Газета.Ru
25 октября 2004 года,
N 241-242
Затишье перед "Бураном"
Последний летный "Буран" покинул цеха НПО "Молния". Корабль перевезли на причал, где он будет дожидаться решения своей участи: уйти на металлолом или оказаться в музее. Как выяснила "Газета.Ru", еще шесть машин из программы "Буран" находятся в таком же положении. | |||
|
|||
Раньше с этого причала "Бураны" вплавь - на баржах - шли до Жуковского, а уже оттуда на большегрузном самолете - на Байконур. На этот раз летный "Буран" 3К останется на причале на неизвестный срок. Просто его больше некуда деть. | |||
Доставка корабля на расстояние не более одного километра обошлась "Молнии" в несколько тысяч долларов. Но как пояснил "Газете.Ru" заместитель гендиректора объединения Михаил Гофин, содержание его в цехах стоило еще дороже: приходилось расходовать средства на обслуживание производственных площадей, которые фактически простаивали без работы. "Нам советовали разрезать "Буран" и отдать на переплавку, - рассказал Гофин. - Но мы категорически против уничтожения корабля, ведь это - наше национальное достояние. Такие реликвии уничтожать нельзя". Поэтому в "Молнии" и приняли решение перевезти корабль на собственный причал. Видимо, до тех пор, пока не появится возможность пристроить корабль, что называется, в хорошие руки. Разработчики "Бурана" все еще надеются, что государство или частные инвесторы вспомнят об уникальных кораблях и помогут разместить их в музеях России или даже зарубежья. Как выяснила "Газета.Ru", другие владельцы техники, разработанной для испытаний многоразовой космической системы, также рассчитывают, что государство рано или поздно закроет программу "Буран". Только тогда уникальным машинам, которые занимают слишком много площади в производственных цехах, можно будет найти местечко где-нибудь в музее или распилить на металлолом. |
|||
Дело в том, что программа "Буран" прекращена, причем еще в 1993 году, но до сих пор официально не закрыта. |
|||
В свое время постановление о начале работ по разработкам многоразовой космической системы подписывал генсек ЦК КПСС, то есть теперь сворачивать их должен чиновник не ниже президента. Но прежде чем давать президенту на подпись соответствующий документ, Роскосмосу еще нужно разобраться, что осталось государству от несостоявшейся программы и что теперь должно государство тем, кто эту программу выполнял. |
|||
Правительству необходимо погасить долги перед более 500 предприятиями, работавшими по программе "Буран", выделить средства на утилизацию оборудования и образцов, решить другие материальные вопросы по сворачиванию работ. |
|||
Последний раз Росавиакосмос пытался поднять этот вопрос осенью 2002 года, но правительство, у которого лишних денег не нашлось, отправило предложения агентства обратно, на доработку. С тех пор о закрытии программы не говорили, а владельцы продолжили попытки пристроить свои "Бураны" самостоятельно. |
|||
Пока повезло только двум уникальным машинам из тринадцати. |
|||
Всего в рамках программы "Буран" было изготовлено восемь полноразмерных макетов (не считая деревянного) и пять летных образцов. Так получилось, что место вне проекта нашлось именно для первых двух макетов. "Буран" 1М (ОК-М), который использовали для статических прочностных и частотных испытаний, НПО "Молния" еще в 1995 году продала под аттракцион. Он и сейчас (но только в летнее время) работает в столичном парке имени Горького. Судьба второго макета, а точнее самолета-аналога "Бурана" БТС-002, оказалась еще интересней. В рамках программы "Буран" его использовали для летных испытаний в атмосфере Земли: с 1985 по 1988 года аппарат осуществил 24 полета в Летно-испытательном институте имени Громова в Жуковском. Уже после прекращения работ по "Бурану" самолет несколько раз демонстрировали на авиашоу МАКС, пока, наконец, в 1999 году его не передали в лизинг на девять лет австралийской компании Buran Space Corporation (BSC). Перевозка БТС-002 из Москвы в Сидней обошлась в $700 тыс., здесь его показали на Олимпиаде-2000, но австралийский проект не окупился. После этого при посредничестве американской компании First FX "Буран" предложили авиационному музею в Мичигане, но корабль оказался для них не только дорогим, но и слишком большим экспонатом. БТС-002 выставили на аукцион, организованный радиостанцией Лос-Анджелеса News 980 KFWB AM. Его стартовая цена была $6 млн и, видимо, поэтому покупателя для раритета не нашлось. БТС-002 сдали в аренду некой сингапурской фирме, которая вывезла его на первый летний фестиваль в Бахрейне (2002 год). Велись переговоры о показе самолета-аналога в Малайзии, Сингапуре, Китае, Японии и на Филиппинах, но дальше слов дело не пошло. Макет "Бурана" остался в Бахрейне, и вот недавно журналисты из Дюссельдорфа, работавшие над репортажами с соревнований "Формулы-1", случайно обнаружили советский челнок в порту. Вскоре директор Технического музея в немецком городе Зинсхайм Михаэль Вальтер заявил журналу Der Spiegel, что музей приобрел этот корабль у НПО "Молния". А Михаил Гофин в свою очередь пояснил, что "достигнута предварительная договоренность о продаже БТС-002. Если эту договоренность реализуем, то уже весной следующего года уникальный экспонат будет соседствовать в музее с советским сверхзвуковым самолетом Ту-144". Так что и с этим раритетом все решилось более-менее удачно. |
|||
А вот судьба оставшихся макетов и летных образцов так и осталась в подвешенном состоянии. |
|||
Третий макет (ОК-КС), на котором проводили электрорадиотехнические испытания систем и оборудования и отрабатывали программное обеспечение, сейчас стоит в РКК "Энергия" в Королеве. Здесь он занимает одно из производственных помещений и, по сути дела, висит на балансе корпорации мертвым грузом. Каждый раз, когда в РКК приезжает очередная делегация Роскосмоса или правительства, руководство "Энергии" поднимает вопрос о дальнейшей судьбе макета, но безуспешно. Государство не дает ни денег, ни разрешения на его утилизацию. Модуль кабины "Бурана", которой пользовались для медицинских исследований, какое-то время находился у столичной клинической больницы N29, а сейчас он - в Центре подготовки космонавтов. В принципе, его тоже никто не использует, хотя он никому и не мешает. Еще один макет, точнее полноразмерный основной отсек "Бурана" ОК-ТВА, на котором проводили тепловибропрочностные испытания, стоит в ЦАГИ в Жуковском. Как пояснил "Газете.Ru" сотрудник института Евгений Каляев, "все испытания были выполнены в полной мере, так что никаких причин, чтобы макет оставался у нас и дальше, нет". "Отсек занимает помещение, и мы уже писали в НПО "Молния", чтобы они его забрали назад, но результата, как видите, никакого", - сказал он. А вот с грузовым отсеком "Бурана" ОК-ТВИ, который стоит в монтажном корпусе НИИХиммаш (поселок Пересвет Сергиево-Посадского района), на предприятии расставаться не планируют. "Пилить мы его не собираемся и уверены, что этот раритет станет частью экспозиции будущего Центрального музея авиационно-космической техники", - сказал "Газете.Ru" замдиректора НИИХиммаш Борис Гавриков. |
|||
С "Буранами", стоящими на Байконуре, вообще ничего не понятно. Они являются собственностью Казахстана, и по неофициальной информации, якобы проданы коммерческим структурам. |
|||
В 80-м сооружении (монтажно-заправочный корпус, площадка 112а) космодрома стоят сразу два корабля. Это макет ОК-МТ, на котором проводили чистотные прочностные испытания, и второй сохранившийся летный экземпляр "Бурана". Он должен был совершить полет в 1991 году и состыковаться со станцией "Мир". Кстати, к 1993 году его готовность оценивалась в 95-97%, в то время как летный образец НПО "Молния", который сейчас стоит на причале в Москве, был готов только на 30-50%. На открытой площадке N254 огневых комплексных испытаний стоит еще один макет "Бурана" ОК-МЛ1. Его использовали для частотных прочностных испытаний. Кому принадлежат эти макеты в действительности и что их ждет в будущем, "Газете.Ru" узнать не удалось. Атташе по экономике посольства Казахстана в России пообещал корреспонденту "Газете.Ru" выяснить ситуацию с кораблями, однако к моменту сдачи этого материала так и не вышел на связь. В то же время один из музейных специалистов, занимающихся историей космонавтики, рассказал, что саратовский губернатор Дмитрий Аяцков собирался купить "Буран" для областного музея. По данным собеседника "Газеты.Ru", "на это собрали необходимые деньги, но оказалось, что "Буран" принадлежит уже не Казахстану, а какому-то АО (акционерному обществу. - "Газета.Ru")". Так покупка корабля якобы сорвалась. И, наконец, стоит вспомнить, что судьба еще трех летных образцов уже давно решена. Первый "Буран" с номером 11Ф35 - единственный, которому довелось слетать в космос, - 12 мая 2002 года погиб под обрушившейся крышей 112-й площадки Байконура. Экземпляр 4К был разобран на стапелях в цехах Тушинского машиностроительного завода еще до 1996 года. Там же уничтожили задел последнего пятого летного "Бурана". |
|||
Российские музеи хотели бы заполучить в свою коллекцию «Бураны», но вряд ли найдут деньги, необходимые для доставки кораблей и их реставрации, считают эксперты. |
|||
В пресс-службе ВВС России "Газете.Ru" сообщили, что "Монинский авиационный музей рад любой раритетной авиакосмической технике, но как обычно все упирается в деньги". Один из музейных специалистов в свою очередь пояснил, что "Буран" можно взять разве что в Музей космонавтики в Москве или Музей истории космонавтики Циолковского в Калуге, но и там хранение возможно только на открытой площадке. А это, сами понимаете, пагубно для такой техники". К тому же, по словам собеседника "Газеты.Ru", сохранившиеся в России макеты и летный экземпляр, прежде чем экспонировать, нужно хорошо отреставрировать, но это немалые деньги, которых у государственных российских музеев нет. "Возможно, "Буранами" действительно заинтересуется будущий Национальный музей космонавтики на Ходынском поле, но до тех пор еще надо дожить", - подытожил специалист музейного дела. Тем временем, пока аттракционы Парка Горького закрыты на зимний период, на уникальный "Буран" можно посмотреть через забор причала Химкинского водохранилища в Тушино. |
Алина Черноиванова, Николай Поляков
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru