|
Значительным достижением
отечественного ракетостроения стало создание
многоресурсных маршевых двигателей большой тяги
для второй ступени ракеты-носителя
"Энергии" на энергоемких компонентах
топлива. Конструкторам удалось обеспечить
высокие заданные характеристики при минимальных
газодинамических потерях, регенетивном
охлаждении, стойкости применяемых материалов в
среде жидкого водорода. Двигатель РД-0120 создан в Воронежском КБ Химавтоматики. Впервые двигатель показан публично в сентябре 1990. Каждый двигатель закреплен на гидравлическом карданном подвесе, позволяющем отклоняться на плюс/минус 110 в двух перпендикулярных плоскостях. Суммарная наработка (включая более 800 тестовых испытаний) составила более 170000 секунд за период с 1979 по 1995 г.г. При разработке советско-английского проекта "Hotоl" предусматривалось 26-кратное использование РД-0120. Пневмогидравлическая схема
и детальное описание двигателя РД-0120
(история создания, подробности конструкции, ход
испытаний и проч.) приведено в
мемуарах Главного конструктора РН "Энергия"
Бориса Ивановича Губанова |
Характеристика |
Значение параметра |
Наименование | РД-0120 (11Д122) |
Используемый носитель | 2-ая ступень РН "Энергия"(SL-17) x 4 |
Первый запуск | 15 мая 1987 |
Количество запусков | 8 на конец 1998г. |
Сухая масса, кг | 3449 |
Высота, мм | 4549 |
Максимальный диаметр, мм | 2420 |
Цикл двигателя | замкнутый, с дожиганием рабочего тела ТНА |
Топливо: | |
окислитель | жидкий кислород с расходом 376-7 кг/с, |
горючее | жидкий водород с расходом 62-78 кг/с |
соотношение компонентов, окислитель/горючее | 6:1 |
ТНА | двухступенчатый |
Тяга: | |
на уровне моря, кН/тс | 1448/147,6 |
в вакууме, кН/тс | 1863,9/190 |
диапазон дросселирования, % | 25-114 |
Удельный импульс, с (в вакууме) | 455 |
Давление в камере сгорания, атм. | 216 |
Степень расширения сопла (критический диаметр 261мм, среза 2420мм) | 86:1 |
Время работы при запуске, с | 480-500 |
Переход на: |
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru