Short English version Short English version
Текущая русскоязычная полная версия сайта

Главная страница сайта

Новости (и архив новостей) сайта Переход к полному перечню космических кораблей и летательных аппаратов Летчики-испытатели и космонавты, готовившиеся к космическим полетам на "Буране" Создатели "Бурана" Наш фотоархив Наш видеоархив Трехмерные компьютерные (3D) модели ракетно-космической и авиационной техники Перечень книг, видео- и мультимедийных материалов по истории отечественной космонавтики, которые вы можете у нас приобрести Информация о контактах web-мастера

Главная > Все корабли > Буран > Библиография

 

 

Красная звезда (г.Москва)
20 мая 2009 года

 

Ахтубинская колыбель

 

20 мая исполняется 50 лет Летно-испытательному центру (ГЛИЦ) им. В.П.Чкалова.

В системе научно-исследовательских и научно-испытательных организаций и учреждений Министерства обороны России Государственный летно-испытательный центр имени В. П. Чкалова (ГЛИЦ) занимает одно из ведущих мест. Это старейшая авиационная испытательная база России, которой в 2010 году предстоит отметить 90-летие со дня образования. А в этом году одно из главных его структурных подразделений - ЛИЦ празднует полувековой юбилей.

Неудивительно, что здесь прошли испытания все самолеты и вертолеты, включая авиационное вооружение и оборудование, системы связи и управления, находящиеся на вооружении российских Вооруженных Сил. И сегодня в ЛИЦ испытываются новейшие авиакомплексы, которые будут надежным щитом воздушных рубежей нашей Родины в третьем тысячелетии.

История Государственного ордена Ленина, Краснознаменного летно-испытательного центра имени В.П.Чкалова уходит корнями в далекие 20-е годы прошедшего столетия. Именно в то время руководство страны стало рассматривать авиацию как мощное средство вооруженной зашиты Отечества.

Появилась необходимость в таком учреждении, которое стало бы проводником государственной и технической политики в области авиастроения, объединило усилия всех заинтересованных в этой области участников, проводило испытания и оценивало боевую эффективность и надежность создаваемых летательных аппаратов.

21 сентября 1920 г. приказом Реввоенсовета № 1903 был создан научно-опытный аэродром (НОА) Главвоздухфлота республики - первая в стране организация, предназначенная для летных испытаний и исследований в области военной авиационной техники. Согласно приказу НОА состоял из двух опытных частей - по тяжелой и по легкой авиации, а также аэростанции, хронометража с аэрологической станцией, динамической станции, техбюро и канцелярии. Местом его базирования был определен московский Центральный аэродром на Ходынском поле.

24 октября 1924 г. произошло преобразование НОА при ГУ РККВФ в Научно-опытный аэродром ВВС СССР.

После нескольких реорганизаций в связи с возросшим объемом работ и необходимостью расширения и улучшения испытательной базы 26 октября 1926 г. Опытный аэродром был преобразован в Научно-испытательный институт ВВС РККА. В 1932 г. НИИ ВВС был переведен на аэродром пос. Чкаловский в районе г. Щелково Московской области. Перебазирование из обыденного события превратилось в первый воздушный парад с пролетом над Красной площадью. Возглавлял строй из 46 крылатых машин по три в ряд самолет ТБ-3 с бортовым номером 311, управляемый экипажем Валерия Павловича Чкалова.

В довоенный период в институте служили известные летчики-испытатели В.П.Чкалов, В.К.Коккинаки, С.П.Супрун, Г.Ф.Байдуков, а также многие другие легендарные летчики и штурманы, доказавшие надежность отечественной авиационной техники в дальних перелетах. В 1927 г. экипаж самолета Р-3 "Наш ответ" в составе летчика С.А.Шестакова и штурмана В.В.Фуфаева выполнил дальний "восточный перелет" по маршруту Москва - Токио - Москва, преодолев расстояние в 22 тыс. километров за 153 часа. В 1929 г. они же вместе со вторым пилотом Ф.С.Болотовым и штурманом В.В.Стерлиговым на ТБ-1 "Страна Советов" за 137 часов летного времени совершили перелет из Москвы в Нью-Йорк и обратно.

Репрессии тридцатых-сороковых годов не обошли стороной и НИИ ВВС. Были арестованы начальники НИИ комкор В.К.Лавров (расстрелян 29.07.1938), комдив Н.Н.Бажанов (22.11.1937, расстрелян 15.09.1938), генерал-майор авиации А.И.Филин (23.05.1941, расстрелян 23.02.1942), генерал-полковник ИАС А.К.Репин (1946).

В первые же дни Великой Отечественной войны на базе НИИ ВВС были сформированы и отправлены на фронт 3 истребительных авиационных полка, два полка пикирующих бомбардировщиков, два авиаполка тяжелых бомбардировщиков, полк штурмовиков, разведывательная авиаэскадрилья и три батальона аэродромного обеспечения. Основу их составили лучшие летчики, штурманы, инженеры и техники из тех, кто участвовал в боевых действиях в Испании, Китае, Монголии и на Карельском перешейке.

В связи с приближением линии фронта к Москве НИИ ВВС летом 1941-го был перебазирован в г. Свердловск (ныне г. Екатеринбург). За время пребывания на Урале институтом проведено 2200 испытаний, в том числе 209 по самолетам, 173 по моторам, 25 по воздушным винтам, 850 по спецоборудованию, 48 по материалам и конструкциям. Выполнено 306 научно-исследовательских работ. Особое внимание заслуживает испытание первого экспериментального истребителя-перехватчика Би-1 с жидкостно-реактивным (ракетным) двигателем.

Приказом НКО СССР от 25 января 1943 г. НИИ ВВС был возвращен в Чкаловский.

В июне 1944 г. институт преобразуется в Государственный научно-испытательный институт ВВС (ГосНИИ ВВС), а группа отделов моторов и топлив - в Управление испытаний моторов и топлив ГосНИИ ВВС. 1 июля 1944 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР ГосНИИ ВВС был награжден орденом Красного Знамени.

Наступила эра реактивной авиации. 15 августа 1945 г. летчик-испытатель НИИ ВВС Андрей Кочетков взлетел на трофейном Ме-262 с турбореактивными двигателями. Затем были испытательные полеты первых отечественных реактивных самолетов МиГ-9, Як-15.

Стремительное развитие реактивной авиации рождало немало проблем. Высокие скорости, казалось бы, не оставляли летчику шансов на спасение в случае его катапультирования при аварийной ситуации. 7 октября 1948 г. на самолете УТИ МиГ-9 летчик-испытатель НИИ капитан Вячеслав Быстров впервые успешно испытал катапультное кресло.

С 1950 г. институт переходит на новый штат. В то время произошли организационные изменения: расформировано Управление испытаний авиационной десантно-транспортной техники (1953 г.), сформирован самостоятельный отдел испытаний самолетных систем и средств аэродромного обслуживания (1954 г.), с 1957 г. - научно-исследовательский отдел главного инженера, а также отдел испытательных установок и аппаратуры (1954 г.).

В период 1954-1960 гг. на испытания стали поступать самолеты-носители ракетной техники, в том числе и сверхзвуковые, а также транспортные самолеты, вертолеты, различное современное оборудование и вооружение, ракеты класса "воздух-воздух", "земля-земля", автоматизированные системы наведения и управления.

Именно здесь были произведены испытания боевых комплексов, поступающих на вооружение в армию в послевоенное время. Среди них истребители МиГ-15, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б, бомбардировщики Ил-28, Ту-4, Ту-16.

С 1960-го г. Ахтубинск Астраханской обл. становится основной базой института, куда перебазировались ведущие испытательные подразделения. Ранее на нынешней территории ГЛИЦ располагался 6-й НИИ ВВС (испытания авиационного вооружения), с 1959 г. - в составе ГК НИИ ВВС. Именно здесь в дальнейшем проводились испытания всех боевых авиационных машин.

1970-1990-е годы - время интенсивных стендовых и летных испытаний самолетов, двигателей для самолетов, вертолетов и ракет авиационного назначения нового поколения. В результате на вооружение были приняты боевые авиационные комплексы МиГ-25 с двигателем Р-15Б-300, МиГ-23 и МиГ-27 с двигателем Р-29-300, Су-17М и Су-24 с двигателем Ал-21ФЗ, МиГ-31 с двигателем Д-30Ф6, Су-25 с двигателями Р-95Ш и Р-195, МиГ-29 с двигателем РД-33, Су-27 с двигателем Ал-31Ф, боевые вертолеты Ми-8 и Ми-24 с двигателем ТВ3-117, транспортный вертолет Ми-26 с двигателем Д-136, самолеты дальней авиации Ту-95 с двигателем НК-12, Ту-22М с двигателем НК-22, Ту-160 с двигателем НК-32, военно-транспортные самолеты Ил-76 с двигателем Д-30КП, Ан-72 с двигателем Д-36, Ан-124 с двигателем Д-18T.

Все эти уникальные машины прошли через сердца и руки летчиков-испытателей центра. А летчики-испытатели Волк, Станкявичус, Бачурин и Бородай, кроме того, выполнили испытательные полеты на БТС-002 - аналоге уникального орбитального корабля многоразового использования "Буран".

В 1990 г. ГНИИ ВВС приобрел современное название - Государственный летно-испытательный центр Министерства обороны имени В.П.Чкалова. Сегодня ГЛИЦ организационно состоит из авиационно-испытательных баз, специализированных по объектам испытуемой техники: ахтубинская база с сетью полигонов; филиал ГЛИЦ в подмосковном Чкаловском; высокогорный полигон в Приэльбрусье (г. Нальчик); воздухоплавательный центр в Вольске.

Центр занимается испытанием новых образцов авиационной техники и вооружения, а также исследованием по расширению боевых возможностей серийной авиационной техники и продлению ее ресурса. С 1920 года по настоящее время здесь испытано более 390 типов самолетов, из которых 280 типов было принято на вооружение. Научно-исследовательская работа в ГЛИЦ ориентирована на методическое обеспечение оценки перспективной авиатехники, разработку общих технических требований ВВС и повышение боевых возможностей серийных летательных аппаратов.

На современном этапе развития авиации специалисты ГЛИЦ оценивали такие авиакомплексы, как Су-27СМ, Су-24СМ, Су-27ИБ (Су-34), Су-30, Ил-80, Ил-82, Ил-76МФ, Ан-70, АН-225, А-40, М-17, Як-130, Ми-34, дистанционно-пилотируемые летательные аппараты "Пчела" и др.

В настоящее время структура центра включает в себя штаб, летно-испытательный центр, управление летных испытаний и оценки эффективности, управление испытаний и оценки эффективности средств авиационного базирования, управление испытательных трасс и полигонов, управление специального авиационного вооружения.

Уникальность центра определяет входящий в состав ГЛИЦ трассово-измерительный комплекс - размеры его территории и воздушного пространства, обеспечивающие необходимую безопасность боевого применения авиационных средств поражения, а также географическое положение с разнообразным рельефом местности и климатическими условиями позволяют организовывать до 300 летных дней в год.

Крупнейший в мире ахтубинский полигонно-измерительный комплекс сегодня - это боевые поля с разнообразной мишенной обстановкой, обширное воздушное пространство, отведенное для полетов, протяженное маловысотное измерительное поле, система управления летными экспериментами и воздушным движением, информационно-вычислительный центр. Боевые поля, расположенные на территории России и Казахстана, оборудованы визуальными, пассивными и активными радиолокационными мишенями, имитирующими различные объекты от точечной цели до фрагментов крупного индустриального центра.

Район испытательных полетов размером 200x600 км оснащен системой командных пунктов, позволяющих одновременно управлять несколькими десятками летательных аппаратов, а также системой измерительных пунктов, оборудованных радиотехническими и оптическими средствами траекторных и радиотелеметрических измерений.

Сегодня в ГЛИЦ проводятся летные испытания и доводка всех видов авиационной техники, исследования по расширению боевых возможностей и применению авиационных средств поражения, испытания средств посадки и спасения экипажей авиационно-космических комплексов.

В ходе подготовки и проведения летного эксперимента объединяются усилия инженеров и техников, служб обеспечения и управления. Вся история центра подтвердила необходимость такой научно-испытательной организации своей практической деятельностью, в результате которой была дана государственная оценка тысячам образцов опытной авиационной техники разработки ОКБ Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева, Антонова и других. Многие из них получили заключение о запуске в серийное производство и приняты на вооружение ВВС России и эксплуатируются зарубежными странами.

За последние полвека специалистами ГЛИЦ проведено более 5000 летных и наземных испытаний различных образцов авиационной техники и вооружения с выполнением уникальных летных экспериментов: пуски крылатой ракеты "Буря"; отработка схемы захода на посадку многоразового космического корабля "Буран"; групповые пуски низко-высотных крылатых ракет; испытания маловысотного комплекса Су-24 при полетах с огибанием горного рельефа; перехваты высокоскоростных малоразмерных крылатых ракет-мишеней на больших и малых высотах; испытания комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50; перехват и поражение одновременно нескольких воздушных мишеней одним самолетом-перехватчиком.

Ахтубинск - "мекка" российской военной авиации, где оттачивается боевое применение новейших авиационных комплексов. Ни одна боевая машина, созданная известными российскими КБ, не попадает на вооружение ВВС, не пройдя в ГЛИЦ государственных испытаний. Здесь из техники летчики-испытатели, рискуя собой, выжимают все, на что она способна, не оставляя без пристального внимания малейшие недоработки.

Сегодня ГЛИЦ возглавляет летчик-испытатель Герой России генерал-лейтенант Юрий Трегубенков. В различные годы в ГЛИЦе проходили службу более 100 Героев Советского Союза, из них 5, удостоенных этого звания, дважды. Более 100 представителей Центра стали заслуженными летчиками и штурманами СССР и РФ, более 30 - лауреатами Ленинской и Государственной премий. Нынешнее поколение испытателей с честью приумножает сложившиеся традиции. В настоящее время в ЛИЦе проходят службу 9 Героев России, а в ГЛИЦ всего их 15.

Летные испытания, к сожалению, не всегда оканчиваются успешно. 45 имен погибших летчиков-испытателей высечено на мраморных стелах мемориального комплекса "Крыло Икара", к которому в день юбилейных торжеств будут возложены венки и цветы. Многие из тех, кто не вернулся из испытательного полета, в совершенстве знали технику, верили в нее. Однако небо не прощает конструкторских, инженерных, технологических ошибок...

Традиции многих поколений испытателей, постоянный научный поиск в этой сфере составляют золотые страницы развития авиации. Эти страницы хранят имена тех, кто, поднимая самолеты в небе над Ахтубой, ведет их через тернии к звездам.

Александр Пинчук

 

Сообщение ТАСС о запуске "Бурана" Рассказ о полете "Бурана" Автоматическая посадка "Бурана" Библиография "Бурана" и других многоразовых космических систем Все о книге Вадима Лукашевича и Игоря Афанасьева "Космические крылья" Мемуары (воспоминания) участников пуска "Энергии" и "Бурана" и других интересных событий в истории отечественной космонавтики Чертежи изделий ракетно-космической и авиационной техники Наш космический скринсейвер, демонстрирующий полет "Бурана" и другие эпохальные события в истории отечественной космонавтики Ваша "гостевая книга" Ваши отзывы, замечания и комментарии сайта www.buran.ru Наши обои для рабочего стола вашего монитора Авторские песни о Байконуре Тараса Вороны Карта сайта www.buran.ru Наиболее часто встречающиеся вопросы о "Буране" Информация об авторе проекта www.buran.ru
назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше назначение кнопки см. выше

Rambler's Top100 Service

Последняя версия мультимедийной энциклопедии на диске Blue-ray
Промежуточная версия мультимедийной энциклопедии на диске DVD-Rom

Все права защищены. Любое использование любых материалов с сайта (http://www.buran.ru) или из мультимедийной энциклопедии "Буран" (на носителях CD-Rom, DVD-Rom или BD-Rom) в коммерческих или рекламных целях возможно только с письменного разрешения web-мастера (Лукашевича В.П.). При использовании наших материалов в некоммерческих целях ссылка на источник (для интернет-сайтов - "линк") обязательна.