Губанов Б.И.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РН "Энергия"

Борис Иванович Губанов - главный конструктор самых мощных ракет в мире

14 марта исполнилось 70 лет со дня рождения, а 18 марта - год со дня смерти выдающегося конструктора Бориса Ивановича Губанова, отдавшего 45 лет жизни ракетно-космической технике.

В 1953 г. Б.Губанов пришел инженером во вновь созданное серийное КБ при Днепропетровском ракетном заводе, на основе которого в следующем году было образовано Опытное конструкторское бюро N 586 во главе с М.К.Янгелем, имевшее задание: создать новую стратегическую ракету Р-12. Важнейшим участком создания Р-12 стала разработка головной части (ГЧ), обеспечивающей сохранность ядерного заряда на всех этапах эксплуатации ракеты и его срабатывание у цели. Б.Губанов был назначен именно на этот участок, который возглавил в мае 1957 г. как начальник группы. 22 июня этого года начались летные испытания Р-12, а в марте 1959 г. она была сдана на вооружение.

Молодежному коллективу ОКБ-586 пришлось решать множество текущих проблем, в т.ч. и по борьбе с разрушением ГЧ в полете. Б.Губанов тесно взаимодействовал с атомщиками в самых засекреченных тогда местах Советского Союза. При разработке ГЧ ракеты промежуточной дальности Р-14 коллектив сотрудничал с Арзамасом-16.

Его группа входила в конструкторский отдел по Р-14, руководимый еще одним будущим корифеем - В.Ф.Уткиным. Высокий уровень надежности днепровских ракет позволил (впервые после ядерного испытания Р-5М 2 февраля 1956 г.) повести в начале 1962 г. боевые стрельбы реальными ГЧ по Новой Земле (Р-12 из-под Воркуты и Р-14 из-под Читы), а в июле того же года выполнить экспериментальный высотный ядерный взрыв.

В конце 1967 - начале 1968 гг. с целью повышения эффективности разработок была предпринята структурная реорганизация с образованием тематических КБ. Проектное КБ-1 возглавил В.С.Будник, а конструкторское КБ-2 по жидкостным и твердотопливным ракетам и космическим ракетам-носителям - Б.И.Губанов. В.Ф.Уткин, ставший в октябре 1971 г. преемником М.К.Янгеля на посту начальника и главного конструктора предприятия, назначил своим первым заместителем Б.И.Губанова. Оба, еще при жизни М.К.Янгеля, не только отстояли право сохранить свою тематику и создать тяжелую МБР Р-36 в баллистическом и глобальном вариантах, но и выработали предложения по разработке на ее основе ракеты качественно нового уровня - Р-36М. Она отличалась разнообразием боевого оснащения, способностью длительного хранения в боевой готовности в особо защищенных шахтных пусковых установках, а также системой управления с бортовой ЦВМ, существенно повышающей точность попадания.

В процессе ее проектирования заманчивой представлялась идея реализации "холодного" или "минометного" старта, использовавшегося до этого для сравнительно небольших ракет и сулившего существенный энергетический выигрыш. Но что будет, если у выброшенной из шахты 200-тонной ракеты не запустится двигатель? Эта мысль останавливала даже самых смелых. Но своим последним принципиальным решением М.К.Янгель выбрал именно этот рискованный способ. Чтобы осуществить его на практике, пришлось провести огромный объем исследований, давший возможность многим сотрудникам ОКБ повысить свою научную квалификацию. Успешно защищенная в 1978 г. докторская диссертация Б.И.Губанова тоже была посвящена проблемам минометного старта.

В 1975 г. первый вариант ракетного комплекса Р-36М был принят на вооружение, став самой грозной составляющей ракетно-ядерного щита СССР. Отношение стратегов Пентагона и НАТО к комплексу выразилось в данном ему кодовом названии - "Сатана". 12 августа 1976 г. главный конструктор комплекса Б.И.Губанов был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

В мае 1982 г. он был назначен первым заместителем генерального конструктора НПО "Энергия" В.П.Глушко, работавшего над созданием многоразовой ракетно-космической системы (МРКС). Предприятие настороженно встретило нового руководителя. Но видя компетентность и решительность Б.Губанова и вспоминая хватку С.П.Королева, многие ветераны "Энергии" пошли навстречу его начинаниям.

Знакомство с проектом МРКС вызвало у Б.И.Губанова множество вопросов и сомнений. Но он понимал, что за каждым выбранным решением стоит огромный многолетний труд, и сосредоточил все силы на том, чтобы понять принятые решения и воплотить в жизнь. Вот одно из его неординарных решений: для экономии средств и сроков провести летные испытания еще до того, как будет закончена стартовая система и изготовлено первое летное изделие. Б.Губанов предложил использовать в качестве старта стенд для огневых испытаний, а в качестве летного - экземпляр ракеты, проходивший стендовые испытания (изделие 6С); в качестве полезного груза предполагался экспериментальный космический аппарат "Скиф-ДМ" разработки НПО "Салют". Пять лет целенаправленной работы Б.Губанова привели коллектив к победе: 15 мая 1987 г. был совершен первый успешный полет уникальной сверхтяжелой РН "Энергия".

Полученный опыт открыл путь к летным испытаниям штатной системы "Энергия-Буран", которые готовились столь тщательно, как, наверное, еще не проводилась подготовка ни одной системы в мире. Поскольку генеральный конструктор В.П.Глушко по состоянию здоровья не мог принять участие в осуществлении запуска созданной под его руководством МРКС, Государственная комиссия возложила обязанности технического руководителя испытаниями на Б.И.Губанова. С этой ролью он справился блестяще.

Первый полет "Энергии-Бурана" открывал перед отечественной космонавтикой широкие перспективы. Борис Иванович с головой погрузился в проекты совершенствования системы, ее вариантов меньшей и большей грузоподъемности, обеспечения спасения отработавших ракетных блоков с их возвратом к месту старта, экспедиций в дальний космос. Конечно, он не забывал и подготовку второй летной машины - для выведения группы спутников.

Однако разразившаяся перестройка, развал Советского Союза, переориентация НПО "Энергия" на другие цели, среди которых не оказалось места мощным МРКС, и другие причины привели к уходу Б.И.Губанова из Объединения 15 июля 1993 г.

Учитывая новые требования к транспортным системам, он организовал коллектив разработчиков проекта "Воздушный старт", по которому для пуска РН использовался транспортный самолет. Но участие в разработке не поглощало всей творческой энергии Б.И.Губанова. Он сумел обобщить свой уникальный опыт в историко-техническом труде "Триумф и трагедия "Энергии". Размышления главного конструктора", изданном его учениками и последователями в четырех книгах общим объемом более 1000 страниц. Книга, представляющая собой не просто мемуары, но и нечто гораздо большее, стала небольшим памятником большому Человеку.


Мы воспроизводим статью Ю.Бирюкова в журнале "Новости космонавтики", №5/2000
Web-мастер признателен Нине Васильевне Губановой за любезное разрешение на публикацию избранных глав из мемуаров Б.И.Губанова.

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru

CD