01.12.2003 |
|
20.11.2003
|
Наш фотоархив дополнен
фотографиями, сделанными на Байконуре месяц
назад сотрудником НИИХимМаш Сергеем Пилипенко.
Особый интерес представляют изображения УКСС в
его сегодняшнем состоянии. Здесь представлены лишь некоторые из новых фотографий. |
|
|
17.11.2003 |
Дополнен
наш фотоархив.
Некоторые из новых фотографий представлены справа. |
|
|
|
|
|
16.11.2003
|
14 ноября, в 21.00 по московскому времени, по
первому каналу (ОРТ) телевидения в программе "Время" прошел сюжет в честь
15-й годовщины запуска "Бурана". Курьез в том, что сюжет предворяли
слова диктора о том, что "...сегодня (!!) исполняется 15 лет со дня
запуска...", - как видим, тележурналисты запустили "Буран" на день раньше
срока! Это была не единственная несуразица передачи, но
дело даже не в этом. При оформлении видеоряда телевидение использовало ряд
иллюстраций с нашего сайта (в
частности, цветные проекции МКС "Энергия-Буран" со страницы
чертежей и рисунок сверхтяжелой
РН "Вулкан"), но
вышла незадача - вместо КА "Полюс" ("Скиф-ДМ")
был
показан смонтированный на "скорую руку" некий контейнер, не имеющий ничего
общего ни с реальным "Полюсом", ни с
проектировавшимся для РН "Энергия" настоящим контейнером полезной нагрузки. Специально для телеоператоров ОРТ мы размещаем проекции
КА "Полюс" ("Скиф-ДМ") |
15.11.2003 |
|
В этот знаменательный день, 15 лет назад, взмыл в утреннее
штормовое небо Байконура многоразовый космический корабль "Буран".
Триумфальный полет, беспримерная
автоматическая посадка, которую так
и не удалось повторить никому, радостные слезы на глазах создателей,
чувство гордости за свою страну, за свое дело, вера в будущее
советской космонавтики... Все это было!
Мы от всей души поздравляем всех, принимавших участие в этой
грандиозной программе - ученых, конструкторов, инженеров, рабочих,
военных, управленцев - всех нас, кому это было по-плечу!
Сегодня, в разных концах некогда великой космической державы,
соберутся на торжественных собраниях, встречах, да просто за столом,
за стопкой, творцы и участники того легендарного дня, чтобы
вспомнить, как это было... Потому что "Буран" не умер, превратившись
в парковый аттракцион - он навсегда живет в наших сердцах, в нашей
истории, в годах жизни десятков тысяч людей, отдавших ему свои силы
и творческий потенциал, посвятившим ему свои таланты и мечты. Он -
наша память... |
|
Ну и еще один юбилей - нашему сайту 5 лет! |
24.10.2003
|
|
08.09.2003
|
Новые воспоминания
Владимира Ермолаева - начиная с советской лунной
пилотируемой программы и кончая грустными
картинами запустения Байконура. |
04.08.2003
|
Фотохроника событий годовой
давности. Красноречивые, глубоко символичные фотографии - конец
"Бурана", разделившего участь своей страны...
Кому-нибудь нужны еще какие-нибудь комментарии?...
|
25.07.2003
|
Новостей две, и как водится, одна замечательная, другая -
просто хорошая. Итак:
|
1. |
Наконец-то близится к
завершению работа наших друзей - коллектива
компании
"ProPro Group"
по разработке детальнейшей 3D-модели
"Бурана" в орбитальной конфигурации (см.
рис. слева). Если все пойдет по плану, то это позволит выпустить
завершающую версию мультимедийной энциклопедии
до конца года. |
2. |
В первой половине
следующего года должна выйти фундаментальная энциклопедия, равной
которой не было ни у нас в стране, ни за рубежом. Этот полноцветный
фолиант общим объемом более 700 страниц будет называться "Всемирная
история пилотируемой космонавтики", и
web-мастеру
выпала честь написать для этой книги разделы, посвященные программе
"Энергия-Буран". Именно поэтому, как можно видеть, нашему сайту
теперь уделяется гораздо меньше внимания. Но это временно! |
|
|
04.05.2003
|
|
16.04.2003
|
|
06.04.2003
|
|
25.03.2003 |
NASA опубликовало 3D-графические
изображения конструктивно-компоновочной схемы левого крыла
шаттла "Колумбия",
показывающие в различных проекциях место
крепления углеродно-углеродных секций на
лобовой кромке крыла (NN 1-10
и 16-17). По данным проводимого расследования, именно
в этих местах было нарушено теплозащитное покрытие,
что в конце концов привело к гибели корабля (что подтверждает
нашу первоначальную версию):
|
19.02.2003
|
|
12.02.2003 |
|
Первые расшифровки телеметрии
последних минут ВКС "Колумбии" системы "Space
Shuttle" позволяют восстановить поминутную хронологию событий: |
8:44 a.m.
EST |
- начало входа
"Колумбии" в
атмосферу. |
8:49:32 a.m.
EST |
- "Колумбия"
начинает первый из запланированной серии разворотов
по крену для гашения скорости (штатный правый крен). |
8:52:05 a.m.
EST |
- "Колумбия" подлетает к
Калифорнии со стороны Тихого океана. Три датчика на шасси
(гидравлика в контуре торможения левого колеса)
в отсеке
внутри корабля показали неожиданный и резкий рост температуры;
первые признаки нештатных аэродинамических воздействий. |
8:53:01 a.m.
EST |
- "Колумбия" пересекла береговую
черту в Калифорнии. 4-й датчик в (районе?)
нише левого шасси показал повышение температуры на 32ºC (60ºF) при норме 15ºF
(за 5 минут после входа в атмосферу); первый явный
признак нештатного момента по крену. Наблюдатели в Калифорнии отмечают необычные вспышки и
отделение мелких деталей:
8:53:44-48 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 1 |
8:53:46-50 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 2 |
8:53:54-58 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 3 |
8:54:00-04 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 4 |
8:54:07-11 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 5 |
8:54:35-37 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 6, этот и
последующие 8 были ярче предыдущих |
8:55:04-10 a.m.
EST |
- 5-й датчик показал рост
температуры;
отделение обломка N
7. |
8:55:21-27 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 8 |
8:55:25-29 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 9,
сопровождаемое многочисленными вторичными плазменными следами |
8:55:26-30 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 10 |
8:55:36-42 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 11 |
8:55:45-49 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 12,
сопровождаемое многочисленными вторичными плазменными следами |
8:55:55-59 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 13 |
8:55:58-00 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 14 |
8:56:09-13 a.m.
EST |
- отделение
обломка N 15 |
|
8:56:30-55 a.m.
EST |
- "Колумбия" выполняет
штатный левый
поворот по крену (до 75º)
для гашения скорости над New Mexico. Регистрируется
значительное нарастание (лобового) сопротивления воздушному потоку со стороны
левого крыла. Потеря данных от нескольких датчиков давления и
температуры левой стойки шасси, верхнего и нижнего покрытия левого
крыла. |
8:59:32 a.m.
EST |
- последний
речевой обмен |
8:59:36 a.m.
EST |
- "Колумбия" над востоком Техаса.
Увеличивается торможение с левой стороны. Автоматическая система
управления пытается парировать отклонение от курса и развернуть
Колумбию вправо (компенсация отклонений по рысканью), активно манипулируя элеронами (с выходом элеронов
на большие углы отклонения, не характерные для этого участка
полета). |
8:59:37 a.m.
EST |
- потеря связи
(телеметрии и голосовой), связанная с экранированием сигнала
хвостовой частью (связь шла через спутник). |
8:59:46 a.m.
EST |
- отклонение по
крену превысило 5º,
пилотам выдано аварийное сообщение: "roll
reference". Прохождение команды двум правым маневровым двигателям
включиться на 1,5 секунды, чтобы выровнять корабль. |
8:59:52 a.m.
EST |
- формируется
первое сообщение о неполадках в районе размещения левых двигателей
орбитального маневрирования, в последующем эти сообщения
повторяются. |
9:00 a.m.
EST |
- Пропажа
телеметрии с датчика давления левого колеса. |
9:00:01 a.m.
EST |
- Вероятная
попытка задействовать ручное управление |
9:00:02 a.m.
EST |
- Потеря
ориентации, закрутка по рысканью со скоростью более 20º
в секунду (корабль до этого шел с левым креном и как бы нырнул
носовой частью). Кратковременное возобновление связи (телеметрия:
все основные системы кроме гидравлики левого крыла работоспособны,
но нет никаких данных от левого крыла и очевидно повреждение в
районе размещение левых двигателей орбитального маневрирования;
кроме того, регистрируются электрические проблемы (короткие
замыкания), нарастание температуры в нижней и левой частях
фюзеляжа), вероятная причина - начавшаяся закрутка корабля и выход
антенны из затенения. |
9:00:02-06 a.m.
EST |
- Отделение
первого очень большого обломка (возможно левое крыло) |
9:00:05 a.m.
EST |
- Окончательная
потеря связи |
9:00:17-22 a.m.
EST |
- Отделение еще
двух очень больших обломков |
9:00:21-25 a.m.
EST |
- Начало
разрушения основной части корабля |
9:04 a.m.
EST |
- Наблюдатели в Техасе сообщают о
разрушении "Колумбии" (высота 63.09 км, скорость М=18.3). |
9:16 a.m.
EST |
- расчетное время посадки. |
Согласно последним данным, на
фотографиях "Колумбии", сделанных службами наземного контроля с высоким
разрешением за 60 секунд до катастрофы, видны серьезные повреждения
передней кромки левого крыла в районе примыкания к фюзеляжу
- фактически отсутствует часть углерод-углеродных термозащитных
элементов передней кромки крыла (примерно в том месте, куда пришелся
удар осколка теплоизоляции ПТО
на 80-й секунде во время старта 17.01.2003). |
|
Мы выкладываем на сайт иллюстрации
основных систем и агрегатов, фигурирующих в различных версиях причин
трагедии:
конструктивно-силовая схема левого крыла,
конструкцию элементов теплозащиты,
изображение стоек
шасси, структурную
схему расположения агрегатов
гидравлической системы, схему расположения
антенн и иллюстрации
сценария спасения экипажа
при снижении в атмосфере, которым нельзя было воспользоваться. К
сожалению, пока в оригинальном англоязычном варианте и без описания. |
|
03.02.2003
|
Мы готовим фоторепортаж, на котором
будут представлены фотографии стартового комплекса РН "Энергия",
сделанные 20 октября 2002 (всего три месяца назад!).
Упадок и разрушения - сегодняшние материальные символы российской
космонавтики. Эх, как бы сейчас пригодился наш ракетно-космический
комплекс "Энергия-Буран"!
В этой связи интересны ответы
на вопросы о судьбе "Бурана", которые дал заместитель Генерального
конструктора РКК "Энергия" Валерий Рюмин на он-лайновой конференции на
информационном сайте
www.izvestia.ru 07.02.2003: |
|
Уважаемый
Валерий Викторович!
Будет ли реанимирована программа полетов "Бурана"? |
-
Когда-нибудь будет, но в ближайшее время не будет.
Просто под эту программу пока еще нет задач. |
Наступило время вспомнить о "БУРАНЕ", как Вы
считаете? |
-
Мы о нем и не забывали. Я тогда считал и сейчас считаю,
что время Бурана еще не наступило, потому что под Буран у нас как тогда
не было задач, так и сейчас нет. Ведь Буран для чего был бы нужен, если
бы надо было возвращать с орбиты большие очень дорогостоящие конструкции.
Вот сейчас у американцев работает замечательный телескоп Хаббл, он стоил
изначально более 2,5 млрд. долл. Сейчас, конечно, он стоит гораздо
дороже, потому что с помощью шаттлов его уже несколько раз ремонтировали.
Вот если бы надо было вернуть такой объект на землю, то для таких задач
нужен был бы Буран. А выводить на Буране или на шаттле, как это делают
американцы, экипажи очень дорого и не выгодно, потому что самолет есть
самолет, и он для решения космических задач возит с собой совершенно
ненужные вещи, такие как крылья, шасси, плитку теплозащитную и т.д. и
т.п. |
|
01.02.2003 |
При входе в плотные слои атмосферы на
высоте 63 километра разрушился и сгорел ВКС "Колумбия" с семью астронавтами
на борту. Мы скорбим о случившемся и выражаем соболезнования родным и близким
погибших, всему американскому народу. Тщательное расследование
установит причину катастрофы, но уже сейчас, опираясь только на первые
сообщения и показанные телекадры разрушения ВКС, можно предположить основные
возможные причины трагедии. |
|
|
|
По характеру инверсионно-дымового следа в атмосфере видно, что никакого
взрывного воздействия на ВКС не было и он разрушался как обычный объект,
входящий в плотные слои атмосферы, от теплового нагрева. В то же время,
сообщение о внезапной потере связи (и телеметрии?)
с ВКС предполагает быстротечное развитие катастрофы. Необходимо также
понимать, что разрушение ВКС произошло в зоне (или сразу за ней)
максимального скоростного напора. ВКС "Колумбия" был самым старым среди
кораблей системы "Space
Shuttle", однако не этот корабль совершил самое большое
количество полетов. Тем не менее фактор возраста ВКС (усталость
конструкции), по-видимому, не играет определяющую роль, так как нагрузки на
конструкцию ВКС во время старта превышают нагрузки при посадке, а расчетный
ресурс конструкции составляет 100 полетов. Анализируя
конструктивные особенности, опыт эксплуатации ВКС и факторы траектории
снижения в момент трагедии, можно предположить возможные причины катастрофы.
При изложении возможных причин мы располагаем их в порядке убывания
вероятности:
1. |
Разрушение элементов теплозащиты.
В каждом из полетов ВКС системы "Space
Shuttle" теряют некоторое количество плиток, однако это до
сих пор не приводило к катастрофическим последствиям. В первую очередь
это объясняется тем, что при потере
одиночной плитки основную тепловую нагрузку берут на себя остающиеся
окружающие плитки и обнажившаяся алюминиевая конструкция не
нагревается до температур, на которых происходит потеря прочности.
Другое дело, когда по случайности или по каким-то иным причинам
повреждаются или отрываются соседние плитки. В этом случае начинается
лавинообразный "эффект домино", захватывающий остальные плитки, -
и
разрушение металлического каркаса неизбежно.
Сказанное справедливо для обычных (регулярных) плиток, однако в теплозащите
есть особо теплонагруженные элементы, разрушение которых неизбежно
приводит к катастрофе: это носовой кок и
носок крыла (передняя лобовая
кромка), состоящий из
отдельных сегментов из композиционного материала
RSS (углеродные
волокна, армированные углеродной матрицей).
Конструктивная особенность носка крыла заключается в том, что
сегменты частично перекрывают друг друга (подобно рыбьей чешуе или
черепичной кладке) - для замены какого-либо сегмента необходимо
демонтировать все предыдущие (в отличие от этого носок крыла на ОК
"Буран" состоит из полностью независимых сегментов).
Выбранная конструкция приводит к тому, что в случае разрушения
одного сегмента при спуске набегающий поток может "срезать" все
последующие. Разрушение носового кока при имевшемся скоростном напоре
приведет к практически мгновенному разрушению модуля кабины (фюзеляж
раздувается изнутри набегающим потоком) с
последующим разрушением всего ВКС, а разрушение (потеря) любого из
сегментов носка крыла в конечном итоге приводит к разрушению крыла,
возникновению большого крутящего момента по крену и полной деструкции
конструкции ВКС..
Причины возможного разрушения плитки или
"углерод-углеродного" сегмента
- это отдельный вопрос (старение клеевого соединения, некачественная
наклейка плитки, различные механические повреждения на земле или на
старте, а также попадание воды внутрь плитки с ее последующим вскипанием
при спуске в атмосфере) |
2. |
Сбой в системе управления. В
момент трагедии ВКС осуществлял автоматический спуск, следуя заложенной
в компьютеры программе. Этот участок спуска еще образно называют "горло"
из-за жестких ограничений на пространственное положение ВКС и
динамические параметры траектории (скоростной напор, перегрузка и т.д.).
При очень незначительных допустимых отклонениях (например, по углу
атаки) любой выход из разрешенного диапазона ведет к катастрофе.
Например, угол атаки для ОК "Буран" изменятся по определенному закону в
диапазоне 30-41º
с точностью до 3º;
увеличение угла атаки сверх допустимого приводит к разрушению ОК из-за
перегрузки, уменьшение - из-за теплового разрушения иллюминаторов. Траектория
снижения и пространственное положение ВКС определяется командами
бортовых компьютеров и контролируется (исполняется) двигателями
орбитального маневрирования. Любой сбой в указанном контуре системы управления мог
привести к трагическим последствиям. Можно только добавить, что
нештатная работа системы управления рано или поздно будет определена по
поступавшей телеметрии.
Две другие нижеприведенные причины являются достаточно гипотетическими,
но тем не менее мы их тоже приводим: |
3. |
Самопроизвольное раскрытие створок
отсека полезного груза. В случае неполного закрытия створок отсека
полезного груза (или неполадок в замках) при снижении в атмосфере
возникает сильный "подсасывающий" эффект, зависящий от изменения угла
атаки. Открытие (приоткрытие) любой из секций створок приведет к гибели
ВКС (как, кстати, и самопроизвольное открытие
створок шасси). Тем не менее, качество закрытия створок и срабатывание всех замков
контролируется на орбите перед началом спуска. |
4. |
Человеческий фактор. Хотя полет
на данном участке протекал в автоматическом режиме, теоретически можно
представить ситуацию, потребовавшую вмешательство экипажа. Однако по
предварительным расшифровкам переговоров и действий экипажа это
маловероятно. |
В заключение остается
констатировать, что при любой из возможных причин катастрофы у экипажа
не было никаких шансов выжить.
|
|
30.01.2003 |
|
05.01.2003
|
|
Наступил Новый, 2003 год -
год пятнадцатилетия полета ОК "Буран". Мы отмечаем 2003 год выпуском
серии календарей разного формата, посвященных программе "Энергия-Буран"
(один из календарей формата А1 представлен слева).
Условия приобретения здесь. |
|
|