Парад суверенитетов

02 октября 1991 года на Байконуре был запланирован пилотируемый запуск, впервые - уже не в СССР, но в некоем образовании из трех букв - "СНГ"... На борту космического корабля - международный экипаж: Александр Волков, Тохтар Аубакиров и Франц Фибек. Мы еще не успели привыкнуть, что "Союза нерушимого" больше нет, но Нурсултан Назарбаев в своем "Приветствии..." по случаю этого полета уже говорит: "...казахско-австрийский полет в космос...", упоминая вскользь о командире корабля - гражданине России..., не забывая, однако, "...выразить большую благодарность всем советским и австрийским специалистам...." Сам запуск оказался хорошим поводом для Назарбаева собрать к себе всех новоявленных президентов и прочих премьеров "республик свободных" дабы обсудить вопрос - что делать с космодромом Байконур, "доставшимся" Казахстану и принесшим ему "всемирную известность"? Вот так - все смешалось тогда...
Поприсутствовать на запуске изъявили желание правительственные делегации почти всех бывших советских республик, за исключением Прибалтийских. 02 октября - каждый на своем самолете, запланировали дружно вылететь на Байконур. Место посадки - аэродром "Юбилейный" - посадочный комплекс "Бурана". Ну а куда же еще? Это же суперсовременный аэродром! И это круто! По взрослому, по космически...
А на Юбилейном в это время.... Личный состав в/ч 03079 еще поддерживал готовность комплекса к приему если уже не орбитальных кораблей, то, хотя бы, самолетов. Но разложение Советской Армии было налицо. В аккурат на 7-е ноября 1990г. бойцы, призывавшиеся с Украины, водрузили над солдатской столовой "жовто-блакитный прапор", требуя чтобы их немедленно уволили и отправили домой. Украинское "землячество" на посадочном комплексе насчитывало около 150 человек. Политорганы считали, что волнения были спровоцированы "бытовухой", хотя уже через два года сам начальник космодрома генерал Крыжко "ушел" с Байконура молча, "по-английски", осев где-то в той же неньке-Украине...

В ночь с 1-го на 2-е октября 1991г. группа руководства полетами (ГРП) в составе двух Серег - Грачева (руководитель полетов - РП) и Смородина (руководитель посадки самолетов - РПС), осталась на аэродроме. Поздно вечером ожидалось прибытие самолета с руководством Кзыл-Ординской области. Дабы подготовить прием высоких гостей: проконтролировать постановку больших армейских палаток на стоянке самолетов, накрыть дастархан и всякое прочее... На посадочном комплексе кое-какой опыт в этом плане имелся - еще со времен приема Генсека Горбачева в мае 1987-го... Маленький самолетик "Л-410" благополучно приземлился на посадочном комплексе, залитом огнями светотехнической системы. Остальная "кавалькада" ожидалась с утра. Серега Смородин ушел ночевать на стоянку аэродромно-технического обеспечения (АТО), в "хозяйство" Вити Сорокина. Я остался на объединенном командно-диспетчерском пункте (ОКДП) в нашей комнате отдыха.
Утром наш московский авиационный начальник полковник А.Сухарев с места стоянки самолетов по громкой связи выдал расклад прибытия-убытия литерных бортов. Сначала с аэродрома Крайний перелетает Ту-154 с журналистами и всякой прочей прессой. Затем - прибытие основных 12 бортов. Потом "журналистский" Ту-154 перелетает обратно на Крайний, а взамен ему вылетает Ту-154 для Федерального президента Австрии, уже находившегося на Байконуре и дающего последние напутствия своему космонавту перед стартом. Запуск был запланирован где-то на 12-13 часов местного времени (точно не помню). К этому моменту все самолеты должны быть посажены, а делегации отправлены на наблюдательный пункт. После запуска и общего сабантуя - разлет. Такого интенсивного воздушного движения на Юбилейном еще не было никогда, ну, разве что в апреле 1991-го, когда обеспечивали авиационный фестиваль в честь 30-летия полета Гагарина. Но тогда работала объединенная группа руководства полетами - наша и представители Летно-исследовательского института, а теперь... Ну, да ладно - справимся, всякими полетами руководили, "Буран" посадили - чего уж там! Каждая такая работа - как подарок, как живительный глоток свежего воздуха на умирающем посадочном комплексе...
С раннего утра начинается традиционный "ритуал" руководителя полетов - оценка наземной, воздушной и метеорологической обстановки. Вызываю "пожарку" для выезда на осмотр полосы и нужно оставить кого-то на "вышке" - в зале управления полетами на ОКДП: начать проверку радиотехнических средств обеспечения полетов, отвечать на звонки. Связываюсь по громкой связи со стоянкой АТО, прошу прислать Серегу Смородина - пора уже! А Витя Сорокин полунамеками сообщает, что РПС спит еще и разбудить его нельзя... Ну, понятно... Знаю я это традиционное гостеприимство аэродромщиков! Мясца с картошкой пожарить вечерком, фляжка со спиртом имеется всегда, и если в ночь - то до утра...
Ну, что ж - до приезда мотовоза еще пару часов, пока Вовчик Обухов приедет - второй РПС-ник. Делать нечего: сажаю в кресло РП солдатика - всем отвечать, что ГРП на летном поле проверяет готовность аэродрома, а сам - вниз, "пожарка" уже подъехала. По пути захожу в диспетчерскую. Заявки на полеты начали поступать еще с вечера, план перелетов уже составлен. Так, смотрим какой у нас тут расклад. Россия, Беларусь, Украина и Молдова летят с севера, - будем встречать со стороны Аральска и заводить по 5-му коридору. Азиатские республики летят с юга, - значит вход 1-м коридором, через привод аэродрома Крайний. Так, а где Грузия? В плане грузинского борта не наблюдаю, может быть заявка не прошла или подойдет срочным планом? Время прибытия у всех одинаковое, надеюсь, что Кзыл-Ординский районный центр (РЦ) обеспечит установленные для литерных бортов 15-минутные интервалы.
Теперь - к дежурному синоптику. По прогнозу - погодка отличная, по ветру будем работать с основным посадочным курсом - 60 градусов

Примечание web-мастера: Автор имеет ввиду  истинный посадочный курс N1 с азимутом 66º36'22", отсчитываемом от направления на север по часовой стрелке. Это направление захода на посадку с юго-запада обозначено как НП2 на схеме комплекса "Вымпел"

Ну а теперь можно и на полосу прокатиться. Традиционно РП осматривает полосу на пожарной машине, - чтобы всем было видно! Поехали...
Сколько раз пришлось ездить по этой бетонке? Не мерено... Уже, кажется, знаешь наизусть каждую плиту. Машина разгоняется, движок гудит ровно и кажется, что мы стоим на месте, а взлетка сама несется навстречу. Притормаживаю водилу, полегче... Нужно смотреть в оба - вдруг какой-нибудь камешек или железка валяются. В свое время летающая лаборатория ЛЛ-22 (МиГ-25) всосал с полосы какой-то посторонний предмет - пришлось менять двигатель... Пять километров в одну сторону, пять - в другую. Нет, все чисто. Аэродромщики славно поработали своими "пылесосами"! Ну, все - теперь быстренько на "вышку", давать команду на включение и проверку приводных радиостанций, радиолокаторов, систем навигации и посадки, средств связи... Давать "добро" на вылет всем, кто хочет к нам прилететь. Потому как если РП этого не скажет - никто не смеет вылетать, будь ты хоть трижды Президент... Сегодня у нас все готово, системы работают, как часы, поэтому вовремя даю "добро". Авиадиспетчер передает его в Кзыл-Ординский РЦ и далее наше "милости просим" уходит в Москву, Киев, Минск, Алма-Ату и остальные столицы... Теперь можно немного расслабиться и ждать вылетов.
Все вылетели вовремя, по плану. Делаю предварительный расчет времени прибытия. Получается почти одновременно, но это пока "штилевой" расчет, ветер на маршруте внесет свои коррективы. Жду когда начнут выходить на связь, еще немного - и начнется... Сейчас, по прошествии времени, точных позывных бортов уже не помню - придется придумывать произвольные. Единственное, что осталось в памяти навсегда, - позывной аэродрома Юбилейный - "КОЗЕРОГ". Итак...
- Козерог-подход! Я борт 65801, следую по трассе на эшелоне..., Аральск рассчитываю в..., прибытие в...., прошу условия! (Смотрю в план: ага, это - россияне!).
- 65801! Козерог на связи! Добрый день. Вход 5-м коридором. Работаем с курсом 60, погода хорошая, ветер..., давление на аэродроме..., температура... Снижение по расчету под управлением РЦ. Эшелон 4500 доложите.
- Вас понял. Доложу.
Началось! Один за другим прорезаются голоса: - Я борт 65802..., следую..., прибытие..., прошу! - ...Я - 65803..., прошу...! - ...65804!...., - ...65805!... РП уже не смотрит в план, где кто - Украина, а где - Армения! Некогда! Всем надо ответить, не перепутать позывные и всем выдать условия. Успеваю только записать расчетное время прибытия. Что-то слишком кучно получается! Временные интервалы по трассе минут 5, - неужели РЦ так и не обеспечил положенные интервалы? Это же литерные борта!!! И летят двумя потоками - с севера и с юга! Прямо "звездный налет" получается. Ладно, разберемся...
Связываюсь по громкой связи с "вышкой" аэродрома Крайний. Там дежурит РП Сергей Павлович Калинин (позывной у них - "Бугристый"):
- Палыч! У меня все вышли на связь, условия выдал, давай, запускай этого - с журналистами. Успеет до прибытия основных!
- Хорошо, Серега. Понял, запускаю!
Лететь ему минут 10, но пока запустит, вырулит, зарулит... Должен успеть! И точно:
- Козерог! Я 84813 с Бугристого взлет произвел, 500 метров, посадку рассчитываю в..., прошу условия посадки!
- 84813, я Козерог, добрый день! Посадочный 60, ветер..., давление..., температура..., займите 600 метров, рассчитывайте к 4-му развороту, заход по системе, контроль РСП!
- 84813 понял!
В расчетное время шасси Ту-154 касаются бетона полосы, мелькнуло сизое облачко горелой резины пневматиков. Есть первая птичка! Зарулил на стоянку, выключил двигатели. Как приятно созерцать красавец-лайнер на бетонке посреди голой степи! Закуриваю "беломорину", жду остальных... Мысленно прикидываю план входа в район аэродрома и порядок захода на посадку. Управлять воздушным движением не сложно: главное - сформировать ПОТОКИ самолетов, на безопасных интервалах и дистанциях, а дальше все пойдет, как по маслу - только успевай принимать контрольные доклады и отвечать на них. И еще надо уметь предвидеть ситуацию в воздухе хотя бы на 5-10 минут вперед, быть, как говорят, "на пол-шага впереди времени", при этом находится в постоянной готовности к действиям в нештатных ситуациях. Итак: те борта, которые идут 5-м коридором, должны прийти чуть раньше - снижем и заводим на посадку одного за другим с ходу, к 4-му развороту, это будет основной поток; входящие по 1-му коридору - выводим на привод на эшелоне 1200 метров и строим заход "левой малой коробочкой", если будут мешать основному потоку - пусть покрутятся над аэродромом, буду "втыкать" их по одному на посадку по возможности. Обговариваем план действий с РП аэродрома Крайний. Они будут снижать борта по 1-му коридору, и передадут мне управление на удалении 25 км. И, главное(!), прошу выпустить самолет австрийского президента, когда у меня все будут сидеть на земле. Договорились.
- Козерог, я - 65801! Эшелон 4500, под ваше управление!
- 65801, я - Козерог! Снижайтесь, к четвертому развороту, эшелон 1500 доложите.
- 65801 понял, снижаюсь, 1500 доложу.
Не успел я отпустить тангенту микрофона, как тут:
- Козерог, я - 65802! Эшелон 4500, под ваше управление!
Нет проблем! Поток сформирован, правда, идут кучно, ну ничего, идите сюда, миленькие, всех посадим!
- Козерог ....! ...под ваше управление...
- Снижайтесь,...доложите...
- ...доложу...
- ...доложу...
- Козерог, я 65805! Удаление 25, эшелон 1200, под ваше управление!
Ага! Это ребятки по 1-му коридору пожаловали! Кто это? Мельком смотрю в план - так, из Алма-Аты. Назарбаев...
- 65805, я - Козерог! Сохраняйте 1200, на привод, левая малая, заход по системе, привод доложите!
- 65805 понял, сохраняю 1200, привод доложу.
- Козерог, я - 65801! Эшелон 1500 занял.
- 65801! Занимайте 600 метров, эшелон перехода 1200 по давлению....
- 65801 понял, снижаюсь.
На экране диспетчерского локатора хорошо видны цепочки зелененьких отметок, с каждым оборотом антенны "прыгающие" все ближе к центру экрана. Летят родимые! А, вот уже первого наблюдаю визуально, в бинокль - серебристая точка на фоне голубого неба!
- Козерог, я - 65801! Шасси, закрылки выпущены, к посадке готов!
- 65801! Удаление 12, проверьте шасси, закрылки, ветер ...градусов, ... метров, посадку разрешил!
- Понял, разрешили.
Теперь нужно контролировать снижение по глиссаде, а экранов посадочного локатора перед глазами то нет! Они справа, чуть ниже, на рабочем месте РПС, но руководитель посадки спит сладким сном где-то в теплом вагончике на стоянке... Блин... Приходится изогнуться и через пульт связи заглянуть на экраны. Все нормально - курс, глиссада, снижается как по ниточке! Проходит дальний привод, теперь не помешает глянуть на него "в натуре", "вооруженным" биноклем глазом, убедиться, что шасси действительно выпущены. До касания бетона - несколько секунд...
- Козерог, я - 65802! Шасси, закрылки выпущены, к посадке готов!
Э, да какой ты шустрый! Пусть этот, первый, сядет и освободит полосу и только тогда...
- 802-й! Удаление 10, проверьте шасси, закрылки, ветер ...градусов, ...метров, снижайтесь, дальний 200 доложите, посадка дополнительно!
- Вас понял, дальний 200 доложу.
Первый плавно коснулся бетона и начал замедлять пробег. Ну, давай, шустрее!
- 801-й! Поэнергичнее освобождайте полосу по РД 2, на стоянку, по командам встречающих!
- Понял.
Вроде бы успевает, а то второго пришлось бы отправлять на повторный заход по кругу...
- Козерог, я - 65805! Прохожу дальний 1200!
Ага, со второго потока начали входить в круг полетов...
- 805-й! По давлению аэродрома... занимайте 600 метров, заход - левая малая!
- 65805 понял, снижаюсь.
- Козерог, 65802! прохожу дальний, к посадке готов!
- Козерог, я - 65803! 600 метров занял, шасси, закрылки выпущены, к посадке готов!
- Козерог, я - 84806! На 1200, с Бугристым отработал, под ваше управление!
- Козерог, я - 65807! ....под ваше управление!
- Козерог, ...85804! ...65803! ...

Вот это "куча мала" получилась! Но РП четко держит в голове "картинку" воздушной обстановки! Главное - не перепутать позывные, где, кто, на какой высоте...
- 802-му посадку разрешил, условия прежние!
- 805-й! Выполняйте четвертый, удаление 22!
- 809-й! Сохраняйте 1200 на привод!
- 803-й! Проверьте шасси, закрылки, ветер..., посадку разрешил!
Ой! Что я сделал! Разрешил посадку, а полоса занята! Впереди идущий борт еще на пробеге!
- 65803-й понял, разрешили, борт на пробеге наблюдаю, посадка по готовности полосы...
Молодец! Соображает! Помогает... А что это так много посторонних появилось на летном поле? Группками и по одному идет народ, разбредается по своим участкам и объектам. Ага! Мотовоз приехал! Ну, сейчас мы вам покажем "аэропорт Внуково"! Юбилейный гудит, как гнездо реактивных пчел... Где-то там Вовка Обухов должен быть на подходе... В зал управления полетами стали заходить люди, не отошедшие еще от мотовозной спячки. Мозги у всех светлые, не забиты всякой чепухой - вроде воздушной обстановки... Сзади подошел Анатолий Павлович Белоусов - единственный авиатор в штабе 6-го управления:
- Как дела, Серега?
- Все нормально, Палыч! Работаем...
- А где второй? (Кивает на пустое рабочее место РПС-ника)
- Щас подъедет...
- Понятно...
Палыч все понимает без слов. Летал в Афгане на вертушках. Был ранен, списан с летной работы, каким-то образом попал на Байконур... - Знакомые пейзажи, говорит. - Нравится...
Вдруг с места стоянки самолетов по громкой связи выходит полковник Сухарев:
- РП! Сейчас будет запускать двигатели Ту-154, который привез журналистов. Выпускай его на Крайний!
- Товарищ полковник! А может чуть попозже? Когда все сядут!
- Нет! Он тут мешает, на стоянке не хватит места для всех!
- Понял...
От блин... Оно, конечно, на стоянке разруливать борта проще. Попробовал бы в небе! Быстренько соображаю: рулить по магистралке и занимать полосу по первой рулежке... Так. А что это за процессия машин несется по шоссе? Черные "Волги", "Чайки" и прочие лимузины... А, ну да, мы же тут принимаем президентов и всяких прочих премьеров! Им положено ездить с комфортом. Но эти "черные воронки" сейчас же поедут на стоянку к своим самолетам! И, конечно же, по магистралке. А навстречу им будет рулить Ту-154. Нет, не разъедутся... Вызываю по громкой Витю Сорокина, он у нас - комендант аэродрома.
- Витек! Срочно бери свою машину, бойцов оцепления и вперед - перекрывай первую рулежку в районе площадки перегрузки!
- А что там, Серега?
- У меня будет выруливать борт, а навстречу ему несется стая "воронков"!
- Я понял! Сейчас мы этих гадов затормозим!
В этом я не сомневаюсь. Витя умеет наводить порядок на летном поле! У него имеется острая "заточка" из напильника. Сколько он уже попротыкал шин у всяких МАЗ-ов, КАМАЗ-ов, пока отучил всех ездить по взлетной полосе, когда не положено? Не сосчитать...
- Козерог, я - 84813, прошу запуск.
- 813-й, запускайте.
- Козерог, я - 65808. 600 метров занял,....к посадке готов.
- ...посадку разрешил, условия....

На полосу продолжают плюхаться самолеты. Один за другим. На безопасных интервалах и дистанциях... Ну где же этот Обухов?! А, вот и он.
- Привет, Вовчик! Быстренько садись за экраны, потом покуришь!
- А чего тут?
- Вот смотри: этот 806-й - на посадочном, этот - между третьим и четвертым разворотами на 600 метров, этот - прошел привод на 1200, снижается до 600, этот подходит к приводу на 1200. И еще четыре борта "Бугристый" снижает по 1-му коридору, жди на удалении 25. Все понял? Врубился в обстановку?
- Ну вроде-бы... Да...
- Давай, управляй!
Теперь можно немного расслабиться, заняться выруливанием ТУ-шки, следить за посадками, контролировать общий порядок на летном поле в пределах визуальной видимости, так сказать. Ну а в ближней зоне и зоне посадки пусть Вовочка языком поработает.
По рации выходит Витя Сорокин:
- Старт, я - 32-й!
- Отвечаю, 32-му.
- У меня все в норме, рулежка перекрыта, "воронки" послушно стоят и ждут команды!
- Хорошо, пусть подождут.
Прямо под окнами ОКДП движется самолет, звенят турбины. Теперь можно достать из пачки смачную "беломорину".
- 813-й, занимайте предварительный по 1-й РД, взлетный 60, на полосу - по команде!
- Понял, по команде.
Так, что у нас там, на посадочном курсе? Смотрю на экран локатора: один борт подходит к дальнему. Даю посадку. Следующий - подходит к 4-му развороту на удалении 25. Попробуем "воткнуть" журналистскую ТУ-шку на взлет , между двумя заходящими бортами, а то будет стоять на месте и жечь свою керосинку.
- 813-й! Какая у вас взлетная дистанция?
- 2000 метров.
- Взлет рассчитывайте сразу от рулежки и поэнергичнее!
- Понял!
Длины полосы хватит - она же "Бурановская"! А то если порулит в начало - точно не впишется в поток и "поломает" его...
- 813-й! После посадки 806-го сразу на полосу и после освобождения взлетайте!
- Понял, сделаем.
Ну, все получается неплохо. Как учили. 813-й взлетел благополучно и никому не помешал. Как говориться - "Баба с возу...". Передал под управление "Бугристому" на Крайний. Разминаю пальцами ту же самую "беломорину". И тут...:
- Козерог, я - борт 84815!
- Козерог ответил 815-му.
- 84815, взлетел с Бугристого, следую к вам на 500 метров, посадку рассчитываю в..., прошу условия подхода и посадки.
Это Вовочка связь ведет. Спрашивает у меня - кто это? Я не могу понять, смотрю в план... Блин! Это же самолет президента Австрии! Какого хера! Мы же договаривались! Мудаки! Связываюсь с вышкой Крайнего:
- Палыч! Ответь! Вы чего это там?
Отвечает Миша Гордеев, он у них там руководит посадкой:
- Слушаю...
- Мишка, хули вы там делаете?! Мы же договорились запускать "австрияка", когда все сядут!
- Ну... Он попросил раньше...
Ох, знаю я эту привычку: "Летчик просит - надо дать!" В целом это правильно, но только не сейчас... Делать нечего, выдаю условия посадки 815-му. Будем как-то и его "втыкать" в поток - не возвращать же обратно. Главное - два борта идут навстречу на одной высоте: один - от нас, другой - к нам. Смотрю на экран локатора. Расходятся нормально, между ними километров 10. Но что-то Вовочка задергался, слышу - начал путать позывные, а это чревато... Тут он и вовсе бросает микрофон: - Да ну их на х..й!!!" И трясущимися руками хватается за пачку сигарет. Я втыкаюсь взглядом в экран локатора, а там - пусто! Потух экран! Что за х..йня?! По громкой - в аппаратную радиолокационной системы посадки (РСП):
- Боря! Что у тебя с локатором!!!
- Да, щас я на минуту снял "высокое", чуть подрегулирую, чтобы было лучше видно...
- Блядь! Мудак!! И так все было видно за..бись! Врубай локатор обратно, у меня борта идут лоб в лоб!!!
- Да щас...
Прапорщик Боря Седышев - мой друг. Его позицию РСП можно называть "хозяйством", "фазендой" или еще как-то так в этом роде. Его умной головой и золотыми руками уральского мастерового сделан полностью автономный объект, на котором можно пережить даже ядерную войну. И это не случайно. Срочную, затем и сверхсрочную службу он проходил на Байконуре в 1970-е годы, в боевой части РВСН, вооруженной "глобальными" ракетами с ядерными боеголовками. Так что это - у него в крови... Но сейчас он явно перестарался.
Что делать?! Шарю взглядом по пультам, а в это время в небе - мчащиеся самолеты, обстановка меняется каждую секунду и я ничего не вижу! Вдруг взгляд падает на выносной индикатор системы ближней навигации. Редко когда приходилось им пользоваться. Лучик развертки быстро вращается со скоростью 100 оборотов, да и сама развертка вечно какая-то "сплюснутая", все никак не могут ее отрегулировать... И видно на экране только те самолеты, на борту у которых включена специальная система. Ох, ну лишь бы она была включена в этот раз! Всматриваюсь в экран. Ага, что-то есть!
- 815-й! Ваш азимут 195, удаление 20 подтверждаете?
- Подтверждаю.
Так, это - "австрияк". Как бы не приходилось выражаться на "вышке", материть всех по наземной связи, но в эфир нужно выходить ровным, спокойным голосом. В небе не должны знать, какой тут бардак творится на земле. А где остальные отметки? Ага, вот кто-то подходит к 4-му развороту. Это должен быть 807-й... И куда это несется 815-й?
- 815-й! Какой у вас курс?
- С курсом 330 следую к четвертому развороту...
Ё-моё-ё-ё-ё!... У РП по спине побежал холодок. Идут строго лоб в лоб и на одной высоте! Это только на экране локатора - маленькие зелененькие прыгающие отметки. Но ты то знаешь, что каждый такой "светлячок" - несущийся на огромной скорости лайнер, на борту которого - экипаж и дремлющие в салоне пассажиры... И нет ничего страшнее для РП, для диспетчера УВД, чем видеть на экране сходящиеся отметки. В такие моменты задница начинает обливаться холодным потом, но ты этого не замечаешь... Между несущимися навстречу самолетами расстояние - 20 км, каждые 6 секунд оно сокращается на 2 км!
- 815-й! Отворот влево на курс 240!!!
Команда подается достаточно резко, экипаж должен понять, что отворачивать нужно немедленно и покруче. Видят ли они друг друга? Вряд ли... Экипажи пассажирских самолетов больше смотрят на приборы, и слушают команды с земли. Если и увидят, то это может оказаться последним видением в их жизни... Вижу на экране, как одна из отметочек начала плавно менять направление своего перемещения. Успеет ли? Вроде бы да! Расходятся...
- 815-й! Ваш курс?
- В развороте - 210.
- Продолжайте на курс 180!
- Понял, 180.
Разворачиваю его на обратный от аэродрома курс. Нечего взлетать не вовремя. Пусть теперь покрутится. Полюбуется пейзажами Байконура. Где-то там, на подходе еще четыре борта. Связываюсь с вышкой аэродрома Крайний:
- Палыч! Ответь Юбилейному!
- Слушаю. (Это опять Мишка Гордеев).
- Значит так! Те борта, что у вас на подходе, заводите в свою зону ожидания, пусть покрутятся у вас над точкой, а потом, по моей команде, будете направлять ко мне по одному!
- А чего у вас там? "Пузыри" пускаете? (От, паразит, - еще и подкалывает! Тебя бы сюда...).
- Да нет, у нас тут все нормально, просто нечего борта запускать, когда не надо! (Не стану же я ему говорить, что РСП отказала, - магнитофон все пишет, доказывай потом, что ты не верблюд).
- Ага, ну ладно. Сделаем.
Сделали. Закрутили всех на виражах. Тут и диспетчерский локатор РСП заработал. Вот и заключительный самолет коснулся полосы.
- Козерог! 65812-й полосу освободил.
- 812-й, на стоянку, встречающих наблюдаете?
- Наблюдаю.
- По командам встречающих...
- Понял...
Пусть теперь на стоянке машут руками, всех расставляют по местам...
Из той самой "смачной беломорины" высыпался весь табак, пока я "разминал" ее пальцами. Достаю следующую...
- Вышка! Ответь стоянке АТО! (Витя Сорокин...)
- Отвечаю!
- Тут один борт не слушается моих команд! Не хочет заруливать, куда положено!
- Щас разберемся...
- 812-й! Почему не выполняете команды встречающих?
- А я рядом с азербайджанцем не хочу становиться!
А ты кто такой? Смотрю в план. Армения... От, блин! Карабах твою мать! В чистом то поле разойтись не могут...
- Ну, тогда становитесь, где хотите, на свободное место!
- Понял...
Рулите хоть под сопку Ушкызыл, что видна на горизонте, только оставьте меня в покое...
- Витя! Пусть рулит куда хочет! Поставь между ними какие-нибудь машины, а то еще пальбу учинят!
- Понял...
Покатил в дальний угол стоянки. Стал. Выключил двигатели. Все...
РП наконец-то поднес зажженную спичку к "беломорине". Одна затяжка, другая... Какие-то "недоделанные" папиросы выпускает Ленинградская табачная фабрика им. Урицкого! Достаю еще одну, закуриваю. Теперь можно встать с кресла. Чувствую - ноги, как ватные, покачивает... Оглядываюсь вокруг, начинаю замечать лица присутствующих. Знают ли они, что только что творилось в небе? Даже и не подозревают. Ну и ладно... Теперь срочно - на свежий воздух! Закуриваю третью подряд "беломорину" и выхожу на балкон. Смотрю на стоянку, заполненную, как никогда, самолетами. Все - с надписями "АЭРОФЛОТ", и у всех на хвостах красуется - "СССР - ". Не успели еще перекраситься... А вон и белый вагончик, в котором сладко спит Серега Смородин. Ну, хоть бы глоток спирта принес хлебнуть! Не дождешься...
По рулежке одна за другой просвистывают мимо черные лимузины. Суверенные президенты едут. Скоро запуск. Ну, посмотрим, посмотрим... Где-то через час прямо на горизонте, чуть левее диверторов 110-й площадки - "бурановского" стартового комплекса, появилось пыльное облако из которого со все возрастающей скоростью начала подниматься ярко сверкающая точка. Пошла родимая! Вскоре послышался звук, похожий на громовой треск раздираемой небесной парусины. И этот характерный инверсионный след, быстро разметаемый струйными течениями в районе тропопаузы... Каждый запуск на Байконуре - зрелище неповторимое. Привыкнуть невозможно!
Президенты наверняка потянулись на фуршет где-то там, на "двойке". Пора бы тоже чайку попить. До разлета по плану еще часа три. Как говорится: "Война-войной, а обед - по распорядку". Пойду-ка я на РСП, заодно и с Борей Седышевым проведу "разбор полетов".
Не спеша, спустился по лестнице с шестого этажа ОКДП, вышел на улицу. По проторенной тропинке пересек магистральную РД, на пути к позиции РСП свернул чуть вправо - там стоит прозаическое сооружение с весьма глубокой ямой. (На некоторых знаменитых фотографиях "Бурана" в момент посадки это сооружение хорошо вписалось в кадр). Затем, по мощеной бетонными плитками дорожке, захожу на "фазенду". Слышен громкий лай сторожевого пса, охрана - будь здоров! Справа, под низкой двускатной крышей - хранилище питьевой воды - вкопанная глубоко в землю пятикубовая цистерна из чистейшей нержавейки. Умудрился же Боря ее где-то достать! Впрочем, на взорванных пусковых шахтах баллистических ракет такого "добра" - навалом, а он знает, где искать... Далее - душевая, а налево - жилой домик дежурной смены. Обычный "вагончик", но под ним выкопан глубокий подвал, так называемый "зиндан", оборудованный по всем правилам фортификации. Грунт в этих местах весьма плотный, подземных вод нету, - можно копать и копать вглубь, пока не надоест. До пола "зиндана" получилось метров 5-6. Но и это не все. Перед дверью в помещение, оборудованное под фотолабораторию, находится люк, по которому можно было спуститься еще глубже, - здесь имеется небольшой продуктовый склад. И это - еще не все "достопримечательности" этого "хозяйства"! Впрочем, поднимемся на землю и "вернемся к нашим баранам"...
- Ну что, Боря, на хрена ты выключил локатор?
- Да, понимаешь, смотрю на экран и вижу, что-то резкость стала пропадать. Я подумал, что магнетрон начал барахлить, дай, думаю, переключу на резервный...
- Но у тебя хоть радиостанция на частоте управления была включена?
- Ну да, а как же!
- И ты что, не слышал, что там творилось в воздухе?
- Да хрен его знает! Бормотание какое-то...
Конечно, что ему этот радиообмен! Знай себе, глядит на свои мигающие лампочки, показания вольтметров-амперметров и пощелкивает тумблерами...
- Ладно, пошли чай пить!
Чаевничать на РСП - это нечто особенное! Берется пол-пачки черного грузинского чая и засыпается в сырую воду, залитую в обычный электрочайник. После включения в сеть, главное - не пропустить момент начала закипания. Потом чаек должен отстоятся минут 5-10, "осесть". Чефир не чефир, но бодрит хорошо! Кружка такого чая - эквивалент рюмке спирта...
Теперь пора и на "вышку". Скоро разлет.
К запланированному времени вылетов радиоэфир снова "ожил":
- Козерог, я - 65801! Прошу запуск.
- 801-й, запускайте.
И тут же, практически сразу:
- Козерог, я - 65802! Прошу запуск.
- Козерог, я - 65803! Прошу запуск.
- Козерог, я - 65804! Прошу запуск.

Э, нет, ребятки! Теперь будет, как положено. По нашему:
- 802-му, запуск через 15 минут.
- 803-му, запуск через 30 минут.
- ....
- 812-му, запуск по команде....
- ...понял. -....понял. -...понял...
То-то же... Вобщем, подзадержались президенты на Байконуре. Надышались свежим степным воздухом. Да и мы, что-то заработались. Мотовоз уже ушел, чем будем добираться домой? Не оставаться же на вторую ночь! На стоянке самолетов остался одинокий самолетик Л-410, тот, который из Кзыл-Орды прилетел. Стоит, позабытый всеми. Областное начальство укатило в Ленинск догуливать.
- 24303-й! Ответьте Козерогу!
- Отвечаю, 303-й.
- Порожняком будете уходить?
- Да, на Бугристый.
- Ну, тогда нас заберите с собой.
- Хорошо. Когда?
- Сейчас мы тут все повыключаем, позачехляем, сдадим под охрану... Где-то через полчаса.
- Понял, жду.
- Взлетать будем самостоятельно с курсом 60. После взлета - сразу на связь с Бугристым.
- Понятно.
По всякому приходилось добираться с аэродрома в город. Чаще всего - мотовозом, но бывали и такие случаи. То вертолет подвезет, а то и летающая лаборатория Ту-134БВ... Сегодня мы прокатимся на этой "пчелке". Взлетели... Полоса быстро провалилась куда то вниз и влево. На вставшей под углом крена плоской равнине хорошо видны циклопические сооружения стенда-старта, стартового комплекса, МЗК, МИК-и... Слева проплывают пятиэтажные коробки жилой зоны 113-й площадки и кругом - степь в причудливых узорах "диких" автодорог... Проедет какой-нибудь военный строитель на своем КрАЗ-е "куда глаза глядят", за ним второй, третий, и в степи остается замысловатый след колеи, хорошо видимый только сверху. И этих следов - великое множество...
В маленьком салоне самолета поместились все: ГРП в полном составе, аэродромщики, РТО-шники, связисты, все, кто хотел улететь домой. Дверь в пилотскую кабину раскрыта настежь. Там двое: командир экипажа и второй пилот. Командир - постарше, видно, что русский. Второй - молоденький казашонок. Наблюдаю за их работой. Видно, что командир нервничает, покрикивает на помощника, а тот как-то неуверенно держит штурвал: то бросает его, то опять хватается... После посадки спрашиваю:
- Что, с учеником летаете?
- Ну да, прикрепили пацана, только из училища, ни хрена не соображает!
- Ничего, молодой еще! Научится...

*           *          *          *

Сокращения:
АДП - аэродромно-диспетчерский пункт;
АТО - аэродромно-техническое обеспечение;
БПРМ - ближняя приводная радиостанция с маркером (240 - расположена с МКпос=240 град.);
ВПП - взлетно-посадочная полоса;
ГАИ - государственная автоинспекция;
ГОП - группа обеспечения полетов;
ГРП - группа руководства;
ДПРМ - дальняя приводная радиостанция с маркером (240 - расположена с МКпос=240 град.);
ИВП - использование воздушного пространства;
КДП - командно-диспетчерский пульт;
КСНО - комплекс средств наземного обслуживания;
ЛЛ - летающая лаборатория;
МАП - Министерство авиационной промышленности;
МКпос - магнитный курс посадки;
МРД - магистральная рулежная дорожка;
ОК - орбитальный корабль;
ОКДП - объединенный командно-диспетчерский пункт;
ПВО - противовоздушная оборона;
ПК - посадочный комплекс;
ПРМГ - посадочная радиомаячная группа;
РГУП - региональная группа управления полетом;
РД - рулежная дорожка;
РЛС - радиолокационная станция;
РП - руководитель полетов;
РСБН - радиотехническая система ближней навигации;
РСП - радиотехническая система посадки;
РТО - радиотехническое обеспечение;
РЦ ЕС УВД - районный центр Единой системы УВД СССР;
СКП - стартовый командный пункт;
СОТН - самолет оптико-телевизионного наблюдения;
УВД - управление воздушным движением;
УРКТС - универсальная ракетно-космическая транспортная система "Энергия-Буран".


Представленные ниже три фотографии из личного архива С.Грачева сделаны 12 апреля 1991 года, в день 30-летия полета Юрия Гагарина.
На Байконуре был авиафестиваль с воздушным парадом. План авиафестиваля:

05.04.1991 Прибытие на "Юбилейный" самолетов - участников авиационного фестиваля, посвященного 30-летию полета Ю.Гагарина, и самолетов сопровождения. Состав группы: Су-27 - Квочур, МиГ-29 (б/н 407) - Гарнаев, МиГ-29 (б/н 08) - Толбоев, МиГ-25ПУ СОТН - Султанов, Ту-154 (ЛЛ-083) - Заболоцкий, 3М-Т с 1ГТ - Чельцов, Ан-225 - Галуненко, Ту-154 - Левушкин, Ту-134 - Генералов, Ил-76 - Королев, Ан-12 - Демьянов, Ан-32 - Артемьев, Ан-32 - Байков. Двумя самолетами Ан-124 "Руслан" выполнена перевозка сценического оборудования для организации концертного шоу в г.Ленинске. Как вспоминал С.Грачев, ему больше всего запомнился  прилет Анатолия Квочура, который после беспосадочного перелета из Раменского, перед посадкой, в течение 10-15 минут открутил высочайший пилотаж в зоне между полосой и УКСС. Полетный заданием это не было предусмотрено... Потом люди, ехавшие мотовозом со службы, рассказывали и спрашивали Грачева: "Что за истребитель тут проносится на предельно малой и следует параллельно курсу мотовоза??! А это Квочур осматривал Байконур!
06.04-11.04.1991 Тренировочные полеты группы показа авиатехники в районе "Юбилейного" и в специальной пилотажной зоне рядом с г.Ленинском. Не обошлось и без ЧП. В один зи летных дней на стоянке самолетов загорелась "кислородка" - спецмашина с кислородными баллонами. Недоглядели за промасленной ветошью, что в соседстве с чистым кислородом - "адская смесь". Ветошь воспламенилась, вырвало кран подачи кислорода и он пробил обшивку крыла Ан-12, под которым находилась машина. Струя кислорода с шипением стала раздувать пламя, а рядом плотно стояли самолета - и транспортные, и истребители... Чем бы это могло закончиться (взрыв баллонов!) - страшно представить, если бы водитель-солдатик не вскочил в кабину "кислородки" и не отогнал ее на середину стоянки, уде ее тут же залили пеной из подоспевшей "пожарки"...
12.04.1991 В г.Ленинске есть стадион, называется "Десятилетие". Расположен на берегу Сыр-Дарьи. Напротив, за противоположным берегом, выделили зону воздушного пространства размером 2х2 км для демонстрационных полетов. Программа воздушного показа была следующая:
- пролет на высоте 100-150 м самолета 3М-Т с 1ГТ;
- одиночный пилотаж МиГ-29;
- снижение по "крутой" глиссаде аналога "Бурана" - Ту-154 ЛЛ-083 в сопровождении МиГ-25 СОТН ЛЛ-22 (все в ручном и визуальном режиме, никакой автоматики!);
- пролет Ан-225 с "Бураном" на высоте 100 м (в сопровождении все того же СОТН, успевшего сделать вираж);
- парный пилотаж Су-27 и МиГ-29;
- одиночный пилотаж Су-27;
- пролет 3М-Т с 1ГТ, Ту-154 в паре с МиГ-25СОТН, Ан-225 с "Бураном" - колонной на дистанции 600-700 м на высоте100 м;
- в завершение, как обычно - парашютисты из местного авиаполка.

 Вся авиатехника базировалась на аэродроме "Юбилейный":

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1991, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", 12 апреля 1991 года. Фотография из архива Сергея Грачева
Су-27 на демонстрационной стоянке. На заднем плане - подъемно-установочный агрегат ПУА-100
на площадке перегрузки рядом с взлетно-посадочной полосой аэродрома "Юбилейный" на Байконуре: grach73.jpg, 1040x645, 722kB, RGB

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1991, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", 12 апреля 1991 года. Фотография из архива Сергея Грачева
Взлет Су-27. На заднем плане - справа - подъемно-установочный агрегат ПУА-100, слева - Ан-225 с "Бураном"
: grach85.jpg, 1573x1015, 409kB, RGB

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1991, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", 12 апреля 1991 года. Фотографии из архива Сергея Грачева
Посадка Су-27 после показательных полетов
:
Слева: grach74.jpg, 1713x1125, 407kB, RGB; справа - grach75.jpg, 1747x1235, 446kB, RGB

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1991, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", 12 апреля 1991 года. Фотография из архива Сергея Грачева
Панорама демонстрационной стоянки
: grach83.jpg, 1585x1010, 664kB, RGB

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1991, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", 12 апреля 1991 года. Фотографии из архива Сергея Грачева
Истребители МиГ-29 во время подготовки к демонстрационным полетам
:
Слева: grach82.jpg, 1040x680, 345kB, RGB; справа - grach84.jpg, 1550x1035, 503kB, RGB

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1991, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", 12 апреля 1991 года. Фотография из архива Сергея Грачева
Панорама демонстрационной стоянки (фото сделано с вертолета Ми-2)
: справа grach100.jpg, 1595x1013, 150kB, RGB


А это совершенно уникальная фотография. На ней изображен воздушный командный пункт руководителя СССР - самолет Ил-86ВКП (бортовой номер СССР-86146).
Фото сделано время испытательных полетов на "Юбилейном" для отработки взаимодействия с Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) летом 1990 года. В заключительном полете, когда самолет удалился от аэродрома на приличное расстояние, по команде с борта был осуществлен пуск межконтинентальной баллистической ракеты с Байконура:

Эти материалы - эксклюзив нашего сайта      Copyright© Сергей Грачев 1990, All rights reserved

Аэродром "Юбилейный", лето 1990 года. Фотографии из архива Сергея Грачева
grach76.jpg, 1601x1026, 472kB, Grey

Смотри также публикации Сергея Грачева в журнале "Авиация и время"


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к Space Shuttle
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2007
E-mail: buran@buran.ru

Rambler's Top100 Service