглавит бывший руководитель АвтоВАЗа.
Это полностью перечеркнуло
уже реализуемую модель реформы отрасли, согласно которой
должно было остаться ФКА, являющееся руководящим
государственным органом в космонавтике и выполняющее
функции государственного заказчика с постановкой задач и
разработкой долго- и среднесрочной перспективы, с одной
стороны, а с другой - промышленности, собранной в ОРКК с
функциями исполнителя.
Замечу, что когда велось
обсуждение этой модели, то в качестве второго этапа
обсуждалось не централизация, а наоборот -
разгосударствление (через 3-5-7 лет), т.е. полная или
частичная приватизация ОРКК. По крайней мере, это
звучало в тех обсуждениях, в которых я участвовал или на
которых присутствовал.
Сейчас, создав единую
госкорпорацию, мы слили функции заказчика и исполнителя
внутри одной организации, еще менее подконтрольной
государству, чем раньше.
Вообще, замечу, под флагом
создания "мобилизационной экономики" мы уходим из
области рациональных решений и вступаем в зону
иррациональности. Например, на вчерашних открытых
слушаниях по вопросам развития ракетно-космической
отрасли в Торгово-промышленной палате один выступавший
от лица госкорпорации, "выражая понимание озабоченности
по слиянию заказчика и исполнителя", договорился до
того, что "нам удастся вырастить заказчика внутри
госкорпорации". Бред сивой кобылы! Круг заказчиков давно
определен - это Министерство обороны, Академия наук,
Роскомгидромет, МЧС, другие самостоятельные организации
и ведомства, вплоть до субъектов Федерации, ну и бизнес.
Подобное заявление равноценно намерению АвтоВАЗа
вырастить внутри себя "нового заказчика автомобилей"!
Вот такие люди приходят к управлению нашей
космонавтикой...
Я продолжаю пытаться
осмыслить произошедшее. И если убрать за рамки желание
группы Сергей Чемезова "рулить" всеми финансовыми
потоками ракетно-космической отрасли руками
"эффективного менеджера" Игоря Комарова, то в сухом
остатке получается такой вывод - государство просто не
знает, что ему делать с космонавтикой. Ведь чтобы
руководить отраслью на уровне Федерального агентства,
нужно четко понимать, зачем и для чего тебе это нужно.
Необходима разработка долгосрочной стратегии,
перспективных планов, их взаимоувязка с планами развития
всей страны. А этого нет, напрочь!
В ФКА была разработана
"Стратегия развития до 2030 года" - ее слили, не
утвердив. Потом появились "Основные направления
развития..." - судьба этого документа тоже "как-то
где-то..." Написали проект Федеральной космической
программы на 2016-2025 годы - но непонятно для чего и
зачем. Ну как, скажите мне, "эксперты" могли
закладываться на самые оптимистичные показатели развития
экономики, почти полгода в течение 2014 г. работая над
текстом, совершенно не замечая вокруг себя падение
рубля, дешевеющей нефти, начавшихся санкций (две первые
волны в конце марта уже работали) и начавшейся с марта
прошлого года международной изоляции России, с разрывом
международных связей в области научно-технического
сотрудничества? И вот этот "мартышкин труд", полностью
оторванный от реальности, в конце прошлого года был
представлен в Правительство на утверждение. Итог -
сейчас мы будем секвестировать космический бюджет (о
перспективах чего я говорил в интервью телеканалу RT еще
в марте прошлого года, и ни единого слова не пошло в
эфир), и следующие полгода (!) писать новый проект ФКП
2016-2025.
Космонавтика для государства
- это некая периодически появляющаяся зубная боль: когда
падают ракеты, нужно как-то реагировать, а когда не
падают - про нее просто забывают. При этом она постоянно
требует от государства указания каких-то целей развития
и денег на них. Такое надоедливое ярмо государству,
разумеется, неинтересно. Поэтому естественно желание
отодвинуть его, спихнуть кому-нибудь "на сторону" -
создание госкорпорации и является таком способом
положить нашу космонавтику "в дальний чулан". Типа
сделаем госкорпорацию, качественно уменьшив роль,
участие и контроль государства, отдадим ей на откуп и
функции заказчика, и исполнителя, пусть сами себе рисуют
перспективы, планы, сами себе ставят задачи и сами перед
собой за них отчитываются. Озвучивая это решение,
сошлемся на необходимость "концентрации и оптимизации в
условиях мобилизации" и прочие "кризис и чрезвычайщину",
тем более что формальных поводов предостаточно, сами
этому поспособствовали (в скобках замечу, что только что
утвержденный Правительством антикризисный план исходит
из среднегодовой - на 2015 г. - цены на нефть $70 за
баррель, что существенно выше текущей рыночной цены;
вопрос - новая ФКП будет основана на каких прогнозах
экономического развития страны? Не придется ли потом
снова переписывать переписанный вариант?).
Таким образом, за
"опережающим" созданием госкорпорации "Роскосмос" стоит
желание государства спихнуть в другие, но все же не
чужие руки "смотрящего" этот порядком доставший "чемодан
без ручки" - других внятных оснований для такого решения
не вижу.
Меня сейчас часто спрашивают
о перспективах нашей космонавтики - а я разве не
ответил?
23.01.2015
Вчера
в прямом эфире информационно-аналитической программы "Таманцев.
Итоги" телеканала РБК-ТВ
web-мастер нашего сайта Вадим Лукашевич дал
оценку недальновидному решению о ликвидации Федерального
космического агентства и созданию на базе Объединенной
ракетно-космической корпорации (ОРКК) новой
государственной корпорации "Роскосмос".
Мы уже неоднократно говорили
о реформе нашей космической отрасли и различных
вариантах ее реализации, включая и создание единой
госкорпорации.
Структурная
схема проводившейся реформы ракетно-космической
отрасли до принятия последнего решения о
ликвидации Федерального космического агентства
(рисунок www. kommersant.ru)
К сожалению, реальное время
эфира оказалось меньше запланированного, и не все
удалось сказать. В частности, за кадром осталась мысль о
том, что нынешнее состояние нашей экономики (не касаясь
причин, из-за которых оно таковым оказалось) меньше
всего располагает к резким кардинальным изменениям.
Кроме того, ФКА существует более двадцати лет, за
которые сложились многочисленные связи как с
отечественными предприятиями и организациями
(внутриотраслевая и межотраслевая кооперация), так и с
зарубежными в рамках многолетнего международного
сотрудничества. А ОРКК существует всего "без году
неделя", даже не успев заработать в полную силу,
находясь фактически еще в стадии формирования. Поэтому
если кто-то решил сэкономить на управленческих
издержках, то целесообразнее было сохранять ФКА, а не
ОРКК, но с кадровыми переменами в ФКА. Отметим, что наша
отрасль именно в силу мероприятий, проводимых ФКА,
сумела-таки наконец-то прервать (стучим по дереву)
череду нескончаемых аварий последних лет, и эту
тенденцию хотелось бы сохранить.
Немаловажно и то, что
схема отрасли ФКА (заказчик) + ОРКК (исполнитель),
выработанная в результате длительных и разносторонних
обсуждений на разных уровнях и принятая к реализации, в
полной мере так и не успела заработать. Следовало бы
проверить ее в течение двух-трех лет (с учетом
длительности производственного цикла изготовления
изделий ракетно-космической техники), на практике
оценить ее плюсы и минусы, и только после этого можно
было бы принимать осознанное решение о ее доработке или
изменении. Заметим, что слияние функций заказчика и
исполнителя в одной госкорпорации напрочь уничтожает все
стимулы к повышению исполнительской дисциплины,
повышения эффективности производства и снижения
издержек, одновременно открывая широкие возможности для
различных злоупотреблений и коррупции. Этому будет
способствовать (в том числе) тот факт, что с
упразднением ФКА происходит существенное снижение
государственного контроля в ракетно-космической отрасли
- с уровня федерального агентства до участия в
акционерном капитале госкорпорации.
Немаловажна и потеря
перспективы: в схеме ФКА+ОРКК именно федеральное
агентство как государственный заказчик должно было
определять стратегию развития нашей космонавтики, а
"производственной" госкорпорации с "автомобильным"
менеджментом во главе это вряд ли по силам.
Ну и последняя мысль:
персоны, принимающие подобные решения о судьбах нашей
космонавтики, абсолютно в ней некомпетентны, не имея
даже технического образования - они гуманитарии, причем
самой "легковесной" разновидности (юристы,
журналисты-философы и выходцы из спецслужб). А
следовательно - наша космонавтика по прежнему является
заложницей некомпетентных решений дилетантов.
Все права защищены.
Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru)
или из мультимедийной
энциклопедии "Буран" (на носителях
CD-Rom,
DVD-Romили
BD-Rom)
в коммерческих или рекламных целях возможно
только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича
В.П.). При использовании наших
материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов -
"линк") обязательна.