Волгоградская правда
21 мая 2003 года, N 088

Как создавался "Буран"

Долгое время история создания этого космического челнока держалась в глубокой тайне. А начиналось все в 1976 году, когда вышло закрытое постановление ЦК КПСС о создании космического корабля многоразового использования. С ним связывали большие надежды по прорыву в космос, мало того - планировалась высадка наших космонавтов на Луну.

Прототип "Бурана" (создатели окрестили его "Лапоть") испытывался в Ахтубинском летно-испытательном Центре ВВС им. Чкалова, что располагается в 50 километрах от государственного ракетного полигона "Капустин Яр". Приоткрыть завесу тайны над историей этого сверхсекретного проекта автору этих строк помогли Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ М.И.Поздняков, служивший в ту пору в Ахтубинске, а также прошедшая недавно по ЦТ телепередача "Совершенно секретно", в которой участвовал руководитель программы "Буран" академик Г.Е.Лозино-Лозинский.

По словам Глеба Евгеньевича, он начал работать над проектом создания космического челнока еще в 60-е годы, спустя четыре года после полета Гагарина. После выхода постановления ЦК КПСС работы форсировали. Была создана уникальная стендовая база, оборудованы специальной аппаратурой самолеты-лаборатории. Чуть позже спроектировали летающие модели челнока, которые изготовили на опытном заводе НПО "Молния". Для посадки его в Ахтубинском летно-испытательном центре построили уникальный комплекс с посадочной полосой длиной в 4,5 километра и шириной более 80 метров. Проект авиационно-космической системы "Спираль" включал в себя орбитальный пилотируемый самолет с ракетным двигателем и гиперзвуковой самолет-разведчик. В 1977-1978 годах первый прототип "Бурана" - "Лапоть" совершил 6 испытательных полетов, в том числе и пилотируемых.

Свидетелем этих испытаний стал наш земляк М.И.Поздняков, который в ту пору был летчиком-испытателем службы летных испытаний бомбардировочной авиации 1-го научно-испытательного управления 8-го государственного научно-испытательного института ВВС им. В. П. Чкалова.

- "Лапоть", хотя по конфигурации он больше напоминал перевернутый сапог, доставили в Ахтубинск с завода-изготовителя на бомбардировщике Tу-95. Сразу же была выставлена охрана, никого не подпускали, хотя мне лично было не до "Лаптя". Приходилось испытывать фронтовые бомбардировщики последних модификаций из серии авиаконструктора Сухого и самолеты дальней авиации ОКБ им. А. Н. Туполева. Это была чрезвычайно интересная работа - ставить на крыло сверхзвуковой стратегический бомбардировщик ТУ-22МЗ с крылом изменяемой геометрии. Этот самолет, развивающий скорость до 2300 километров в час, с дальностью полета до 6500 километров способен доставлять в любую точку крылатые ракеты, ядерные и обычные бомбы. Но, пожалуй, самыми памятными были испытания авиационного комплекса радиолокационного дозора и наведения А-50 (аналог американского "Авакса"), а также самолета А-40 ("Амфибия"), который мог садиться на воду.

Случались и отказы различных систем оборудования, и нештатные ситуации. Так, при испытании ракетоносца ТУ-22 МЗ, самолет свалился в штопор, и Поздняков как командир экипажа принял решение на катапультирование с высоты 800 метров. Катапультироваться пришлось на землю, превратившуюся после дождя и сильного мороза (а дело было в декабре) в ледяной каток. Члены экипажа отделались легкими ушибами, а вот радист получил тяжелую травму...

Об испытаниях новейших тогда самолетов, а многие из них приняты на вооружение, Михаил Иванович мог бы говорить часами, но я прошу его рассказать о том, как же рождался "Буран".

- В том же 1977 году, когда в Ахтубинск доставили "Лапоть", начались его испытания, - вспоминает Михаил Иванович.- В 1978 году объявили набор в группу космонавтов-исследователей по программе "Буран". Предлагали войти в отряд и мне, но я отказался: испытание самолетов казалось намного интереснее. В отряд космонавтов-исследователей тогда включили моих друзей: Ивана Бачурина, Виктора Чиркина, Анатолия Соковых, Наиля Саттарова, Алексея Бородая, Владимира Мосолова. К сожалению, полететь в космос им так и не довелось.

Наблюдать Позднякову за испытаниями этого прототипа "Бурана" приходилось довольно часто, когда не был занят своей основной работой. Поначалу "Лапоть" сбрасывали с высоты 10 тысяч метров с самолета Tу-95 (его подвешивали под фюзеляжем). Летчик-испытатель, а им был Василий Урядов, перед этим переходил в кабину "Лаптя", запускал двигатель и заходил на посадку. Чуть позже был изготовлен аналог "Бурана", который испытывали уже на Байконуре. Хорошо знаю, что много раз на нем летал космонавт-исследователь Игорь Волк.

10 ноября 1985 года Игорь Волк и Римантас Станкявичюс впервые подняли в воздух аналог "Бурана", а 10 декабря 1986 года провели первую автоматическую посадку на нем. Испытания космического самолета "БТС-02" продолжались до конца 1989 года. Кроме Волка и Станкявичюса, на нем слетали Анатолий Левченко, Иван Бачурин, Алексей Боропай и Александр Щукин. Они совершали полеты на нем из подмосковного Жуковского, где Поздняков в ту пору поднимал на крыло Tу-160 и Ту-22МЗ.

Решено было испытывать "Буран", к тому времени изготовленный на опытных заводах НПО "Молния", в автоматическом режиме. 15 ноября 1988 года "Буран" был запущен в космос ракетой-носителем "Энергия" и совершил над Землей два витка.

Все, кто наблюдал из Центра за этим полетом, а он длился более 3,5 часа, могли оценить превосходные качества этого космического челнока. Он спланировал на посадочную полосу как обычный самолет и точно приземлился в установленную точку, отклонившись от нее всего на один метр!

Но, к сожалению, пилотируемые полеты на "Буране" отодвигались все дальше и дальше. К середине 1992 года, после распада СССР и обострившегося экономического кризиса, программа "Буран" была приостановлена. Мечте о полете наших космонавтов на Луну не суждено было сбыться.

Сам "Буран" постигла горькая участь- его поставили "на прикол" на ВДНХ. Там он простоял на постаменте до недавних пор, пока его не закупила некая коммерческая фирма.

Как же сложилась судьба самого Михаила Позднякова? В конце 70-х он закончил вечернее отделение Московского авиационного института, стал командиром эскадрильи летчиков-испытателей, начальником Центра подготовки летчиков-испытателей. Последние пять лет перед выходом в отставку был начальником службы летных испытаний. В звании полковника авиации уволен из ВВС по выслуге лет. В 1997 году за мужество и героизм, проявленные при испытании новейших типов самолетов, М.И.Поздняков был удостоен звания Героя России.

Вот уже второй год Михаил Иванович трудится консультантом в отделе по чрезвычайным ситуациям и взаимодействию с воинскими частями областной администрации. Участвовал в ликвидации последствий весеннего паводка-2003.

Как бы сложилась судьба этого космического челнока, если бы Горбачев не затеял перестройку, приведшую к развалу Союза, некогда космической супердержавы? Скорее всего, мы бы уже давно побывали на Луне, а освоить ее сейчас планируют даже китайцы.

Иван БАРЫКИН


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru