23.01.2015 |
Вчера
в прямом эфире информационно-аналитической программы "Таманцев.
Итоги" телеканала РБК-ТВ
web-мастер нашего сайта Вадим Лукашевич дал
оценку недальновидному решению о ликвидации Федерального
космического агентства и созданию на базе Объединенной
ракетно-космической корпорации (ОРКК) новой
государственной корпорации "Роскосмос".
Мы уже неоднократно говорили
о реформе нашей космической отрасли и различных
вариантах ее реализации, включая и создание единой
госкорпорации.
Достаточно упомянуть
публикацию
"Фобос-Грунт" -
главное достижение "Года российской космонавтики"
от 15 января 2012, материал от 29 августа 2012 г. "Главная
проблема нашей космонавтики в том, что многие думают,
будто бы она есть", и его смысловое продолжение
через год (10 июля 2013 г.) "Россия
так и не стала великой космической державой",
посвященное бестолковому и противоречивому поиску
способов реформирования нашей космонавтики. После этого
было
интервью "Комсомольской правде",
в котором шла речь в том числе и о выбранном (из
нескольких альтернатив) варианте реформы космической
отрасли. И вот теперь, не дождавшись полного воплощения
и проверки работоспособности принятого к реализации
варианта реформирования - новое непродуманное и очевидно
ошибочное решение.
К сожалению, реальное время
эфира оказалось меньше запланированного, и не все
удалось сказать. В частности, за кадром осталась мысль о
том, что нынешнее состояние нашей экономики (не касаясь
причин, из-за которых оно таковым оказалось) меньше
всего располагает к резким кардинальным изменениям.
Кроме того, ФКА существует более двадцати лет, за
которые сложились многочисленные связи как с
отечественными предприятиями и организациями
(внутриотраслевая и межотраслевая кооперация), так и с
зарубежными в рамках многолетнего международного
сотрудничества. А ОРКК существует все "без году неделя",
даже не успев заработать в полную силу, находясь
фактически еще в стадии формирования. Поэтому если
кто-то решил сэкономить на управленческих издержках, то
целесообразнее было сохранять ФКА, а не ОРКК, но с
кадровыми переменами в ФКА. Отметим, что наша отрасль
именно в силу мероприятий, проводимых ФКА, сумела-таки
наконец-то прервать (стучим по дереву) череду
нескончаемых аварий последних лет, и эту тенденцию
хотелось бы сохранить.
Немаловажно и то, что
схема отрасли ФКА (заказчик) + ОРКК (исполнитель),
выработанная в результате длительных и разносторонних
обсуждений на разных уровнях и принятая к реализации, в
полной мере так и не успела заработать. Следовало бы
проверить ее в течение двух-трех лет (с учетом
длительности производственного цикла изготовления
изделий ракетно-космической техники), на практике
оценить ее плюсы и минусы, и только после этого можно
было бы принимать осознанное решение о ее доработке или
изменении. Заметим, что слияние функций заказчика и
исполнителя в одной госкорпорации напрочь уничтожает все
стимулы к повышению исполнительской дисциплины,
повышения эффективности производства и снижения
издержек, одновременно открывая широкие возможности для
различных злоупотреблений и коррупции. Этому будет
способствовать (в том числе) тот факт, что с
упразднением ФКА происходит существенное снижение
государственного контроля в ракетно-космической отрасли
- с уровня федерального агентства до участия в
акционерном капитала госкорпорации.
Немаловажна и потеря
перспективы: в схеме ФКА+ОРКК именно федеральное
агентство как государственный заказчик должно было
определять стратегию развития нашей космонавтики, и
"производственной" госкорпорации с "автомобильным"
менеджментом во главе это вряд ли по силам.
Ну и последняя мысль:
персоны, принимающие подобные решения о судьбах нашей
космонавтики, абсолютно в ней некомпетентны, не имея
даже технического образования - они гуманитарии, причем
самой "легковесной" разновидности (юристы,
журналисты-философы и фсбэшники). А следовательно -
наша космонавтика по прежнему является заложницей
дилетантов и их некомпетентных решений.
|