29 октября 1988 года

      В декабре 1987 г. начались монтажные работы в хвостовом отсеке следующей ракеты "Энергия" - 2Л. Работал некоторым образом конвейер. Отработанность технологии монтажа и сборки достигала достаточно высокого уровня. В это же время шла сборка пакета ракеты 1Л. Фактически ракета была готова к вывозу на старт в марте 1988 г. В период с 14 января по 2 февраля с ракетой 1Л проводились работы на старте, с целью комплексной проверки всех систем, в том числе огневые испытания системы дожигания водорода, отработка стыковки коммуникаций и отвода площадок, примерка средств обслуживания и тренировки боевого расчета. Сложнее обстояли дела со сборкой и испытаниями первого орбитального корабля. Он не был готов. Собранная ракета проходила целую серию дополнительных видов испытаний и проверок. Наконец 23 мая собранный пакет 1Л с установленным на ракету орбитальным кораблем 1К1 был оттранспортирован на старт для совместных испытаний всех систем. Одновременно проверялась электромагнитная совместимость радиотехнических систем ракеты и корабля. При этих испытаниях была выявлена рассогласованность систем управления орбитального корабля и ракеты. Разработчики систем управления были вынуждены искать приемлемые решения. Удачное решение нашло харьковское КБ, главный конструктор А.Г.Андрющенко. Позднее это решение было реализовано в бортовой системе, проверено на комплексном стенде. Проблема была закрыта. По завершении этих предварительных совместных испытаний ракета вернулась в монтажно-испытательный корпус. Это было 10 июня 1988 г.
     С июня по сентябрь проводились завершающие работы с кораблем и контрольные тестовые проверки ракеты. В сентябре в монтажно-испытательном корпусе была осуществлена заправка орбитального корабля высококипящими компонентами топлива и сжатыми газами. На ракету устанавливались пороховые двигатели увода блоков А и все пиротехнические средства.
     Работы в монтажно-испытательном корпусе проводились со штатной ракетой впервые. До этого времени была только примерка ракеты 4М (11Ф36П) с орбитальным кораблем МТ (эта же ракета показывалась М.С.Горбачеву 13 мая) в корпусе с проверкой стыкуемости всех средств и площадок обслуживания. Корпус был выполнен во взрыво-пожарозащищенном варианте и предназначен для проведения взрывоопасных работ на ракете и корабле. Корпус был оснащен всеми средствами безопасности и контроля состояния системы. Уникальный корпус, размещенный на относительно небольшом расстоянии от монтажно-испытательного корпуса, практически повторял его по конфигурации. Имеется в виду пролет этого корпуса, где проводилась сборка пакета.
     Когда готовилась ракета 6СЛ, монтажно-испытательный корпус еще не был готов. Установка всех пиротехнических средств, пороховых двигателей производилась в монтажно-испытательном корпусе с соблюдением специально разработанных для этого случая мер безопасности.
     9 октября работы в монтажно-заправочном корпусе были завершены, и утром 10 октября огромный установщик массой 3,5 тыс. т с ракетой и кораблем с помощью четырех синхронизированных мощнейших тепловозов поплыл в сторону старта.
     Транспортно-установочный агрегат был выполнен на железнодорожном ходу по спецпутям, имеющим две стандартные колеи в 1524 мм с расстоянием между осями каждой колеи 20 м. Длина агрегата 60 м, ширина 25, высота 16. Транспортно-установочный агрегат передвигается на 32 тележках - это 64 оси.
     По заведенной традиции, под колеса двигающегося установщика на рельсы положили несколько медных монеток. Монетки превратились в тонкие пластинки, на которых выгравировали памятные цифры "10.10.88 N1Л", - получили незатейливый сувенир.
     Транспортировка ракеты с кораблем из монтажно-испытательного корпуса длится порядка 3,5 ч. Около трех часов ведется установка пакета в вертикальное положение. Немного более часа занимают механическая стыковка и крепление ракеты через блок Я к пусковой установке. Операции проводятся под непрерывным наблюдением специалистов.
     После закрепления ракеты на старте и отвода установщика начались работы по пристыковке заправочно-сливных коммуникаций, электросвязей, площадок, плат. Были проведены первые виды испытаний, контроль исходного состояния всех систем и их автономные испытания. 14 сентября начались автономные проверки бортовой системы управления ракеты. В течение двух суток было проведено более 20 режимов тестовых проверок. 16 октября приступили к комплексным испытаниям. Комплексные испытания ракеты по сути есть имитация ее полета в наземных условиях, при которых производится проверка надежности ее функционирования и реагирования на возможные отказы. Например, отказы от системы аварийной защиты до "главной" и после "главной" команды. Проверяются все элементы пневмо-гидравлической системы, ее функционирование с подачей давления на борт. К 22 октября все испытания были завершены.
     При подготовке ракеты 1Л на этих этапах замечания были в основном по приборам, в том числе по приборам системы управления - 64 замечания в связи с дефектами производственного характера. При проверке функционирования пневмо-гидравлической системы ракеты зафиксировано увеличенное время срабатывания ряда клапанов. При анализе было установлено, что это связано с заниженной проходимостью трубопровода, в котором была обнаружена технологическая заглушка. В последующем изменена схема и режим контроля этой системы на основе машинных видов проверки системы при изготовлении. В целом программа проверки протекала относительно гладко.
     Последующие двое суток ушли на заключительные операции. Сняли всю "красноту" и сфотографировали. "Краснота" - это различные технологические заглушки, лючки, струбцины, принадлежности, которые в полете не участвуют и окрашены в красный цвет или имеют специальный флажок, чтобы можно было заметить издалека. Задраиваются все лючки. Окончательно записываются телеметрические данные.
     Среди крупных проведенных программ проверок пакета - совместные комплексные испытания носителя и орбитального корабля с имитацией прекращения подготовки по команде от наземной системы управления орбитального корабля, испытания с имитацией прекращения пуска по непрохождению команды "КП" - "контакт подъема", комплексные испытания по программе штатного полета, испытания с имитацией отказа двигателей блока Ц в полете, блока А.
     Во время проведения автономных и комплексных испытаний пакета на старте далеко от Байконура - в Приморске под Ленинградом - на стенде проводились последние тестовые штрихи с объединенной двигательной установкой орбитального корабля. Еще 19 октября сообщения оттуда о четкости работы агрегата были не очень уверенными. Подготовка ракеты к заправке началась после положительного решения разработчиков корабля по его двигательной установке.
     С 25 по 27 октября велась подготовка и заправка ракеты компонентами топлива. Башня обслуживания введена в исходное положение в стороне от пусковой установки. Заключительные операции на орбитальном корабле были завершены.
     Перед заправкой проводится, как положено, вентиляция, азотная подготовка, захолаживание наземных коммуникаций заправочных систем. Задействованы системы пожаро-взрывопредупреждения. Непрерывно работает система термостатирования, создающая необходимые температурные условия работы приборов бортовых систем. В водородных баках азотная среда замещается водородной. Вначале заправляются кислородные баки блоков Ц и А, примерно через два часа начинается заправка керосином, а потом баки горючего - водородом. Баки заправлены, ведется термостатирование криогенных компонентов, корректировка уровней с дозаправкой. Одновременно все системы приводятся в режим "основной работы" - штатный режим подготовки и пуска ракеты.
     Перед началом работ с баковыми системами проводится вначале продувка наземных магистралей жидкого водорода и кислорода. Затем производится продувка баков через заправочные магистрали. Бак жидкого кислорода продувается газообразным азотом, а бак водорода - сначала газообразным азотом до полного замещения атмосферного воздуха (с проведением газового анализа), затем (перед заправкой) азотная среда замещается газообразным водородом.
     Заправка компонентами топлива начинается за два часа до старта. Дренажные клапаны на баках открыты. Сначала происходит захолаживание баков, затем - медленная заправка до отметки 2 % и быстрая заправка до отметки 98 %. Заправка происходит с расходом 18,925 м3/мин для жидкого водорода и 45,42 м3/мин для жидкого водорода. Полная заправка достигается уменьшенным расходом и далее поддерживается небольшой расход на подпитку баков до закрытия дренажных клапанов.
     На этапе предварительной подготовки двигателей к запуску жидкий водород циркулирует в бак от входов в двигатели. В последние 15 мин. захолаживания двигателей помимо кислорода, пропускаемого через двигатели на этапе предварительной подготовки к запуску, из наземных систем в двигатели подается еще и переохлажденный кислород.
     Предпусковой наддув бака жидкого кислорода начинается за 2 мин. и 23 с до старта, жидкого водорода - за 1 мин. и 20 с. Предпусковой наддув в обоих баках обеспечивается гелием из наземных систем до начала подъема ракеты во время старта и расстыковки разделительных соединений.
     Запуск двигателей осуществляется за 9 с до старта. После запуска двигателей компоненты топлива испаряются в теплообменниках на двигателях и газообразные компоненты поступают в баки для поддержания давления в газовых подушках.
     Отделение в полете центрального блока происходит не позднее чем через 10 с после выключения маршевых двигателей второй ступени по каналам системы управления центрального блока и орбитального корабля.
     В топливных системах второй ступени имеется резерв топлива, однако в случае расхода этого запаса отсечка будет произведена по сигналам датчиков жидкого кислорода, расположенных в расходной магистрали. Предусматривается гарантийный запас горючего около полутонны на компенсацию всевозможных отклонений. Если в результате ненормального соотношения расходов компонентов топлива этот дополнительный запас водорода будет израсходован, то по сигналам датчиков на нижнем днище бака жидкого водорода произойдет автономное выключение двигателей.
     Решением руководства Госкомиссии в декабре 1987 г. было установлено, что на этапе предстартовой подготовки и автономного управления используется телеметрическая информация, которая должна была обрабатываться в реальном масштабе времени. К обработке по этой программе готовились около 600 параметров по ракете и такого же порядка по орбитальному кораблю. Были разработаны алгоритмы, результаты отражались на экранах дисплеев, установленных в комнате Госкомиссии, в зале управления подготовкой и пуска ракеты и в залах анализа телеметрической информации. На экранах отображались параметры заправляемых компонентов, выполнение циклограммы подготовки и полета ракеты, основные параметры движения, параметры маршевых двигателей, основные характеристики пневмо-гидравлической системы ракеты. По орбитальному кораблю отображалась информация такого же характера.
     Легко себе представить, что такого объема информация в режиме проводимых работ, особенно в режиме полета, не может быть переварена даже специалистом. И уж совсем недопустимо по такой плохо разжеванной информации принимать какие-либо решения. Членов комиссии не устраивала роль наблюдателей в этом захватывающем процессе. Главным доводом для установления этих визуальных систем был "Комиссия будет принимать решения". Какие решения и как? Это было ясно только руководству. Чтобы понять недоумение, обратимся к разъяснениям В.М.Караштина: "Важной особенностью технологического графика подготовки пуска ракетно-космической транспортной системы "Энергия" является наличие большого числа протекающих одновременно процессов, а также необходимость их строгой синхронизации по времени. Только высокая степень автоматизации всего процесса предстартовой подготовки и пуска дала возможность обеспечить это условие. Причем, если в первый период подготовки и на этапе заправки лидирующую роль в синхронизации играет автоматизированная система управления стартовым комплексом, которая имеет некоторую возможность изменять шкалу времени и то во вполне определенных расчетных пределах, то с момента начала подготовки к пуску бортовых систем контроля и управления эта роль переходит к системе управления запуском двигателей и полетом. Она включается за несколько десятков минут и работает по жесткой временной программе. Сбой в работе любой системы на этом последнем этапе приводит к изменению или времени пуска в зависимости от категории неисправности, или к отмене. Из этого обстоятельства вытекает особо жесткие требования к надежности систем, с одной стороны, и невозможность вмешательства в процесс подготовки, с другой.
     Например, в процессе заправки "Энергии" и "Бурана" необходимо было управлять более чем четырьмя тысячами исполнительных органов, обеспечивая заправку всех десяти баков ракеты-носителя и одного бака орбитального корабля. При этом учитывалась и выдавалась на отображение в командный пункт информация о средней температуре жидкого водорода с большой точностью, а также о том, чтобы отклонение уровня компонента в каждом баке не превышало десяти миллиметров. Это требование было связано с очень сложной схемой взаимного механического воздействия блока Ц, блоков А и корабля. При заправке водородом бак по длине уменьшается по полюсам днищ на 250 мм. Пропорциональны перемещения блоков А. Конструкция "дышит", но строго в расчетном режиме. Поэтому, следя за комплексом действий и реакций "Энергии" и "Бурана", автомат управляет процессом заправки и другими видами протекающих параллельно процессов.
     Тот достаточно представительный аппарат инженеров промышленности и операторов от военных, располагаясь на своих рабочих местах, не выполняет какие-либо команды, а следит за выполнением заложенной программы действий; он в основном необходим при разборе и принятии решений о восстановлении процесса, если возникает сбой, не допуская подмены автоматов". Видимо, живет та старая героико-романтическая обстановка, когда руководство располагалось в защищенном бункере с несколькими перископами, когда командир, поглядев в перископ, дает команду "Пуск". Ракета летит.
     Вокруг этой процедуры и ее участников в бункере всегда возникает ореол таинственности. Только восхищение вызывали у меня те люди, которые были у истоков этих команд. Но сейчас другая техника. Боевые машины настолько автоматизированы, что их пуск с полигона могут осуществлять, например, из Москвы. Так и с нашей системой "Энергия" - "Буран". Автомат - прежде всего. Человек в этих операциях - вынужденная мера. Пуск современной ракетно-космической транспортной системы осуществляют все те, кто изготовил и обеспечил надежность систем, кто разработал программу подготовки и пуска, кто эту программу несколько сотен раз "проиграл" на стендах системы управления, кто сопровождал ракету на всех этапах подготовки. Это и военные, это и разработчики. И все же романтика захватывает. Она привлекает к себе, как огонь костра, как бегущая вода в реке.
     Сколько было требований, чтобы в комнату управления допускались только те, кто состоит в боевом расчете. И тем не менее, в эту комнату, несмотря на все преграды и посты, проникает большая масса желающих "участвовать" в этой процедуре. Комната Госкомиссии, в которой находятся все те же средства отображения, что и в комнате управления, бывает всегда пуста. Вся Госкомиссия, по одному человеку, переходила из своей комнаты в комнату управления. Например, во время пуска 6СЛ в комнате Госкомиссии находился только В.П.Глушко, один - самый дисциплинированный.
     Надо сказать, что на этом пуске 6СЛ присутствовали двое из знаменитой королевской шестерки главных - это В.П.Бармин и В.П.Глушко. Владимир Павлович постоянно находился в помещении, где располагались его службы обслуживания системы заправки, слива и всего стартового сооружения. Он, казалось, всегда чувствовал тяжесть прожитых лет, но это удивительно организованный человек с отчетливой и крепкой памятью. Имел всегда свое мнение и действовал так, как сам считал нужным.
     На пуске "Энергии"-"Буран" был уже только один из "могикан". В.П.Глушко заболел и не участвовал в пуске.
     Государственная комиссия была утверждена постановлением правительства в декабре 1985 г. в составе 44 человек. Председателем комиссии был назначен О.Д.Бакланов, министр общего машиностроения, затем в апреле 1988 г. в связи с его переходом в ЦК КПСС и назначением министром В.Х.Догужиева комиссию возглавил новый министр. В состав комиссии вошли министры: А.С.Сысцов, Э.К.Первишин, А.И.Майорец, П.С.Плешаков, П.В.Финогенов, В.А.Шамшин, М.С.Шкабардня, Б.В.Бакин, Президент Академии наук А.П.Александров (а затем Г.И.Марчук), от Министерства обороны В.М.Шабанов, А.А.Максимов, Н.Ф.Шестопалов (а затем Л.В.Шумилов), главные и генеральные конструкторы В.П.Бармин, В.П.Глушко, Б.И.Губанов, Ю.П.Семенов, Г.Е.Лозино-Лозинский, А.Д.Конопатов, В.П.Радовский, В.Г.Сергеев (позднее Г.А.Андрющенко), В.Л.Лапыгин и другие представители промышленности, военные и ученые. Техническим руководителем был утвержден В.П.Глушко, заместителями технического руководителя Б.И.Губанов, Ю.П.Семенов и Г.Е.Лозино-Лозинский.

     26 октября 1988 г. Государственная комиссия на основе докладов о готовности систем ракеты-носителя, орбитального корабля и комплекса в целом разрешила техническому руководству приступить к заключительным операциям, заправке и осуществлению пуска "Энергии" - "Буран" 1Л 29 октября в 6 ч 23 мин. Это точное время нами было подобрано с учетом возможности наблюдения пуска при всех сопутствующих обстоятельствах с орбитальной станции. Но это не было жестким требованием.
     Пуск поручалось произвести командиру совместного боевого расчета генералу В.Е.Гудилину под руководством исполняющего обязанности технического руководителя летного испытания системы "Энергия"-"Буран" Б.И.Губанова и заместителей технического руководителя системы, технического руководителя по орбитальному кораблю "Буран" Ю.П.Семенова, главного конструктора планера орбитального корабля "Буран" Г.Е.Лозино-Лозинского и технического руководителя наземных систем В.П.Бармина. В.М.Караштин руководил работой операторов всех систем подготовки и пуска "Энергии". А.А.Макаров, как уже опытный "пускач" ракеты 6СЛ, работал вместе с нами.
     Управление из ЦУПа (управление полетами спутников) осуществляется только на участке орбитального полета и не вмешивается в системы автономного бортового управления. Военный центр ЦУПа находится в Москве в ведении космических частей Министерства обороны. Подразделения ЦУПа управляют стратегическими спутниками видовой, радиоэлектронной разведки и другими космическими аппаратами военного назначения.
     Первыми зарубежными посетителями военного центра были представители США, когда велось управление спутником "Метеор-3", несущим прибор НАСА для картографирования озонового слоя Земли. Этот спутник был запущен 15 августа 1991 г. с космодрома Плесецк.
     Планом предусматривалось использовать геостационарные спутники "Радуга" и "Горизонт" для обеспечения ретрансляции информации, получаемой с орбитального корабля "Буран" в ходе его двухвиткового полета, на приемные станции измерительных пунктов комплекса и далее в ЦУП. В связи с этим спутники по командам с Земли были переведены в новые точки стояния.
     5 октября судно "Маршал Неделин" вышло из Петропавловска-Камчатского и 25 октября заняло рабочую точку в акватории Тихого океана между Австралией и южной оконечностью Южной Америки, в так называемых "сороковых ревущих" широтах. Принимаемую информацию судно oтпpaвляло на спутник-ретранслятор "Радуга". С "Радуги" сигнал шел на станцию измерительного пункта в Петропавловске-Камчатском, а оттуда по проводным каналам связи поступал в Центр управления измерительного комплекса и затем в ЦУП.
     В ту же точку Тихого океана перешел из южной Атлантики "Космонавт Георгий Добровольский", который для передачи информации использовал спутник-ретранслятор "Горизонт". Далее информация принималась на станцию "Орбита" Министерства связи в Петропавловске-Камчатском и затем через спутник "Молния-1" она поступала на измерительный пункт в Медвежьи озера под Москвой и далее по линиям Министерства связи - в Центр управления полетом.
     Основой, на которой начал создаваться ЦУП, стал баллистический вычислительный центр, который был создан в 1960 г. в Центральном институте машиностроения в Подлипках. Затем этот центр был преобразован в координационно-вычислительный. В 1974 г. на базе этого центра был образован ЦУП. До этого времени управление пилотируемыми полетами велось из Евпатории.
     Осуществление управления полетом из Евпатории для руководителей и специалистов, осуществлявших пуск на Байконуре, затем несколькими самолетами перебазирующихся в Евпаторию, а далее в Москву, было сложным и трудным процессом.
     Строительство ЦУПа преследовало цели рекламы и пропаганды космических программ. Космический центр - ЦУП - функционирует круглосуточно. Работа идет в запрограммированном режиме. Журналисты, аккредитованные в ЦУПе, обычно находятся на гостевом балконе главного зала и наблюдают часть действий, отображаемых на общих средствах передачи информации - на экране. Служебная информация распределяется по операторам и руководителям полета.
     В Атлантическом океане были развернуты два судна - "Космонавт Владислав Волков" и "Космонавт Павел Беляев", которые передавали полученную с "Бурана" информацию через спутники-ретрансляторы "Радуга" на подмосковные приемные станции и далее по проводным каналам связи в Центр управления. Еще один поток информации шел с корабля "Буран" на спутник-ретранслятор "Космос-1897", а с него на приемные станции на территории Советского Союза. Такая схема связи была разработана и реализована при пуске космического комплекса "Энергия" - "Буран". К работе привлекались четыре космические системы связи.
     В центральной и южной Атлантике практически круглогодично несут космическую вахту суда типа "Космонавт Владислав Волков", а в Средиземном море - такое же судно "Академик Сергей Королев". Их радиотехнические средства создают зоны непрерывной связи с космическими аппаратами, сливающиеся с зоной связи наземных измерительных пунктов. В процессе управления эти суда осуществляют телеметрический контроль полета космических аппаратов и обеспечивают радиосвязь космонавтов с Центром управления полетом.
     Аналогично осуществлялись контроль полета и управление орбитальным кораблем "Буран". При его выведении на орбиту включается двигатель орбитального маневрирования, процесс работы которого контролировался судами, размещенными в южной части Тихого океана. Особенность полета "Бурана" - планирующий спуск с орбиты. Такой вид спуска отличается от баллистического более пологой траекторией и, в связи с этим, более длительным временем. Поэтому для выведения орбитального корабля на аэродром приземления тормозной импульс сообщается ему раньше, чем, например, транспортному кораблю. Включение двигателя орбитального маневрирования корабля "Буран" на торможение осуществляется при его пролете над южной частью Тихого океана, после чего начинается процесс спуска. При планирующем спуске очень важно проконтролировать вход орбитального корабля в атмосферу. Эту информацию выдают суда, размещенные в центральной Атлантике и Средиземном море. Именно над этими районами корабль снижается до высоты, где действует аэродинамическое сопротивление атмосферы.
     Особое внимание уделялось безопасности в районе старта и по трассе полета. Район старта был разбит на четыре зоны. Из первой (радиусом до 2 км) за 12 часов до пуска подлежали эвакуации все специалисты. Лица, участвующие в пуске, к этому времени должны были находиться в специальных защищенных бункерах, герметически закрытых, с возможностью длительного автономного существования. Из этих бункеров велось управление всеми технологическими операциями по заправке, подготовке и проведению самого пуска. Бункеры обеспечивали защиту даже на случай падения ракеты на эти сооружения.
     Вторая зона (радиусом 5 км) освобождалась по восьмичасовой готовности от начала заправки водородом. Два аварийно-спасательных отряда, сформированных космодромом, находились на границе зоны до окончания заправки.
     Третья зона (радиусом 8,5 км) определялась безопасностью для человека в случае взрыва ракеты-носителя при запуске на старте. Она освобождалась за 4 часа до старта.
     И последняя, четвертая зона (радиусом 15 км) устанавливалась комендантской службой космодрома и определялась безопасностью человека на открытой местности в случае аварийного падения ракеты-носителя на подъеме.
     Что касается обеспечения безопасности по трассе полета ракеты-носителя, то директивой на время пуска были приведены в готовность силы и средства Гражданской обороны, военных округов, через которые проходила трасса выведения. ВВС выделили достаточно силы для переброски в случае необходимости технических средств и команд к местам возможных аварий.
     28 октября в 21 час по московскому времени Государственная комиссия и техническое руководство прибыли на командный пункт старта, когда уже начались подготовительные операции к заправке ракеты. Боевой расчет работал слаженно.
     К утру 29 октября, практически в назначенное время - за десять минута до старта, начались автоматические операции взведения ракетной системы и набора готовности. Но за 51 с до команды "Главная", то есть почти к началу движения ракеты, по команде от системы управления пуск был прекращен. Через 40 с должны были начать запускаться маршевые двигатели. За 52 с до команды "Главная" в соответствии с циклограммой, как и положено, системой управления были выданы запланированные команды на отделение платы прицеливания ракеты-носителя и разъемов трубопроводов системы термостатирования водородных баков и баков окислителя блоков А и Ц.
     Пневмо-гидравлические и электрические связи наземных систем с ракетой-носителем осуществляются через торец ракетного пакета, то есть на стыке ракеты и блока Я, и боковую поверхность через площадки заправочно-дренажной башни. По этим подвижным площадкам проложены коммуникации для заправки и дренажа, а также электрические кабели связи "Земля - борт". Циклограммы поочередно фиксируются системой управления. Разрешение на продолжение предстартового процесса дается только тогда, когда каждая площадка отойдет от ракеты на определенное безопасное расстояние, которое при движении ракеты не приведет к соударению. Последняя площадка, где расположена магистраль дренажа водорода, отводится только после запуска двигателей и начала движения ракеты.
     После выдачи команды на отделение платы системы прицеливания реализовалось штатное разделение разъемов системы термостатирования и срабатывания пневмозамков и пружинных толкателей платформы прицеливания. Однако отделение платформы не было зафиксировано - сработал только один из трех датчиков факта отделения платформы, и через одну секунду среагировавшая система управления прекратила дальнейшие операции.
     Называя сложную конструкцию размером 1,5 на 1,5 м весом около 300 кг "платой", мы слишком профессиональны. Называя крупное консольно закрепленное к башне на шарнирах с приводами сооружение массой около двенадцати тонн "площадкой", заводим своим формальных языком в упрощенное представление о действительной масштабности этого механизма отделения.
     Ситуация, возникшая при этом пуске, в точном детальном виде не предусматривалась в "нештатных ситуациях". Специалисты обобщили такого рода ситуации просто "неотводом" и "неотделением площадки" по любой возможной причине. Но главное, классифицировав эту ситуацию как нештатную, боевой расчет действует по заранее предусмотренной программе. Логикой функционирования системы управления какие-либо другие действия, кроме запрограммированных, не предусматриваются. Эта логика вырабатывалась длительное время на основе глубокого анализа функционирования всех систем. Особенность этой ситуации, возникшей при пуске, состоит в том, что команда на аварийное прекращение пуска по сути формируется только после неотделения платы, но частичное отделение по пневмо-гидравлическим магистралям произошло. Разделилась магистраль термостатирования и система подпитки водорода и кислорода. Сколь-либо продолжительное, даже 4 часа, нахождение заправленной ракеты на старте в этом состоянии приводит к "вспуханию" прежде всего водорода в баке. Это опасно.
     В сложившейся ситуации через 9 мин. после получения подтверждения причины нештатной ситуации и фактического состояния ракеты была дана команда на приведение в исходное состояние ракеты со сливом компонентов. Подтверждение мы получили расшифрованной и отпечатанной машиной информацией. По многочисленным картинкам на экранах дисплеев ситуация была видна и потом много раз по просьбе комиссии демонстрировалась в реальном и замедленном режимах. Эта визуальная информация стала причиной последующих, если можно сказать, "конфликтов" с руководителями, присутствующими в комнате управления.
     При пуске присутствовал заместитель председателя Совета Министров СССР И.С.Белоусов и министры - члены комиссии. Белоусов сразу же потребовал назвать причину. Известная ситуация: он старший, присутствующий на пуске, должен докладывать выше - что сказать? Объяснили, что той информации, которую мы имеем, недостаточно, чтобы квалифицировать причину, необходим тщательный осмотр этого узла на месте, который произойдет только тогда, когда ракета будет приведена в безопасное состояние. Нами тоже владело нетерпеливое любопытство: хотелось знать, почему остановился процесс. Объяснение его не удовлетворило, и он стал опрашивать всех присутствующих. Как всегда бывает, находятся "астрологи", которые тут же рисуют свои версии, особенно перед начальством. Такая уж эта жизнь. Но пусть "астрологи" не обижаются, что не нашлось другого прозвища этим "специалистам". Они строят предсказания на основе своей собственной теории, связанной с положением небесных светил, а здесь - угодливая композиция личных восприятии и "прошлого опыта". Эти "спецы" в основном руководители.
     Так или иначе, формулировки мы не могли дать. Но каким-то образом прошла информация, что причиной аварийного прекращения пуска было то, что одна из площадок не отошла от ракеты-носителя. Вернее, как это было сказано, визуально отодвинулась, но сигнал об этом не поступил в систему управления, проверяющую пусковую готовность ракеты. Информация все же исходила из наших рядов. Нашлись, видимо, желающие проявить свою осведомленность.
     В принципе, с точки зрения интегральной оценки ситуации, но не причины прекращения пуска, эта информация была верной. Формулировка дает адрес виновника - это разработчики площадки. В.П.Бармин на следующий день выступил на комиссии с категорическим протестом. Он лично участвовал и был в комнате управления во время пуска, единственный из знаменитой королевской шестерки главных конструкторов. Я глубоко его понимал и сочувствовал. Ситуация ясная, как день. Нарушает принципы обоснованности выдаваемой информации неопытный. В результате - обида части коллектива, которой можно было бы избежать, если бы информаторы думали, что говорят и зачем.
      На этом злоключения наши после пуска не кончились. После команды на слив машины боевой расчет продолжал свою работу, приводя ракету в безопасное состояние. А В.Е.Гудилин и В.М.Караштин по указанию начальства писали объяснение по правильности действий технического руководства, давшего решение на слив компонентов ракеты. Сразу после выдачи команды на "слив" в руководстве среди наших "маститых" пошел разговор о том, чтобы подтолкнуть плату и так далее... Чушь... Опять "перископ", опять принятие решений по визуальным наблюдениям. Неграмотность и неуважение к разработчикам. Откуда такое?.. Оказывается, мои коллеги в это время "отмывались" за команду "слив компонентов". Эту команду по конструкторской документации должен давать технический руководитель. Все было осмыслено заранее. Таких команд в процессе подготовки и пуска за мной записано всего три. Команды и их исполнение документируется автоматической записью.
     В 7 часов 7 минута 29 октября ТАСС первый раз сообщило о задержке пуска на 4 часа, вместо назначенного на 6 часов 23 минут.. Второй раз в 10 часов 30 минут ТАСС сообщило, что была автоматически выдана команда на прекращение дальнейших работ, ведется устранение возникших замечаний.
     Непонятно, каким образом информация о состоянии дел на старте растекалась по соседним площадкам Байконура. Специалисты промышленности и военные, находившиеся на "своих" стартах и технических позициях, высыпали на улицу - в степь и терпеливо ждали пуска. Жители Ленинска устраивались наблюдать из окон и с балконов, а часть ребят расположилась на крышах домов. Каким-то образом узнавали об отсрочках, но в то, что пуск не состоится, поверили не все...
     "Конечно, было досадно, что "отбой" произошел, в общем-то, по незначительной причине, - пишет А.А.Максимов, - и операция "Буран" со всеми службами и десятками тысяч участников начала работать в обратную сторону."
     Немного о прессе на этом пуске. После полета "Энергии" 15 мая 1987 года на страницах отечественной и зарубежной печати в большом количестве появились публикации о свойствах, возможностях и достижениях, связанных с ракетой-носителем "Энергия". Все статьи в газетах - в основном поддерживающие, редко кое-где осторожно ставились вопросы целесообразности развития исследований космоса и организации полетов на Марс. Планы освещения в прессе подготовки и пуска ракеты 1Л, участие в этих публикациях разработчиков ракеты ограничивались специальным решением правительства и министерства. В соответствии с этим же решением мне поручили представить в газету "Правда" статью о ракете-носителе "Энергия". Было оговорено, что она выйдет с подписью "Главный конструктор ракетно-космической системы "Энергия". Эта так называемая "первая" запланированная открытая статья была на страницах газеты далеко не первой. За год до пуска "Энергии" было 35 статей в различных газетах. Из них только В.П.Глушко, как академик, Ю.П.Семенов, как член-корреспондент академии, и В.М.Караштин, как доктор технических наук, публиковались, степень участия их в работах над созданием ракеты-носителя не раскрывалось, но они имели прямое отношение к этому. Остальные авторы публикаций имели отдаленное представление об "Энергии". Этим управляло наше министерство.
     Особо интенсивно посыпалась информация на страницы печати 27, 28 и, конечно, 29 октября. Корреспондентов, присутствующих на пуске, было достаточно много. Работали бригады телевидения. Возник синдром популизма в рядах руководства промышленности и военных. На экранах стали появляться главные конструкторы. Это вносило в отношения некоторые новые черты. С другой стороны, сама процедура формирования публикаций подчинена каким-то единым законам, по которым независимо от того, что ты сказал или хотел сказать в статье, интервью или с экрана телевизора, остается только чужое понимание и чужая мысль.
     С.Слипченко в один из дней попросил меня дать интервью. Мы выехали на старт, к ракете с "Бураном", и провели беседу. Кроме объяснений о структуре, конструкции и особенностях "Энергии" и "Бурана", я пытался сформулировать ответ на вопрос о космосе и хлебе насущном. В то время этот вопрос уже пробивался со всех сторон. Записали. Сергей сказал, что этот кусок немедленно будет передан сегодня в программе "Время". Интервью так и не появилось. Выяснилось, что наши материалы проходят "консультативный" просмотр аж на уровне секретаря ЦК. Не понравились разглагольствования о хлебе и космосе. Но видеозапись, презентованная Сергеем, хранится у меня и сейчас.
     С тех пор сложилось отнюдь не восторженное отношение к этой сфере. Зачем же делать марионеток из тех, кто появляется на страницах или экране ?.. После этого мы отказались давать интервью, кроме одного случая, когда были около "Бурана" после его посадки на полосу. Но даже это маленькое интервью вызвало у некоторых участвующих бурю негодований по поводу того, что не всех одинаково сопровождали титрами - ущемили самолюбие... И поэтому мы всегда просили представителей широкой информации не мешать работать, по крайней мере, на командном пункте. Как-то неуютно становится, когда "смотрят через плечо"...
     Из статьи "На последней минуте" (специальный корреспондент "Правды", 30 октября): "Всю ночь в черноте похолодавшей степи ярко светились прожекторы на стартовой площадке. Заправленная сотнями тон водорода, кислорода, керосина "Энергия" с "Бураном" парили, как паровоз на путях. Выкатило солнце и почти стерло в утреннем мареве очертания комплекса. До последней минута все шло по циклограмме. На наблюдательном пункте звучит громко дублированная команда: "Готовность одна минута". Но минута проходит - силуэт ракеты остается незыблемым среди стартовых вышек. Еще минута, еще...
     Сначала была надежда на скорое повторение пуска..."
     ТАСС: "На космодроме Байконур. Как уже сообщалось, пуск универсально-космической транспортной системы “Энергия” с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран" был назначен на 6 часов 23 минут московского времени 29 октября. В процессе предстартовой подготовки объявлена задержка пуска на 4 часа." Сообщение выпущено в 7 часов 7 минут.
     Вновь ТАСС: "На космодроме Байконур. На заключительном этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя "Энергия" с орбитальным кораблем "Буран" возникли отклонения в работе одной из систем обеспечения пуска. В связи с этим автоматически была выдана команда на прекращение дальнейших работ. В настоящее время ведется устранение возникших замечаний. О дате и времени старта будет сообщено дополнительно." Сообщение было выпущено в 10 часов 30 минут.
     "...Но поступило сообщение: начался слив топлива, - продолжает спецкор. - Эта малолюбимая стартовиками процедура задержала всякое движение по космодрому. Причину журналисты узнали еще через несколько часов у главного командного бункера. Но, как ни странно, генерал-майор авиации Владимир Гудилин, начальник испытательного управления космодрома Байконур, не выглядел расстроенным. "Конечно, это эмоционально неприятно, - сказал он, - ведь люди живут здесь в напряженном ритме подготовки по несколько месяцев. Но, с другой стороны, в испытательной работе возможно множество неожиданностей, и главная наша задача - предусмотреть их. Это как раз такой случай расчетной нештатной ситуации. Она показала, что автоматическая система безопасности, созданная для пускового комплекса ракеты и корабля, сработала надежно. По причине, которая пока выясняется, за 51 секунду до старта одна из площадок обслуживания не отошла от ракеты..."
     "За минуту до старта", репортаж спецкора "Известий": "...Но вот эта площадка с одним из элементов системы прицеливания откинулась в нерасчетном режиме. Может, она просто отошла на меньшее, чем положено, расстояние или двигалась слишком медленно. Во всяком случае, в ЭВМ поступила информация, что операция штатно не выполнена..."
     "За 51 секунду до старта" - "Труд".
     "Старт отложен, но не отменен" - "Социалистическая индустрия".
     "До старта оставались секунды" - "Советская Россия".
     "Старт отменен" - "Комсомольская правда".
     "Старт отложен" - "Красная звезда".
     4 ноября, "Красная звезда" - "Что происходит на Байконуре" - корреспондент встретился с главным специалистом Минобороны по многоразовым ракетно-космическим системам и перспективам их развития Генерал-полковником А.Максимовым и попросил его ответить на вопросы читателей газеты. "Перспективы этой системы трудно переоценить. М.С.Горбачев во время посещения Байконура заметил, что "Энергия" - это тот случай, когда количество переходит в качество. Выход мощного носителя на рабочий режим откроет новую эру в освоении космоса...
     - Расскажите подробнее, что произошло на Байконуре 29 октября в 6 часов 22 минут и несколько секунд?
     - ...Сомнений в том, что ЭВМ не разобралась и поторопилась или перестраховалась, не было. Машина достаточно умна и надежна. А в самой причине предстояло разобраться. Должен оговориться, но "сброс схемы" был воспринят Госкомиссией без восторга, но с рассудительным спокойствием.
     ...Чтобы пренебречь мнением ЭВМ, ее надо было отключить, иначе никакие команды не пройдут, и пустить "вручную". Но при неубранной площадке можно повредить корабль. Установленный на площадке блок аппаратуры, о которой я говорил, достаточно габаритен и соизмерим с "Жигулями". Поэтому Государственная комиссия приняла решение не вмешиваться в программу ЭВМ и перенести пуск на другие сроки..."
     6 ноября, "Московские новости" - "Буран" готовится к старту". Корреспонденты продолжали обсуждать особенности этой системы. "Советский Союз в разработке многоразовой космической системы шел полностью своим, отличным от американцев путем. Даже концепции, по которым создавались "Шаттл" и "Буран", имеют многие принципиальные отличия, не говоря уже о конкретных технических решениях. Внешне машины похожи, но моду диктует аэродинамика”
     ...Многоразовые системы ныне разрабатываются во многих странах: в Западной Европе, Японии, английские специалисты рассматривают проект аэрокосмического самолета.
     ...Подготовка людей к полетам на многоразовом корабле у нас уже ведется...
     При возникновении нештатной ситуации ракета может продолжать управляемый полет даже с одним выключенным маршевым двигателем первой или второй ступени, что, кстати говоря, невозможно при использовании твердотопливных ускорителей, как это имеет место на "Шаттле". Если что-то неладное произойдет с "Бураном", его можно вывести на низкую орбиту с посадкой на одном из резервных аэродромов, либо осуществить маневр возврата и приземлиться на собственную полосу, расположенную возле стартового комплекса."
     Из статьи "В упряжке - 170 миллионов лошадей" - "Красная звезда": "...Взгляд ловит на придорожном щите: "Превратим энергию замыслов в энергию действий". Подумалось, если слово "Энергия" прочитать как имя собственное, можно отнести этот призыв к новой мощной ракете-носителю." Автор, видимо, не знал, что ракета получила имя "Энергия" как призыв к замыслам и действиям страны. А что касается лошадиных сил, то "подсчитали, что в царской России было немногим более 21 миллиона лошадей".
     "Под солнечным парусом" - "Правда". С одной стороны, подробно излагается задумка ученых - "Показана возможность перехода Земли из Солнечной системы на круговую орбиту другой звезды "под солнечными парусами" и с другой - "каждый человек должен проникнуться ответственностью и за то, каким быть всему миру и быть ли ему вообще...”
     К такой постановке вопроса подвели нас научно-технические достижения, чьи могучие силы, мы теперь убедились в этом, могут принести и величайшие блага, и глобальные бедствия. В этом ряду стоит и космонавтика (следите за мыслью - ремарка наша), размышляя о нынешней роли которой, руководитель программы комических наук НАСА Л.Фиск заметил: "Настали времена испытаний для души человека. Раз так, то к ним, как и ко всяким испытаниям, надо готовиться. В том числе и путем обсуждений программ "Союз" и "Мир", "Фобос" и "Буран", их взаимосвязи и очередности. Это важно не только для частных бюджетных, временных или технических поправок. Это гораздо важнее для общественной выработки генеральной концепции роли космонавтики в жизни человечества. Не надо растаскивать ее по частям в третью, четвертую и прочие двери "дальше по коридору". (Теперь главное во всей этой статье "Правды" - ремарка опять наша.) Пора прикинуть, что она может дать нам в принципе, и отсюда уже идти к ее различным этапам. Выбирая их и разрабатывая, как это все шире у нас практикуется в различных областях жизни, на конкурсной основе. (Видимо, автор имеет ввиду, например, сельское хозяйство - вынужденная ремарка наша, чтобы не дать забыть читателю, что широкие конкурсные начала в обсуждении судьбы отечественного сельского хозяйства уже открылись давно - с 1978 г., когда секретарем ЦК по сельскому хозяйству стал "реформатор".) Не стоит, пожалуй, вдаваться здесь в общие рассуждения, что самые сложные материи доступны не только специалистам (куда деться от наших ремарок - эту фразу автора надо разжевать человеку на операционном столе, когда над ним хирург со скальпелем в руках, он-то даст оценку этой мудрой мысли), что "свежий глаз" может рассмотреть такие стороны организации дела, к которым профессионалы давно присмотрелись...", - эта статья появилась 8 ноября, сразу после праздников, которые мы на Байконуре и не отметили. Люди работали. Разговелись только на обед борщом. Но статья нас сразила, как набат, как начало наступления на наши завоевания. Вот оно, наконец, - "для чего? зачем?" И это - в центральной газете, значит - команда. Так потом и окажется.
     "Труд", немного позже, 11 ноября, акцентирует внимание на высказывании одного из руководителей Минобщемаша: "Запуск корабля многоразового использования стоит в десятки раз дороже, чем одноразовые системы. Поэтому такие корабли будут использоваться не для обычного вывода экипажа на орбиту, а только для выполнения уникальных операций..."
     Вести полемику о стоимости на ходу - не дело. Сейчас - вновь примечание для сравнения с сегодняшним днем. На начало 1994 г. "Спейс Шаттл" сделал 60 полетов, в том числе "Дискавери" - 18. Разве прагматичные американцы допустили бы десятикратное превышение стоимости?! Однако о стоимости и проблемах экономики чуть позже, но важно, я считаю.
     13 ноября, ТАСС: "...Установлено, что причиной этого (прекращения пуска) явилась задержка отделения от корпуса ракеты-носителя блока приборов системы азимутальной ориентации... Старт намечен на 6 часов московского времени 15 ноября 1988 г.".
     За день до пуска в статье "Репортаж с космодрома Байконур" спецкор "Правды" Тарасов подробно растолковал читателям результаты работы комиссии конструкторов и испытателей. Разъяснения давал В.М.Филин. "...Была доходчиво обозначена разница между техническими терминами "площадка" и "плата" (она же "переходник", она же "блок азимутальной ориентации"). Ибо одно понятие, как оказалось, ведет к создателям наземных стартовых конструкций, другое - к авторам бортовых систем, участвующих в предстартовой подготовке...
     Комиссия "потеряла доверие" ко всем смежным системам: управления, сборки, механизма отвода. Это - несколько десятков "подозреваемых". По долям, анализируя все средства информации, восстановили процесс подготовки. Проверили около полусотни версий, из них двадцать три потребовали дополнительных исследований.
     Таким кропотливым образом при помощи "презумпции виновности" было выяснено, что блок приборов, корректирующий гироскопы для ее прицеливания, подзастрял при отходе. Его отстыковка длилась вместо 3 штатных секунд почти 40. Ферма же, обязанная отвести блок после его отстыковки, не получила на это команду и "поступила строго по инструкции", оставшись на месте, так как автоматика выдала старту общий отбой.
     Снизу этот черный блок на вершине ракеты, повыше носа корабля, кажется небольшой коробочкой, но в монтажном корпусе сборки, где его аналог можно посмотреть вблизи, он вполне впечатляет Представьте себе положенные на бок "Жигули" -получится щит в полторы тонны весом. Эксперименты позволили нащупать слабое место в конструкции, вернее - узел соединения, слишком усложненный для "повышения надежности". Эта сложность и замедлила расстыковку в момент, когда счет идет на доли секунды.
     Здесь же, в монтажно-испытательном корпусе, был проведен комплекс исследований, разработана упрощенная конструкция узла, сохранившая необходимую надежность. Тут же изготовлена, тут же испытана и водружена на ракету. Эта оперативность вызывает у разработчиков чувство гордости.
     Подобных пусковых нештатных ситуаций предусмотрено 141, из них 20 влекут за собой слив топлива. Для полноты же картины добавляют, что только за одну минуту до старта от "Энергии" отстыковываются 110 элементов, большинство из них уже на ходу."
     Итак, наконец дан ответ на вопрос "почему прекращен старт?"
     Но, как всегда, неприятность не приходит одна. Ведь в процессе слива компонентов из ракеты 29 октября мы столкнулись с непредвиденными трудностями. Слив кислорода из одного из четырех блоков А шел чрезвычайно медленно. Все наши предположения о причине сводились к одному - засорился фильтр в бортовой заправочно-сливной магистрали. Разработчики блока А и изготовители, уважаемое НПО "Южное", в голос протестовали: "Не может быть, потому что этого не может быть никогда..." Заслуженной организации трудно не верить. Разработчики средств заправки отстаивали свое: компонент чист, магистрали проверены на чистоту - и предъявляют документы проверки. Ракетный завод не сдается: "...Был случай на стартовой позиции "Зенита", когда, проверяя заправочные шланги, были обнаружены отклонения по чистоте..." Рассудила опять же проверка на месте.
     После слива кислорода из этого блока со скоростью струйки, вытекающей из чайника, добрались до фильтра на борту - фильтр забит со стороны ракетного бака. Немыслимо, но факт. Исследовали - частицы из бака, которые накопились в процессе его изготовления.
     Акробатическую пластичность проявил квалифицированный слесарь Юрия Ивановича Лыгина - Александр Сергеевич Швырков, это он добрался в стесненных условиях хвостового отсека и демонтировал фильтр, но и потом вновь его установил. Ракету не пришлось снимать со старта.
     Была перепроверена вся технологическая цепочка изготовления баков и внутрибаковых монтажей. Были разработаны меры, которые предохраняли от возможного засорения и повысили чистоту внутренних полостей. Объем и поверхность бака чрезвычайно большие. Например, бак горючего блока Ц имеет развернутую поверхность порядка одной тысячи м2, то есть десять "соток" - это по-огородному. Так вот, если взять бытовые характеристики по содержанию пыли в комнатном воздухе, то этой пыли достаточно, чтобы забить фильтр. Вспомните пылесос после уборки квартиры. Поэтому в нашем монтажно-испытательном корпусе установлена стерильная чистота. Воздух, приходящий в залы, очищается войлочными фильтрами. Эти пылинки могут попасть в тракты подачи компонента, в прецизионные узлы клапанов, в сложные капиллярные каналы форсунок, а главное - взвешенные в компоненте твердые частицы при определенных характеристиках потока кислорода создают взрывоопасные условия. По заключению комиссии в связи с аварией при первом стендовом испытании блока А, одной из причин значилась неудовлетворительная чистота баков.
     "Не было счастья - несчастье помогло". Проведя слив, мы практически осуществили ополаскивание баков. Проверили фильтры других блоков - норма, чисто. Избежали возможных неприятностей в полете. Поучительно - "не пренебрегай, не утверждай, а проверяй".
     Итак, мы продолжали работать. Добрались до этой площадки.
     Комиссию по моему предложению возглавил заместитель главного конструктора В.М.Филин. Причиной сбоя при пуске 29 октября было замедленное отделение этого переходника с установленными на нем приборами азимутальной ориентации ракеты. Анализ показал, что это стало возможным при излишней усложненности конструкции узла сопряжения переходника с бортом ракеты и некоторых отклонениях в технологии сборки этого узла. При пуске в мае 1987 г. это переходное устройство не применялось, так как приборы не устанавливались, поскольку не требовалась высокая точность выведения полезного груза: Разделение пневмомагистралей велось другим механизмом. Урок вдвойне - нововведения нужно проверять. Урок старый, но люди новые.
     По итогам проведенного анализа узел сопряжения переходника с бортом ракеты был изменен. Стал проще, надежнее, что и подтвердили последующие испытания на сооруженной в монтажном корпусе экспериментальной установке. Трудно было себе представить, что такой узел (главный конструктор С.Петренко) может быть сделан на низком уровне конструирования. Я больше грешил на систему управления, как более сложную систему. При экспериментальной отработке по известным причинам сначала воспроизвели отказ и убедились в причине, а затем испытали новую конструкцию. При подготовке вторичного выхода на пуск по сути все время ушло на отработку узла отделения и проверку всех остальных систем еще раз.
     "Буран" вновь на старте" - репортаж с космодрома Байконур, газета "Правда". Если точнее, то "Буран" и не уезжал со старта...
     "Который раз повторяется кропотливая процедура испытаний, не знающая перерывов ни днем, ни ночью." Правда, не всегда так - мы ограничены ресурсом. Был у нас случай, когда в ночную смену председателю Государственной комиссии вдруг захотелось проверить бдительность испытателей и он дал команду провести ряд режимов проверки. Зачем? Видимо, как говорят военные, все должно быть в деле: "Плоское -таскай, круглое - катай." Провели, зафиксировали некоторые отклонения, которые возникали нередко - устранили и... израсходовали часть ресурса аппаратуры.
     “Доктор технических наук В.Караштин” - продолжала газета, - уже почти полгода безвыездно, без суббот и воскресений, живущий на этой площадке, рассказывает как проверяется сначала состояние всех электроцепей, каждой без исключения, а это уже несколько тысяч операций, затем готовность каждой бортовой системы в отдельности, затем их взаимодействие в комплексе. Перед этим электрические испытания проводились на месте сборки в монтажно-испытательном корпусе, а с 10 октября эстафету автономных и комплексных испытаний приняли стартовики...
     После того, как множество приборов и систем ответили по заданной программе о своем "здоровье", комплекс "носитель - орбитальный корабль" продолжает по телеметрическим каналам сообщать о своем состоянии: температурном и газовом режимах, герметичности, изоляции, проводимости электроцепей... Есть участки, где скорость опроса составляет фантастическое число - 128 раз в секунду, но это, оказывается, еще скромный поток. С такой непрерывностью контролируется чуть ли не двадцать тысяч параметров ракеты и корабля..."
     "И вновь назначен старт" - "Красная звезда".
     "Старт 15 ноября" - "Известия".
     "И вновь предстартовый отсчет" - "Социалистическая индустрия".
     Репортаж спецкора "Правды" с космодрома Байконур: "За сутки байконурцы с тревогой вглядывались в пасмурное небо и вслушивались в метеопрогноз. Где-то блуждал циклон. Вспомнились задержки пуска "Спэйс Шаттла" из-за погоды. Вообще-то, специалисты рекомендовали систему "Энергия" - "Буран" как почти всепогодную. Как носитель, так и корабль должны летать в любое время года и суток, в дождь и в снег. Ограничения по максимальному напору ветра на разных высотах - те же, что и для обычных ракет. Но для первых летных испытаний разработчики очень хотели бы не отказываться от визуального контроля, особенно в связи с мерами безопасности на заключительном этапе - посадке корабля...
     Снова едем ночью вокруг яркой стартовой площадки. Чувствуется, как напряжена окрестная степь. Посты оцепления, поезда с эвакуированными, колонны пожарных машин в аварийно-спасательных группах... В этот раз руководство космодрома пошло навстречу прессе и приблизило ее к месту событий, разместив в объединенном командно-диспетчерском пункте непосредственно у посадочной полосы.
     Отсюда значительно лучше, чем с прежнего НП, виден старт "Энергии". Правда, пугает ураганный ветер, рвущий крышу со здания. Брякнуло и посыпалось стекло с диспетчерского "фонаря" на крыше диспетчерского пункта. Но это не смущает летчика - космонавта И.Волка, который наводит на старт телевик фотоаппарата. По дорожке разбегается МиГ - воздушные наблюдения за стартом и подъемом ракеты..."


Далее...