Ленинское знамя
16 августа 1989

Кто научил "Буран" летать?

 

О "Буране" написано очень много. Полет, удививший весь мир, беспилотная посадка на Землю, новый прорыв в освоении космоса… Мой товарищ, находившийся во Франции в день приземления "Бурана", рассказывал, что телевидение прервало передачи для экстренного обращения и показа момента приземления нашего корабля.
Момент посадки "Бурана" демонстрировался многократно, его снимали с разных ракурсов, взахлеб комментировали…

- Про "Буран" все знают, - начал рассказ О.С.Долгих, заместитель главного конструктора - начальник летно-испытательной базы, - Он сделал первый полет в автоматическом режиме. И в этом мы опередили американцев. Но не все знают, что в принципе это был не первый полет. Из космоса полет был уже восемнадцатый по счету. А семнадцать полетов сделали мы здесь, в Жуковском. Здесь решались многие вопросы теплозащиты, летающей лаборатории, управления, но главное - посадка на Землю в автоматическом режиме.

Для того, чтобы "Буран" мог самостоятельно приземлиться, на его аналоге, полностью копирующем все узлы и системы комплекса, была многократно отработана посадка в автоматическом режиме. Но и здесь ученые начинали не с нуля. Первые программы опробовались на самолетах Ту-154. После этого начались работы с аналогом "Бурана". С байконурским "Бураном" он был совершенно идентичным по массовым характеристикам, геометрии, аэродинамике… Но разница была.

Посадка самолета-аналога ОК "Буран"

Подмосковный аналог имел другие двигатели - ему не нужно было выполнять орбитальный полет, он обладал четырьмя турбореактивными двигателями для взлета, как самолет с полосы. Для того чтобы двигатели работали, на нем был установлен в отсеке полезного груза топливный бак. Еще одно отличие - высота стойки переднего шасси. Основной "Буран", это хорошо заметно на кинокадрах, приземлившись, катился по полосе слегка наклонившись вперед. Аналог имел более длинную стойку, чтобы облегчить взлет корабля. Иначе ему могло не хватать усиления рулей, чтобы поднять нос. И последнее отличие - имитационная теплозащита. Аналог работал в диапазоне скоростей по прибору до 600 километров в час и в его задачу не входило летать на больших высотах. Поэтому корпусу корабля не нужна была специальная теплозащита.

- Программа горизонтальных летных испытаний предусматривала шестнадцать полетов с ручным пилотированием, - продолжает Олег Сергеевич. - Но после шести полетов благодаря отличной профессиональной подготовке летчиков-испытателей ЛИИ мы сняли все характеристики, позволяющие подойти к отработке автоматической посадки. Седьмой полет выполнялся уже в автоматическом режиме. Лишь за 10 метров до поверхности посадочной полосы управление взяли на себя пилоты. Начиная с восьмого полета, все посадки выполнялись автоматически. Но всегда в кабине "Бурана" находились пилоты. Они поднимали корабль, как самолет в воздух, выходили в точку, близкую к расчетной траектории снижения системы из космоса. В этой точке летчики-испытатели включали автомат, он подхватывал корабль и сажал его в заданном месте.

Командиром корабля, впервые поднявшим его в небо и приземлившим "Буран" на аэродроме ЛИИ, был Герой Советского Союза Игорь Петрович Волк. В выполнении программы участвовали Герой Советского Союза Анатолий Семенович Левченко, инженеры летчики-испытатели Римантас Антанас-Антано Станкявичюс и Александр Владимирович Щукин. Проблем и неожиданностей было очень много. Но ни разу, в какой бы необычной, трудной ситуации ни оказывался экипаж, ни сбоев, ни аварий не было. Вот один их характерных примеров.

"Буран" имеет низкие аэродинамические качества. Он заходит на посадку по траектории с углом наклона порядка двадцати-девятнадцати градусов, в зависимости от направления ветра. Зрелище не для слабонервных. Когда "Буран" приземляется, с летного поля он виден почти в плане. При этом скорость его снижения к земле порядка пятидесяти метров в секунду. Первое выравнивание начинается на высоте триста шестьдесят метров. Окончательное выравнивание "Бурана" происходит где-то на высоте пятнадцать метров и идет торможение за счет увеличения угла атаки. Сначала полеты отрабатывались вручную. Согласитесь, траектория снижения и посадки не похожа ни на один самолет, и тем, кто впервые отрабатывал режим, приходилось нелегко.

Уже в самом конце программы, когда приземление выполнялось автоматически, вдруг обнаружилась странная закономерность. Перед самой посадкой, когда земля стремительно летела на сидящих в кабине аналога "Бурана", происходило небольшое, но ощутимое чувствительными приборами отклонение ручки управления. Те, кто следил за работой системы, решили, что пилот инстинктивно касается ручки управления. Вдруг в последний момент, чтобы не врезаться в землю, нужно будет вмешаться летчику? Но испытатели уверяли, что они не прикасались к ручке.

В следующем полете все повторилось. Снова будто кто-то "помогал" "Бурану", страховал его приземление. Приборы были неумолимы - отклонение было. Ученые опять попытались выяснить: не прикасался ли кто-нибудь из летчиков к ручке? Нелегко, конечно, сидеть сложа руки испытателю, когда на тебя стремительно летит бетонная полоса аэродрома. Те только плечами пожимали. Неизвестно, чем бы все кончилось, но неожиданно и просто проблема была решена. Оказалось, что ручка управления, сверхчувствительная, как и все приборы системы, отклонялась сама по себе за счет собственного веса и этим смущала всех, кто расшифровывал показания приборов. Стоило ввести поправку - и все пошло нормально. Больше никто не мог заподозрить летчиков-испытателей в отклонении от заданной программы.

Н. Модестов


Смотри также раздел "Самолет-аналог БТС-002"


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru