Правда
28 октября 1988 года

Сообщение из Центра управления полетом

На заключительном этапе предстартовой подготовки ракеты-носителя "Энергия" с орбитальным кораблем "Буран" возникли отклонения в работе одной из систем обеспечения пуска. В связи с этим автоматически была выдана команда на прекращение дальнейших работ. В настоящее время ведется устранение возникших замечаний.
О дате и времени старта будет сообщено дополнительно.

(ТАСС)

На последней минуте

Всю ночь в черноте похолодавшей степи ярко светились прожекторы на стартовой площадке. Заправленная сотнями тонн водорода, кислорода, керосина "Энергия" с "Бураном" парили как паровоз на путях. Выкатило солнце и почти стерло в утреннем мареве очертания комплекса. До последней минуты все шло строго по циклограмме. На НП звучит громко дублированная команда: "Готовность одна минута". Но минута проходит - силуэт ракеты остается незыблемым среди стартовых вышек. Еще минута, еще...

Сначала была надежда на скорое повторение пуска, но поступило сообщение: начался слив топлива. Эта малолюбимая стартовиками процедура задержала всякое движение по космодрому. Причину журналисты узнали еще через несколько часов у главного командного бункера. Но, как ни странно, генерал-майор авиации Владимир Гудилин, начальник испытательного управления космодрома Байконур, не выглядел расстроенным.

- Конечно, это эмоционально неприятно, - сказал он. - Ведь люди живут здесь в напряженном режиме подготовки по нескольку месяцев. Но, с другой стороны, в испытательной работе возможно множество неожиданностей, и главная наша задача - предусмотреть их. Это как раз такой случай расчетной нештатной ситуации. Она показала, что автоматическая система безопасности, созданная для пускового комплекса ракеты и корабля, сработала надежно. По причине, которая пока выясняется, за 51 секунду до старта одна из площадок обслуживания не отошла от ракеты-носителя. Вернее, визуально отодвинулась, но сигнал об этом не поступил в ЭВМ, проверяющую пусковую готовность всех систем. Эта площадка до последних секунд держит платформу прицеливания, регулирующую гироскопы. Машина после опроса всех сигналов не нашла отзыв этого концевика и мгновенно дала "стоп" программе пуска. Иначе была угроза зацепа ракеты или корабля за эту конструкцию.

Короче, как в метро: пятак не брошен - путь закрыт. Но лишь временно - после выявления и устранения причин будет принято решение о новой дате старта.

- Так что, если пересилить эмоции, в случившемся для испытателей есть рациональное зерно, - заключил Владимир Евгеньевич. - Нам эта "шишка" пошла на пользу. Вообще же у нас может возникнуть 150 пусковых ситуаций такого рода, и главное - предусмотреть и парировать их. Несмотря на задержку, одна из важнейших систем подтвердила свою работоспособность. А ракета и корабль прошли весь цикл проверок и испытаний. Я так и сказал своим ребятам - это генеральная репетиция, и вы допускаетесь к дальнейшей работе.

"Свои" выбрались на солнышко из бункеров и укрытий, греются кучками после бессонной ночи. После многих бессонных ночек. Готовятся начать все сначала по всему трудоемкому испытательному циклу.

А. ТАРАСОВ.
(Спец. корр. "Правды"). Космодром Байконур.


Правда
30 октября 1988 года

29 октября - старт "Энергии"

На космодроме Байконур заканчивается этап подготовки к пуску универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия" с орбитальным кораблем многоразового использования "Буран". 28 октября начнутся операции по заправке компонентами топлива ракеты-носителя и орбитального корабля.
Как уже сообщалось, испытательный полет намечен на 6 часов 23 минуты московского времени 29 октября. Программой испытаний предусмотрены двухвитковый полет орбитального корабля "Буран" вокруг Земли и посадка его в автоматическом режиме на космодроме Байконур.

(ТАСС)


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru