Валерий Чеботарев
Программа полета с автографами участников события (картинка раскрывается в увеличенный формат)

15 ноября я находился на рабочем месте в зале подмосковного ЦУПа...

"...В эти дни исполняется 13 лет ("чертова" дюжина!) с того момента, когда был успешно осуществлен запуск "Энергии-Буран". Первая попытка, 29 октября 1988 года, почему-то считается неудачной. Но это не так.
Мне посчастливилось: и 29 октября, и 15 ноября я находился на рабочем месте в зале подмосковного ЦУПа, где представлял свою организацию КБ "Электроприборостроения" - разработчика системы управления РН "Энергия".

...29 октября 1988 года, ЦУП, поздний вечер. Коллеги доверили мне занять место в главном зале. Первое, что поразило, когда я надел наушники - это какофония звуков. Все говорили одновременно, "в одном эфире". Шел предстартовый обратный отсчет времени и на моем экране высвечивались "чужие" параметры (т.к. "мои" должны были появиться только после старта"). Время неумолимо уменьшалось, и за несколько секунд до старта все разговоры внезапно стихли, "чужие цифры" замерли на экране. Тишина. И вдруг в наушниках взорвался чей-то истошный крик: "АПП! АПП!". Все. Стоп. Пуск прекращен за полсекунды до "нуля". Аварийное прекращение предстартовой подготовки, прекращение пуска, сброс всех циклограмм! Первая мысль: "Что произошло? Это же наш участок!". Меня тут же пригласили "на ковер" к руководителю, летчику-космонавту В.Рюмину. Рядом с ним находился его заместитель, Кравец...

... А все произошло так, как и должно было произойти. Последняя мачта не отъехала за определенное время, и в полном соответствии с алгоритмами система управления выдала команду на прекращение подготовки и пуска. Так что вся система сработала абсолютно правильно (другое дело, что лучше бы мачту разрушить, чем пуск отложить).

...15 ноября я со своими коллегами В.Игнатовым, А.Карножицким, вместе со смежниками опять был в ЦУПе и опять за тем же рабочим местом в главном зале. Все повторилось: та же какофония голосов, то же замирание тысяч сердец перед стартом... И вот, наконец, старт! По экрану побежали "мои" параметры: тангаж, рыскание, вращение, угол атаки... Все в ЦУПе испытали настоящее счастье. Поехали! Всю ночь мы пили кофе, курили сигареты и ходили к своим мониторам - рядом работали коллеги из "Молнии". После посадки "Бурана" в зале началось всеобщее ликование, сбор автографов друг у друга прямо на программках полета. Где же вы теперь, друзья-однополчане?... В центр зала вышел и произнес проникновенные слова летчик-космонавт Г.С.Титов... В зале работали операторы - только, где эти кадры? В тот счастливый момент никому даже в голову не могла прийти мысль, что этот полет был первым и последним...

Чтобы хоть как-то исправить "историческую несправедливость" по отношению к тысячам людей, создавших систему управления ракетой "Энергия", отправляю Вам фотографию специалистов отдела В.Батаева (КБ "Электроприборостроения", г.Харьков, генеральный директор Я.Е.Айзенберг), которые разрабатывали, программировали и моделировали алгоритмы управления "Энергии". Если возможно, прошу Вас добавить на Вашем сайте хотя бы упоминание о КБ "Электроприборостроения" - разработчике и производителе уникальной системы управления "Энергии".

Создатели софта системы управления РН "Энергия" (фотография раскрывается в увеличенном формате)

Создатели спецматобеспечения системы управления ракеты-носителя "Энергия"

Увеличить Zoom In

На фотографии изображены сотрудники одного из отделов (нач. отдела Батаев В.А.) КБ "Электроприборостроения", которые отвечали за разработку, программирование, тестирование ПО БЦВМ (система наведения, разгрузки корпуса, аварийной защиты двигателей и др.). Люди на фотографии - это именно те люди, которые придумали и реализовали спецматобеспечение РН! Я тоже работал в этом отделе... Фото сделано, по-моему после первого пуска "Энергии" на территории КБ.

... Кстати, формирование управления ракетой "Энергия" с учетом возможного отказа одного из двигателей, пришлось делать "по-самолетному", т.е. параметрами управления были не классические для ракет углы тангажа, рыскания и вращения, а "самолетные" угол атаки и скольжения... Только такой подход, плюс полный расчет траектории на борту с учетом атмосферы, аэродинамики, тяги, центровки, ограничений позоволил решить задачу управления системой при "возмущении высокого уровня в сопротивляющейся среде", каковым является отказ двигателя. Решение совершенно новое, что позволило мне защитить на эту тему диссертацию и получить авторское свидетельство на изобретение.

Так что, система управления РН "Энергия" - это не менее сложная разработка, чем система управления "птичкой", это очень интересно! И об этом нужно написать.

Валерий Чеботарев, к.т.н., руководитель центра системного анализа компании AYAXI
VChebotarev@ayaxi.com

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к Space Shuttle
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru