По Ярославке
31 мая 2002 года, N18

Неизвестный "Буран" вокруг "Энергии"

Как мы уже сообщали в предыдущем номере газеты, 15 мая в Политехническом музее состоялась встреча участников создания и первого пуска ракеты-носителя "Энергия", посвященная пятнадцатой годовщине этого выдающегося достижения отечественной и мировой инженерной мысли.
Достаточно сказать, что за прошедшие с тех пор годы ни одна из космических держав мира не реализовала проект, хотя бы в какой-то мере сопоставимый по своим характеристикам с показателями "Энергии".
Споры о целесообразности последовавшего прекращения финансирования проекта "Энергия-Буран" идут до сих пор. Да, в определенной мере можно говорить, что этот проект был детищем "холодной войны", соперничества двух космических сверхдержав. Можно говорить, что он значительно опередил потребности страны по выведению полезной нагрузки на орбиту и тем самым опередил время. Но об инженерной стороне этого проекта, безусловно, можно говорить как о выдающемся достижении.
Наш корреспондент Александр ЛОКТЕВ побеседовал с руководителем подготовки и пуска ракето-носителя "Энергия" и универсальной ракетно-космической транспортной системы "Энергия-Буран", доктором технических наук, генерал-майором запаса Владимиром ГУДИЛИНЫМ.

- Владимир Евгеньевич, в сообщении ТАСС о начале летно-конструкторских испытаний новой мощной универсальной ракеты-носителя "Энергия" отмечалось, что "в процессе старта и полета ракеты-носителя подтверждена правильность выбранных инженерно-конструкторских решений, высокая надежность ее конструкции, двигателей обеих ступеней и систем управления, оборудование и аппаратура стартового комплекса работали нормально". Понятно, что сказанное - итог весьма масштабных работ. Что бы Вы отметили для читателей в качестве самого главного?
- К обычным элементам экспериментальной испытательной базы полигона (стартовый комплекс; технические позиции космического аппарата, ракеты-носителя; заправочно-нейтрализационная станция) добавились новые объекты (универсальный испытательный стенд, посадочный комплекс орбитального корабля, площадка огневых комплексных испытаний орбитального корабля, монтажно-заправочный комплекс).
Здесь же следует сказать о применении нового компонента ракетного топлива - водорода, новых материалов и веществ, технологий проведения испытаний, подготовки и запуска, послеполетного обслуживания ракеты-носителя и орбитального корабля.
Приведу некоторые данные. Одновременные запасы водорода на стартовом комплексе и испытательном стенде составляли 720 тонн. Можете себе представить, что это такое с точки зрения обеспечения безопасности при транспортировке и хранении водорода, заправке им ракеты-носителя!
Одна только система охлаждения лотка на испытательном стенде имела суммарную мощность электродвигателей 22,5 мегаватт и давала секундный расход воды при проведении огневых испытаний двигательных установок ракеты-носителя 20 кубических метров в секунду - это практически три реки Сырдарьи!
Суммарные же потребности электрической мощности составляли около 150 мегаватт, а общие запасы воды на комплексе оценивались в 35000 кубических метров. Это можно себе представить в виде "кубика" со стороной более десятиэтажного дома!
Железнодорожные пути и разгрузочные площадки должны были обеспечить прием и разгрузку до ста вагонов в сутки с топливом и технологическим оборудованием.
Комплекс измерений пристартового района обеспечивал прием, обработку и передачу около 40000 быстро- и медленноменяющихся параметров.

- Насколько гладко шла подготовка?
- Я погрешил бы против истины, если бы ответил, что гладко. При запуске двигательной установки центрального блока вышел из строя насос жидкого водорода одного из двигателей. Система аварийной защиты ракеты-носителя отключила двигатель через 2,58 секунды после его запуска и тем исключила взрыв изделия, в баках которого находились 100 тонн жидкого водорода и 650 тонн жидкого кислорода.
Надо отметить, что затем, впервые в практике полигонных испытаний, были выполнены ремонтно-восстановительные работы на кислородно-водородном двигателе без съема изделия с пускового устройства, что подтвердило многоразовость использования двигателя, его ремонтопригодность, а также высокую квалификацию личного состава боевого расчета.
На втором запуске двигательная установка отработала 390 секунд без замечаний. Позднее случился и крайне неприятный отказ системы охлаждения лотка: в момент одновременного запуска восьми насосов (мощностью 1600 киловатт каждый) произошел гидравлический удар в системе, приведший к разрыву болтов на нескольких фланцевых соединениях, и около 4000 кубических метров воды затопили сооружение. В сложных условиях эта неисправность была устранена, система приведена в рабочее состояние, вода из сооружения откачана, высоковольтное оборудование восстановлено. По результатам повторных испытаний система была допущена к работе.
В этот же период отказы сопровождали испытания комплекса автоматического управления. Вспоминается характерный случай, когда при очередных испытаниях комплекса отказала бортовая вычислительная машина. Такой отказ при запуске ракеты-носителя имел бы катастрофические последствия, так как приводил к неуправляемому полету с последующим разрушением, взрывом и падением в непредсказуемом районе, включая стартовый комплекс и населенные пункты.

- Как разворачивались события дальше?
- К этому времени Главный конструктор РН "Энергия" Борис Губанов выдвинул идею запустить стендовый образец ракеты. Возможность летного испытания стендового образца обосновывалась степенью отработанности конструкции, системы управления, двигательных установок и других составных частей. Эта идея в начале не нашла поддержку у Генерального конструктора многоразовой космической системы, академика Валентина Глушко, и только благодаря руководству Министерства общего машиностроения, в частности, министра Олега Бакланова и его заместителя Олега Шишкина, эта идея получила право на жизнь при очень детальном и тщательном рассмотрении вопросов безопасности комиссией Академии наук и комиссией ЦНИИМАШ. В то же время, Главное управление космических средств в лице его начальника генерал-полковника Александра Максимова с осторожностью отнеслось к этому предложению.
Как бы то ни было, но, начиная с 18 ноября 1986 года, стендовое изделие готовилось к летным испытаниям, а 11 февраля следующего года оно было установлено на стенд. Нужно сказать, что погода не благоприятствовала проведению испытаний: мокрый снег и метели в феврале сменились мартовскими проливными дождями. На рельефе комплекса образовались целые озера, грозившие сооружениям затоплением. Тем не менее, к концу марта 1987 года первые два этапа испытаний "Энергии" были закончены и получены положительные результаты, позволившие принять решение о подготовке ракеты к пуску в соответствии с программой летных испытаний.
Пришло время формировать боевой расчет подготовки и пуска ракеты-носителя "Энергия". Начальник ГУКОС, генерал-полковник Александр Максимов занял осторожную позицию и хотел, чтобы проведение пуска было поручено боевому расчету из представителей промышленности. Пришлось проявить настойчивость, чтобы эта работа выполнялась совместными боевыми расчетами. Председатель Государственной комиссии по летным испытаниям ракеты-носителя "Энергия", Министр общего машиностроения Олег Бакланов поддержал такое решение и первым поставил утверждающую подпись на титульном листе списка боевого расчета, тем самым определив степень ответственности каждого исполнителя.
Был проведен глубокий анализ пятисот возможных аварийных ситуаций и последствий от их наступления, разработан комплекс мер по обеспечению безопасности работ, а личный состав подготовлен к действиям в условиях аварийных ситуаций.

- Похоже, предусмотрели все, что могли?
- Все, да не совсем. Подготовка к запуску весьма осложнялась не относящимися к технике обстоятельствами - в этот период полигон посетили высокие гости: сначала Министр обороны СССР, маршал Советского Союза С.Л.Соколов, а затем, непосредственно перед самым запуском, генеральный секретарь ЦК КПСС М.С.Горбачев (11-13 мая 1987 года).
Об этом посещении следует говорить особо, потому что с ним связано много общественных и личных событий. Но одно следует отметить: уже тогда в действиях и личности "главного архитектора" перестройки проявились черты, приведшие, в конечном счете, к развалу СССР, экономики, национальным трагедиям.
Его "талант" и способность ничего не знать, ни за что не отвечать вылились в отказ присутствовать на пуске ракеты-носителя "Энергия", несмотря на просьбы председателя Государственной комиссии О.Бакланова, Главного конструктора ракеты-носителя Б.Губанова и мою от имени личного состава боевого расчета.
Следует иметь в виду следующие обстоятельства достаточно равнодушного, если не сказать большего, отношения М.С.Горбачева к пуску "Энергии". В сентябре 1986 в городе Рейкъявике состоялась встреча М.С.Горбачева с тогдашним президентом США Р.Рейганом, на которой было принято решение о демилитаризации космического пространства. При запуске же "Энергии" в качестве полезной нагрузки предусматривался космический аппарат "Скиф-ДМ" (демонстрационная модель), с использованием бортовой аппаратуры которого был запланирован ряд технических экспериментов по противодействию американской стратегической оборонной инициативе.
При обсуждении задач на запуск "Скиф-ДМ" и после доклада Председателя Государственной комиссии Олега Бакланова в ЦК КПСС эти эксперименты были запрещены. Но в любом случае успешный запуск "Энергии" с полезной нагрузкой в виде демонстрационного макета "Скиф-ДМ" мог быть воспринят американской стороной как дальнейший крупный шаг в использовании космического пространства для военных целей, чего в силу своего стремления в мир "общечеловеческих ценностей" М.С.Горбачев не хотел.

- С тем и отбыл?
- После отбытия высоких гостей начались технологические операции по заправке ракеты и ее запуску. Государственная комиссия поручила запустить ракету начальнику научно-испытательного управления полигона В.Е.Гудилину и техническим руководителям Б.И.Губанову и В.М.Караштину.

- Итак, последние операции перед пуском...
- Я бы отметил спокойную, деловую, слаженную работу боевого расчета, точность выполнения всех операций, хорошее взаимодействие со службами и подразделениями полигона. И на этом фоне - два момента, которые вызвали тревогу у присутствующих на пуске членов Государственной комиссии и руководства запуском.
Сначала не открылся дренажный клапан водородного бака в начале его водородной подготовки. Благодаря грамотным действиям операторов автоматизированной системы испытательного стенда С.А.Сопова и С.А.Соловьева неисправность была устранена, и работы продолжились.
Затем, за 30 секунд до запуска двигателей, отказала все та же система охлаждения лотка. Отказ уже не мог быть устранен, и пришлось идти на запуск без этой системы, учитывая результаты предварительного анализа соответствующей нештатной ситуации. Успешный запуск подтвердил правильность такого решения. Задачи первого пуска ракеты-носителя "Энергия", имеющей вес 2250 тонн и общую тягу двигателей около 3600 тонн, были выполнены полностью, хотя из-за нештатной работы бортовых систем демонстрационный макет "Скиф-ДМ" на заданную орбиту не вышел и приводнился в акватории Тихого океана.

- И какой же был "импульс последействия" там, наверху?
- Успех был воспринят неоднозначно различными уровнями руководства: если одни считали его следствием огромного, целенаправленного труда многочисленных коллективов войсковых частей и предприятий промышленности, то другие - чистой удачей и большой долей случайности.
Так или иначе, но в повестку дня встал вопрос о проведении необходимых работ для подготовки, запуска и посадки в автоматическом режиме орбитального корабля "Буран".
Но это, как говорится, уже из другой оперы, премьера которой состоялась 15 ноября 1988 года, то есть спустя полтора года после запуска ракеты-носителя "Энергия".

- Благодарю вас за беседу. Надеюсь, что к 15-летию полета "Бурана" вы расскажете читателям газеты "По Ярославке" о тех, не менее драматических, событиях.


Смотри также:
 
энциклопедический труд В.Е.Гудилина и Л.И.Слабкого "Ракетно-космические системы: история, развитие, перспективы";
интервью В.Е.Гудилина "Неизвестный "Буран" вокруг "Энергии" в газете "По Ярославке".


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2006
E-mail: buran@buran.ru