BUSINESS OnLine (БиZон)
май 2000 года
Сайт печального юбилея
Официальный сайт НПО "Молния" www.buran.ru появился в Интернете 15 ноября 1998 года. Его открытие было приурочено к 10-летию полета многоразового транспортного космического корабля "Буран", однако во многом появление сайта было связано с желанием руководства НПО по примеру "Боинга" или "Шаттла" иметь свое представительство в Интернете. Первая, англоязычная версия сайта размещалась на английском сервере, однако через некоторое время Интернет-представительство "Молнии" обрело российское "подданство". Как уже говорилось, поводом для создания сайта послужил космический юбилей, правда, достаточно печальный (за отсутствием финансирования программа "Буран" заморожена еще с 1992 года). Поэтому наряду со всеми атрибутами официального сайта крупной компании (историей НПО, описанием последних его разработок, персоналиями и т.д.) buran.ru содержит огромную, постоянно пополняемую коллекцию всевозможных материалов, посвященных истории создания и полету этого космического корабля. Наряду с уникальными фотоснимками (некоторыеиз них иллюстрируют эту статью) вниманию специалистов и любителей космонавтики здесь представлены обширная техническая документация этого рассекреченного проекта, рассказы конструкторов и пилотов-испытателей, а также ряд любопытных видеофайлов, на которых запечатлены наиболее зрелищные фрагменты испытаний "Бурана".
Интернет-магазин со скромным названием "Наш market", появившийся на сайте полгода назад, изначально не был задуман в качестве серьезного коммерческого проекта. В соответствии с юбилейной тематикой сайта ассортимент товаров, предлагаемых здесь покупателям, долгое время не выходил за рамки сувенирной продукции: значки и эмблемы с символикой "Бурана", оригинальные коллекционные модели космических кораблей и самолетов, разработанных в НПО "Молния" (многим из которых, по всей вероятности, суждено навсегда остаться пластиковым макетом масштаба 1:50), и даже... билеты на аттракцион "Буран: космическое путешествие" в ЦПКиО им. М. Горького. Ежемесячный оборот "Нашего marketа", не превышавший, как правило, 100 долларов, направлялся на техническую поддержку сайта, обеспечивая, таким образом, его частичную самоокупаемость.
Третье чудо света. Оно же - последнее
Однако в скором времени в ассортименте "Нашего marketа" появились товары, благодаря которым он, бесспорно, займет заметное место в будущей истории российской электронной коммерции. Наряду с последними коммерческими разработками НПО - самолетами бизнес-класса "Молния", а также рядом конверсионной продукции (высотными автостоянками и приспособлениями для передвижения инвалидов в черте города) - Интернет-магазин объявил о продаже нескольких так называемых летавших аналогов космического корабля "Буран" стоимостью от 13 до 17 млн. долл. в зависимости от модели и комплектации. Очевидно, что первый вопрос, которым задавались случайные посетители "Нашего marketа", был вполне предсказуем: "А что это такое?" Для того чтобы разобраться, что представляют собой эти "аналоги" и в какой мере можно считать их космическими кораблями, необходимо обратиться к недавней истории советской космонавтики.
По словам одного из основоположников американской космической индустрии, за всю историю космонавтики было лишь три события, имевших мировое значение, - полет Гагарина, высадка на Луне и... запуск "Бурана". В чем же заключался феномен последнего?
15 ноября 1988 года был произведен запуск на низкую околоземную орбиту многоразового транспортного космического корабля "Буран".
Первый (и единственный) его полет продолжался 205 минут и завершился успешной посадкой на специальную посадочную полосу в районе космодрома Байконур. Это была первая и по сей день единственная в истории космонавтики автоматическая посадка космического корабля многоразового использования, которая и сегодня, на пороге третьего тысячелетия, является непревзойденным мировым рекордом.
Однако цена подобного достижения оказалась едва ли не более впечатляющей, чем сам рекорд. Всего на программу "Энергия-Буран", по различным оценкам, было потрачено от 16 до 17 миллиардов (!) долларов, а число занятых в ней специалистов достигало 1 миллиона человек. (Для сравнения: американцам система "Спейс Шаттл" обошлась "всего лишь" в 4 миллиарда.) И львиная доля этого "рекордного" во всех отношениях бюджета пришлась на создание тех самых "аналогов", которые сегодня продаются через Интернет
"Продается подержанный аналог"
Перед первым запуском ОК "Буран" в космос для наземных "натурных" испытаний и отработки в реальных условиях наиболее ответственных участков полета - захода на посадку и саму посадку, включая автоматические режимы, был построен ряд летательных аппаратов - полноразмерных аналогов ОК "Буран".
В их числе - БТС-02 ОК-ГЛИ (Большой транспортный самолет второй для горизонтальных летных испытаний), участвовавший в нескольких испытательных запусках в низких слоях атмосферы. Другой аппарат -БТС-001 - использовался для наземных статических испытаний, после завершения (а точнее, прекращения) которых на его основе был создан аттракцион в парке Горького. Всего, не считая отдельных испытательных модулей (кабин, фюзеляжей и т.д.), было выпущено 11 машин различной степени комплектации. Их предназначение и дальнейшую судьбу можно узнать из приводимой нами таблицы, эксклюзивные данные которой на сегодняшний день являются наиболее достоверными, поскольку получены "из первоисточника" - предоставлены журналу "Business Online" руководителем Интернет-проекта buran.ru Вадимом Лукашевичем.
Из перечисленных здесь аппаратов широкой публике известен лишь БТС-001, который, как уже упоминалось, обрел вторую жизнь в виде развлекательного аттракциона в столичном парке. Однако не менее интересная (а по большому счету - не менее печальная) судьба ожидает его летавшего близнеца БТС-02, больше года назад выставленного на продажу в "Нашем markete" и в феврале этого года нашедшего наконец своих новых платежеспособных хозяев.
ЦПКиО им. Алана Маршалла
По словам Вадима Лукашевича, размещение в Интернет-магазине летавшего аналога "Бурана" вместе с рядом подобных испытательных аппаратов (таких, например, как"Бор-4") изначально являлось в некотором роде рекламной акцией, призванной привлечь интерес к разработкам "Молнии" потенциальных инвесторов. Поэтому, когда австралийская компания Buran Space Corporation (BSC) заявила о своем желании взять БТС-02 в девятилетний лизинг, то для всех, включая маркетинговую службу НПО, это известие стало более чем приятным сюрпризом. Однако для того чтобы подписать окончательный вариант договора, понадобился целый год, потраченный на многочисленные согласования как с австралийской стороной, так и с различными российскими госслужбами. Последние недоразумения возникли при оформлении таможенных деклараций, поскольку местное руководство с большим недоверием отнеслось к указанному в документах девятилетнему сроку аренды, подозревая замаскированную под лизинг "теневую" продажу "гордости отечественной космонавтики". Однако ни географическая удаленность австралийского континента, ни особенности национальной таможни в итоге не помешали осуществиться этому необычному предприятию.
Руководство австралийской стороны пожелало сохранить в тайне точную стоимость заключенного контракта, однако, учитывая первоначальную продажную цену космического аппарата (17 млн. долл.), можно с уверенностью заключить, что фигурирующая в в договоре сумма исчисляется по меньшей мере несколькими миллионами. В сравнении с прошлогодним суммарным оборотом российских Интернет-магазинов эта, пусть даже предполагаемая, цифра выглядит более чем внушительно. Лизингополучатель - компания Buran Space Corporation - была создана в сентябре 1999 года с целью обслуживания БТС-02 согласно условиям контракта, заключенного с НПО "Молния". Уникальный самолет-аналог приобретается в лизинг с целью реализации туристических и общеобразовательных программ. Выставочный комплекс, развернутый на площадке временного казино в самом престижном районе Сиднея, включает в себя, помимо БТС-02, экспозиционную площадку, аудио-визуальный зал и зону розничной торговли. Компания надеется, что экспозицию будут посещать не менее 500 тысяч посетителей в год, что должно привести к созданию новых рабочих мест и притокам капитала. В образовательном аспекте она создает уникальную возможность для австралийских студентов получить знания, ранее недоступные в Австралии. По достигнутой договоренности, выставка продлится не менее двух лет, во время которых никаких работ внутри БТС-02 (после его окончательной сборки в Сиднее) производиться не будет, а затем экспозицию перевезут в другие регионы Австралии.
Путешествие из Москвы в Сидней
Реализация столь необычной сделки (которую, разумеется, нельзя назвать чисто электронной, поскольку Интернет наряду с электронной почтой использовался лишь в начальной стадии переговоров) заслуживает подробного описания. Заслуживает хотя бы потому, что наглядно иллюстрирует ширину пропасти, лежащей между виртуальной продажей и ее реальным воплощением в жизнь.
По словам участников этой "транспортировки века" (иначе межконтинентальную перевозку космического корабля просто не назвать), первоначальные сложности возникли уже на площадке в ЛИИ им. М. Громова при отстыковке демонтируемых агрегатов орбитального корабля. Все имеющееся в ЛИИ подъемно-разгрузочное оборудование оказалось не приспособленным для такого рода операций, и в конечном счете пришлось привлекать дополнительный 90-тонный кран. Только после этого уникальный автопоезд смог доставить изделие на берег Москвы-реки для погрузки на специально оборудованную баржу. 30 октября прошлого года москвичи могли наблюдать уникальное зрелище - встречу двух "Буранов", когда БТС-02 проплывал мимо аттракциона в парке Горького. Проводка баржи, толкаемой двумя буксирами, по системе шлюзов общей протяженностью более 1500 км осуществлялась английской фирмой Brambles Project Services, причем при проходе под некоторыми мостами на Москве-реке зазор составлял всего несколько сантиметров.
Из Санкт-Петербурга после двухнедельной задержки, вызванной таможенными формальностями, груз отправился морским путем в Швецию.
При подходе к шведским территориальным водам судно встречали вертолеты береговой охраны, долго допытывавшиеся по рации, что именно оно везет. Ответ: "Везем космический корабль" гарантировал пристальное внимание и сопровождение до самого причала. Иногда после сообщения наших специалистов, что перед ними -русский "Шаттл", удивление шведского собеседника не имело границ: "А разве у русских был "Шаттл?!" С грустью можно отметить, что в подобных "компетентных" беседах со шведской стороны зачастую участвовали опытные авиационные специалисты: например, как только стало известно о прибытии в Гетеборг БТС-02, в порту появилась делегация авиаконцерна SAAB.
Прибытием 22 февраля в австралийский порт Сидней закончился трехмесячный морской путь самолета-аналога орбитального корабля "Буран" БТС-02. Встреча этого уникального груза в сиднейской бухте Darling Harbour была организована с гораздо большей торжествённостью, чем его "проводы" в Москве. Четыре канала австралийского телевидения вели прямой репортаж о прибытии аналога "Бурана", встретив его на четырех вертолетах еще в нейтральных водах. В порту груз встречала официальная делегация, в состав которой вошли генеральный консул России, американский астронавт австралийского происхождения Эндрю Томас и официальные представители мэрии Сиднея. Интересный штрих: в репортажах в связи с прибытием БТС-02 в Австралию в местных газетах программа по созданию многоразового космического корабля "Буран" оценивалась в 22 млрд. долл. (вероятнее всего, австралийских).
Как это ни странно на первый взгляд, при подходе австралийская сторона потребовала продекларировать все без исключения деревянные детали, их количество и расположение в составе груза "для последующей санитарной обработки для исключения занесения на континент вредителей древесины". Как выяснилось, у австралийской таможни также существуют свои национальные особенности...
Не роскошь, а средство маркетинга
По словам директора по маркетингу НПО "Молния" Михаила Яковлевича Гофина, несмотря на единичный характер таких эпохальных сделок (в конце 1998 года американскому музею уже был продан космический аппарат "Бор-5"), сайт buran.ru является эффективным маркетинговым инструментом, выполняющим ряд как рекламных, так и чисто информационных задач. Подобное разграничение, впрочем, весьма условно, поскольку без предоставления потёнциальному покупателю подробной информации о техническом устройстве и состоянии того или иного воздушного судна или космического аппарата дальнейшие переговоры невозможны в принципе. Обычно эти функции возлагаются на регулярно проводимые аэро-космические выставки, во время которых и решается судьба большинства заключаемых впоследствии контрактов. Однако сроки работы выставок ограничены, а поток посетителей достигает порой нескольких сотен человек в день. Естественно, что в таких узких временных рамках проинформировать должным образом всех желающих просто невозможно, а стало быть, ряд выгодных сделок упускается лишь потому, что у сотрудников НПО просто не было времени заинтересовать потенциальных покупателей. В отличие от выставок сайт функционирует ежедневно и круглосуточно. Его информативные возможности ограничены лишь мощностью сервера, в то же время расходы на его содержание несопоставимы с арендой выставочного павильона, а обслуживание, в отличие от многочисленной представительской делегации, осуществляется практически одним человеком - web-мастером..
Особенно эффективным Интернет-представительство может оказаться в недалеком будущем, когда НПО "Молния" сможет с его помощью предложить вниманию потенциальных инвесторов большое количество своих оригинальных разработок - "побочных продуктов" программы "Энергия-Буран". По оценке М. Гофина, на сегодняшний день коллектив НПО обладает по меньшей мере четырьмя сотнями уникальных "ноухау", применение которым можно найти в любой сфере высоких технологий, да и не только. Так, например, почти сразу после знаменитой лунной посадки американского "Аполлона" на Западе в продажу поступили не менее знаменитые сковороды с антипригарным покрытием, разработанным в свое время для обшивки этого корабля. Сегодня проблема с реализацией изобретений НПО заключается в отсутствии у него средств не только на их дальнейшую разработку своими силами, но и на получение международных патентных свидетельств (каждое из которых может обойтись в сумму до 5 тысяч долларов). Без них размещение практически любой информации, связанной с новыми технологиями, обернется банальным хищением - вместо инвесторов ими займутся воры, как уже неоднократно случалось с рядом российских изобретений. Однако как только НПО сможет без риска разместить подробные описания своих многолетних разработок в открытом доступе, возможности сайта проявятся в полной мере, поскольку в бумажной, офлайновой версии такая информация занимает порой увесистые тома, широкое распространение которых куда сложнее, чем, например, раздача рекламных буклетов с описанием новой модели "памперсов".
Впрочем, заметная отдача от эксплуатации Интернет-представительства заметна уже сегодня. По словам директора по маркетингу, по эффективности (главным критерием которой является наличие платежеспособного спроса) контакты, устанавливаемые через Интернет, можно разделить на две различные группы, первую из которых составляют российские клиенты. От них ежемесячно приходит до 60 различных предложений, из которых, однако, реальную коммерческую ценность составляют лишь одно-два. Зарубежные партнеры более сдержанны, зато из 4-5 предложений, присылаемых ими ежемесячно, серьезного рассмотрения заслуживает как минимум одно. В сегодняшней тупиковой (с точки зрения финансирования НПО) ситуации это не так уж мало.
Не только в области балета...
Итак, проблема оценки объемов электронной торговли в России по-прежнему не разрешена. Разумеется, на фоне успехов Запада в этой области мы по-прежнему выглядим достаточно бледно, хотя бы с точки зрения цифр. Однако сегодняшним аналитикам, занимающимся проблемами отечественной электронной коммерции, стоит повнимательнее присмотреться не только к классическим вариациям натему Amazon.com, но и к формирующемуся отечественному авиакосмическому электронному рынку. Российский сайт buran.ru - далеко не единственный в своем роде. Вслед за "Нашим marketом", например, осенью 1999 года был открыт также пока малоизвестный, но пользующийся популярностью в узких кругах Интернет-авиарынок на сервере www.avia.ru, где продаются и покупаются самолеты, вертолеты и даже аэропортовое оборудование. Аналогичный ему магазин находится по адресу http://www.user.cityline.ru/~aviapres/info/marketplace/market.htm. Интернет-проект компании "Оскар АвиаГруп" (www.oscar-avia.com) предлагает реализацию гражданских вертолетов, самолетов, авиадвигателей, блоков, агрегатов и запасных частей, а также лизинг и профилактическое обслуживание летательных аппаратов. Очевидно, что появление в Сети магазинов с подобным ассортиментом в ближайшем будущем добавит не один ноль к цифрам суммарного оборота отечественной электронной коммерции.
Михаил Свищев mishel@bizon.ru
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru