Факты (г.Киев)
9 ноября 2007 года, N206

15 ноября 1988 года осуществлен запуск советского челнока "Буран"

В 1972 году правительство Советского Союза приняло решение о создании космического корабля многоразового использования, аналогичного американскому "Спайс Шаттл". Советская система получила название "Энергия-Буран". В отличие от американского челнока, советский должен был летать в беспилотном режиме. Над суперпроектом работали 86 министерств и научных ведомств, на 1286 предприятиях трудились два с половиной миллиона человек. Только докторов наук было 250! Летом 1988 года испытания были завершены. Советское правительство приурочило запуск "Бурана" к годовщине Великой Октябрьской революции и назначило дату: 29 октября. Но в этот день система дала небольшой сбой, и старт перенесли на две недели.

15 ноября 1988 года в 6 часов утра по московскому времени мощная ракета "Энергия" с четырьмя двигателями высотой 60 метров с челноком "Буран" (общий вес 2200 тонн) взмыли в небо.

Примечание web-мастера: РН "Энергия" имела по одному четырехкамерному двигателя на четырех боковых блоках первой ступени и четыре однокамерных двигателя на второй ступени. Таким образом, общее число двигателей на "Энергии" равнялось восьми.

На корабле не было людей, хотя в носовой части "Бурана" размещались уютная цельносварная герметичная кабина и каюта общей площадью 70 квадратных метров, рассчитанная на 10 человек.

Примечание web-мастера: Суммарный объем герметичной кабины "Бурана" составлял 73 кубических метра.

Поверхность корабля покрывали 38 тысяч теплозащитных плиток. Грузовой отсек мог вместить орбитальную станцию "Мир". Всего он способен был поднять до 30 тонн груза. Полет проходил нормально. Ракета-носитель выполнила свою задачу и в заданное время отделила все ступени, которые упали в степи Казахстана. Корабль вышел на рабочую орбиту на высоте 260 километров и, сделав два витка вокруг Земли, пошел на посадку. Его можно было наблюдать с Земли, как летящий метеорит. Первый полет "Бурана" длился 205 минут. Приземлившийся корабль обследовали пожарные и химические команды. Осмотр показал, что все в норме. Со стартового комплекса прибыли большая группа руководителей, конструкторы, министры и генералы. Потом приехала инженерная группа. Многие плакали от счастья. Многолетняя работа этих людей была вознаграждена. Все пожимали друг другу руки и обнимались. За триумфом на космодроме "Байконур" наблюдал по телевидению весь мир.

Но при всех достоинствах советского космического челнока первый его полет оказался последним. "Буран" был слишком дорогим для использования в мирных целях, ведь изначально он планировался как военный орбитальный корабль. В 1993 году программа "Энергия-Буран" была закрыта. Этому способствовала и политическая обстановка, сложившаяся после развала Советского Союза. "Буран" был уничтожен обрушившейся крышей ангара монтажно-испытательного корпуса на космодроме "Байконур" весной 2002 года. Советский челнок до сих пор является единственным в мире космическим кораблем, который совершил полет и посадку в автоматическом беспилотном режиме.

Подготовила Любовь ГРАНКИНА


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru