Сергей Грачев

 

Программа полета с автографами участников события (картинка раскрывается в увеличенный формат)
после посадки орбитального корабля 15.11.1988 (на взлетно-посадочной полосе посадочного комплекса) слева направо:
Черновол В.Г. - руководитель посадки самолетов в/ч 03079;
Долгополов Б.А. - главный инженер, зам. командира в/ч 03079;
Гуров А.Н. - командир в/ч 03079;
Грачев С.И. - руководитель полетов в/ч 03079;
Авилов В.И. - начальник штаба в/ч 03079.

Один полет на "Юбилейном".

30 октября 1986 года. На аэродроме "Крайний" готовится к вылету самолет, летающая лаборатория Ту-154. Командир экипажа - летчик-космонавт Игорь Петрович Волк - руководитель отряда летчиков-испытателей МАП, которые учили летать "Буран" и сами готовились к полету на нем. Их еще называли "волчьей стаей".
Цель данного полета - оценить качество - "ровность" бетонного покрытия ВПП посадочного комплекса орбитального корабля (аэродрома "Юбилейный"). Задача состоит в том, что самолет после посадки как можно ближе к торцу ВПП, продолжает пробег на скорости 200 км/час, опустив переднюю стойку шасси. Пробег продолжается по всей длине ВПП (4500 м), затем нужно произвести взлет с противоположного торца ВПП и уход на второй круг для повторного захода. На передней стойке шасси были установлены специальные датчики, которые фиксировали вибрацию стойки. По уровню вибраций на протяжении пробега определялся профиль покрытия ВПП в продольном направлении.

Метеоусловия на аэродроме "Юбилейный" были сложные. Нижний край слоисто дождевой облачности был 300-400 м, и это при высоте круга полетов 600 м. По ветру работали с посадочным курсом МКпос-2400. Из средств РТО были включены приводные радиостанции ДПРМ240; БПРМ240, система посадки ПРМГ-76, система навигации РСБН-6Н, радиолокационная система посадки РСП-6МН. Руководство полетами осуществлялось с СКП-240 (старший лейтенант Грачев С.И.). Руководитель посадки самолетов, старший лейтенант Обухов В.Н. находился на РСП. ВПП была подготовлена к выполнению испытательного полета комендантской службой аэродрома (старший лейтенант Сорокин В.В.). Выставлено оцепление. Рулежные дорожки РД1 и РД2, а также магистральная РД к полетам не готовились, т.к. их использование не планировалось. Самолет должен был после завершения испытаний сразу уйти на аэродром "Крайний". На рулежных дорожках наблюдалось активное движение автотранспорта военных строителей.

К запланированному времени вылета "добро" еще выдано не было по погоде и прогноз метеорологов (старший лейтенант Сухоницкий) был неутешительный. Как всегда - ищем "пожарку" и "санитарку" для выезда на полеты (дежурный по АТО - старший лейтенант Тушканов), имеются проблемы с электропитанием на РСП (дежурный по РТО - лейтенант Сидоренко) и наземной связью с руководителем посадки (начальник связи - майор Борисов)... Вдруг на СКП раздается звонок телефона. Беру трубку. "Алло! Добрый день. Это Волк. Что у вас там?" Сообщаю обстановку, даю информацию о погоде, обращая внимание на низкую облачность. "Хорошо! Я понял. Вылетаю!"

Менее чем через полчаса командир экипажа выходит на связь, передаю условия подхода и захода на посадку. Самолет выныривает из облачности и касается торца ВПП точно на "зебре". Далее длинный пробег по всей полосе (благо - видимость была удовлетворительной, порядка 8-10 км). Затем - резкий отрыв и стремительный взлет с отворотом вправо, в район третьего разворота для захода на посадку с МКпос-600, т.е. с обратным стартом, благо ветер был слабый, с этим направлением - попутный, до 4 м/сек.. Похоже, что экипаж решил не входить в облачность, сохраняя высоту 400-500 м, выполняя визуальный заход на посадку. Предупреждаю о препятствиях в районе между 3-м и 4-м разворотами. Как раз там находятся диверторы стартового комплекса 95-й площадки высотой около 200 м. Следует учесть, что радиотехнические средства посадки были включены только с направлением посадки 2400 и переключить их на обратное направление в течении 10 минут, пока самолет выполнял обратный заход, было невозможно. Т.е. посадка выполнялась полностью визуально, по приводам обратного старта. Опять посадка на противоположный торец ВПП и пробег. Наблюдаю подъем передней стойки и тут же - отрыв, когда до конца полосы остаются считанные метры и доли секунды. Правда, про запас еще было 500 метров асфальтированной концевой полосы безопасности...

Эта карусель продолжалась более часа. Было выполнено по пять пробежек с каждым направлением посадки. Самолет носился под низкими облаками и бегал по полосе туда-сюда. В процессе десятой пробежки с МКпос-600 он вдруг неожиданно сбавляет скорость и сруливает с ВПП на РД2. Я не успеваю вовремя запретить, поздно уже, назад не порулишь и не развернешся, и вижу лишь, как он молча рулит до поворота на МРД, затем - по МРД и останавливается напротив объединенного командно-диспетчерского пункта (ОКДП). Заикающимся голосом лишь сообщаю на борт, что мы не готовили рулежки, заруливание не было предусмотрено заданием, что на РД много посторонних предметов и строительного мусора, и вообще прошу быть повнимательнее на рулении. В ответ - молчание. И вот - картина: рулит красавец лайнер Ту-154, медленно так, величаво, а вокруг снуют самосвалы стройбата, ну прямо как в фильме про итальянцев в России при посадке на автостраду. Но там хоть дорожное движение было управляемым, инспектор ГАИ присутствовал, а тут - не аэродром, а стройплощадка, и неуправляемые военные строители на машинах, в одиночку и строем снуют по летному полю, занимаясь своим делом...

В общем, постоял он минут 30 напротив ОКДП, кто-то вышел к нему, видимо из технического руководства, никакого трапа к самолету, естественно, подано не было ввиду отсутствия оного. Игорь Петрович, наверное решил более близко познакомится с посадочным комплексом, т.к. ему предстояло в недалеком тогда будущем управлять "Бураном", совершать посадку на эту полосу после возвращения с орбиты. Но, не сбылось... И только вот эти десять пробежек по "бурановской" полосе.

После этой стоянки командир запрашивает выруливание на ВПП для взлета. Получает разрешение, взлетает и уходит на аэродром Крайний.
Потом уже выяснилось, что обнаружились якобы незначительные повреждения на поверхности пневматиков шасси. Но вот что стало их причиной? То ли дефекты покрытия ВПП, то ли разбросанный гравий на поверхности рулежек? Получалось, что "чистота эксперимента" была нарушена. Состоялся "разбор полетов", меня спрашивали, кто разрешил движение самолета по рулежкам? Не давил ли И.П.Волк своим авторитетом, запрашивая разрешение на руление? Прослушивали запись радиообмена. Но в том то и дело, что никакого запроса не было и, соответственно, разрешение на руление не выдавалось. Все действовали в соответствии со сложившейся обстановкой.
По результатам был сделан вывод, что такие полеты необходимо проводить только после предварительной подготовки совместно экипажа и группы руководства полетами, на которой оговорить все детали и особенности предстоящих полетов. Но такой полет знаменитого испытателя был практически единственным за весь период летной эксплуатации аэродрома "Юбилейный".

Помимо эпизодических полетов самолета-транспортировщика 3М-Т с целью перевозки крупногабаритных элементов конструкции РН "Энергия" и ОК "Буран", на аэродроме выполнен большой объем летных испытаний, связанных с облетом наземных и бортовых средств навигации и посадки орбитального корабля.

Начиная с 1986 года начались практически ежедневные полеты в районе аэродрома самолетов - летающих лабораторий: Ту-134А, Ту -134БВ, Ил-14, Ту-154 (ЛЛ083), МиГ-25 (ЛЛ-22 СОТН). Выполнялись как обычные, так и специальные перевозки пассажиров и грузов. Аэродром знает как многих известных летчиков, так и обычных воздушных трудяг военно-транспортной и гражданской авиации, экипажей летающих лабораторий.
На "Юбилейном", кроме И.П. Волка, под руководством заслуженного летчика-испытателя, Героя Советского Союза, генерал-майора авиации Васина Валентина Петровича летали по "бурановской" программе и по программе показа авиационной техники летчики Летно-исследовательского института им. Громова: Римас Станкявичюс, Магомед Толбоев, Урал Султанов, Александр Щукин, Сергей Тресвятский, Юрий Шеффер, Виктор Заболотский, Анатолий Квочур, Александр Гарнаев...

Наряду с представителями промышленности, возглавляемыми Студневым Владиславом Васильевичем, на аэродроме и, в целом, на посадочном комплексе трудились военные специалисты - офицеры, прапорщики и солдаты срочной службы войсковой части 03079, которой в то напряженное время командовал подполковник Гуров Александр Николаевич, а главным инженером был подполковник Долгополов Борис Афиногенович. Здесь хочу упомянуть и состав группы руководства полетами войсковой части: руководители полетов - Грачев Сергей Иванович, Черновол Владимир Григорьевич; руководители посадки самолетов - Обухов Владимир Николаевич, Смородин Сергей Александрович.
Эта четверка выпускников Ставропольского высшего военного авиационного училища летчиков и штурманов стала зародышем летной службы в инженерно-испытательной части, заложила основы организации управления воздушным движением и руководства полетами в районе аэродрома "Юбилейный".

Грачев С.И.
г. Киев, 11 марта 2004 года
E-mail: s_grachev@ukr.net
 


Зал руководства полетами ОКДП аэродрома "Юбилейный" сразу после посадки ОК Буран 15 ноября 1988 года. Слева направо:
1-й ряд (сидят): Азаренков - начальник 4-й группы в/ч 03079 (группа радиотехнического обеспечения полетов); Грачев С.И. - помощник старшего руководителя полетов (от в/ч 03079);
2-й ряд (сидят):  Корпало Н. - дежурный по связи и РТО полетов (от в/ч 03079); - Васин В.П. - руководитель испытаний на ПК ОК (от ЛИИ); - Султанов У. - летчик испытатель ЛИИ, дублер М. Толбоева, встречавшего Буран на СОТН МиГ-25;
3-й ряд (стоят): - Рожковский П. - дежурный синоптик (от в/ч 03079); - Глазов Ю.М. - старший руководитель полетов (от ЛИИ); - Скотников С. - инженер отделения в/ч 03079; - Станкявичюс Р. - летчик-испытатель ЛИИ; - Сысоев В.М. - нач. комплекса УВД ЛИЦ (от ЛИИ); - Смородин С.А. - руководитель посадки самолетов (от в/ч 03079); - Телепегин - начальник отделения в/ч 03079; - Юркин - техник-механик (от в/ч 03079); - ____?_____- дежурный врач от ЛИИ; - Кульков - старший инженер от ЛИИ.

*           *          *          *

Сокращения:
АДП - аэродромно-диспетчерский пункт;
АТО - аэродромно-техническое обеспечение;
БПРМ - ближняя приводная радиостанция с маркером (240 - расположена с МКпос=240 град.);
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ГАИ - государственная автоинспекция;
ГОП - группа обеспечения полетов;
ГРП - группа руководства;
ДПРМ - дальняя приводная радиостанция с маркером (240 - расположена с МКпос=240 град.);
ИВП - использование воздушного пространства;
КДП - командно-диспетчерский пульт;
КСНО - комплекс средств наземного обслуживания;
ЛЛ - летающая лаборатория;
МАП - Министерство авиационной промышленности;
МКпос - магнитный курс посадки;
МРД - магистральная рулежная дорожка;
ОК - орбитальный корабль;
ОКДП - объединенный командно-диспетчерский пункт;
ПВО - противовоздушная оборона;
ПК - посадочный комплекс;
ПРМГ - посадочная радиомаячная группа;
РГУП - региональная группа управления полетом;
РД - рулежная дорожка;
РЛС - радиолокационная станция;
РП - руководитель полетов;
РСБН - радиотехническая система ближней навигации;
РСП - радиотехническая система посадки;
РТО - радиотехническое обеспечение;
РЦ ЕС УВД - районный центр Единой системы УВД СССР;
СКП - стартовый командный пункт;
СОТН - самолет оптико-телевизионного наблюдения;
УВД - управление воздушным движением;
УРКТС - универсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия-Буран".

Дальше...