Тюменский курьер (г.Тюмень)
2 ноября 2007 года, N175

Космолет стартовал по ... разбитым арбузам

27 октября 1977 года на одном из испытательных полигонов Поволжья от бетонной взлетно-посадочной полосы, покрытой мякотью и соком семисот раздавленных арбузов, поднялся в воздух уникальный летательный аппарат ЭПОС.

Примечание web-мастера: На самом деле 27 октября 1977 г. был осуществлен первый сброс с самолета-носителя Ту-95КМ с последующим автономным полетом и самостоятельной посадкой самолета-аналога орбитального самолета "Спираль" - экспериментального пилотируемого орбитального самолета (ЭПОС, изделие 105.11) - на грунтовую взлетно-посадочную полосу "Грошево" в ГНИИ ВВС в пос. Владимировка (рядом с г.Ахтубинск). Сброс произведен с высоты 5500 м на скорости 420 км/ч. Самолет-носитель Ту-95КМ пилотировал Александр Обелов, аналог 105.11 - Авиард Фастовец. Всего с начала летных испытаний ЭПОСа это была 34-я работа.
Упоминаемая история о пробежке ЭПОСа по арбузам вызывает серьезные сомнения в достоверности, т.к. период самостоятельных пробежек ЭПОСа на лыжном шасси не совпадает с периодом вызревания астраханских арбузов в течение 1976-1977 гг..

Десятитонный экспериментальный пилотируемый орбитальный самолет длиной восемь метров и размахом крыльев 7,5 метра предназначался для полетов в космос. По замыслу конструкторов Глеба Лозино-Лозинского и Петра Шустера из подмосковной Дубны, космолет мог стартовать на околоземную орбиту с обычной бетонки аэродромов и со спины самолета-носителя.
Это фантастическое, но реальное летающее чудо имело два названия - "Спираль" и "БОР". Всего воплотились в реальность три экземпляра "Спирали" -"БОР-105.11" - для испытаний в атмосфере и захода на посадку. "БОР-105.12" предполагалось испытать на сверхзвуке, а "БОР-105.13" предназначался для выхода на гиперзвуковой режим...

Примечание web-мастера: У автора (И.Ермакова) редкостная безграмотная каша в голове! В рамках реализации проекта "Спираль", перед созданием штатных орбитальных самолетов, была реализована программа создания беспилотных орбитальных ракетопланов - БОРов, представлявших собой уменьшенные масштабные копии и запускавшихся на суборбитальные траектории ракетами-носителями серии "Космос" для натурного изучения аэродинамики.
Также проектные работы в качестве промежуточного этапа предусматривали создание предсерийных (в рамках опытной партии) полноразмерных пилотируемых самолетов-аналогов 105.11 (впоследствии названный ЭПОСом), 105.12 и 105.12.
Обозначения типа
"БОР-105.13", "БОР"-"Спираль" (здесь и далее) являются чушью, придуманной И.Ермаковым

Одноместный космолет имел двигатель АП-51 и четыре стойки шасси в форме лыж. Кстати, при создании ЭПОСа-"Спирали" нашла реальное применение продукция нескольких предприятий Тюмени...

Примечание web-мастера: На ЭПОСе был установлен авиадвигатель РД36-35К

Испытания аппарата проводили летчики-испытатели ОКБ "МИГ", ЛИИ, Летно-испытательного центра имени Чкалова и космонавты Герман Титов, Анатолий Филипченко и Анатолий Куклин, так и не слетавший в космос...

Примечание web-мастера: Космонавты Г.Титов, А.Куклин и А.Филипченко готовились по программе "Спираль", но в испытаниях самолета-аналога ЭПОС не участвовали

Первым пилотом, оторвавшим космолет от земной тверди, стал летчик-испытатель ОКБ "МИГ" Герой Советского Союза Авиард Гаврилович Фастовец (1937-1991).

Металлические лыжи космолета, обтянутые специальным покрытием, никак не хотели скользить по бетону. Для безопасности первого "подлета" и пришлось пожертвовать массой сочных астраханских арбузов...
Первый "подскок" в воздух прошел успешно. В этот же день Авиард Фастовец вторично поднялся на "Спирали" на большую высоту в сцепке с бомбардировщиком Ту-95 К. Самолет-носитель пилотировал экипаж полковника Анатолия Кучеренко.

Примечание web-мастера: Первый подлет на ЭПОСе совершил Авиард Фастовец 20.07.1976 (по другим данным, 24.09.1976), первый полет под самолетом-носителем Ту-95КМ (без отцепки) был выполнен 19.02.1977

Космолет успешно отцепился от "медведя" ( так именуется по терминологии НАТО отечественный крылатый тяжеловоз Ту-95) и благополучно приземлился.
Успешные испытания "Спирали" во многом предвосхитили американскую программу "Шаттл". Однако отечественный космолет так и не вышел на орбиту.
После аварийной посадки полковника Василия Урядова в сентябре 1978-го "БОР"-"Спираль" законсервировали до "лучших времен"...

Жизнь первого пилота космолета оборвалась преждевременно. Авиард Фастовец еще успел испытать МИГ-31Д - советский ответ Рональду Рейгану на программу СОИ. Однако выдающийся и один из самых "закрытых" испытателей современности умер от сердечного приступа в 1991-м во время командировки в крымский городок Саки, где должен был освоить уникальный тренажер "Нитка" для подготовки пилотов палубной авиации.

Игорь Ермаков


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru