Владимир Катаев
Родился 17 июля 1928 года в г. Перми. В 1954 году
окончил Военную инженерную академию им. Ф.Э. Дзержинского. В июле
1955 года прибыл на Байконур. Службу на космодроме начал с должности
инженера отдела службы НИР и закончил заместителем начальника
космодрома по измерениям. Генерал-майор. Лауреат Государственной
премии. Участник трудового фронта Великой Отечественной войны.
Награжден орденами: Октябрьской революции, Красной Звезды, За службу
Родине в Вооруженных силах III степени и многими медалями. За
заслуги в космонавтике награжден медалями Федерации космонавтики
СССР и России, нагрудным знаком НКАУ "Ветеран космической отрасли
Украины". Почетный радист СССР. Заслуженный испытатель космодрома
Байконур. Почетный гражданин г. Ленинска.
В 1988 году уволен в запас, проживает в г. Киеве. В 1990 году
избирается Вице-президентом Федерации космонавтики Украины -
Председателем Совета ветеранов космодрома Байконур в Украине. В
последнее время - директор Музея космонавтики в г.Киеве. Вел
активную ветеранскую работу.
(Умер 11 мая 2005г. Похоронен в Киеве.) |
|
16-й отдел службы НИР - прообраз
будущего вычислительного центра космодрома - служба длиною более 30 лет
(отрывок из статьи в книге "Рокот
космодрома", готовящейся к изданию в Киеве)
"...Одним из самых сложных и
продолжительных этапов моей работы в последние годы службы на космодроме
стала подготовка к пуску многоразовой космической системы (МКС). Началась
она еще в начале 1977 года, когда я занимал должность заместителя начальника
управления по ОИР. В феврале 1976 года вышло Постановление правительства "О
создании МКС в составе разгонной ступени, орбитального самолета,
межорбитального буксира-корабля, комплекса управления системы,
стартово-посадочного и ремонтно-восстановительного комплекса и других
наземных средств, обеспечивающих выведение на северо-восточные орбиты
высотой 200 км полезных грузов массой до 30 т и возвращением с орбиты грузов
массой до 20т". Заказчиком системы выступило Министерство обороны (МО)
СССР, Головным разработчиком было определено НПО
"Энергия", возглавляемое Генеральным конструктором
В.П.Глушко. Комиссия по военно-промышленным вопросам при Совете
Министров СССР в декабре 1976 года утвердила
кооперацию исполнителей.
Что касается создания измерительного комплекса (ИК) для проведения
испытаний, то этот вопрос традиционно был возложен на Министерство обороны.
А в МО СССР было две организации, которые, в
принципе, могли решить эту задачу. В частности, 50-й НИИ Космических
Средств, образованный в 1972 году, который занимался командно-измерительным
комплексом страны. Как выяснилось, он не готов был заниматься этой проблемой
и, естественно, не хотел. А НИИ-4 МО вообще отмахнулся, т.к. решал вопросы,
связанные только с боевой тематикой и подчинялся Главкому РВСН. Время шло,
но никто из этих 2-х организаций за измерительный комплекс не брался, не
говоря уже о промышленных институтах. Пришлось брать вопросы создания ИК на
себя.
У нас самих забот было предостаточно, а тут - такая сложнейшая задача. Все
началось с "выбивания" исходных данных для ИК у НПО "Энергия". Далее
следовала разработка структуры ИК, рекогносцировка, проектирование и его
сопровождение (по нашим исходным данным), "выбивание" денег на капитальное
строительство и т.д. Одним словом, предстояла долгая, изнурительная работа
большого коллектива на протяжении 10-ти лет.
Уже в начале 1977 года группа офицеров
управления в составе В.В.Порошкова, Г.А.Петухова, М.В.Сорокотягина,
Ю.В.Голубцова была направлена в НПО "Энергия" за получением исходных данных
для создания ИК. Их собирали по крохам. Не буду описывать действия этих
представителей управления и многих других на различных этапах создания ИК,
вплоть до начала капитального строительства. Об этих мытарствах красочно и
подробно описывает В.В.Порошков в своей статье "Создание ПИК для МРКК
"Энергия-Буран", помещенной в книге "С Байконура - к Луне, Марсу, Венере",
издание 2001г. Скажу только, что в этой работе участвовали офицеры:
Ю.В.Сентюрин, А.Г.Свириденко, Б.Д.Мосевнин, В.В.Коваленко, Э.И.Тиунов,
Р.М.Чистяков, В.М.Шинкаренко, В.Ф.Панин, Б.И.Береснев, Э.А.Кеворков,
несколько позднее - Е.Ф.Капинос, Г.Н.Курышин, Н.К.Кулибаба, Ю.А.Ушаков и
другие. И не только эти офицеры. Напряженно работали и те, которые остались
на космодроме. Проводились рекогносцировочные работы на ИП-1, 2, 3, пл.23
("Сатурн"), пл.10. На дальних ИП-ах рекогносцировкой руководили:
Л.А.Николаев и В.В.Порошков - ИП-7, Н.А.Коновальцев - ИП-9А, В.В.Бейнарович
- ИП-10. На космодроме готовились исходные данные для проектирования и
решались другие вопросы, связанные с дооснащением ИК. Несколько позднее
рекогносцировали южную трассу, причем дважды. Сначала это было сделано под
руководством полковника Лапидуса Б.Г., а затем - полковника Якшина А.А.
Остановились на населенном пункте Сандыгачи Туркменской Республики.
Сложность ИК определяли очень серьезные
требования к нему со стороны главного разработчика - НПО "Энергия". Это -
надежное получение измерительной информации на всех участках полета
ракеты-носителя и орбитального корабля, вплоть до его посадки на аэродром
"Юбилейный". Многоразовый ракетно-космический комплекс (МРКК)
"Энергия-Буран" очень информативен. Достаточно сказать, что на нем
планировалось установить 34 бортовых устройства (телеметрии, траекторных,
командных радиолиний, связи, телевидения). Общее количество телеметрических
параметров стартового комплекса с бортов МРКК составляло многие тысячи. Для
сравнения - на РН "Союз" всего 300 параметров. Кроме того, на борту было
установлено 30 автономных телеметрических регистраторов.
Требовалась очень высокая оперативность обработки информации, получаемой с
технической позиции, стенда-старта, стартового комплекса. Достаточно
сказать, что требовалась обработка 1200 параметров в реальном масштабе
времени, для чего необходимо было осуществлять непрерывный сбор текущей
информации с объектов испытаний. Это, в свою очередь, требовало наличия в
измерительном комплексе широкополосных каналов связи и соответствующих
средств передачи информации с измерительных пунктов. Одним из требований
было предоставление результатов обработки на места испытаний. Как видим из
изложенного - ни одна из ракет-носителей, ранее испытывавшихся на космодроме
и близко не предъявляла таких требований к измерительному комплексу. Нужны
были совсем новые подходы к созданию ИК. Должен отметить роль начальника
телеметрического отдела полковника Порошкова Владимира Владимировича в
разработке телеметрического комплекса и средств сбора информации по
широкополосным каналам связи. Правда, телеметрический комплекс получился
дорогой и в этом не вина В.В.Порошкова. Была попытка с нашей стороны и со
стороны НПО "Энергия" сделать его на базе станции "Орбита". Но против этого
категорически возражали, с одной стороны Министр МОМа С.А.Афанасьев, а с
другой - разработчик станции А.Ф.Богомолов. У него были свои личные
интересы, и он не хотел ввязываться в наши вопросы. А ведь телеметрическая
часть измерительного комплекса могла бы быть в несколько раз дешевле, а так
- комплекс, создаваемый для испытаний МРКК "Энергия-Буран" получился очень
дорогим. Только наименований станций и систем было несколько десятков,
количество комплектов переваливало за 1000.
Задолго до пуска комплекса "Энергия-Буран" было произведено несколько пусков
космических аппаратов "БОР" -
уменьшенной модели "Бурана", которые позволили избежать многих неприятностей
при изготовлении и пуске реального орбитального корабля. В частности, при
приводнении одного из БОР-ов в
акватории Черного моря, измерения с применением подвижных средств из района
Измаила обеспечивал полковник Лапидус Б.Г.
В 1979-1981 годах проводилось
проектирование, а с 1982 года началось капитальное строительство зданий и
сооружений измерительного комплекса. Были, и не без трудностей, изысканы
порядка 100 млн. рублей на строительно-монтажные работы (СМР). К сведению
непросвещенного в этом вопросе читателя сообщаю, что СМР включают монтаж
только технического оборудования, а наша аппаратура финансировалась
отдельно. Стыдно говорить, но "вверху" нас забыли по финансированию
капитального строительства. Пришлось средства "заимствовать" из
командно-измерительного комплекса. Вот, что значит, когда "вверху" нет
хозяина измерительного комплекса. Уже позднее к названной сумме пришлось
добавить еще 20 млн. рублей (в то время 1 доллар США был равен 65 коп).
Уже когда структура измерительного комплекса была разработана и определен
состав средств, начались трудности с проектными институтами. Они требовали
исходных данных на проектирование, а их еще толком не знали сами
разработчики. Пришлось много ездить и "толкать" проектные вопросы. Мы
практически сопровождали проектные работы, а также снабжали проектантов
недостающими исходными данными, "мотаясь" между разработчиками и проектными
институтами. Уже после завершения проектных работ были традиционные
титульные "разборки". Не приедешь - ничего не получишь. Или для виду впишут
строчку, в которой столько денег, что строители никогда не возьмутся
строить. И нужно, чтобы сооружение было поставлено на ввод, и если не
полностью, то хотя бы поэтапно.
Одним из очень сложных вопросов, почему-то нигде не описанном, была
разработка программного обеспечения испытаний. Промышленность упорно
сталкивала разработку программ на 3-е управление, хотя отлично понимала, что
мы эту проблему не осилим. Было проведено несколько совещаний по созданию
программного обеспечения. Если не ошибаюсь, мы бывали на них вместе с
Г.А.Петуховым. Чтобы позабавить немного читателя, скажу, что хозяевами
совещания применялся такой прием: присутствовала почтенная публика и когда
обстановка накалялась, в помещение входили две обворожительные девушки. У
одной - поднос с тонкими стаканами по 250 грамм, в которых была водка,
наполовину разбавленная портвейном, у второй - с горой бутербродов. Все
оживлялись. После "приема" дело уже шло веселее. И, знаете, удавалось кое до
чего договориться. У нас на космодроме такие напитки назывались "Кровавая
Мэри", только вместо водки был спирт, а вместо портвейна - кока-кола. После
нескольких совещаний удалось все же распределить обязанности между
заинтересованными организациями и взять на себя то, что можем сделать.
Хотя военные строители создали на
космодроме Главное управление, состоящее из нескольких УИР-ов, наше
строительство шло трудно. Уж очень много было у строителей больших, сложных
и дорогостоящих объектов. Мне пришлось практически освободить своего
заместителя по ОИР полковника Якшина А.А., поручив ему заниматься только
строительными вопросами. Заместитель начальника ВЦ Б.Д.Мосевнин был
"посажен" на объект ИВЦ. Несколько позднее заместитель по эксплуатации
полковник Свириденко А.Г. стал вплотную заниматься вопросами взаимодействия
между нами, 6-м управлением и промышленниками.
И это все - на фоне испытаний РН "Зенит", боевых комплексов четвертого
поколения и других пусков.
Был жесткий контроль строительства с нашей стороны. Частые планерки то там,
то здесь, с участием строительного руководства. Но был контроль и со стороны
вышестоящих начальников. Например, на дальние измерительные пункты летали
генерал-полковник Вертелов К.М., генерал-лейтенант Шумилов Л.В. (и не
единожды), заместитель министра МОМа Ванин С.С., начальник оперативного
управления Генштаба Кочемасов С.Г. Естественно мне приходилось летать с
ними, не говоря уже о полетах и без руководства.
Также была практика заслушивания
руководителей строительных организаций и хозяев объектов примерно два раза в
месяц. Совещания проводили Министр МОМ О.Д.Бакланов или его заместители -
В.Х.Догужиев (первый) и О.Н.Шишкин, при большом стечении представителей
различных министерств и ведомств. Неприятная процедура. Чтобы понять всю
сложность МРКК "Энергия-Буран", то достаточно сказать, что кооперация по
изготовлению комплекса состояла из 1200 предприятий и организаций.
Не смотря на все трудности, в 1986 году начался монтаж нашей аппаратуры,
иногда и в недостроенных зданиях. Промышленность, как всегда, "валила" на
неготовность военных, т.е. на нас. Они, дескать, готовы, а на нас надежды
нет. Но эти уловки мы проходили многократно на протяжении многих лет. В
конечном счете, при участии генерал-лейтенанта Е.И.Панченка, было
подготовлено "Решение по обеспечению измерениями первого пуска РН "Энергия",
которое утвердил первый заместитель Министра МОМа В.Х.Догужиев. Уже стало
легче, но все равно, попытки "наезда" были.
Наконец 15 мая 1987 года состоялся первый пуск РН "Энергия" с объектом
"Скиф" (ДОС). Пуск был удачным.
15 ноября 1988 года состоялся второй пуск, но уже с орбитальным кораблем
"Буран". Он был также удачный. "Буран" благополучно возвратился из космоса и
сел на аэродром "Юбилейный" в автоматическом режиме.
Вот на такой мажорной ноте закончилась моя 33-х летняя служба на космодроме
Байконур.
Владимир Катаев |