Тюменский курьер
(г.Тюмень)
2 ноября 2007 года,
N175
27 октября 1977 года на одном из испытательных полигонов Поволжья от бетонной взлетно-посадочной полосы, покрытой мякотью и соком семисот раздавленных арбузов, поднялся в воздух уникальный летательный аппарат ЭПОС.
Примечание
web-мастера:
На самом деле 27 октября 1977
г. был осуществлен первый сброс с самолета-носителя Ту-95КМ с последующим
автономным полетом и самостоятельной посадкой самолета-аналога
орбитального самолета "Спираль"
- экспериментального пилотируемого орбитального самолета
(ЭПОС, изделие 105.11) - на грунтовую взлетно-посадочную полосу "Грошево"
в ГНИИ ВВС в пос. Владимировка (рядом с г.Ахтубинск). Сброс произведен с
высоты 5500 м на скорости 420 км/ч.
Самолет-носитель Ту-95КМ пилотировал Александр Обелов,
аналог 105.11 - Авиард Фастовец. Всего с начала летных испытаний
ЭПОСа это была 34-я работа. |
Десятитонный
экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет длиной восемь метров и
размахом крыльев 7,5 метра предназначался для полетов в космос. По замыслу
конструкторов Глеба Лозино-Лозинского и Петра Шустера
из подмосковной Дубны, космолет мог стартовать на околоземную орбиту с обычной
бетонки аэродромов и со спины самолета-носителя.
Это фантастическое, но реальное летающее чудо имело два названия - "Спираль" и
"БОР". Всего воплотились в реальность три экземпляра "Спирали" -"БОР-105.11" -
для испытаний в атмосфере и захода на посадку. "БОР-105.12" предполагалось
испытать на сверхзвуке, а "БОР-105.13" предназначался для выхода на
гиперзвуковой режим...
Примечание
web-мастера:
У автора (И.Ермакова)
редкостная безграмотная каша в голове! В рамках реализации проекта "Спираль",
перед созданием штатных орбитальных самолетов,
была реализована программа создания беспилотных
орбитальных ракетопланов - БОРов, представлявших собой уменьшенные
масштабные копии и запускавшихся на суборбитальные траектории
ракетами-носителями серии "Космос" для натурного изучения аэродинамики. |
Одноместный космолет имел двигатель АП-51 и четыре стойки шасси в форме лыж. Кстати, при создании ЭПОСа-"Спирали" нашла реальное применение продукция нескольких предприятий Тюмени...
Примечание web-мастера: На ЭПОСе был установлен авиадвигатель РД36-35К |
Испытания аппарата проводили летчики-испытатели ОКБ "МИГ", ЛИИ, Летно-испытательного центра имени Чкалова и космонавты Герман Титов, Анатолий Филипченко и Анатолий Куклин, так и не слетавший в космос...
Примечание web-мастера: Космонавты Г.Титов, А.Куклин и А.Филипченко готовились по программе "Спираль", но в испытаниях самолета-аналога ЭПОС не участвовали |
Первым пилотом, оторвавшим космолет от земной тверди, стал летчик-испытатель ОКБ "МИГ" Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец (1937-1991).
Металлические лыжи космолета, обтянутые
специальным покрытием, никак не хотели скользить по бетону. Для безопасности
первого "подлета" и пришлось пожертвовать массой сочных астраханских арбузов...
Первый "подскок" в воздух прошел успешно. В этот же день Авиард Фастовец
вторично поднялся на "Спирали" на большую высоту в сцепке с бомбардировщиком
Ту-95 К. Самолет-носитель пилотировал экипаж полковника Анатолия Кучеренко.
Примечание web-мастера: Первый подлет на ЭПОСе совершил Авиард Фастовец 20.07.1976 (по другим данным, 24.09.1976), первый полет под самолетом-носителем Ту-95КМ (без отцепки) был выполнен 19.02.1977 |
Космолет успешно отцепился от "медведя" (
так именуется по терминологии НАТО отечественный крылатый тяжеловоз Ту-95) и
благополучно приземлился.
Успешные испытания "Спирали" во многом предвосхитили
американскую программу "Шаттл". Однако
отечественный космолет так и не вышел на орбиту.
После аварийной посадки полковника Василия Урядова в сентябре 1978-го
"БОР"-"Спираль" законсервировали до "лучших времен"...
Жизнь первого пилота космолета оборвалась преждевременно. Авиард Фастовец еще успел испытать МИГ-31Д - советский ответ Рональду Рейгану на программу СОИ. Однако выдающийся и один из самых "закрытых" испытателей современности умер от сердечного приступа в 1991-м во время командировки в крымский городок Саки, где должен был освоить уникальный тренажер "Нитка" для подготовки пилотов палубной авиации.
Игорь Ермаков
Переход на:
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru