Унифицированные для первых ступеней ракет-носителей нового поколения, включая "Энергию", двигатели РД-170 построены по наиболее экономичной - замкнутой схеме, при которой отработанный в турбине газ дожигается в основной камере сгорания, и обладают рекордными характеристиками по тяге и удельному импульсу в своем классе. Они снабжены сверхмощными (более 250 тысяч лошадиных сил) турбонасосными агрегатами. |
Создание двигателя РД-170, являющегося самым мощным из существующих ЖРД, было одним из наиболее сложных в создании ракеты. Стендовые огневые испытания двигателя начались только в декабре 1984г., т.е. почти через 8 лет после создания эскизного проекта (это, пожалуй, уникальный случай в истории создания ракетно-космических систем, характеризующий сложность решавшейся задачи)
Используемая на первой ступени ракеты-носителя "Зенит" модификация обозначается РД-171. Далее в таблице приведены характеристики у поверхности Земли (тяга в вакууме 806тс).
Двигатель | Тяга, тс | I уд., с | Компоненты топлива | Назначение |
РД-170/171 | 740.5 |
337 |
кислород-керосин |
Первые ступени РН "Зенит" и "Энергия" |
РД-180 | 375.1 |
337 |
кислород-керосин |
Первая ступень РН Atlas-3A |
РД-191 | 193.7 |
337 |
кислород-керосин |
Первая ступень РН "Ангара" |
На базе
четырехкамерного РД-170 в АООТ "Энергомаш"
для американской ракеты-носителя Atlas-3A был
разработан его двухкамерный вариант РД-180. Паралельно с подготовкой серийного выпуска РД-180 для Atlas-3A на "Энергомаше" идут работы по отработке варианта РД-180 для носителя EELV. Основное отличие между двумя вариантами состоит в том, что двигатель для Atlas-3A работает на 84-85% номинальной тяги, а двигатель для EELV - на уровне около 100%. Разная и циклограмма работы - больше длительность работы, другой профиль изменения тяги. Еще одним перспективным вариантом исходного четырехкамерного РД-170 является однокамерный РД-191, разрабатываемый в настоящее время для семейства ракет "Ангара" ГКНПЦ им.М.В.Хруничева. |
Более подробно о конструкции,
разработке и испытаниях двигателя РД-170 рассказывает в своих мемуарах
Главный конструктор РН "Энергия" Борис
Иванович Губанов
Переход на: |
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru