ТвердоТопливные Ускорители (ТТУ)
Два возвращаемых твердотопливных
ускорителя образуют I ступень МТКК и
крепятся к подвесному топливному отсеку II
ступени.
Корпус каждого ТТУ имеет длину 45.46 м, внешний
диаметр 3.7 м, общую массу 586.5 т, в том числе массу
топлива 503.6 т, стартовую тягу 1330 тc (на уровне
моря), продолжительность работы 122 с, суммарный
импульс 131600000 кгс-с и удельный импульс в пустоте
262.2 с при степени расширения сопла 4.16 и
максимальном расчетном давлении в камере
сгорания 6.7 МПа. Сопло с гибким подшипником с
помощью двух гидроприводов отклоняется на
плюс/минус 8º (для управления достаточно
плюс/минус 7.1º).
Конструктивно каждый твердотопливный ускоритель состоит из 11 секций пяти типов, изготовленных из стали толщиной 12 мм, габариты которых выбраны так, чтобы при их изготовлении и ремонтно-восстановительных |
работах для
повторного использования исключить сварку и
использовать существующие способы раскатки,
термической и механической обработки. |
Твердотопливные ускорители снаряжаются
смесевым топливом продолжительностью хранения
не менее 10 лет. |
Различные стадии полета и спасение ТТУ проиллюстрированы на фрагментах кинограммы первого полета и фотографиях Космического центра им. Дж.Кеннеди (США) - слева-направо, сверху-вниз:
Вид на нижний пояс крепления ТТУ в первые секунды полета |
Момент срабатывания пироболтов и начало отделения ТТУ |
Отделение ТТУ (хорошо видно взаимодействие струй носовых РДТТ отделения с набегающим потоком) |
|
Отделение ТТУ. Вид с наземных станций слежения |
Отделение ТТУ. Вид с наземных станций слежения |
||
Зацепление и начало буксировки ТТУ в открытом море |
Буксировка ТТУ по морскому каналу в прибрежной зоне |
Буксировка ТТУ по морскому каналу в прибрежной зоне с фиксацией у борта судна |
Буксировка ТТУ по морскому каналу в прибрежной зоне с фиксацией у борта судна |
Многократное использование твердотопливных ускорителей обеспечивает существенную экономию: стоимость изготовления нового ускорителя составляет 4.1 млн. дол., стоимость его спасения и восстановления - 1.6 млн. дол. (в ценах 1975 г. из расчета 445 полетов МТКС).
Необходимо отметить, что обеспечение спасения ТТУ системы "Space Shuttle" при падении в воды Атлантики и их последующая транспортировка является более простой инженерной задачей по сравнению с обеспечением мягкой посадки боковых блоков "А" ракетного комплекса "Энергия-Буран". |
|
Катастрофа "Челенджера" привела к более чем полуторалетнему перерыву в полетах системы "Space Shuttle", пересмотру национальной политики США в области использования только многоразовых средств выведения полезных грузов в космос и повлекла за собой серьезные доработки конструкции ТТУ.
Основные характеристики стартовых РДТТ (ТТУ) "Спейс Шаттл" | |
Число РДТТ |
2 |
Длина | 45,46 м |
Диаметр |
3,7 м |
Стартовый вес | 586,5 тс |
Вес топлива |
503.62 тс |
Вес после выгорания топлива | 82,88 тс |
Тяга одного РДТТ |
1315 тс |
Расчетный ресурс РДТТ |
20 полетов |
Переход на: |
При оформлении страницы
использованы фотографии
NASA и иллюстрации из книги
"SPACE SHUTTLE: The Hystory of Developing the National Space
Transportation System", Dennis R.Jenkins, 1996;
иллюстрации раскрываются в увеличенный формат только с
DVD-версии энциклопедии
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru