Система управления (СУ) ОК предназначена для управления движением, ориентацией и навигацией ОК, а также для реализации командно-программного управления всеми его бортовыми системами. Она обеспечивает:
1. | измерение, преобразование и передачу в БЦВК значений углов, угловых скоростей, линейных и угловых ускорений по трем осям связанной системы координат при полете; |
2. | хранение базовой инерциальной системы координат и расчет текущих параметров положения ОК; |
3. | расчет, формирование, преобразование и выдачу управляющих сигналов на исполнительные органы, обеспечивающие заданную ориентацию ОК в пространстве относительно центра масс и управление его движением для выполнения заданных разворотов и перемещений; |
4. | командно-программное управление функционированием бортовых систем при автономной или совместной с наземным комплексом управления (НКУ) работе ОК как в штатной, так и в нештатных ситуациях; |
5. | проведение всех видов наземных испытаний ОК; |
6. | контроль и диагностику технического состояния бортовых систем; |
7. | учет и прогнозирование количества топлива и запасов рабочего тела на всех участках полета; |
8. | двусторонний обмен между ОК и НКУ командно-программной информацией (КПИ) на всех участках полета; |
9. | расчет, формирование, преобразование и выдачу управляющих сигналов на аэродинамические органы, обеспечивающие заданную ориентацию ОК при спуске и посадке (в том числе и автоматическую посадку). |
Система управления включает в себя командные приборы, вычислительную систему, аппаратуру управления исполнительными органами и системами ориентации и навигации, преобразования и распределения электроэнергии, управления средствами посадки, сопряжения бортовых систем и управления ими, уплотнения сигнальной и аналоговой информации для связи с наземным проверочно-пусковым комплексом.
Система управления ОК является уникальной системой, не имеющей аналогов в отечественном ракетостроении. Ее структура и приборный состав имеют ряд технических и эксплуатационных особенностей, которые обеспечивают:
1. | работоспособность ОК на участках выведения, орбитального полета, спуска и посадки; |
2. | возможность вмешательства экипажа в процесс управления с переходом на ручное управление (это потребовало создания высоконадежной системы контроля и диагностики) в ходе выполнения большинства участков полета; |
3. | повышенную надежность и безотказность благодаря способности сохранять работоспособность при двух любых отказах в каждом функционально независимом узле или элементе; |
4. | возможность изменения (наращивания) комплектации ОК. |
СУ в качестве функциональных узлов включает в себя двухмашинный вычислительный комплекс с радиальной системой связи с периферийными абонентами и базовой БЦВМ (бортовым вычислителем "Бисер-4") и комплекс командных приборов, основой которого является четырехрамочная гиростабилизированная платформа.
Систему управления можно представить как совокупность независимых функциональных трактов, решающих определенную локальную функциональную задачу в соответствии с ее логикой. Аппаратура системы, сгруппированная по признаку выполнения функциональной задачи совместно с аппаратурой других подсистем, объединена в функциональные тракты, которые в соответствии с решаемыми ими задачами делятся на три группы: общего пользования, системы управления движением (СУД) и системы управления бортовыми системами (СУБС).
Функциональные тракты общего пользования участвуют в решении общих задач СУ, обеспечивают функционирование ее аппаратуры и бортовых систем и включают в себя информационный тракт вычислительной системы, тракты системы программно-временных устройств и внешней памяти вычислительной системы, систем единого времени, контроля и диагностики и сбора технологической информации, управления бортовыми системами (выдача команд и прием сигналов) и распределения и коммутации СЭП.
Функциональные тракты СУД используются в автономном управлении навигацией и стабилизацией ОК и включают в себя тракты гиростабилизированной платформы, датчиков угловых скоростей, жестких акселерометров, построения местной вертикали, звездно-солнечного прибора, посадочных систем и управления исполнительными органами и аэродинамическими плоскостями.
Функциональные тракты СУБС участвуют в управлении бортовыми системами ОК и по составу аналогичны его бортовым системам.
Переход на: |
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005