Ульяновская правда
11 апреля 2003 года, N 066-068

"Буран": премьера и ... отставка

"Старт "Бурана", - первого российского космического самолета, был назначен на сентябрь 1988 года. Над Байконуром в день пуска нависло сырое туманное небо. Ракетоноситель "Энергия" с "Бураном" возвышался над стартовой площадкой. Мы - инженеры, конструкторы, техники - наблюдали за ним из укрытий, расположенных в трех километрах от ракетодрома. Видно было хорошо. Раздался грохот, и "Энергия" взмыла в небо. Для непосвященного это было обычным стартом. Мы знали больше и потому почувствовали гордость за итог своей работы. За страну, которой удалось впервые в мире создать космический самолет и вывести его на орбиту... Но первое ощущение счастья быстро сменилось тревогой. Вернется ли из космоса "Буран"? "

комментарий web-мастера: старт ракетно-космического комплекса "Энергия-Буран" первоначально был назначен на 29 октября 1988 года, затем был перенесен на 15 ноября; напомним, что первый в мире старт многоразового космического корабля был произведен 12 апреля 1981 года. В составе космического корабля "Space Shuttle" в космос стартовал воздушно-космический самолет "Columbia"

Виктор Иванович Мамонов рассказывает о старте первого космического самолета. Он - не только очевидец памятного в истории космонавтики СССР события, но и один из тех, кто создавал ракетную технику, участвовал в осуществлении проекта. Как это было? Вот несколько эпизодов из его рассказа.

Это было, было...

Начало

О проекте "Буран" я узнал будучи студентом третьего курса Казанского авиационного института. Я уже писал дипломную работу по ракетным двигателям и бывал на производстве. Технология применения одного из клапанов топливной системы двигателя, которую я предложил в дипломе, была потом принята для внедрения на одном из заводов.

А через два года в институте началось распределение. Как обычно, приехали "заказчики" - кадровики из авиационных заводов страны. Нас, выпускников, приглашали на работу, и я согласился поехать в один из небольших уральских городков, где находился научно-исследовательский институт и производственный комплекс для выпуска уникальных моделей новейшей ракетной техники. Там я проходил преддипломную практику и знал, что готовится к осуществлению проект запуска в космос самолета. Предполагалось, что на орбиту Земли его выведет ракетоноситель "Энергия". Мы, то есть коллектив научно-производственного комплекса, занимались выпуском и испытаниями двигателей для "Энергии".

В 1986 году приехал к месту работы. Городок оказался расположен рядом с кедровой рощей, недалеко от озера. Места чудесные. На производственный комплекс нас возил автобус. Ехали несколько десятков километров. Коллектив сложился дружный, возраст у многих до 30. Мы были единомышленниками, коллегами и работали с энтузиазмом, мечтали увидеть старт "Бурана".

Рождение. Взлет!

Сам космический летательный аппарат "Буран" строили по частям в разных областях России на авиационных заводах - в Воронеже, под Москвой, на Урале. И двигатели для него, и ракетоноситель также собирали в нескольких местах. Мы занимались испытанием двигателей. А уже окончательная сборка "Энергии" и "Бурана" проходила на Байконуре.

Чем отличался "Буран" от прежних обычных космических кораблей? Прежде всего тем, что он возвращался на Землю, был летательным аппаратом многоразового использования. Космическим самолетом. Советскими конструкторами была предложена принципиально новая идеология развития космонавтики. Мечтали о стационарных космических станциях, которые будут постоянно на орбите Земли, и смене экипажей космонавтов на них. Доставлять их туда должны были "Бураны". Мысль о таком самолете появилась после успешного опыта применения беспилотных самолетов-разведчиков, практика такая в Союзе была развита. Вот и подумали о создании уже для других целей космического аппарата, который будет доставлен на орбиту ракетой и останется там столько, сколько нужно. А потом вернется на Землю. "Буран" мог летать в космос и без экипажа, и с ним. Он мог совершить 30 полетов.

комментарий web-мастера: запланированный ресурс конструкции ОК "Буран" - 100 полетов в космос.

Что же касается отличий от самолета, то "Буран" поднимался на высоту 50-70 км от Земли (самолеты как максимум удаляются на 18-20 км), двигатель его работал на жидком ракетном топливе (смесь жидких водорода и кислорода). А по размерам он напоминал Ил-86, только крылья были меньше

Надо сказать, что в предложенном варианте космической техники - мы были первыми. Уже после первого полета "Бурана" появился "Шаттл" у американцев. Он сделан по подобию нашего космического самолета. Утечка технической информации? Вполне возможно. Разведка была до нас, есть сейчас и будет после нас.

комментарий web-мастера: последние два абзаца вообще не поддаются здравым комментариям - откровенная глупость: ОК "Буран" выводился на орбиту ИСЗ с помощью РН "Энергия", и после выполнения программы орбитального полета осуществлял управляемый планируемый спуск в атмосфере с посадкой на ВПП заданного аэродрома; объединенная двигательная установка ОК "Буран" работала на двухкомпонентном топливе жидкий кислород-синтин, двигатели первой ступени РН на топливе жидкий кислород-керосин, двигатели второй ступени РН использовали криогенное топливо жидкий кислород - жидкий водород; американский "Space Shuttle" полетел на семь лет раньше "Бурана".
     Это очень ярко показывает степень достоверности и компетентности подобных "мемуарных воспоминаний участников проекта". К сожалению, большинство последних публикаций на "буранную" тему носят подобный характер...

Вернулся? В отставку!

Расчет был настолько точен, а бортовые компьютеры управляли "Бураном" так безупречно, что он приземлился через три часа, всего на 50 см отклонившись от расчетной линии. Это был успех! Уже тут, на космодроме, началось торжество! Теперь можно было говорить о победе всех, кто более чем десяток лет трудился над проектом. Этот вернувшийся из космоса самолет многим из нас запомнился надолго. Мы видели его в снах, вспоминали как главный успех жизни, когда было плохо.

Но угадать тогда в торжестве судьбу "Бурана" мы не могли. Она тоже оказалась фантастически необычной. Шел 1988 год. В стране многое менялось. И некие политические и экономические причины сложились вместе. Да так, что и понять было трудно. "Буран" отправили в ангар, потом законсервировали и работы по его использованию прекратили. Для чего были потрачены огромные средства, труд тысяч инженеров, техников, рабочих? Непонятно!

Сейчас действует система использования космических кораблей "Союз". С точки зрения материальных затрат они обходятся дешевле и проще... Ведь "Буран", как любой первый в мире космический аппарат такого типа, требовал дальнейшего совершенствования. Одна из причин отставки "Бурана" - начало экономического кризиса. Когда работы в 1989 году свернули, начались сложности у предприятий, занятых ракетостроением, перебои в зарплате у коллективов. И люди стали увольняться. Я уехал в Ульяновск и стал работать на агрегатном заводе АПК. Занимался двигателями для вертолетов.

Двигатель для полета

Моя гражданская специальность - инженер по ракетным двигателям, а военная -инженер по ракетной технике. Одиннадцать лет отдано этой работе. И потому часто думаешь не только о решении конкретных технических задач, но и о судьбах авиастроения, ракетостроения. Размышления чаще всего нерадостные. Отчасти потому, что время и состояние экономики страны заставили бросить нужную и любимую специальность. И не только меня, кадровые специалисты ракетостроения разошлись кто куда. Космос есть, космонавтика как будто тоже, а отношение другое. И не только к людям.

Да, понимаю и вижу, сегодня мы проигрываем Западу по уровню развития машиностроения, и космического в том числе.

Наша промышленность сегодня не готова к выпуску современных двигателей для ракет и самолетов. Раньше оборонная промышленность имела особый статус в государстве: финансировалась, обеспечивалась современным оборудованием, подготовкой специалистов. Отношение можно было увидеть уже начиная с чертежей - для оборонки они были безупречными. Изготовление деталей шло с минимальными допусками, порою требовалась точность до пяти микрон. Потому именно оборонка начала делать первые модели космических летательных аппаратов. В восьмидесятые мы имели станки с ЧПУ японского производства, хорошее российское оборудование. Сейчас этого нет, износ основных фондов, в частности, станочного парка, доходит по России до 70%. Это физический износ, моральное старение оборудования намного выше. Все это рождает отношение рабочего к делу. Если он трудится у нового отлаженного станка, то и детали получаются высокого качества. А если в станке бренчит, там, тут дребезжит, то возникает равнодушие к делу. Как это говорят: технический фактор плюс человеческий...

Там, на Урале, День космонавтики в апреле праздновал весь городок. Проходили торжественные собрания, вручение грамот и наград, застолье. Сейчас мне порою и отметить этот праздник не с кем. Нет тех, кто понимает, какое счастье увидеть в небе ракету, двигатель которой ты собирал сам.

P.S. Судьба сложилась так, что сейчас у Виктора Ивановича Мамонова иные небеса. Те, что были в 80-х, принимали самолеты, ракеты, раскрывались навстречу Человеку. Сегодня у майора внутренней службы, заместителя начальника по производству колонии строгого режима N 9 В.Мамонова небо - "в клетку". Оно заглядывает в цехи предприятий, расположенных в зоне.

Подготовила Г. ГРИГОРЕНКО.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2005
E-mail: buran@buran.ru