Подвесной топливный отсек

 

Подвесной топливный отсек служит для размещения компонентов топлива основной двигательной установки II ступени (ОК), имеет длину 47 м, диаметр 8.38 м, сухую массу 33.5 т и массу с топливом 743 т. ПТО состоит из бака окислителя, бака горючего и промежуточного межбакового отсека. Ниже на схеме изображен усовершенствованная (облегченная) модификация подвесного топливного отсека (внешнего топливного бака).

Бак окислителя (сухая масса 5.647 т, рисунок слева) монококковой конструкции оживальной формы с эллипсоидальным нижним днищем имеет внутренний полезный объем 552 куб.м и вмещает 604.2 т жидкого кислорода при номинальном давлении наддува 0.14-0.155 МПа.

Промежуточный межбаковый отсек (рисунок справа) длиной 6.87 м и диаметром 8.4 м имеет форму цилиндра и состоит из двух силовых панелей, воспринимающих тягу двух твердотопливных ускорителей, шести панелей обшивки, главного и четырех промежуточных шпангоутов, четырех лонжеронов и поперечной силовой балки.

Бак горючего (сухая масса 14.45 т, рисунок слева) сварной (сварка плавлением) полумонококковой конструкции из алюминиевого сплава состоит из эллипсоидального верхнего днища, цилиндрической обечайки и эллипсоидального нижнего днища, имеет внутренний полезный объем 1573.2 куб.м и вмещает 101.6 т жидкого водорода при давлении наддува 0.22-0.234 МПа.

Подвесной топливный отсек также является основным связующим силовым элементом системы "Спейс Шаттл", воспринимающим все возникающие при старте нагрузки от основных маршевых двигателей SSME, установленных на орбитальной ступени (ОК), и от работающих ТТУ.

Сброшенный пустой топливный бак в полете STS-110 (апрель 2002, фото NASA)
Фотография пустого усовершенствованного ПТО после отделения от орбитального корабля

Теплозащита ПТО состоит из теплозащиты СРR-448 (фтороуглеродный пенопласт малой вязкости и полиизолциануратный пенопласт) и теплозащиты SLA-561 (кремнийорганический пенокаучук с добавкой обугливающихся и армирующих веществ), должна обеспечивать заданную температуру компонентов топлива (скорость их выкипания не должна превышать расчетную), предотвращение намерзания льда на внешней поверхности и сжижения воздуха на баке горючего. Теплозащита наносится так, чтобы при входе в атмосферу ПТО мог разрушиться без большого разлета его элементов, поскольку все они должны падать в заданном районе.

Вид пустого ПТО после отделения от орбитального корабля в первом полете 12 апреля 1981 года

Основные характеристики внешнего топливного бака МТКС "Спейс Шаттл"

Стартовый вес

743,25 тс

Длина

47 м

Диаметр (без учёта толщины внешней теплоизоляции 2,54 см)

8,38 м

Сухой вес

33,5 тс

Вес расходуемого топлива

705,79 тс

           В том числе:

                      жидкого кислорода

604,19 тс

                      жидкого водорода

101,6 тс

Объем жидкого кислорода

~530 куб.м

Объем жидкого водорода

1450 куб.м


Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблей

При оформлении страницы использованы фотографии NASA и иллюстрации из книги  "SPACE SHUTTLE: The Hystory of Developing the National Space Transportation System", Dennis R.Jenkins, 1996;
иллюстрации раскрываются в увеличенный формат только с
DVD-версии энциклопедии

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru

Rambler's Top100 Service