Ранним
апрельским утром 1961 года миллионы людей по всему миру просыпались,
завтракали и спешили на работу. Лишь высшее политическое и военное
руководство СССР и некоторые инженеры-ракетчики знали, что в этот день
должно произойти событие, которое разделит историю человечества на время
"до и после полета Юрия Гагарина".
Те, кто готовил исторический полет, по опыту
запуска Первого искусственного Спутника догадывались, что старт станет
не только выдающимся научно-техническим достижением, но и событием
всемирного политического значения. И ошеломляющий эффект был достигнут!
За бурными обсуждениями,
восторгами публики и огорчениями политиков техническая сторона первого
пилотируемого космического полета ушла в тень. Космическую гонку вели
политики, но участвовали в ней ученые и инженеры, рабочие и космонавты.
Гагаринский триумф ковался в конструкторских бюро, в цехах заводов, и на
военных полигонах. И одним из его героев стал первый в мире пилотируемый
космический корабль "Восток".
Почему в дуэли проектов,
отражавших противостояние двух мировых сверхдержав, победила наша
страна, навечно стяжав лавры первопроходца Вселенной? Ответу на этот
вопрос и посвящена данная книга, представляющая собой развернутую
историю создания первых пилотируемых космических кораблей - советского
"Востока и американского "Меркурия".
Когда в повестку дня
встала задача создания корабля, возникло множество вопросов:
- каков должен быть его
облик?
- исходя из каких
предпосылок его проектировать?
- каким должен быть
первый полет?
На эти и сотни других
вопросов отвечали ученые и инженеры, которым предстояло спроектировать и
построить, запустить и успешно вернуть на Землю "Восток" и "Меркурий".
Обо всем этом
рассказывает, впервые отвечая на многие вопросы, затрагивая новые
аспекты, останавливаясь на неизвестных деталях и приводя ранее скрытые
за грифами секретности факты, книга "Мы - первые!"
Книга не случайно вышла
из печати в канун 50-летия первого полета человека в космос - именно
описываемые в книге космические корабли впервые позволили землянам
взглянуть на свою планету со стороны. При всем многообразии информации о
первых днях пилотируемой космонавтики книга восполняет остававшиеся
пробелы, рассказывая о тех событиях полувековой давности с точки зрения
инженеров и конструкторов. И что немаловажно - простым, понятным и
лаконичным языком, делающим книгу доступной и интересной широкому кругу
читателей, в первую очередь - молодежи.
Повествование строится на
противопоставлении первых проектов полета человека в космос - советского
корабля "Восток" и американского "Меркурий". Читатель погружается в
захватывающую историю космической гонки, полноценными героями которой
стали не только космонавты, политики, инженеры и ученые, но и первые
космические корабли, без которых не было бы и прорыва человека в космос.
Получился гармоничный и очень интересный портрет главных действующих лиц
космической гонки на технологическом фоне.
Почему и как появилась книга -
рассказ Игоря Афанасьева
Вот как о книге
рассказывает один из авторов, Игорь Афанасьев: "Лично меня к началу
работ подтолкнул фотоархив журнала Life, выложенный в интернете. Здесь
было множество классных фоток про космос, никогда прежде не
публиковавшихся, в основном, американских, но встречались и наши. Снимки
периода с конца 1950-х и до середины 1980-х. Заинтересовали фото
американских астронавтов самого первого набора. Репортажи о тренировках,
и встречи с прессой, официальные презентации и съемки до и после полетов,
постановочные кадры и просто бытовые сценки. Почти всегда рядом с
астронавтами - инженеры и ученые, политики и военные, причастные к
созданию и эксплуатации ракетно-космической техники.
Рассматривая снимки, я внимательно
вглядывался в лица. Из полувековой дали на меня смотрели, в сущности,
самые обычные люди. Однако с нынешней молодежью и даже представителями
моего поколения они были несравнимы. Дело не в одежде, прическах или
интерьере, в котором проводились съемки - всё было другим, не таким, как
сейчас... И тут пробила мысль: более старшее поколение я легко мог
отождествить... со своим дедом (простым пехотинцем прошел Великую
отечественную, а потом всю жизнь учил детей в сельской школе), а более
молодое - с отцом (с начала 1960-х работал на Горьковском автозаводе, а
потом строил и запускал КамАЗ). Конечно, американцы резко отличались от
русских - и это понятно. Но удивительнее всего были ярко выраженные
общие черты, отражающие характер эпохи: трудолюбие и упорство,
граничащее с упрямством, целеустремленность и смелость, граничащие с
безрассудством... И, самое главное - в глазах светилась любовь к жизни,
как сейчас говорят, "полнота и целостность мировосприятия"!
Отсюда и появилась идея рассказать о людях, которые участвовали в первой
космической гонке. Об обстоятельствах, в которых они работали. О том,
какой ценой давалась победа. О технике, которая эту победу обеспечивала.
О власти и ее отношении к работе на победу. При этом, однако,
предполагалось абстрагироваться от пафоса и лозунгов, присущих этой
самой космической гонке. Хотелось взглянуть на битву с высоты нынешних
дней, и написать объективно, но не сухо. Был выбран достаточно простой и
понятный язык - с минимумом сокращений и сложных речевых оборотов.
Одновременно хотелось избежать излишнего упрощения при описании сложных
технических явлений и проблем, которые решали создатели космической
техники полвека назад. (Сейчас приходится признать, что не удалось
полностью уйти от терминологии ракетно-космической технике и эпохи
начала космической эры. Хотя, в общем-то, мы такую задачу и не ставили...)
Итак, идея книги о самых первых днях пилотируемой космонавтики родилась
в результате накопления и анализа доступной информации. Можно было
браться за ее воплощение. Сразу скажу - издание виделось не как модный
сейчас фотоальбом, но как интегральный продукт, в котором иллюстрации
также важны, как и тексты.
К глубокому сожалению использовать архив Life в качестве некоего
визуального каркаса книги было нельзя, хотя и очень хотелось. Невозможно
по многим причинам: серии снимков имели ярко выраженный авторских
характер, и сами по себе представляли некие мини-зарисовки. Они могли
потеснить наш замысел, потянуть за собой текст, заставить его идти в
кильватере съемок, как это бывает очень часто. А просто растащить их на
отдельные иллюстрации казалось невозможным - вопрос авторских прав у
хранителей архива стоял на первом месте и на данном этапе нами был явно
нерешаем...
Поэтому для иллюстрации американской части книги использовались огромные,
практически бездонные залежи исторических фотодокументов NASA. Честь и
хвала служащим исторического отдела Агентства: их руками снимки были
бережно оцифрованы, логично и просто каталогизированы и... выложены в
сети для всеобщего и бесплатного пользования! Кстати, выяснилось, что
даже эти документы - лишь малая толика мгновенных слепков эпохи, которые
в свое время сделали фотографы NASA... До того, как стали доступны
сканеры и цифровые фотоаппараты, большинство карточек постепенно пришли
в негодность или просто растворились в бездонных водах реки Хронос...
С отечественными фотодокументами оказалось гораздо - на порядок! -
сложнее... Конечно, в стране есть замечательные и даже где-то выдающиеся
архивы и хранилища документации. Их имеют и предприятия, которые
участвовали в грандиозном космическом проекте. Но... Реальный доступ к
архивам если и открылся, то совсем недавно, а поиск необходимых
иллюстраций крайне затрудняла запутанная система каталогизации. Да и
потом, в преддверии пятидесятилетнего юбилея первого полета человека в
космос участники тех далеких событий (и хранители традиций... и
документации) сами хотели выпустить исторические книги! Зачем же у них
отбивать хлеб?
В ход пошли снимки из личных коллекций любителей и собирателей,
журналистов и фотодокументалистов, а то и простых граждан, оказавшихся
свидетелями исторических событий. В подавляющем большинстве фотографии
носили случайных характер, имели плохое качество (что делать! неумолимое
время и неважная фототехника... не каждый фотограф даже сейчас может
назвать себя профессионалом) с трудом относились даже к бытовым (по
сюжету) и плохо привязывались в датам и действующим лицам. Фотокарточки
извлекались из семейных альбомов, вытаскивались из настенных рамок и
даже... из бумажников и кошельков, где хранились как драгоценные
реликвии. Что становится со снимком после 50 лет такого хранения, думаю,
понятно... Вот с таким материалом приходилось работать.
Важнейшей задачей стало восстановление качества снимков. Это делалось
даже в ущерб модному ныне отношению к дефектам съемки и хранения как к "свидетельству
эпохи". Современная техника электронной ретуши творит чудеса!
Изображения засияли новым светом, на них проступили незаметные ранее
детали.
Связующим звеном между фотографиями и текстами стала графика, специально
заказанная для книги. Не будем сейчас обсуждать ее достоинства и
недостатки, хотя, с моей точки зрения, рисунки просто великолепны!
Вернемся к текстам. Книга строилась как яркий рассказ, структурированный
на антитезе проектов советского "Востока" и американского "Меркурия".
Предполагалось глубоко погрузить читателя в захватывающую историю
космической гонки. Полноценными героями повествования стали не только
космонавты, политики, инженеры и ученые, но и первые космические корабли,
без которых прорыв в космос был невозможен. Хотелось сделать гармоничный
и интересный портрет главных действующих лиц космической гонки на
технологическом фоне.
На выходе мы хотели получить популярное издание, предназначенное, в
первую очередь, для молодежи. Для этого пришлось поменяться местами с
читателями, чтобы хотя бы в душе стать моложе и вспомнить, что тревожило
умы четверть века назад?
В дни нашей молодости засекреченный советский космос вызывал "нездоровую"
(с точки зрения режимных органов) заинтересованность, подогретую
реальными успехами первых лет космической эры. Это не был интерес
отдельных специалистов, любителей или фанатиков - о космосе думало
практически всё поколение - от детсадовских сорванцов до выходящих в
самостоятельную жизнь молодых специалистов!
Парадоксально, но когда с началом "перестройки и гласности" покровы
секретности упали, от этого интереса мало что осталось. А жаль! Ведь
история первых космических лет по накалу страстей круче любого детектива.
Здесь нашлось место и шпионажу, и борьбе личных амбиций, и, конечно,
подвигу ученых, инженеров, рабочих и космонавтов.
Сегодня словосочетание "космическая гонка" не более чем избитый термин.
Но в начале 1960-х это был вовсе не пустой звук. Все делалось в бешеном
темпе. Проектирование первой межконтинентальной ракеты началось через
несколько лет после войны - постановление о создании Р-7 в начале 1953
года подписал еще Иосиф Сталин. И всего через четыре с небольших года
после этого запустили Первый спутник! И еще через четыре года в космос
полетел Юрий Гагарин. Задумаемся: после великой Победы прошло всего
через 16 лет!
Для сравнения, возьмем временнУю линейку и посмотрим, что было 16 лет
назад от нынешнего момента: в середине 1990-х началась очередная
модернизация корабля "Союз" и стартовал проект ракеты "Ангара", не
завершенный, к слову, до сих пор...
Но советским инженерам и рабочим пришлось соревноваться не только со
временем. У них был сильнейший соперник - американцы. Они тоже работали
быстро и очень качественно, делая свой "Меркурий". Кроме историков и
специалистов мало кто знает, что и СССР, и США шли к первому полету в
космос практически плечом к плечу. Иногда отставание или опережение
исчислялось всего лишь днями.
В ту далекую эпоху уходит своими корнями миф о том, что американцы
отставали от русских в области ракетных технологий. Это неправда.
Западные технологии ракетостроения во многом превосходили советские.
Однако нам повезло с ракетой Р-7: в силу разных причин - и случайных и
закономерных - она оказалась мощнее американских аналогов. И это
позволило советским инженерам проще и быстрее решить некоторые проблемы
разработки космического корабля. Но, как говорил А.В.Суворов: "Раз
повезло, два повезло! Помилуй Бог, надобно и умение!". У наших отцов и
дедов это умение было, и именно благодаря ему мы стали первыми!
Два первых космических корабля - советский и американский - внешне были
совершенно не похожи, хотя и несли в основе своей одинаковый замысел -
отправить в космос человека как можно быстрее и желательно безопаснее. О
причинах их сходства и различия можно будет узнать в книге. Мы хотели
показать дух соперничества и темп космической гонки. И если у читателя
проснется или окрепнет интерес к космонавтике, значит, мы свою работу
выполнили".
Для
получения более полного представления о книге (качестве ее оформления и
стиле изложения авторов) мы предлагаем вам несколько произвольно
выбранных (кликабельных) разворотов:
Условия приобретения и адреса пунктов
продажи
в России:
за наличный расчет
(для физ. лиц):
- для
москвичей и гостей столицы (самовывоз, оплата на месте): |
1. |
В издательстве "ЛенТа странствий" (эксклюзивная цена
издательства - 700 рублей/экз.)
по адресу: Москва, Миусская площадь, дом 6, корпус 3, этаж 9,
офис
919
(обращаться в рабочие
дни, с 9:00 до 19:00);
тел/факс (499)
250-68-94,
e-mail
info@lentatravel.ru |
|