Воздушный транспорт
26 июня 2002 года,
N024
"Буран": долгий путь от мечты до погоста
Как наш "челнок" занесло пургой перестройки
Сегодня очевидно для всех: период с 1974 по 1989 гг. был последним по счету порывом Советского Союза к звездам! Окрашенным ореолом романтики, все еще владевшей сердцами и душами энтузиастов "оборонки", созидавших могучую ракетно-космическую систему "Энергия - Буран", вскоре после этого угробленную, пущенную по ветру кремлевскими вождями перестроечного разлива.
Сегодня наш рассказ - о корабле многоразового использования "Буран", едва взлетевшем и тут же забурившем в оскорбительные для нашего народа безвестность и небытие...
Назревающая угроза
... 1958 год. В недрах Пентагона рождается одна из самых секретных космических программ: создания летательного аппарата с треугольным крылом и двухкилевым оперением, забрасываемого в космос ракетой "Титан-3" и самостоятельно приземляющегося по-самолетному. 5 января 1972 года, после интенсивных поисков и экспериментов, утверждается проект системы "Спейс-Шаттл", с назначением срока первого космического полета - март 1978 года. Поразительно, но факт: изначально "шаттл" создается как универсальная транспортная система, не имеющая на тот момент конкретной задачи и даже определенной полезной нагрузки в космосе.
А 27 января 1981 года НАСА объявляет и дату выполнения первого пилотируемого полета корабля "Колумбия": 10 апреля.
Он стартует 12 числа, на глазах у многих и многих тысяч американцев, заполнивших в своих автомобилях все пространство на десятки миль вокруг старта. А через 20 минут с орбиты принимается доклад астронавтов Дж.Янга и Р.Криппена: "На борту все о'кэй! .. В Кремле воцаряется траур... После следующего полета "Колумбии" с четырьмя астронавтами, выполненного 11 ноября 1982 года, США объявляют о вводе системы "Спейс-Шаттл" в эксплуатацию, с ее обслуживанием четырьмя "челноками"...
комментарий web-мастера: система "Space Shuttle" была введена в эксплуатацию с пятого полета, выполненного 11 ноября 1982 года экипажем из 4 астронавтов. |
Величественные задачи
Читатели старшего поколения помнят, наверное, что начало 70-х годов ознаменовалось полным крахом самого амбициозного замысла Сергея Королева, названного им "целью его жизни", - проекта посылки на Луну советского космонавта-одиночки на ракете Н-1, оказавшейся недееспособной.
Едва в казахской степи затихает эхо оглушительного взрыва четвертой по счету ракеты Н-1, в московских кабинетах идеологов отечественной космонавтики начинает муссироваться еще более грандиозный замысел: создание космической системы "Энергия - Буран", призванной затмить своим потенциалом и возможностями вышеописанное достижение "окончательно распоясавшегося" заокеанского конкурента.
Тогдашний президент АН СССР
академик Гурий Марчук разъяснял:
- Мы отчетливо понимали, что новые задачи, требующие решения в ближнем космосе,
нуждались и в новых транспортных системах, которые еще только предстояло
создать. В центре внимания оказался прежде всего многоразовый корабль, будущий
"Буран"...
Для реализации нового проекта в бой бросают последнего могикана отечественного ракетостроения - академика В.П.Глушко, сменившего изгнанного 22 мая 1974 года с ракетно-космического Олимпа преемника Королева академика Василия Мишина...
Мы пойдем своим путем
В один из весенних дней 74-го года В.Глушко представляют руководящему составу фирмы Мишина; следом он проводит совещание, на котором излагает программу освоения космоса, иллюстрируя свои соображения рисунками будущего многоразового корабля, розданными присутствующим. Призвав соратников "без раскачки" приступить к его созданию и перехватив на лицах некоторых сидящих в первых рядах слушателей ехидные ухмылки, Валентин Петрович жестко замечает, что "пораженцев и скептиков он не задерживает" и не потерпит "подрывных акций и саботажа своих планов и усилий".
комментарий web-мастера: система "Буран" не фигурировала в первоначальных планах В.П.Глушко, а появилась в результате двухлетних межведомственных споров и длительных конструкторских поисков. Подробности здесь. |
Этапы большого пути
Сегодня известно, что решение "дать американцам симметричный ответ" на их вызов в космосе кремлевскими вождями принимается спустя 4 года бездарно растраченных на лунную авантюру. Но эта заминка на старте отнюдь не уменьшает наши надежды наверстать упущенное.
Генерал-полковник авиации, летчик космонавт Герман Титов позднее вспоминал: "Появление "Бурана" в арсенале отечественных средств выведение открывало в нашей космической программе качественно новый этап, существенно расширяя возможности в освоении космоса... Именно "Буран" позволял нам сосредоточить все ресурсы и внимание на направлениях, дающих максимальную отдачу...".
Герою космоса вторит ветеран НПО "Молния" Геннадий М.: "В отличие от американцев, мы своих денег не жалели. Если те
комментарий web-мастера: чем обычно отличаются слабые публикации? Анонимными консультантами! |
построили всего четыре "челнока" (добавив после гибели "Челленджера" к ним пятый экземпляр), мы слепили аж восемь "Буранов", предназначенных только на исследования и испытания! И это с тремя летными экземплярами в придачу! Причем, шесть были использованы в процессе подготовки первого штатного полета "Бурана", исполненного 18 ноября 1988 года.
комментарий web-мастера: Апогей журналистской бездарности! "Буран" слетал в космос 15 ноября 1988 года! Более того, кроме трех летных кораблей всего было построено 10 экземпляров в различной степени комплектности для исследований и испытаний |
Этот слетавший экземпляр после триумфального полета "пришвартовался" на Байконуре, то есть оказался впоследствии "за бугром". И оставался там, в МИКе, вплоть до апреля с.г., когда здание МИКа самопроизвольно обрушилось, похоронив "Буран", прославивший Отечество, навсегда...
Второй штатный "Буран" был по состоянию на 1 сентября 1993 года практически собран и даже проходил наземные испытания; в обеспечение его полета пошли в ход еще два технологических образца частичной комплектации...".
Ветеран задумывается, тяжело
вздыхает и продолжает рассказ:
- Путь к первому полету "Бурана" занял более десяти лет, и на нем бывало
всякое! Опуская детали, скажу: на запуск его из Москвы слетелась на
Байконур едва ли не половина "оборонки"! Ее
руководство, то есть. Привалила номенклатура все рангов и калибров, от клерков
до членов ЦК, спеша примкнуть к триумфаторам из Минобщемаша. Гостиницы Ленинска
в те дни были под завязку забыты "дорогими гостями" - министры спали по полу...
И, не ожидая полета "Бурана", авансом круглосуточно отмечали каждую гайку,
завинчивавшуюся работягами в "Буран". Дошло до того, что двое командированных по
пьянке шагнули в пролет лестничной клетки.
А вот что происходило на площадке, где стоял снаряжаемый в первый полет "Буран". Однажды утром потрясенная охрана обнаружила под брюхом "челнока" бессмертное "Дембель-88", выцарапанное штыком карабина. Да где - на уникальной теплозащитной плитке! Министры, глядя на такое, заикались от страха за свою повисшую на волоске карьеру...
Но все обошлось: и после полета
вся эта камарилья "болельщиков" загребла вагон наград, степеней, титулов и
званий, после чего без тени смущения в полный голос заговорили о том, что
"Буран" нам не нужен:
- Тут народ кормить нечем, а они с дурацким "Бураном" лезут! Обнаглели!
И "корифеи", сделавшие на "Буране" головокружительную карьеру, стали брезгливо передергиваться...
Верх чистейшего лицемерия
Когда дело доходит до первого старта "Энергии", 6 мая 1987 года самолет генсека Михаила Горбачева приземляется на самой длинной в мире посадочной полосе г. Ленинска: уже на следующий день он осматривает стартовые комплексы Байконура, МИК сборки системы "Энергия - Буран" и стенд - старт, с которого ракета скоро будет запущена. Следом за объездом своих "космических владений" Горбачев уединяется с генеральным конструктором Глушко в пустом зале заседаний Госкомиссий и разговаривает с ним наедине в течение часа.
Позднее, вернувшись в Москву,
Валентин Петрович скажет своему помощнику полковнику КГБ Михаилу Яремичу:
- Не понравилось мне все это, Михаил! Вместо четких и заинтересованных вопросов
хозяина страны - общие банальные фразы. Я толкую это свою собеседование с
Горбачевым как верх чистейшего лицемерия с его стороны. И не более того...
Но перед этим, 12 мая, в
Ленинске на встрече с трудящимися города и работниками полигона Горбачев
подводит итог своим "ярким, незабываемым впечатлениям":
- Да, товарищи! Все увиденное мною вселяет уверенность, что нам с вами вместе со
всем советским народом по плечу намеченные нашей партией грандиозные планы
революционной перестройки!
При этих словах генсека сидящие в первом ряду президиума махровые аппаратчики срываются с мест и "дружно аплодируют".
Преступление века
Итак, полеты вначале "Энергии", а затем ее с "Бураном" - состоялись. Казалось бы, столь триумфальное начало должно было подвигнуть вождей на придание проекту нового ускоряющего импульса. Но нет: следом за кончиной генерального конструктора В.П.Глушко началось откровенное замалчивание самого факта создания столь уникальной космической системы, носящее характер тщательно спланированной кампании.
Генерал-полковник Э.Алексеев: "Мы столкнулись с консерватизмом мышления относительно будущего "Бурана". Обозначилось мощное негативное отношение ко всей системе "Энергия - Буран", во многом опередившей время".
Доктор наук Лея Кизнер, ветеран РКК "Энергия": "Вскоре мы оказались на пороге оголтелой кампании с явно обозначившейся подлой целью устранения самого имени академика Глушко из истории мировой космонавтики..."
Сразу же после полета "Бурана" появились признаки желания кое-кого поскорее поставить жирный крест на системе "Энергия - Буран". По Москве поползли слухи о намерении властей поставить один "Буран" в ЦПКиО им. Горького то ли в качестве кинотеатра, то ли в качестве общественного (платного!) туалета. А по НПО "Молния" - вотчине "Бурана" - поползли слухи о намерении толкнуть за баксы еще один "Буран" куда угодно, включая Африку".
В беседе автора с ветераном НПО
"Молния" в годовщину полета "Бурана", тот посетовал:
- Даже уцелей "Буран" сегодня, запустить его нет ни малейшего шанса уже потому,
что вся полигонная инфраструктура, необходимая для этого, разрушена: покидая
Байконур, я видел силовые кабели на старте, обглоданные заблудшими верблюдами...
Да если бы уцелели и старты, кадры, способные управлять всем этим хозяйством
уникальной сложности, нам уже не собрать! А собрали бы кадры, кто, скажите,
способен им сейчас платить за их титанический труд по-человечески? То-то же...
Одолеваемый горестными
раздумьями о судьбах нашей космонавтики, я поинтересовался у бывшего начальника
комплекса НПО "Молния" Александра Мотрова:
- Разве такое отношение к "Бурану" - нашему интеллектуальному богатству,
уничтожение этой разработки (как, впрочем, и не менее уникального его носителя
"Энергии"! ) укладывается в цивилизованные рамки?
И услышал в ответ: - Какие рамки? Вы о чем?! То, что случилось с "Бураном", - это преступление! Века!!!
- И что же мы теперь в космосе
будем делать без него?, - непроизвольно вырвалось тогда. Собеседник ответил:
- Как это - что? Будем летать на их "шаттлах"! Если, конечно, у желающих
покататься найдутся баксы на такое дорогое удовольствие...
Михаил РУДЕНКО
комментарий web-мастера: ..."перестроечного разлива", "забурившим", "слепили", "загребла", "обнаглели", "баксы" - слова то какие! Да-а, мельчает наша космическая журналистика, то ли на потребу толпы, то ли из-за ... элементарной пустоты в голове - писать о "Буране" и перепутать дату старта !!! |
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru