Двигатели первой ступени РД-170

РД-170: фото раскрывается до 1105х1469, 313К. Фотография любезно предоставлена Александром Глушко

Унифицированные для первых ступеней ракет-носителей нового поколения, включая "Энергию", двигатели РД-170 построены по наиболее экономичной - замкнутой схеме, при которой отработанный в турбине газ дожигается в основной камере сгорания, и обладают рекордными характеристиками по тяге и удельному импульсу в своем классе. Они снабжены сверхмощными (более 250 тысяч лошадиных сил) турбонасосными агрегатами.

Создание двигателя РД-170, являющегося самым мощным из существующих ЖРД, было одним из наиболее сложных в создании ракеты. Стендовые огневые испытания двигателя начались только в декабре 1984г., т.е. почти через 8 лет после создания эскизного проекта (это, пожалуй, уникальный случай в истории создания ракетно-космических систем, характеризующий сложность решавшейся задачи)

Используемая на первой ступени ракеты-носителя "Зенит" модификация обозначается РД-171. Далее в таблице приведены характеристики у поверхности Земли (тяга в вакууме 806тс).

Двигатель Тяга, тс I уд., с Компоненты топлива Назначение
РД-170/171

740.5

337

кислород-керосин

Первые ступени РН "Зенит" и "Энергия"
РД-180

375.1

337

кислород-керосин

Первая ступень РН Atlas-3A
РД-191

193.7

337

кислород-керосин

Первая ступень РН "Ангара"
RD180.JPG (28347 bytes) На базе четырехкамерного РД-170 в АООТ "Энергомаш" для американской ракеты-носителя Atlas-3A был разработан его двухкамерный вариант РД-180.
Паралельно с подготовкой серийного выпуска РД-180 для Atlas-3A на "Энергомаше" идут работы по отработке варианта РД-180 для носителя EELV. Основное отличие между двумя вариантами состоит в том, что двигатель для Atlas-3A работает на 84-85% номинальной тяги, а двигатель для EELV - на уровне около 100%. Разная и циклограмма работы - больше длительность работы, другой профиль изменения тяги.
Еще одним перспективным вариантом исходного четырехкамерного РД-170 является однокамерный РД-191, разрабатываемый в настоящее время для семейства ракет "Ангара" ГКНПЦ им.М.В.Хруничева.

Более подробно о конструкции, разработке и испытаниях двигателя РД-170 рассказывает в своих мемуарах Главный конструктор РН "Энергия" Борис Иванович Губанов
Эксклюзив нашего сайта!

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к карте сайта

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru