Ушел из жизни последний пилот "Бурана" - командир группы космонавтов-испытателей Государственного Краснознаменного научно-испытательного института ВВС (ГК НИИ ВВС) Алексей Сергеевич Бородай...
...Любой самолет сначала испытывают его создатели - летчики-испытатели Минавиапрома в подмосковном ЛИИ им. Громова. И только потом его принимает заказчик - Минобороны в лице летчиков-испытателей ГК НИИ ВВС. Ну и затем, после принятия самолета на вооружение, на нем начинают летать строевые летчики.
"Буран" тоже создавал Минавиапром по заказу Минобороны, и поэтому для космических полетов на нем готовились два отряда космонавтов.
Первый состоял из гражданских летчиков-испытателей ЛИИ - эту группу будущих космонавтов возглавлял Игорь Волк. Именно они поднимали в воздух самолет-аналог "Бурана" - БТС-02 ОК-ГЛИ, на котором отрабатывали автоматическую посадку. Два члена этого отряда - Игорь Волк и Анатолий Левченко даже успели слетать в космос на "Союзах" - ведь именно им предстояло пилотировать "Буран" в первом космическом полете.
Программа летно-конструкторских испытаний (ЛКИ) каждого "Бурана" (планировалось построить 5 летных кораблей) состояла из 4 пилотируемых полетов - после этого корабли должны были быть переданы заказчику, и во всех последующих полетах их экипажи должны были состоять уже из членов военного отряда космонавтов-испытателей.
После первого
беспилотного полета "Бурана" 15 ноября 1988 г. вся слава досталась
гражданскому отряду, и в первую очередь Игорю Волку, Анатолию Левченко и
заменившему последнего Римантасу Станкявичису. Это и понятно - они были
гражданскими и о них можно было рассказывать, а Волк и Левченко еще и успели
слетать в космос.
А вот о военном отряде пилотов "Бурана", которые должны были летать в космос на
многоразовых кораблях много и долго, мало что известно широкой публике - ведь
каждый полет выполнял военные задачи.
Сейчас принято говорить, что "Буран" оказался не нужен, что под него не было
полезных нагрузок, и т.д. и т.п.
Ответственно говорю - это не так. Реальное назначение
"Бурана" знал крайне ограниченный круг лиц, допущенный до высшего уровня
государственных секретов СССР. Поэтому любой, кто говорит, что для "Бурана" не
было задач в космосе - демонстрирует уровень своей некомпетентности по теме.
Скажу лишь, что под "Буран" разрабатывалось 28 военно-стратегических систем
космического базирования (в том числе 8 ударных), и собирать их на орбите,
обслуживать и вести боевые действия в космосе и из космоса по Земле должны были
именно космонавты-испытатели ГК НИИ ВВС.
Первоначальным планом
ЛКИ предполагалось, что беспилотными будут первые два полета, а третий
станет первым пилотируемым (экипаж И. Волк и А. Левченко).
Но программа ЛКИ неоднократно менялась, и в ее окончательном варианте
второй полет (в декабре 1991 г.) хоть и был беспилотным (старт и посадка), но
уже на орбите к "Бурану" должен был пристыковаться "Союз-спасатель",
пилотируемый двумя военными космонавтами - Иваном Бачуриным и Алексеем Бородаем.
Они должны были перейти на борт "Бурана", расконсервировать его системы и в
течение суток выполнить ряд экспериментов.
Алексей Сергеевич рассказывал мне, что они с Бачуриным знали программу своего
полета, но перед запуском они должны были получить запечатанный пакет из
Генштаба Минобороны СССР, вскрыть который они могли только после выхода на
орбиту, а в случае любой аварийной ситуации - должны были уничтожить его даже
ценой собственной жизни...
Середина 1990-х годов | Середина 1980-х годов |
Бородай был летчиком от Бога.
Его подготовка, как и подготовка его товарищей по военному отряду космонавтов,
кардинально отличалась от подготовки космонавтов ЛИИ. Если гражданские
испытатели "учили летать" корабль в штатных ситуациях, то военные космонавты
учились спасать "Буран" в любых нештатных ситуациях. Они готовились на нем не
просто летать, а воевать. Но об этом - не здесь и не сейчас...
Летчики не умирают - они
просто "уходят на небо". Полковник Алексей Сергеевич Бородай ушел в космос... Вечная Память... |
Переход на: |
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2024
E-mail: buran@buran.ru