Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Сельская жизнь (г.Москва)
№23, 7 апреля 2011 года

 

Космос - это работа

 

Полеты в космос сегодня - обыденное дело. Наряду с профессионалами в космос летают уже и туристы. Сегодня мало кто помнит, что российские журналисты первыми двадцать с лишним лет назад боролись за место в космическом аппарате.

В апреле 1989 года была создана космическая комиссия Союза журналистов, цель которой - "предложить кандидатуры журналистов для подготовки к космическому полету". Объявили творческий конкурс, на который откликнулось около тысячи журналистов. Сито первого тура прошли чуть больше двадцати. Меня ждала командировка на Байконур. В памяти на всю жизнь осталось присутствие при запуске в космос "Союз ТМ-8", знакомство с "Бураном", разговор с создателями ракеты-носителя "Энергия" и Иваном Григорьевичем Борисенко, вручавшим удостоверение космонавта Юрию Гагарину... Многое, очень многое хранит память. И неопубликованную рукопись, отрывки из которой предлагаются вашему вниманию.

 

МНОГИЕ ВИДЕЛИ по телевизору эпизод транспортировки к месту старта ракетно-космического комплекса. К сожалению, экран не может полностью отразить всю зрелищность этой захватывающей картины. Утром 4 сентября 1989 года мы были буквально поражены увиденным. Ровно в 7 часов (в Москве было 5) появилась платформа. Ракетно-космический комплекс был полон того изящества, которое стирает грани между машиной и произведением искусства.

 

Гагаринский старт

Платформа не спеша двигалась к площадке, мимо панно с буквами "Гагаринский старт". Именно отсюда в 1961 году поднялся в космос знаменитый "Восток" с Юрием Гагариным на борту.

Над щербатыми песками молчаливой и бесконечной пустыни вставал огненный диск солнца. В 7 часов 50 минут ракету устанавливают в вертикальное положение. Поднявшееся солнце освещает ее яркими лучами. И все вместе - и бетонка, на которой стоишь, и люди, и все созданное ими - кажется единым живым организмом, могучим и удивительно прекрасным. Душа наполняется каким-то необъяснимым чувством гордости. Это чувство не покидало меня, и когда я осматривал на космодроме Байконур домики Сергея Павловича Королева и Юрия Алексеевича Гагарина, когда знакомился с "Бураном", разговаривал с создателями ракеты-носителя "Энергия"...

Накануне познакомился с Иваном Григорьевичем Борисенко - первым заместителем председателя Федерации космонавтики СССР, спортивным комиссаром ФАИ, судьей международной категории по космическим полетам. Оказалось, родился и вырос я в тех местах, где прошли детские и юношеские годы Ивана Григорьевича. На Байконуре Борисенко с конца 1950-х знаком со всеми космонавтами, он вручал удостоверение космонавта Юрию Гагарину.

 

Знакомство с Иваном Григорьевичем затем помогло в работе: он давал необходимые разъяснения, вспоминал различные эпизоды своей службы и работы. Рассказал, что четыре деревянных домика, два из которых превратились в музеи, были построены в 1956 году для главных конструкторов. В одном из них провел ночь перед стартом Юрий Гагарин. Домик небольшой: коридор, комната космонавта, комната врача. Скромная обстановка, ничего лишнего. Чуть получше обстановка в домике Королева. Правда, сегодня она многим покажется бедной. Во время осмотра домика Иван Григорьевич Борисенко вспоминает, каким ему запомнился генеральный конструктор: "Королев очень волевой был, энергичный. Кто работал, тот его не боялся. А еще был очень строг, принципиален и настойчив".

 

...И вновь - дорога. На этот раз в цех, где находится "Буран". Помните, как все мы ждали полета этого корабля? Американцы отправляли на орбиту "Шаттлы", а мы... И вот, наконец, 15 ноября 1988 года - сообщение ТАСС о запуске советского корабля многоразового использования.

В цехе нам предоставили полную свободу действий. Ходи везде, смотри, спрашивай. Одного лишь опасались инженеры и сопровождавшие нас представители космодрома: чтобы никто случайно не сорвался с головокружительной высоты. В цехе мы увидели два "Бурана" и два технологических макета. А потом побеседовали с заместителем главного инженера по подготовке и производству "Бурана" и ракеты "Энергия" В. Чистяковым:

- Вадим Викторович, сколько всего у нас будет "Буранов"?

- Всего будет три.

- А я где-то слышал, что пять.

- Пять - это, видимо, имели в виду и два технологических "Бурана", на них мы отрабатывали различную методику перед полетом в космос. Сейчас, когда наш первый "Буран" прошел первый цикл испытаний, острая необходимость в них уменьшилась. Но для совершенствования различных работ они еще нужны.

 

Примечание web-мастера: Первоначальными планами (1975 г.) предполагалось изготовить 10 летных кораблей, но в Постановлении правительства предусматривалось всего 2 летных корабля (изделия 1.01 и 1.02). Затем в начале 1980-х готов другим Постановление было заказано еще 3 корабля (изделия 2.01, 2.02 и 2.03). Полный перечень летных кораблей и изготовленных макетов.

 

- Какова стоимость "Бурана"?

- Трудно так сразу ответить. Она ведь состоит из затрат, которые идут на строительство, технологию, испытание...

- Вы сказали, что у нас будет три "Бурана". Они все пилотируемые?

- Нет. Вот этот, что перед вами, - беспилотный. Сейчас на нем идут профилактические работы, проводятся исследования теплозащитного покрытия, приборов. Створки грузового отсека открыты, вы можете посмотреть, что внутри корабля. А остальные машины будут исполнены в пилотируемом варианте.

- Различия между беспилотной и пилотной машиной большие?

- Различия, естественно, большие. Должна быть система жизнеобеспечения космонавтов, изменится аппаратурная организация в кабине. Но по размерам машины будут одинаковые.

- Каковы тактико-технические характеристики "Бурана"?

- Диаметр корабля - 7,7 метра, длина - 36 метров, размах крыльев - 24 метра. Вес - 87-90 тонн, максимальный - 105 тонн. Теплозащитное покрытие состоит из 39 тысяч плиток. Вес всех плиток, если их собрать вместе, около 9 тонн. Размер грузового отсека - 16 метров, диаметр - 5,6 метра. Двигателей всего 38. Два из них используется для орбитального маневрирования, для выдачи тормозного импульса на спуск...

 

Примечание web-мастера: Длина "Бурана" составляет 35,4 м (по другим данным 36,37 м), высота 16,35 м (при выпущенном шасси), размах крыла 23,92 м, ширина фюзеляжа 5,6 м, высота 6,2 м; диаметр грузового отсека 4,6 м, его длина 18 м. Параметры "Бурана".

 

И здесь, в цехе, где находились "Бураны", многих журналистов интересовал вопрос: когда в космос отправится следующий "Буран"? Ответ был однозначный: полет запланирован на 1991 год. И выведет корабль на орбиту ракета-носитель "Энергия".

...Больше часа мы пробыли в МИКе. Смотрели, слушали... С гордостью говорили рабочие о том, что двигатели, которые они собирают, самые мощные в мире, что "Энергия" не имеет аналогов. И с грустью показывали на пустые стапели: загрузка, особенно на втором пролете, очень слабая.

 

Лужа в степи

- Зажигание!

- Кислород!

- Предварительная!

- Промежуточная!

- Прошел контакт подъема! От ракетного грома содрогается ночь. Оглушительный гул, дрожащая, как при землетрясении, степь. Пламя вытянулось, пожелтело: корабль уходит в ночной рассвет. Над стартом четко звучат команды. Через 520 секунд полета происходит отделение корабля от ракеты-носителя, и в череду различных докладов врывается спокойный голос командира "Союз ТМ-8" летчика-космонавта А. Викторенко: "Прекрасно отработала ракета, выведение очень мягкое. И контакт отделения сегодня хороший был..." На экране монитора видны лица спокойных парней с замечательным позывным - "Витязи".

...Около четырех часов, но никто из наблюдавших старт не расходится. Итальянские журналисты фотографируются на память с генерал-лейтенантом В.Шаталовым, наши окружили начальника политотдела космодрома генерал-майора А.Науд-жюнаса.

Кстати, железнодорожная платформа, на которой космический корабль "Союз ТМ-8" везли на старт, была облеплена рекламой московского парфюмерного объединения "Новая заря", объединения "Электроника", .ВНИИ электроники, выпускающего спутники "Метеор-3", центра военно-технической пропаганды "Символ". Облеплена, как и "аквариум" - комната за стеклом, где основной и дублирующий экипажи сидели во время пресс-конференции.

- Я ничего против такой коммерции не имею, - говорил на пресс-конференции космонавт А.Серебров. - Главное: рекламировать продукцию, действительно первоклассную, достойную космической техники.

И еще о рекламе. На космодроме с нами был президент итальянской страховой компании "Дженерали" Гоббо Джованни. Реклама этой фирмы была размещена прямо на корпусе ракеты-носителя. На пресс-конференции задали вопрос о стоимости этой рекламы. Ответ: "Несколько десятков тысяч долларов". Правда, куда пойдут эти доллары, неясно.

Может быть, определенная сумма будет выделена на социальные нужды города Ленинска, где живут работники Байконура и их семьи? Ведь земные проблемы есть и здесь, в, казалось бы, отрешенной от бренных забот космической гавани: талоны на сахар и моющие средства, очередь длиною в три года на женские сапоги...

Покоряя космос, мы отстали в другом, и тем разительнее контраст между мощью пусковых комплексов и слабой системой водоснабжения этого города. Те, кто бывал в Ленинске, предупредили нас, новичков, чтобы осторожно пили воду из-под крана: могут быть неприятности.

 

...В Североморске меня спрашивали, есть ли среди космонавтов, кроме Рождественского, моряки. Интересовал этот вопрос и меня. Я задал его начальнику Центра подготовки космонавтов дважды Герою Советского Союза генерал-лейтенанту В.Шаталову.

- Был один, да и тот в лужу сел, - ответил Владимир Александрович. - Помните тот случай?

"Союзу-23" в составе Вячеслава Зудова и Валерия Рождественского из-за работы в нерасчетном режиме системы управления корабля на дистанции дальнего сближения стыковка со станцией "Салют-5" была отменена. Посадка спускаемого аппарата проводилась глубокой ночью. Разразился сильный снежный буран, температура воздуха достигла минус 20 градусов. Порывы ветра сносили спускаемый аппарат, удерживаемый огромным парашютом. "Союз-23" опустился не на сушу, а на поверхность большого озера Тенгиз, в двух километрах от берега. Поисково-спасательная группа была готова к любым неожиданностям, но подобраться к спускаемому аппарату оказалось делом весьма сложным. На пути спасателей, облаченных в специальные костюмы и вооруженных различными плавучими средствами, встали наледи. Толщина льда местами достигала 10-15 сантиметров. Ураганный ветер все время перемещал льдины.

Озеро Тенгиз издавна пользуется недоброй славой. Казахи называют его "сором" - "трясина". Густое месиво тормозило движение людей, спешащих на помощь. Нелегко было и тем, кто находился в "Союзе-23". Но когда Зудова и Рождественского все-таки вызволили из плена и спросили, как они в казахстанской степи ухитрились-таки сесть в озеро, космонавты пошутили: "А как могло быть иначе, если в составе нашего экипажа есть моряк, единственный из всех космонавтов, к тому же еще и водолаз!"

- Вот и боимся теперь моряков брать, - говорил Шаталов. - Их ведь так и тянет даже в Казахстане море найти. Душа-то морской остается...

Генерал-лейтенант Шаталов шутил. Как-никак, многие из космонавтов начинали, службу во флотской авиации. Первому космонавту Земли Юрию Гагарину путевку на орбиту дала авиация Северного флота. Космонавт Александр Викторенко до вступления в отряд космонавтов служил в Военно-воздушных силах Балтийского флота.

 

...Быстро пролетели дни на Байконуре, в Ленинске. И вот уже наш самолет берет курс на Москву. Теперь путь лежит в Центр управления полетом (ЦУП), где будем присутствовать во время стыковки "Союза ТМ-8" и станции "Мир"...

Недавно получил письмо из Джезказгана от "космического" журналиста Валерия Савина. "По прошествии времени, - пишет он, - понял характерную черту подмосковного Центра управления полетов. Спокойствие, неторопливость, немногословие..." Это бросилось в глаза и мне. Люди никуда не спешили, неторопливо обменивались мнениями за чашкой кофе. А между тем работы разворачивалась: корабль "Союз ТМ-8" и станция "Мир" с каждой секундой приближались друг к другу...

Валерий Громак, корр. "Сельской жизни".

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.