Воздушный транспорт
26 июня 2002 года, N024

"Буран": долгий путь от мечты до погоста

Как наш "челнок" занесло пургой перестройки

Сегодня очевидно для всех: период с 1974 по 1989 гг. был последним по счету порывом Советского Союза к звездам! Окрашенным ореолом романтики, все еще владевшей сердцами и душами энтузиастов "оборонки", созидавших могучую ракетно-космическую систему "Энергия - Буран", вскоре после этого угробленную, пущенную по ветру кремлевскими вождями перестроечного разлива.

Сегодня наш рассказ - о корабле многоразового использования "Буран", едва взлетевшем и тут же забурившем в оскорбительные для нашего народа безвестность и небытие...

 Назревающая угроза

 ... 1958 год. В недрах Пентагона рождается одна из самых секретных космических программ: создания летательного аппарата с треугольным крылом и двухкилевым оперением, забрасываемого в космос ракетой "Титан-3" и самостоятельно приземляющегося по-самолетному. 5 января 1972 года, после интенсивных поисков и экспериментов, утверждается проект системы "Спейс-Шаттл", с назначением срока первого космического полета - март 1978 года. Поразительно, но факт: изначально "шаттл" создается как универсальная транспортная система, не имеющая на тот момент конкретной задачи и даже определенной полезной нагрузки в космосе.

 А 27 января 1981 года НАСА объявляет и дату выполнения первого пилотируемого полета корабля "Колумбия": 10 апреля.

 Он стартует 12 числа, на глазах у многих и многих тысяч американцев, заполнивших в своих автомобилях все пространство на десятки миль вокруг старта. А через 20 минут с орбиты принимается доклад астронавтов Дж.Янга и Р.Криппена: "На борту все о'кэй! .. В Кремле воцаряется траур... После следующего полета "Колумбии" с четырьмя астронавтами, выполненного 11 ноября 1982 года, США объявляют о вводе системы "Спейс-Шаттл" в эксплуатацию, с ее обслуживанием четырьмя "челноками"...

комментарий web-мастера: система "Space Shuttle" была введена в эксплуатацию с пятого полета, выполненного 11 ноября 1982 года экипажем из 4 астронавтов.

Величественные задачи

 Читатели старшего поколения помнят, наверное, что начало 70-х годов ознаменовалось полным крахом самого амбициозного замысла Сергея Королева, названного им "целью его жизни", - проекта посылки на Луну советского космонавта-одиночки на ракете Н-1, оказавшейся недееспособной.

 Едва в казахской степи затихает эхо оглушительного взрыва четвертой по счету ракеты Н-1, в московских кабинетах идеологов отечественной космонавтики начинает муссироваться еще более грандиозный замысел: создание космической системы "Энергия - Буран", призванной затмить своим потенциалом и возможностями вышеописанное достижение "окончательно распоясавшегося" заокеанского конкурента.

Тогдашний президент АН СССР академик Гурий Марчук разъяснял:
- Мы отчетливо понимали, что новые задачи, требующие решения в ближнем космосе, нуждались и в новых транспортных системах, которые еще только предстояло создать. В центре внимания оказался прежде всего многоразовый корабль, будущий "Буран"...

 Для реализации нового проекта в бой бросают последнего могикана отечественного ракетостроения - академика В.П.Глушко, сменившего изгнанного 22 мая 1974 года с ракетно-космического Олимпа преемника Королева академика Василия Мишина...

 Мы пойдем своим путем

 В один из весенних дней 74-го года В.Глушко представляют руководящему составу фирмы Мишина; следом он проводит совещание, на котором излагает программу освоения космоса, иллюстрируя свои соображения рисунками будущего многоразового корабля, розданными присутствующим. Призвав соратников "без раскачки" приступить к его созданию и перехватив на лицах некоторых сидящих в первых рядах слушателей ехидные ухмылки, Валентин Петрович жестко замечает, что "пораженцев и скептиков он не задерживает" и не потерпит "подрывных акций и саботажа своих планов и усилий".

комментарий web-мастера: система "Буран" не фигурировала в первоначальных планах В.П.Глушко, а появилась в результате двухлетних межведомственных споров и длительных конструкторских поисков. Подробности здесь.

Этапы большого пути

Сегодня известно, что решение "дать американцам симметричный ответ" на их вызов в космосе кремлевскими вождями принимается спустя 4 года бездарно растраченных на лунную авантюру. Но эта заминка на старте отнюдь не уменьшает наши надежды наверстать упущенное.

 Генерал-полковник авиации, летчик космонавт Герман Титов позднее вспоминал: "Появление "Бурана" в арсенале отечественных средств выведение открывало в нашей космической программе качественно новый этап, существенно расширяя возможности в освоении космоса... Именно "Буран" позволял нам сосредоточить все ресурсы и внимание на направлениях, дающих максимальную отдачу...".

 Герою космоса вторит ветеран НПО "Молния" Геннадий М.: "В отличие от американцев, мы своих денег не жалели. Если те

комментарий web-мастера: чем обычно отличаются слабые публикации? Анонимными консультантами!

построили всего четыре "челнока" (добавив после гибели "Челленджера" к ним пятый экземпляр), мы слепили аж восемь "Буранов", предназначенных только на исследования и испытания! И это с тремя летными экземплярами в придачу! Причем, шесть были использованы в процессе подготовки первого штатного полета "Бурана", исполненного 18 ноября 1988 года.

комментарий web-мастера: Апогей журналистской бездарности! "Буран" слетал в космос 15 ноября 1988 года! Более того, кроме трех летных кораблей всего было построено 10 экземпляров в различной степени комплектности для исследований и испытаний

Этот слетавший экземпляр после триумфального полета "пришвартовался" на Байконуре, то есть оказался впоследствии "за бугром". И оставался там, в МИКе, вплоть до апреля с.г., когда здание МИКа самопроизвольно обрушилось, похоронив "Буран", прославивший Отечество, навсегда...

Второй штатный "Буран" был по состоянию на 1 сентября 1993 года практически собран и даже проходил наземные испытания; в обеспечение его полета пошли в ход еще два технологических образца частичной комплектации...".

 Ветеран задумывается, тяжело вздыхает и продолжает рассказ:
 - Путь к первому полету "Бурана" занял более десяти лет, и на нем бывало всякое! Опуская детали, скажу: на запуск его из Москвы  слетелась на Байконур едва ли не половина "оборонки"! Ее руководство, то есть. Привалила номенклатура все рангов и калибров, от клерков до членов ЦК, спеша примкнуть к триумфаторам из Минобщемаша. Гостиницы Ленинска в те дни были под завязку забыты "дорогими гостями" - министры спали по полу... И, не ожидая полета "Бурана", авансом круглосуточно отмечали каждую гайку, завинчивавшуюся работягами в "Буран". Дошло до того, что двое командированных по пьянке шагнули в пролет лестничной клетки.

 А вот что происходило на площадке, где стоял снаряжаемый в первый полет "Буран". Однажды утром потрясенная охрана обнаружила под брюхом "челнока" бессмертное "Дембель-88", выцарапанное штыком карабина. Да где - на уникальной теплозащитной плитке! Министры, глядя на такое, заикались от страха за свою повисшую на волоске карьеру...

 Но все обошлось: и после полета вся эта камарилья "болельщиков" загребла вагон наград, степеней, титулов и званий, после чего без тени смущения в полный голос заговорили о том, что "Буран" нам не нужен:
- Тут народ кормить нечем, а они с дурацким "Бураном" лезут! Обнаглели!

 И "корифеи", сделавшие на "Буране" головокружительную карьеру, стали брезгливо передергиваться...

 Верх чистейшего лицемерия

 Когда дело доходит до первого старта "Энергии", 6 мая 1987 года самолет генсека Михаила Горбачева приземляется на самой длинной в мире посадочной полосе г. Ленинска: уже на следующий день он осматривает стартовые комплексы Байконура, МИК сборки системы "Энергия - Буран" и стенд - старт, с которого ракета скоро будет запущена. Следом за объездом своих "космических владений" Горбачев уединяется с генеральным конструктором Глушко в пустом  зале заседаний Госкомиссий и разговаривает с ним наедине в течение часа.

 Позднее, вернувшись в Москву, Валентин Петрович скажет своему помощнику полковнику КГБ Михаилу Яремичу:
 - Не понравилось мне все это, Михаил! Вместо четких и заинтересованных вопросов хозяина страны - общие банальные фразы. Я толкую это свою собеседование с Горбачевым как верх чистейшего лицемерия с его стороны. И не более того...

 Но перед этим, 12 мая, в Ленинске на встрече с трудящимися города и работниками полигона Горбачев подводит итог своим "ярким, незабываемым впечатлениям":
- Да, товарищи! Все увиденное мною вселяет уверенность, что нам с вами вместе со всем советским народом по плечу намеченные нашей партией грандиозные планы революционной перестройки!

 При этих словах генсека сидящие в первом ряду президиума махровые аппаратчики срываются с мест и "дружно аплодируют".

 Преступление века

 Итак, полеты вначале "Энергии", а затем ее с "Бураном" - состоялись. Казалось бы, столь триумфальное начало должно было подвигнуть вождей на придание проекту нового ускоряющего импульса. Но нет: следом за кончиной генерального конструктора В.П.Глушко началось откровенное замалчивание самого факта создания столь уникальной космической системы, носящее характер тщательно спланированной кампании.

 Генерал-полковник Э.Алексеев: "Мы столкнулись с консерватизмом мышления относительно будущего "Бурана". Обозначилось мощное негативное отношение ко всей системе "Энергия - Буран", во многом опередившей время".

 Доктор наук Лея Кизнер, ветеран РКК "Энергия": "Вскоре мы оказались на пороге оголтелой кампании с явно обозначившейся подлой целью устранения самого имени академика Глушко из истории мировой космонавтики..." 

Сразу же после полета "Бурана" появились признаки желания кое-кого поскорее поставить жирный крест на системе "Энергия - Буран". По Москве поползли слухи о намерении властей поставить один "Буран" в ЦПКиО им. Горького то ли в качестве кинотеатра, то ли в качестве общественного (платного!) туалета. А по НПО "Молния" - вотчине "Бурана" - поползли слухи о намерении толкнуть за баксы еще один "Буран" куда угодно, включая Африку".

 В беседе автора с ветераном НПО "Молния" в годовщину полета "Бурана", тот посетовал:
- Даже уцелей "Буран" сегодня, запустить его нет ни малейшего шанса уже потому, что вся полигонная инфраструктура, необходимая для этого, разрушена: покидая Байконур, я видел силовые кабели на старте, обглоданные заблудшими верблюдами... Да если бы уцелели и старты, кадры, способные управлять всем этим хозяйством уникальной сложности, нам уже не собрать! А собрали бы кадры, кто, скажите, способен им сейчас платить за их титанический труд по-человечески? То-то же...

 Одолеваемый горестными раздумьями о судьбах нашей космонавтики, я поинтересовался у бывшего начальника комплекса НПО "Молния" Александра Мотрова:
 - Разве такое отношение к "Бурану" - нашему интеллектуальному богатству, уничтожение этой разработки (как, впрочем, и не менее уникального его носителя "Энергии"! ) укладывается в цивилизованные рамки?

И услышал в ответ:  - Какие рамки? Вы о чем?! То, что случилось с "Бураном", - это преступление! Века!!!

 - И что же мы теперь в космосе будем делать без него?, - непроизвольно вырвалось тогда. Собеседник ответил:
- Как это - что? Будем летать на их "шаттлах"! Если, конечно, у желающих покататься найдутся баксы  на такое дорогое удовольствие...

 Михаил РУДЕНКО

комментарий web-мастера: ..."перестроечного разлива",  "забурившим", "слепили", "загребла", "обнаглели", "баксы" - слова то какие! Да-а, мельчает наша космическая журналистика, то ли на потребу толпы, то ли из-за ... элементарной пустоты в голове - писать о "Буране" и перепутать дату старта !!!

Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru