Авиация и космонавтика

Операция "Буран"

В различного рода газетных и журнальных статьях, сообщениях часто фигурируют такие слова: "Космический корабль "Союз ТМ" с экипажем вышел на орбиту...", "Космонавты возвратились на Землю...", "Космонавты приземлились в районе...". Эти фразы весьма не точны.

На самом деле как выведение космических аппаратов на орбиту, так и их посадка осуществляются не сами по себе. Их обеспечивают сотни и тысячи гражданских и военных специалистов, работающих на космодроме "Байконур", на многих командно-измерительных пунктах, расположенных на трассе полета, на научно-исследовательских судах АН СССР, в районах посадки. Об этих людях, выполняющих ответственную и зачастую очень опасную черновую работу, очевидно, необходимо рассказывать поэтапно, отбросив искусственно созданный туман секретности вокруг того, что известно всему миру, кроме наших читателей.

Готовя эту статью, хотел бы рассказать о некоторых аспектах этапа непосредственной подготовки к проведению пуска универсальной транспортной космической системы "Энергия"-"Буран" 15 ноября 1988 года.

Любой пуск - ответственная задача, поэтому его подготовка и проведение организуются как широкомасштабная операция с четким взаимодействием и координацией всех служб и подразделений, участвующих в работе. Непосредственная подготовка к операции "Буран" началась 1 февраля, когда на основании решений Государственной комиссии был издан приказ, в котором всем коллективам определялись конкретные задачи, распределялись обязанности, назначались ответственные лица и устанавливались сроки готовности. Этим приказом, например, подготовка стартового комплекса, монтажно-испытательного корпуса и всех его систем, испытания ракеты-носителя и орбитального корабля возлагались на специальную группу во главе с представителем Министерства Обороны СССР кандидатом технических наук генерал-майором В. Гудилиным.

Пуск проводился с нового штатного комплекса, существенно отличающегося от того, с которого 15 мая 1987 года стартовала ракета-носитель "Энергия". А любое новшество надо обязательно испытать и проверить в условиях, близких к реальным. Подчас просто перекладка кабеля с одного места на другое приводит к серьезным последствиям. Достаточно сказать, что конструкция той самой злополучной платы с приборами прицеливания, из-за которой произошел "отбой" запуска системы "Энергия-Буран" 29 октября 1988 года, была многократно проверена и в автономных, и к комплексных испытаниях, но без криогенных компонентов топлива. И мы были сразу же наказаны - отвод платы не уложился в заданное время. Вот такая "мелочь" привела к отмене пуска сложнейшего комплекса и к "отбою" ЦУПу, сотням служб, подразделениям командно-измерительных пунктов, кораблям Академии наук, находящимся в акваториях Тихого и Атлантического океанов, воинским позразделениям.

Особое внимание в приказе было обращено на надежность энергоснабжения. Космодром Байконур потребляет электроэнергии на уровне среднего промышленного областного города. Для пуска "Бурана" на космодроме ее хватает с избытком. Но нельзя было допустить не только кратковременного перерыва, но и искажения электрических параметров.

В ракете-носителе и орбитальном корабле используется около двух тысяч тонн самого энергоемкого, взрывоопасного криогенного топлива, и отключение питания в ходе заправки, термостатирования и подпитки прямо ведет к взрыву с большим радиусом разрушения.

Вот почему была создана специальная оперативная группа с участием представителей КБ В.Бармина, Минэнерго, Казахэнерго, которая под руководством Виталия Григорьевича Соколова к 10 мая 1988 года разработала особую схему коммутации электросетей и организационные мероприятия по исключению случайных порывов или искажения поступающего электропитания.

В приказе были поставлены задачи различным службам: авиационным, метео, связи, СЕВ, медицины, тыла, железнодорожным, авто, инженерным, контроля и режима, организации безопасности в районе старта и по трассе полета, подготовки полей падения частей ракеты и эвакуации иаселения из опасных районов, наземному командно-измерительному и посадочному комплексам. Насколько это колоссальная, емкая задача, можно судить хотя бы по тому, что эвакуации подлежали несколько тысяч людей. И всех надо было разместить, обеспечить теплом, питанием.

Одновременно ставилась задача по формированию смешанных расчетов на всех объектах космодрома и командно-измерительного комплекса, созданию оперативных групп, аварийно-спасательных отрядов, командных пунктов, проведению тренировок, комплексных занятий, по аттестованию и сдаче зачетов на допуск к работе тысяч специалистов из этих расчетов.

Мы понимали, с какими мощностями имеем дело и каковы последствия возможных аварийных ситуаций. Поэтому все еще и еще раз проверялось.

23 мая состыкованный "пакет" "Энергия-Буран" был доставлен на старт для совместных испытаний. Вывоз огромного установщика массой 4,5 тысяч тонн с помощью четырех синхронизированных мощнейших тепловозов - это тоже маленькая операция с привлечением многих служб и подразделений космодрома.

До 10 июня на стартовом комплексе шли напряженные совместные испытания всех механических, гидравлических, пневматических и энергетических систем и агрегатов. При общих положительных результатах были выявлены некоторые отклонения, например, по согласованию бортовых систем управления орбитального корабля и ракеты-носителя. "Пакет" был возвращен в МИК.

Предстояла серьезная и кропотливая работа. Здесь отличились специалисты А.Андрющенко, которые быстро нашли решение, как "подстроить" и совместить систему управления. Далее предстояло проверить алгоритмы на комплексных стендах систем управления, все коррективы внести в реальную бортовую аппаратуру и вновь все проверить по полной программе на предмет правильности исполнения. Вся эта программа очень трудоемкая, требующая величайшего внимания, сосредоточенности и высокой ответственности, была выполнена за несколько дней.

Одновременно проводились зачетные испытания объединенной двигательной установки орбитального корабля, в ходе которых вновь и вновь для повышения надежности вносились изменения и в циклограмму работы агрегатов, и в их конструкцию.

Круглосуточно работали многие цеха промышленности по изготовлению дополнительной материальной части, испытатели стендовых бригад, научные и технические специалисты всех рангов вплоть до Государственной комиссии.

Наконец все замечания, кажется, устранили. Еще и еще раз убедились, что все сделано правильно, и 10 октября приняли решение на вывоз "пакета" на старт и подготовку пуска. Доложили в Совет Министров СССР, получили "добро".

О ходе подготовки стартового комплекса читатели уже имеют представление из статьи В.Караштина ("Авиация и космонавтика", 1988, № 7), поэтому остановлюсь на работе командно-измерительного комплекса и других служб.

Планом предусматривалось использовать геостационарные спутники "Радуга" и "Горизонт" для обеспечения ретрансляции информации, получаемой с орбитального корабля "Буран" в ходе его двухвиткового полета, на приемные станции измерительных пунктов комплекса и далее в Центр управления полетом. В связи с этим они по командам с Земли были переведены в новые точки стояния.

5 октября судно "Маршал Неделин" вышло из Петропавловска-Камчатского и 25 октября заняло рабочую точку 45° ю. ш. и 133° з. д. в акватории Тихого океана между Австралией и южной оконечностью Южной Америки в так называемых "сороковых ревущих широтах". Принмаемую информацию оно отправляло на спутник-ретранслятор "Радуга", который к этому времени занял точку 133° з. д. на стационаре. С "Радуги" сигнал шел на станцию измерительного пункта в Петропавловске-Камчатском, а оттуда по проводным каналам связи поступал в Центр управления КИКа и затем в Центр управления полетом.

В эту же точку Тихого океана перешел из Южной Атлантики и "Космонавт Георгий Добровольский", который для передачи информации использовал спутник-ретранслятор "Горизонт". Далее информация принималась на станцию "Орбита" Министерства связи СССР в Петропавловске-Камчатском и затем через спутник "Молния-1" она поступала на измерительный пункт в Медвежьи Озера под Москвой и далее по линиям Министерства связи в ЦУП.

Кроме того, в Атлантическом океане были развернуты два судна "Космонавт Владислав Волков" (5° с. ш. и 30° з. д.) и "Космонавт Павел Беляев" (16° с. ш. и 21° з. д.), которые передавали полученную с "Бурана" информацию через спутники-ретрансляторы "Радуга" на подмосковные приемные станции и далее по проводным каналам связи в ЦУП. Еще один поток информации шел с корабля "Буран" на спутник-ретранслятор "Космос-1897", а с него на приемные станции на территории Советского Союза.

Вот такая, достаточно сложная (а другого выхода не было!), но надежная схема связи была разработана высококвалифицированными военными и гражданскими специалистами и четко реализована при пуске космического комплекса "Энергия-Буран". К работе, как, очевидно, понял читатель, привлекались четыре космические системы связи.

Для того чтобы вся эта сложная система получения, обработки и передачи информации четко функционировала, были составлены графики, планы, рабочие расчеты, разработаны методические документы о порядке работы, взаимодействии и ответственности, проведены десятки частных и комплексных тренировок. Все люди сдали зачеты и получили допуск на проведение этих работ. Кроме того, по настоянию Государственной комиссии несколько последних комплексных тренировок провели под руководством и с участием членов Государственной комиссии. Они носили зачетно-проверочный характер готовности к пуску.

Особое внимание уделялось безопасности в районе старта и по трассе полета. Район старта был разбит на четыре зоны. Из первой (радиусом до 2 километров) за 12 часов до пуска подлежали эвакуации все специалисты. Лица, участвовавшие в пуске, к этому времени должны были находиться в специальных защищенных бункерах, герметически закрытых, с возможностью длительного автономного существования. Из этих бункеров велось управление всеми технологическими операциями по заправке, подготовке и проведению самого пуска. Бункеры обеспечивали защиту даже на случай падения ракеты на эти сооружения.

Вторая зона радиусом 5 километров освобождалась по 8-часовой готовности с начала заправки водородом. Два аварийно-спасательных отряда, сформированных космодромом, находились на границе зоны до конца заправки.

Третья - радиусом 8,5 километра определялась безопасностью для человека в случае взрыва ракеты-носителя при запуске на старте. Она освобождалась за 4 часа до старта.

И последняя зона радиусом 15 километров устанавливалась комендантской службой космодрома и определялась безопасностью человека на открытой местности в случае аварийного падения ракеты-носителя на подъеме. Эвакуация из нее заканчивалась по трехчасовой готовности. Дороги, ведущие сюда, перекрывались, по периметру патрулировали вездеходы. На всех постах были подняты красные флаги. На границе этой зоны выстраивались аварийно-спасательные отряды.

Эвакуация людей из 15-километровой зоны началась за трое суток, так как требовалось разместить на других площадках космодрома несколько тысяч человек.

Что касается обеспечения безопасности по трассе полета ракеты-носителя, то директивой Министра обороны СССР на время пуска были приведены в готовность силя и средства Гражданской обороны, военных округов, через которые проходила трасса выведения. ВВС выделили достаточные силы для переброски в случае необходимости технических средств и команд к местам возможных аварий.

Вся эта огромная, разветвленная работа организовывалась соответствующими штабами руководства Министерства обороны, а непосредственно на космодроме Р.Фатхутдимовым.

Наконец все было готово. Главное, что определяло готовность, это успешное проведение всех предстартовых проверок и работ на стартовом комплексе смешанными расчетами под руководством главных конструкторов В.Бармина, Б.Губанова, Ю.Семенова, генерал-майора В.Гудилина и Н.Кавзалова.

Госкомиссия заслушала доклады руководителей расчетов и служб, всех конструкторов, заключения головных институтов и военных приемок, представителей министерств и ведомств, участвовавших в создании системы "Энергия-Буран", о готовности к проведению пуска. Еще и еще раз удостоверились - нет ли у кого-нибудь хоть маленьких сомнений и вопросов. Решение - пуск 29 октября 1988 года.

28 октября в 21.00 по московскому времени закрылись тяжелые стальные двери в бункерах стартового сооружения. Внешне обстановка была очень спокойной. Работа шла четко, уверенно. Настроение у всех приподнятое, но у каждого в душе крайнее напряжение.

...Нажата кнопка 10-минутного стартового отсчета. Отныне можно только остановить этот механизм. Все идет по заранее обдуманным, выверенным программам, заложенным в систему АСУ ПП - автоматизированной системы подготовки и проведения пуска. Она выдает команды, проверяет исполнение, подает следующие. Если возникает "нештатная ситуация", ей и здесь в память заложен взвещенный и проверенный алгоритм действия.

Так шло до 51-й секунды, когда отвод платы с приборами азимутальной коррекции не уложился в отведенное время. Конечно, было досадно, что "отбой" произошел, в общем-то, по незначительной причине. И операция "Буран" со всеми службами и десятками тысяч участников начала работать в обратную сторону. Но уныния никакого. Наоборот, мобилизовались и пошли на повтор.

Сегодня, оглядываясь назад, хочется еще раз вспомнить, как самозабвенно работали люди. Я вспоминаю подготовку и запуск первого ИСЗ, первого человека - Юрия Алексеевича Гагарина и могу сказать, что морально-психологический настрой всех участников работ был нисколько не ниже, если не выше. 12 октября все работы по подготовке к пуску во второй раз были практически завершены.

Но решили, что день-два погоды не делают. Надо дать людям отдохнуть, выспаться, еще раз все проверить.

И вот снова ночь в бункере. "Повтор" идет легко, как после капитальной, генеральной тренировки, но погода портится не по часам, а по минутам. Как нам хотелось, чтобы циклон запоздал или хоть чуть-чуть севернее прошел. Но чувствуем: "прет" на нас. Метеосводки, метеосводки каждые полчаса... Самолет-метеоразведчик в 200-300 км ведет наблюдение и сообщает последние данные.

Руководство Госкомиссии поднимается в зал управления пуском носителя, занимает места сзади технического руководства. Пора нажимать кнопку 10-минутного автоматического пуска, а метеорологи крадутся между рядами и кладут Б.Губанову под расписку штормовое предупреждение. Он поднимается, идет в задние ряды к Андрею Саввичу Гончару. Тот вместе со специалистами проверяет все "запасы" и дает "добро"! Борис Иванович подходит к руководству Госкомиссии, а мы глазами его отслеживаем и по жестам, фигуре, наклону головы уже поняли, что можно принимать решение на пуск. Мы соглашаемся с его предложением, он ...обаятельно улыбается, садится рядом с В.Гудилиным и дает команду на запуск.

На табло коллективного пользования побежади секунды... И вот буря пламени на всех телеэкранах, а вслед за этим репортаж: "двигатели вышли на режим", "полет нормальный". "изделие идет устойчиво". Все! Теперь взоры на ЦУП! Как сработает ОДУ "Бурана"? Идут доклады, оба включения прошли нормально. Все думы переключаются на то, как и куда сядет корабль. К посадочной полосе подтягиваются автомашины и инженерные средства обслуживания. Только им разрешено выйти из укрытия - им первым предстоит подъехать к кораблю и начать его техническое обслуживание.

За 15 минут до посадки корабля заместитель Председателя Совета Министров СССР И.Белоусов, заведующий отделом ЦК КПСС О.Беляков, министр авиационной промышленности А.Сысцов и я отпрашиваемся у председателя Госкомиссии Виталия Хуссейновича Догужиева и мчимся на посадочный комплекс. Погода - хуже не придумаешь! Ветер достигал 20 км/ч, но, к счастью, он дул почти вдоль полосы. О посадке корабля написано и показано по телевидению достаточно много. И тем не менее это надо было видеть! Тысяча восторгов!!!

Истребитель сопровождения прошел сбоку, развернулся, сделал прощальный встречный проход над "Бураном" и ушел на другой аэродром. "Буран" еще бежал по полосе, а к нему устремились оранжевые автомобили из подразделения А.Гурова. Окружили - четкие действия по стопорению, обдуву шасси и обратно - по машинам. Ждут окончания выгорания топлива из вспомогательной силовой установки, а корабль стоит как кречет, нагнув голову к земле и попыхивая яркими вспышками в хвосте.

Наконец, все топливо выгорело, вспышки прекратились, расчеты в противогазах и защитных костюмах делают свое дело. Вот и они закончили работу. Что дальше началось! Все бросились к "Бурану", обнимаются, целуются, многие не могут удержать слез. Да, так блестяще завершен 12-летний труд сотен тысяч людей Советского Союза.

И тут нам всем стало ясно, что не перевелись в нашей стране ясные головы и умелые руки. Нет, это неописуемое счастье. Ради одного такого мига стоит жить и работать.

Генерал-полковник А.Максимов


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru