Итоги
N15 (48), 15 апреля 1997 года
Одним "Буран" представляется российской Бастилией. Дескать, парижане танцевали на развалинах великой крепости, а мы веселимся, превратив в аттракцион гордого покорителя космических глубин. Другие признают в нем младшего брата БАМа. Мол, столько же денег вбухали и так же бессмысленно. Третьи склонны считать его достойным памятником холодной войне. Но все, даже его конструкторы, похоже, смирились с тем, что "Буран" - это уже история.
Идею отправить в космос аппарат с
крыльями, который мог бы возвращаться на Землю,
оставаясь пригодным для многократного
использования, в СССР начали серьезно
разрабатывать в 1965 году. Именно тогда двум
знаменитым авиационным "фирмам" - Микояна и
Туполева - было поручено создать для военных нужд
"воздушно-космический самолет", выводимый
на орбиту самолетом-разгонщиком. Не мудрствуя
лукаво, в честь приближающейся пятидесятой
годовщины советской власти проектируемому
орбитальному челноку присвоили секретный индекс
"50", а разгонщику - "50-50". Для
непосвященных придумали название "Спираль".
В течении следующих восьми лет было произведено
несколько испытаний, однако потом программу
закрыли. Во многом этому способствовало то
обстоятельство, что, будучи все-таки авиационной
системой, "Спираль"
разрабатывалась структурами, подведомственными
Министерству авиапромышленности (МАП).
Министерство же общего машиностроения (МОМ),
ведавшее ракетной техникой, вовсе не собиралось
делиться с кем-либо своей "монополией" на
космос.
Помимо всего прочего, МОМу в те времена
необходимо было срочно "отыграться" после
провала лунного проекта: все четыре пробных
запуска мощнейшей пятиступенчатой ракеты Н1,
разрабатывавшейся для доставки груза на Луну,
оказались неудачными.
Одним словом, американский "Шаттл"
появился очень кстати. "Все буквально
вздохнули с облегчением, вспоминал в беседе с
корреспондентом
"Итогов" Леонид БОГДАН, бывший ведущий
конструктор темы "Буран", - необходимость
адекватного ответа должна была помирить MOM и МАП.
Одни строят ракету, другие - корабль, и все при
деле". "Американский челнок был совершенно
новым словом техники. Эта их тема была элементом
СОИ, - заявил в свою очередь "Итогам"
президент Ракетно-космической корпорации (РКК)
"Энергия" Юрий Семенов, - наше руководство не
имело альтернативы, кроме как принять
аналогичное решение".
Как и ожидалось, курировать исполнение
"аналогичного решения" было поручено
Минобщемашу и Минавиапрому при общем патронаже
Минобороны, которое выступало заказчиком.
Головной организацией проекта
"Энергия-Буран" стало знаменитое КБ
Королева (в те времена Научно-производственное
объединение "Энергия"). Конструированием
собственно корпуса (планера) космического
челнока предстояло заниматься НПО "Молния". Научно-производственное
объединение "Молния" было создано в 1976
году фактически под проект "Энергия-Буран".
Базой для него послужили сразу три организации:
КБ "Молния", до этого в основном
занимавшееся ракетами, КБ "Буревестник" Тушинского машиностроительного
завода и Экспериментальный
машиностроительный завод, расположенный в
Жуковском. Возглавил вновь созданное НПО Глеб Лозино-Лозинский, работавший в
свое время над "Спиралью" в микояновском КБ.
Прежде чем приступить непосредственно к
"Бурану", "Молния" построила и с 1982 по 1984
год испытала ряд аппаратов серии "БОР".
Первые из них мало походили на корабль, который
каждый желающий может сейчас увидеть в парке
Горького, но в "Боре-5" уже что-то
угадывалось. Он только был значительно меньше
тридцатиметрового "Бурана".
Внешнее сходство нашего челнока с его
американским "собратом" - ни для кого не
секрет. По словам специалистов, это объясняется
прежде всего тем, что корабль такого размера иную
форму иметь просто не может - она продиктована
законами аэродинамики. Физика как нельзя лучше
дополняла политику: все-таки "адекватный
ответ". Как утверждает президент
"Энергии", разработчиков даже какое-то время
критиковали "сверху" за то, что порой
"делают не так, как у американцев".
А отличия действительно были. В США корабль, имея
громадный подвесной бак и две ракеты-ускорителя,
выходит на орбиту сам. В нашей же конструкции
присутствует, как известно, ракета
"Энергия", и именно она выводит 75-тонный
"Буран" с 30 тоннами полезной нагрузки на
орбиту. Двигатели "Бурана"
предназначены исключительно для маневрирования.
Юрий Семенов считает, что такой подход оказался
более эффективным: "Мы смогли решить ту же
самую задачу - создать многоразовый корабль. И в
то же время мы могли вместо корабля вывести
полезный груз массой 100 тонн. Такого США и сегодня
не могут сделать". Помимо всего прочего, наш
летавший в космос челнок имел в отличие от
американских аналогов автоматическую систему
управления. "С самого начала нам была
поставлена
задача: обеспечить беспилотный пуск, - рассказал
"Итогам" Леонид Богдан, - а это, естественно,
упрощает задачу, поскольку можно не отрабатывать
в полном объеме систему терморегулирования, не
нужна система аварийного спасения, система
обеспечения жизнедеятельности экипажа".
Экипаж, кстати, набран был. Еще в 1978 году семь
пилотов во главе со знаменитым Игорем
Волком приступили к подготовке и тренировкам.
Однако лететь им было не суждено.
Первый космический старт "Бурана" планировалось осуществить 29 октября 1988 года. Однако за 50 секунд до окончания отсчета выяснилось, что не отошла одна из заправочных мачт.
Примечание web-мастера: команда АПП ("Аварийное прекращение пуска") прошла за 51 сек до команды "Главная", т.е. почти до начала движения ракеты. |
Пуск отложили, и состоялся он только спустя
семнадцать дней -15 ноября.
Челнок за условным номером 101 был собран на Тушинском машиностроительном заводе,
по Москве-реке на барже доставлен на аэродром,
откуда "на спине" специально
переоборудованного бомбардировщика
и отправился на Байконур. Этот первый полет
"сто первого" вполне мог стать и последним: в
воздухе у бомбардировщика неожиданно прохудился
бак с керосином... Все, однако, обошлось.
Примечание web-мастера: Первый летный корабль (изделие 1.01), названный впоследствии "Бураном", был доставлен на Байконур в декабре 1985 г. Упомянутый случай с утечкой топлива у самолета-носителя произошел при транспортировке не первого, а второго летного корабля (изд. 1.02) 23 марта 1988 г. Первый корабль под именем "Байкал" к этому времени проходил испытания на площадке огневых контрольных испытаний (ОКИ) на Байконуре. |
На Байконуре с "Бураном", наоборот, произошел курьез. Дело в том, что название "Буран", как и номер "объекта" - 11Ф35, - старались, мягко говоря, не афишировать. С другой стороны, было ясно, что отправлять корабль в космос без названия нельзя. И на борту большими красными буквами написали "Байкал". "Перекрестить" корабль не дал академик Валентин Глушко, настоявший, чтобы госкомиссия утвердила то название, к какому все уже привыкли. То ли случайно, то ли нет, но слово "Буран" было написано на борту уже синей краской, к тому же в другом месте и другим шрифтом.
Примечание web-мастера: надпись "Буран" была нанесена черной краской |
Совершив за 3 часа 25 минут два витка вокруг Земли, "Буран" в автоматическом режиме приземлился в нескольких километрах от Байконура.
Примечание web-мастера: полет "Бурана" продолжался 3 часа 24 минуты 40,75 секунд. Посадка произведена на посадочном комплексе, построенном специально на Байконуре для "Бурана". Посадочный комплекс общей площадью около 11 квадратных километров расположен в 45 км севернее железнодорожной станции Тюра-Там в приаральской степи Кара-Кум, в 12 км от старта. |
Стоит ли
напоминать, что посадка даже в обычной авиации
является критической фазой полета. В данном
случае оснований для беспокойства было более чем
достаточно. Ведь если раньше речь шла о
приземлении космических аппаратов "в заданном
районе" казахстанской степи и встречающим на
вертолетах было все едино, упадет спускаемый
аппарат километром южнее или километром
восточнее, то "Бурану" предстояло
попасть в "заданную точку": на
взлетно-посадочную полосу шириной всего 80 метров
и длиной пять с половиной километров.
Ситуация осложнялась еще и тем, что в районе ВПП в
тот день дул резкий боковой ветер, да и вообще
погода была "не ахти". Истребитель
сопровождения "потерял" на какое-то время
"Буран" на подлете к полосе. Как потом
выяснилось, челнок в этот момент выполнял
сложнейший маневр для захода на посадку.
Точность поразила всех: "Буран" коснулся
поверхности всего в каком-то метре левее осевой
линии ВПП.
Примечание web-мастера: бетонная взлетно-посадочная полоса посадочного комплекса имела длину 4500 м при ширине 84 м и была снабжена концевыми (по 250 м с каждого конца и шириной 90 м) и боковыми (шириной 90 м по всей длине) полосами безопасности. Точностные данные посадки "Бурана" 15.11.1988, которые в действительности были более грубыми, можно посмотреть в описании посадочных алгоритмов. |
Когда отгремели аплодисменты и поздравления, встал вопрос, что же делать дальше. Задача N1 - беспилотный пуск назло американцам - выполнена. Можно, конечно, все то же самое проделать еще раз, но "первый блин" оказался настолько удачным, что риск оплошать и испортить впечатление возрастал многократно. Значит, нужно развивать успех. Что называется, наращивать усилия. Например, усложнять задачу, готовить пилотируемый пуск. Однако выяснилось, что все придется начинать сначала. Спешка при подготовке к первому старту вкупе с упрощением задачи сыграли с разработчиками злую шутку. "Буран" собрали во многом из уже существовавших на тот момент систем и компонентов. Так случилось, например, с системой терморегулирования корабля. НПО автоматики и приборостроения оснастило "Буран" системой управления только для беспилотного полета. Что-то нужно было делать и с теми самыми, отложенными на потом, системами жизнеобеспечения экипажа и его аварийного спасения. "Даже если бы мы продолжали работать над "Бураном", то даже сейчас, наверное, еще не слетали бы в пилотируемом режиме", - считает ведущий конструктор корабля от МАП Леонид Богдан.
Примечание web-мастера: согласно имевшимся планам первый пилотируемый полет (с экипажем И.Волк и А. Иванченков) должен был состояться в 1993-1995 гг.. |
Тем не менее вплоть до 1992 года запуск продолжали готовить. Второму полетевшему в космос "Бурану" также предстояло быть беспилотным. Планировалось лишь увеличить длительность полета, а также усложнить задание: готовили маневр с изменением орбиты и стыковку с орбитальной станцией "Мир". Челнок успели собрать и оснастить на 90-95 процентов. Однако в этот момент, по словам Богдана, поток бюджетных ассигнований, и так скудевший год от года, практически иссяк. Программа "Энергия-Буран" фактически закрыта с 1994 года, хотя никакого официального решения на этот счет не принималось. Как заявил "Итогам" президент "Энергии" Юрий Семенов, это связано с тем, что, принимая постановление об упразднении, нужно иметь деньги хотя бы на утилизацию техники и имущества...
И все же представляется, что сгубило "Буран" отнюдь не отсутствие средств. "За все годы работы по теме практические задачи Министерством обороны ни разу не были сформулированы", - утверждает Леонид Богдан. Иными словами, оставалась непонятной сама цель создания "Бурана".
Выводить на орбиту какие-то грузы? Но зачем делать это с помощью корабля-тридцатитонника, если есть ракета, способная поднять 100 тонн? Возвращать с орбиты какие-то грузы? Но подлежащих возвращению грузов в 30 тонн там пока нет и в ближайшей перспективе не появится. "Буран" создавался по заказу Министерства обороны, но на каком-то этапе оно отказалось от него, - заявил Юрий Семенов, - мы сами вынуждены были искать, как его применить". В основном речь шла об обслуживании орбитальных станций. "Сегодня, когда американские "Шаттлы" совершают регулярные рейсы к "Миру", мы убедились, что многоразовый корабль совершенно необходим для работы с такими сложными комплексами, как орбитальные станции", - подчеркнул глава "Энергии". Ни Семенов, ни Богдан не видят возможности военного использования "Бурана", "Если полезная нагрузка корабля 30 тонн, то это, конечно, может быть и ядерная бомба или ракета. Но такой задачи в принципе на ставилось, - сказал ведущий конструктор от МАП, - это же в конечном счете все равно что Царь-пушка. Несерьезно использовать такой дорогостоящий корабль, который не спрячешь, который можно сбить в любой момент, для того чтобы выводить на орбиту ядерное оружие, да еще стрелять оттуда".
Примечание web-мастера: В ТТЗ ГУКОСа были четко сформулированы и прописаны задачи целевого (военного характера) использования "Бурана". |
"Очевидно, это была просто очередная попытка,
используя благоприятную ситуацию, удовлетворить
два эти клана: Министерство общего
машиностроения и Министерство авиационной
промышленности, - уверен Богдан, - тем более надо
было занять людей, промышленность". Приходится
признать, что попытка в определенном смысле
увенчалась, успехом. МАП с МОМом до конца
помирить, правда, так и не удалось. Но 1200
"смежников", которые представляли все
республики СССР и на которых
работало, по самым
скромным подсчетам, около полутора миллионов
человек, "осваивали" в среднем по одному
миллиарду рублей ежегодно в течение семнадцати
лет интенсивной работы над проектом.
Нельзя, конечно, говорить о том, что
огромные государственные деньги были потрачены
совсем уж зря. "Буран", как локомотив,
потащил вперед технологии, убедив ученых в
исключительной правильности их представлений и
расчетов. "Буран" и "Энергия" породили
как минимум около 200 научных и технологических
открытий. И не только: например, ракеты
"Зенит" (их будут запускать со строящегося
сейчас морского стартового комплекса)
представляют собой лишь слегка доработанные
боковые блоки ракеты "Энергия". Таких
блоков, являвшихся по существу первой ступенью
"Энергии" и оснащенных уникальными
двигателями, на Байконуре осталось 14 штук.
Однако на вопрос о том, должен ли уходить мавр -
"Буран", может быть, и не сделавший своего
дела, оба наши собеседника ответили
утвердительно. "Развивать именно эту
программу не следует. Мало того, что она требует
огромных средств. Она просто не нужна!", -
уверен Леонид Богдан. Кассеты, дискеты, пленки,
какие-то иные материалы, содержащие информацию о
космосе, полученную космонавтами во время работы
на орбитальной станции, не весят 30 тонн. Иными
словами, считает конструктор, необходим корабль
гораздо меньшей чем у "Бурана",
грузоподъемности, "но это опять-таки очень
большие деньги". К тому же, по мнению Богдана,
разработка такого корабля не может считаться
актуальной задачей. Возвращаться к "Бурану"
считает нецелесообразным и глава РКК "Энергия" Юрий
Семенов. Если отношения между Россией и США
будут оставаться такими, как сейчас, содержать
два аналогичных орбитальных челнока, имея в
перспективе совместно используемую станцию
"Альфа", слишком дорого: "Конечно, нам, как
участникам проекта "Энергия-Буран", очень
тяжело. А как посмотришь более глобально: Я думаю,
мы не будем возвращаться. У нас нет таких
потребностей".
Остается добавить, что НПО "Молния" не оставило попыток, так сказать, продолжить тему. Новый проект "Молнии" называется МАКС - многоцелевая авиационно-космическая система. Согласно замыслу, небольшой крылатый корабль, оснащенный подвесным баком, запускается с самолета-разгонщика, после чего с помощью собственного двигателя выходит на орбиту и самостоятельно возвращается на Землю. В качестве разгонщика пока предполагается использовать знаменитую "Мрию". В перспективе ее сможет заменить двухфюзеляжный сверхмощный "Геракл". Однако пока это только планы.
Петр Журавлев
Web-master: ©Вадим
Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru