Задача отработки СУ в режиме автоматической посадки была выделена в первый этап так называемых горизонтальных летных испытаний, который начался в 1982 г.
Система управления испытывалась на летающих лабораториях, созданных на базе самолета Ту-154, и летающем аналоге ОК с системой управления, максимально приближенной к штатной. Разработка велась высококвалифицированными программистами на языке "Ассемблер" по исходным данным разработчиков аппаратуры около 6 лет, при этом наиболее сложным был этап отладки программ. Несмотря на сравнительно малое число бортовых систем (гидравлические, рулевые, парашютная и тормозная), которыми были укомплектованы летающие лаборатории, алгоритмы их управления и соответствующие программы имели наибольшее число ошибок, которые проявлялись на всех этапах испытаний, включая летные. Это объясняется в основном неправильным отражением сущности алгоритмов в исходных данных, недопониманием физики и всевозможных ограничений аппаратуры. Трудоемкая операция исправления ошибок затянула первый этап отработки ПО, поэтому натурные испытания автоматической посадки были завершены с положительным результатом лишь в 1987 г.
Для штатного ОК число бортовых систем и общий объем ПО увеличились в 4 раза, что потребовало разработки качественно новой методики ее комплексной отработки и создания программных и аппаратных средств поддержки.
На стендах с реальной аппаратурой традиционно основным видом испытаний являются так называемые комплексные испытания, цель которых по возможности более полно и приближенно к штатным условиям проверить правильность работы реальных систем. Программы, не имеющие штатной информации, либо отключаются, либо в них вводится имитирующая информация, что не позволяет проверить их полностью.
Некоторая аппаратура в режиме комплексных испытаний вообще не может быть включена (например, ОДУ), а ПО для ее управления, как следствие, в штатной ситуации даже не проверяется.
Для проверки бортовых программ в условиях реального полета при штатных и нештатных ситуациях был разработан специальный комплексный моделирующий стенд (КМС) в составе реальной БЦВМ (одного канала БЦВК) и бортового магнитофона со штатными программами.
Для более полного приближения к реальной ситуации бьш разработан специальный адаптер, обеспечивающий связь БЦВК с моделями бортовых систем, имитирующих их поведение в ЭВМ ЕС, либо с реальной аппаратурой.
Ввиду большого разнообразия решаемых ПО задач к оценке результатов проверок была привлечена большая группа специалистов по отдельным системам из различных организаций со своими уже исторически сложившимися традициями и приемами оценки работоспособности систем. Это обусловило широкие возможности КМС по оценке, проверке и объему вывода информации для последующего анализа, в ходе которого определяются:
- | достаточность ресурсов по быстродействию в критических ситуациях; |
- | правильность обработки входной информации и формирования команд управления во всех режимах работы; |
- | правильность формирования телеметрической информации в штатных и нештатных ситуациях; |
- | штатное полетное задание и правильность его исполнения; |
- | правильность передачи командно-программной информации от ЦУП. |
Комплексный моделирующий стенд позволяет получить широкую, практически неограниченную информацию о поведении программ как по командам оператора, проводящего испытания, так и в программируемом режиме.
Реализация этих требований вызвала необходимость разработки простого и удобного специального языка испытаний, привлекаемого для анализа результатов испытаний и понятного большинству специалистов различного профиля, не знакомых с программированием и не имеющих опыта работы на ЭВМ.
Основными частями ПО универсальной моделирующей ЭВМ являются:
- | монитор реального времени, обеспечивающий средства взаимодействия с диалоговой системой, обмен информацией с БЦВК и его управление; |
- | управляющий диспетчер имитационного программного обеспечения, осуществляющий запуск соответствующих программ, а также подготовку и распределение информации между моделями; |
- | математические модели ОК, РН и ее систем, тракта передачи командно-программной информации бортовых систем, а также отдельных приборов; |
- | сервисное обеспечение, включающее в себя транслятор и интерпретатор планов испытаний, программное обеспечение сбора и обработки результатов испытаний; |
- | планы испытаний на специальном языке испытаний. |
Технология комплексной отработки ПО показала высокую эффективность и в сравнительно короткие сроки позволила отработать ПО практически без невыявленных программных и алгоритмических ошибок. Разработка специализированных языков, позволяющих проектировать алгоритмы в простейшем виде (графические блок-схемы или таблицы), требует дополнительных средств для создания соответствующих трансляторов, которые достаточно быстро окупаются при использовании их для таких сложных комплексов, как ОК "Буран".
Переход на: |
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005