НГ-Наука (Москва)
12 ноября 2003 года, N 016

Детская смертность "Бурана"

Еще в 1968 году Юрий Гагарин и Герман Титов защитили дипломные проекты по воздушно-космическому самолету

Через несколько дней, 15 ноября 2003 г., исполняется 15 лет с начала триумфального полета ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран" в автоматическом режиме и успешной посадки орбитального корабля "Буран" к месту старта. Имеет смысл рассказать истинную историю этого уникального научно-инженерного проекта.

Из воздуха - в космос

В середине 1961 г. по инициативе генерального конструктора А.И. Микояна в ОКБ-155 Госкомитета по авиационной технике совместно с Военно-воздушной инженерной академией им. Н.Е. Жуковского и НИИ Минобороны СССР начались поисковые исследования в области противоракетной обороны (ПРО). Основу этой системы должен был составлять самолет-перехватчик Е-155 (МиГ-25) с подвесной ракетой класса "воздух-космос". Исследования проводились в строжайшей секретности из-за большой степени неопределенности ожидаемых результатов и поэтому регулярно докладывались лично А.И. Микояну.

Эти исследования закончились подтверждением принципиальной возможности выводить полезный груз с самолета типа МиГ-25 в заданную область и заданное время околоземного пространства с большой степенью вероятности, что еще не имело аналогов в мире. Этот способ выведения полезного груза в заданную область околоземного пространства был защищен авторским свидетельством СССР N 26293 с приоритетом от 17 июля 1962 г. (авторы: Н.Н. Завидонов, И.Е. Казаков, Ю.К. Казаров, B.C. Пугачев, В.И. Соколов, О.А. Чембровский).

Тогда-то и родилась идея: если увеличить энергетику такого летательного аппарата (ЛА), то можно доставить космонавта на орбиту.
В 1965 г. разработку аванпроекта ЛА под кодовым наименованием "Спираль" возглавил заместитель главного конструктора ОКБ-155 Министерства авиационной промышленности Глеб Лозино-Лозинский.

Однако еще в 1960 г. Головной институт ракетно-космической промышленности СССР (НИИ-88) дал отрицательное заключение о целесообразности развертывания работ по ракетопланам в СССР по причине их нерентабельности как транспортных средств.

В США также вскоре были прекращены все работы по ракетоплану "Дайна-Сор".

По "Спирали" - к "Бурану"

Тем временем в результате увеличения сложности и объема работ по ракетно-космической технике возникла необходимость создания отдельной комплексной отрасли. Такое ведомство - Министерство общего машиностроения СССР - было создано в марте 1965 г. В этом же году работы по ракетоплану в ЦКБМ (ОКБ-52) МОМ были прекращены и переданы в ОКБ-155 МАП А.И. Микояна. В отряде космонавтов создали небольшую группу, которая должна была пройти специальную подготовку в Центре подготовки космонавтов, куда вошли Г.Титов, А.Филипченко и А.Куклин. В 1968 г. космонавты Юрий Гагарин и Герман Титов защитили дипломные проекты по воздушно-космическому самолету в ВВИА им. Н.Е. Жуковского.

В середине 1967 г. в Министерство общего машиностроения СССР поступил от ОКБ А.И. Микояна головной том аванпроекта "Спираль" с просьбой дать по нему заключение.

Том содержал общие виды гиперзвукового самолета-разгонщика с закрепленным на нем сверху ракетопланом в пилотируемом варианте. Но проект "Спираль" не встретил поддержки со стороны ведущих специалистов отрасли и со стороны главного заказчика. Министр обороны СССР Маршал А.А. Гречко наложил резолюцию: "Это - фантастика. Нужно заниматься реальным делом". Это был vere dictum.

Трагедия советского шаттла

Тем временем после успешного завершения лунной программы и модельных суборбитальных полетов ракетоплана X-15 в США приступили к проекту создания многоразовой транспортной космической системы Space Shuttle.

Незамедлительно был дан "асимметричный ответ" США, и в 1976 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров о постройке в СССР пяти орбитальных многоместных кораблей многоразового применения. Жесточайший дефицит времени потребовал не "смотреть свежим глазом", а скопировать американскую орбитальную ступень (Space Shuttle orbiter). Вместо разгонной ступени на основе ракетного твердотопливного двигателя (Solid rocket) и маршевой двигательной установки (SSME) решено было использовать сверхтяжелую ракету-носитель "Энергия". С этой целью было создано НПО "Молния", с нуля создавалась экспериментально-технологическая база. Генеральным конструктором НПО был назначен Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский.

В период с 1982 по 1984 год были проведены испытания натурных моделей ракетопланов "Бор-4" и "Бор-5", а после 24 летных испытаний аналога "Бурана" 15 ноября 1988 г. состоялся его первый в автоматическом режиме триумфальный и... последний полет. Наступила "детская смертность" транспортной космической системы "Энергия-Буран".

Между тем экономический эффект концепции многоразовой транспортной космической системы определяется числом полетов: чем больше полетов, тем выше эффект. Проектное число полетов американской транспортной космической системы, ТКС, - 514. При этом стоимость создания ТКС оценивалась в 12, 1 млрд. долл., а всей программы с учетом стоимости полезного груза - 34, 8 млрд. долл. (в ценах 70-х годов). Затраты на разработку и экспериментальную отработку от общей суммы составляют порядка 4%, стоимость изготовления ЛА Space Shuttle и стоимость стартовых сооружений - 26%, а эксплуатационные расходы - 70%.

Итоги эксплуатации ТКС Space Shuttle показывают, что ни один из пяти летательных аппаратов не совершил более 30 полетов (при расчете на 100-разовое использование). Стоимость выведения 1 кг полезного груза на орбиту составила 20 тыс. долл., вместо планировавшихся 500 долл. (Заметим, что стоимость выведения 1 кг полезного груза на опорную орбиту одноразовыми ракетами-носителями не превышает 1500 долл. при надежности 0, 96-0, 98.)

Таким образом, как показывает опыт создания системы Space Shuttle, при всей очевидности концепции многоразовых космических аппаратов эффективность ее реализации требует более высокого уровня проектных решений, совершенствования теории и средств дистанционного управления, систем оперативного контроля, создания новых видов конструкционных материалов, разработки новых производственных процессов. Все это - сложнейшие проблемы, решение которых возможно только поэтапно.

*     *     *

Юрий Константинович Казаров - академик Российской академии космонавтики им. К.Э. Циолковского.

P.S. Россия не намерена возвращаться к производству космических кораблей многоразового пользования "Энергия-Буран". Такое мнение высказал 6 октября 2003 г. вице-премьер правительства РФ Борис Алешин. "Совместная работа с американскими коллегами в этом секторе вполне устраивает российскую сторону", - передает агентство ИТАР-ТАСС. Россия "исповедует идеологию использования орбитальных станций", в освоении космического пространства Россия и США "очень хорошо взаимно дополняют друг друга, и нет никакого смысла устраивать ненужную конкуренцию", подчеркнул Борис Алешин.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru