Труд (г.Москва)
12 мая 2007 года,
N80
20 лет назад, 15 мая 1987 года, с Байконура стартовала самая мощная в мире ракета "Энергия" с таинственным "габаритно-весовым макетом спутника" (формулировка сообщения ТАСС), а на самом деле макетом элементов нового космического лазерного оружия. Запуск такой ракеты - беспрецедентное достижение, открывавшее удивительные горизонты в отечественной и мировой космонавтике.
"Теперь русские смогут выполнять космические задачи, которые останутся недоступными для США", - растерянно признавал в те дни американский ученый, доктор Джон Логсдон, комментировавший в телепередаче Эй-би-си старт "Энергии". Однако у детища советских конструкторов и ученых оказалась трудная, драматическая судьба. Впрочем, очень может быть, что уникальный комплекс, опередивший время на десятилетия, в недалеком будущем окажется востребованным...
Мощность двигателей, как у Красноярской ГЭС
Стартовая масса первой "Энергии" превышала 2300 тонн. В испытывавшемся варианте носитель мог выводить на опорную орбиту 100-тонный многоразовый корабль "Буран". И через полтора года, 15 ноября 1988-го, "Буран" действительно совершил первый и, увы, единственный космический полет - без экипажа, управляемый с Земли, ювелирно приземлившись в автоматическом режиме там же, на Байконуре, откуда стартовал. Но днем рождения "Энергии" считается именно 15 мая 1987-го, когда ракета впервые ушла в ночное казахстанское небо.
Даже работавшие на космодроме расчеты были поражены мощностью ракетных двигателей. Она сравнима с мощностью всей огромной Красноярской гидроэлектростанции (6 миллионов киловатт). Впрочем, 100 тонн полезного груза - не предел. Конструкторы предусмотрели возможность создания на базе "Энергии" еще более грандиозных ракетных комплексов, которые смогли бы поднять в космос и 200 тонн, и более. Подобных проектов в мире не было 20 лет назад, нет сейчас, не появятся они, по словам моих собеседников-специалистов, и в ближайшие десятилетия...
Казалось бы, фантастическая победа. Но в начале 90-х годов, при Борисе Ельцине, было принято крутое решение о прекращении работ по проекту "Энергия-Буран". Мол, для таких комплексов завтрашнего дня пока нет работы. Возникает закономерный вопрос: если "Энергия" оказалась ненужной, зачем ее создавали? Зачем израсходовали 14 миллиардов рублей (более 20 миллиардов долларов по тогдашнему официальному курсу)? И в самом ли деле ракета с такими фантастическими возможностями не нужна стране, мировой космонавтике?
Военные пугали возможным ударом по Кремлю
Первыми еще в начале 1970-х о необходимости создания мощного носителя и тяжелого многоразового космического корабля заявили наши военные. Они доказывали, что Советский Союз не может допустить господства американской военной космической техники в околоземном пространстве, остаться беззащитным перед такой угрозой. Но президент Академии наук, он же безымянный "главный теоретик космонавтики" Мстислав Келдыш и ряд других высоких должностных лиц поначалу с большой опаской отнеслись к перспективе втягивания страны в дорогостоящую, изнурительную гонку космических вооружений. Эта гонка позже действительно обескровила советскую экономику и явилась, как считает ряд экспертов, одной из причин развала СССР. Так что академика Келдыша не зря терзали сомнения.
Но военные, опираясь на секретные материалы некоторых НИИ, приводили пугающие расчеты: "Осуществив боковой маневр, американские шаттлы могут смещать свою орбиту на 2 тысячи километров. В зоне внезапного, неотразимого ракетного поражения окажутся важнейшие промышленные центры, Москва, Кремль". Это был безотбойный аргумент. В ЦК КПСС ушла соответствующая секретная записка. Она очень встревожила генсека Леонида Брежнева, других членов политбюро. 17 февраля 1976 года вышло совершенно секретное, особой важности постановление ЦК КПСС и совета министров СССР № 132-51 о создании многоразовой космической системы "Энергия-Буран". Так был дан старт работам по самой масштабной программе в истории отечественной космонавтики.
Наши конструкторы пошли дальше своих заокеанских коллег. Комплекс "Энергия-Буран" имел принципиальные отличия и очень важные преимущества по сравнению с системой "Спейс шаттл". У американцев при подъеме работает в том числе и двигатель, установленный на корабле. Если корабль снять, то останется неполноценный ракетный комплекс. А у нас двигатели второй ступени размещены именно на ракете, а не на корабле. Поэтому "Энергию" можно запускать и без "Бурана", в грузовом варианте она способна выводить 100 тонн полезной нагрузки на орбиту. "У них просто бак, а у нас ракета", - точно сформулировал различия один из специалистов. "Буран" был рассчитан максимально на 10 членов экипажа. Корабль мог совершить 100 космических рейсов.
Вместо "Бурана" - лазерное оружие
Но к 15 мая 1987 года "Буран" был еще не готов к полету. Не успели завершить сооружение и специальной стартовой площадки. Поэтому заранее приняли решение: запускать новую ракету с испытательного стенда-старта на 250-й площадке космодрома, где ранее проводились проверки систем "Энергии", в том числе и огневые испытания ракеты с двигателями в сборе. А вместо "Бурана" разместить на "Энергии" конструкцию длиной 37 метров, похожую формой на ракету. В этой конструкции размещались элементы лазерного оружия, которые и предполагалось опробовать в реальных космических условиях.
Военный аппарат с черным покрытием, позволяющим поддерживать нужную температуру во внутреннем объеме, имел несколько не публиковавшихся тогда названий: "Скиф-ДМ", "Полет", "Мир-2". На фотографии, которой располагает редакция, видна только одна надпись, сделанная большими белыми буквами на угольно-черном фоне, - "МИР". Если бы весь полет прошел точно по программе, этот снимок, вероятно, сразу же напечатали в газетах - вот, смотрите, мы испытывали прототип будущей станции "Мир-2". Но так как "Скиф-ДМ" не выполнил в космосе свою миссию, не вышел на орбиту и упал в Тихий океан, то фотографий его в течение многих лет вообще не публиковали. "Энергию" показывали на снимках только с одной стороны - с той, где не было "габаритно-весового макета". Об этом грузе в сообщении ТАСС было объявлено, но не сказано, что за макет, для чего. Естественно, зарубежные специалисты высказывали множество гипотез. Была и такая версия: Советы провели испытания мощного лазерного оружия в космосе.
Сегодня уже нет нужды скрывать правду. Да, в СССР в ответ на американскую программу СОИ были начаты работы по созданию космического лазерного и других видов оружия, которое могло бы уничтожать не только военные орбитальные аппараты, летящие ракеты, боеголовки, но и наиболее важные наземные, морские и воздушные цели. Именно в рамках военной программы на борту "Скифа" вначале и предполагалось установить большой боевой лазер мощностью миллион ватт. Но возникли серьезные технические трудности, поэтому решили на первом этапе провести испытания лишь отдельных элементов боевого комплекса.
На борту "Скифа-ДМ" был установлен маломощный лазер. В специальные отсеки поместили малые и большие надувные, в виде шариков, мишени. На шариках были смонтированы бариевые плазмогенераторы. Они имитировали работу двигателей ракет и спутников. Планировалось, что на орбите с помощью специального механизма надувные мишени будут вытолкнуты в открытый космос. Задача испытаний состояла в том, чтобы с помощью системы наведения, главным элементом которой был маломощный лазер, произвести обнаружение выпущенных мишеней и их удержание в соответствующих приборах прицеливания. Кроме того, предполагалось проверить работу ряда вспомогательных агрегатов.
Генсек меняет программу
Но крутые перемены в жизни страны внесли разрушительные коррективы в реализацию не только этого необычного проекта, но и всей долгосрочной программы "Энергия-Буран". В 1985-м генеральным секретарем ЦК КПСС стал Михаил Горбачев, решительный противник переноса гонки вооружений в космос. Он жестко осуждал американскую Стратегическую оборонную инициативу, или СОИ (проект, названный прессой "Звездными войнами"), призывал к международному сотрудничеству в освоении космоса, много сделал для перехода от холодной войны к цивилизованному взаимодействию государств. В этих условиях открытое проведение нашей страной испытаний в космосе элементов лазерного оружия было неприемлемым. Поэтому выведение мишеней в космос отменили, как и ряд других работ по военной программе. Осталось лишь несколько безобидных экспериментов. Это было серьезным ударом для разработчиков.
Но настоящим шоком стало заявление Михаила Горбачева, прилетевшего весной с большой "свитой" на Байконур. 12 мая 1987 года на 250-й площадке, где стояла подготовленная к первому старту "Энергия", генсек жестко сказал, что политбюро не разрешит запуск этой ракеты. Как избежали инфаркта разработчики уникальной техники, трудно сказать. Но, познакомившись поближе с гигантской ракетой, узнав о ее возможностях, Михаил Сергеевич, пораженный увиденным и услышанным, изменил мнение. "Добро" на запуск ракеты было дано.
Это была ошибка?
Через три дня "Энергия" стартовала. Обе ступени, первая и вторая, сработали нормально. "Скиф-ДМ", как и предусматривалось, отделился от ракеты на высоте 110 километров и совершил плановый разворот на 180 градусов. Далее должны были включиться двигатели и вывести "Скиф-ДМ" на более высокую орбиту. Они действительно включились, но аппарат продолжал вращаться. Поэтому вместо подъема упал в Тихий океан. Эта локальная неудача, конечно же, не может умалить выдающегося успеха нашей страны, создавшей сверхтяжелую ракету. Оба ее старта - без корабля "Буран" и с "Бураном" - продемонстрировали отличную работу всех систем.
К сожалению, уникальный носитель оказался невостребованным. Ракетно-ядерное противостояние США и России закончилось. А для реализации масштабных невоенных проектов с использованием "Энергии" в новой России в кризисных 90-х, в условиях неслыханного развала экономики, денег не было. И программу попросту закрыли.
Многие специалисты и сегодня считают это ошибкой. Возможно, для дорогостоящего корабля "Буран" такое решение было оправдано, но мощные ракеты, безусловно, будут нужны завтра и отечественной, и мировой космонавтике. Кстати, главный конструктор "Энергии" Борис Иванович Губанов в своей книге называет стоимость самой первой ракеты - 210 миллионов тех советских рублей. По меркам космической отрасли не так уж много. Для сравнения: каждый запуск американского шаттла обходится в 500 - 600 миллионов долларов. Не пора ли подумать о возвращении "Энергии" в строй?
Авторитетное мнение
Виталий Догужиев, министр общего машиностроения в 1988 - 1989 годах, руководитель Государственной комиссии по летно-конструкторским испытаниям системы "Энергия-Буран", Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии:
- Сегодня всерьез обсуждаются возможности отправки пилотируемых экспедиций на Марс, Луну, организация промышленных предприятий на околоземной орбите и на Селене. Здесь незаменимым будет использование "Энергии" или даже еще более тяжелых ракет. Например, носитель "Вулкан" мог бы доставить на орбиту Луны более 40 тонн полезного груза, а на траекторию полета к Марсу - 50 с лишним тонн. Это позволит решить очень многие проблемы. Конечно, учитывая относительно высокие затраты, целесообразно объединить усилия разных стран при подготовке и реализации межпланетных программ.
А "Буран" пригодился бы для ремонта дорогостоящих спутников, которые мы теряем порой из-за пустяковых неполадок. И тратим сотни миллионов, это и миллиарды рублей, чтобы запускать вместо вышедших из строя новые аппараты. Многоразовый корабль позволит собирать на орбите огромные радиотелескопы, космические заводы, антенные системы. В одном из вариантов "Бурана" предусматривались на случай ЧП возможность отделения кабины с экипажем и автономное ее приземление. Это существенно повысит безопасность полетов космонавтов.
Если возникнет необходимость реанимировать "Энергию", то начать изготовление ее можно будет уже через 5 - 6 лет. Думаю, к этому мы обязательно придем.
Владимир Ходаков, Лауреат Государственной премии, курировал изготовление "Скифа-ДМ", подготовку постановления ЦК КПСС и Совета министров СССР по системе "Энергия-Буран":
- Для "Энергии" и "Бурана" в 1980 годах был определен большой круг конкретных народнохозяйственных задач. Рассматривались 600 весьма интересных предложений, реализация которых принесла бы немалую пользу экономике страны и обеспечила солидный экономический эффект. Жаль, что все это осталось на бумаге. Мы очень не по-хозяйски распорядились колоссальным заделом в этой сфере. Даже не сумели сохранить то, что было изготовлено. Пять лет назад на Байконуре, как известно, в здании монтажно-испытательного корпуса обрушилась крыша, завалив ракету "Энергия" и один из оставшихся кораблей "Буран"...
Что же касается неудачи миссии "Скиф-ДМ", то, на мой взгляд, это было к лучшему. Если бы американцы узнали об испытаниях в космосе элементов лазерного оружия, они, без сомнения, начали форсировать свои военные космические программы. И эта гонка могла привести мир не к киношным, а к настоящим "звездным войнам".
Ракета "Энергия", не сомневаюсь, еще послужит людям. Глупо выбрасывать на свалку такое великолепное достижение научной и технической мысли.
Виталий ГОЛОВАЧЕВ, обозреватель "Труда"
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru