Северный комсомолец (г.Архангельск)
10 августа 2007 года, N31

Под Няндомой хранили апокалипсис. И строили полосу для "Бурана"

Погибший в одночасье СССР оставил после себя воз загадочных миражей-сюрпризов, набитых матценностями. Структура рухнула. И вновь образовавшиеся страны поволокли воз в разные стороны, как в басне лебедь со щукой и раком. Но не смогли сдвинуть с места, потому как не потянуть поодиночке. И бросили. Теперь то здесь, то там в закоулках бывшей общей необъятной территории какие-нибудь любопытствующие сталкеры обнаруживают разные неотмеченные ни на каких картах зоны. Базы военные, бункеры, склады, поселочки и заводики. Сталкеры на этих миражах обогащаются. Горы бетона, цветмета, а, если повезет, и драгметаллы.

Вот и у нас в области этих СССРовских приветов понатыкано немало. Под маленькой придорожной Няндомой их целых два: Каргополь 2 и зона без названия.

Вместо боеголовок в Каргополе-2 сейчас колония

Прямо под боком у скучной и серой Няндомы примостился Каргополь-2. Второе... или первое имя - военная часть N 90534. Когда-то уютный, умный и небедный городок. Еще бы, на полном московском довольствии. Школы по приписке московские, да и учителя с хорошим столичным образованием, жены офицеров. Снабжение магазинов тоже московское, с дефицитами, которые гражданке и не снились. Хорошие дома, шикарный клуб, бассейн. Оазис, где все почти родня. И никаких тебе преступлений. До сих пор оставшиеся здесь офицеры рвут свои сердца ностальгией по прошлой, доперестроечной, стратегической жизни.

Степень секретности городок имел мощную. Даже сейчас, когда уже и самих объектов секретности двадцать лет с гаком как не существует, офицеры снижают голос до шепота, рассказывая о своей работе. Да и говорят баснями. Могут подтвердить или кивнуть, если угадал правильно. Иначе будут за нос водить. Одно слово, кадровые офицеры. Выучка. Уважение вызывает.

Но тайна их уже давно секрет полишинеля. Народ наш смекалистый и вездесущий. Давно все разнюхали, разглядели и, проанализировав, сложили в картинку. За столько-то лет. Ведь засекреченный военный объект возник здесь еще в 60-м году прошлого века. Сначала там гнездились ВВС. А в конце 80-х поселились военные моряки, переброшенные из Катунино, и военная часть из Вологды. И все по законам закрытости и секретности. Выехать и въехать без разрешения нельзя, письма на прочитке у спецслужб, телефоны на прослушке. Чтобы врагу ничего не просочилось.

Сейчас уже известно и про крылатые ракеты для тяжелых бомбардировщиков, которые базировались здесь же, и про ядерные боеголовки к этим ракетам, что хранились в подземных бункерах. Эти места были буквально начинены страшнейшим оружием. И охраняли все это соответственно, по высшему разряду. Бункеры вырыты в земле на глубину, равную нескольким этажам, туда спокойно въезжали огромные, груженые смертью машины. Работали в бетонированных бункерах в основном офицеры. Срочников близко не допускали. Санрежим почище, чем в операционной. А температурно-влажностный еще и покруче. Да и военные одеты были под стать хирургам. А иначе - катастрофа. На хранении тысячи тонн апокалипсиса.

Маскировка общепринятая - имитация объекта под сараи и земляничные поляны, во время пролета вражьих спутников прекращение любого движения по зоне. Тут и узел свой железнодорожный был в восемь веток, и тепловозы, и бетонный заводик, полосы взлетные латать, и казармы.

Перестройка разбила эту, пригнанную по всем параметрам, искусственную идиллию. Объект ликвидировали, смерть увезли, входы в бункеры не сразу, но заварили наглухо, движимое имущество разместили в других военных частях, и городок сняли с центрального военного довольствия. Одни офицеры ушли на пенсию, другие на службу в оставшиеся в стране части. Кто-то довольно удачно занялся бизнесом на прилегающей территории. Некоторые краха не пережили и добровольно сбежали в мир иной.

Сейчас Каргополь-2 - зрелище тяжкое. Город - призрак. Кругом руины, а над ними царит Ленин, на обглоданном постаменте. Кто-то посбивал с него мрамор для каких-то личных нужд. Из народонаселения на улицах только горстки скучающей молодежи. Из медицины - аптечный пункт. Из прежней роскоши - развалины бассейна. 15 лет его военные в лучшем виде содержали, не сдирая на это с государства ни копейки. Собственными силами справлялись. После того, как бассейн отдали государству, он продержался только год.

Всю войсковую недвижимость выкорчевали, разобрали и продали. Кто-то сильно подзаработал на мародерстве. А офицеры до сих пор мечтают о восстановлении полос, о, хотя бы, гражданском аэропорте. Чтобы как-то занять местное население, разместили тут дом престарелых, детский дом и колонию малолетних преступников, куда проштрафившихся подростков свозят со всего Северо-Запада. Достойная замена боеголовкам. Старожилы о замене говорят с жестью в голосе и взгляде. А офицеры о службе - рваным, пропадающим голосом, тщетно пытаясь сдержать в горле ком обиды на предавшее их государство.

Дорога к посадочной полосе была выложена "Жигулями"

Всю эту безнадегу спасает только волшебная природа. Былинный лес над чистыми зеркальными озерами, лилии, кувшинки... на это невозможно насмотреться. В лесах медведи, лоси, лисы, зайцы. Глупые жирные тетерки то и дело вылетают наперерез нашей машине. Военному комплексу уже иной нашей страны, видимо, тоже очень глянулись эти места, потому как вблизи Каргополя-2 в 1989 развернулось совершенно новое небывалое военное строительство. По слухам, здесь строили взлетно-посадочную полосу для знаменитого "Бурана".

Бывший майор, который везет нас к эпицентру стройки, утверждает, что тут трудился целый специальный инженерный полк. Лучших спецов со всей России свезли. Строили пять лет. По мощи, масштабам, стоимости стройматериалов, угробленной техники, сложности и скрупулезности работ можно сделать вывод, что деньги были именно космические, хотя бы по сумме.

Не одна тысяча людей, как муравьи трудились здесь с утра до позднего вечера за очень хорошую зарплату. Техника новейшая. Башенные краны, сотни УРАЛов, КРАЗов. За год машины убивались в прах. Они возили песок из карьера. Пиломатериалы и бетонные плиты ехали сюда сплошным потоком. Дорога, по которой мы добираемся до полосы, сейчас грунтовая. Плиты сняли. Но грунтовка сделана на совесть и около десяти лет ей ничего не делается. А когда-то все эти много километров были устланы бетоном. Каждая плита стоила 1,5-2 тысячи рублей. Для сравнения - "Жигули" тогда стоили 5-6 тысяч рублей. Специалисты говорят, что строили аэродром первого класса, для тяжелых бомбардировщиков. Но на эту полосу, судя по качеству и параметрам, в частности длине (4 км), вполне мог приземляться "Буран".

Вот я стою на ней, как на широченном песчаном поле, уносящемся на километры в обе стороны. Вокруг лес, полоса заросла травой. Ветер забивает песком глаза. А два бывших военных проводят мне ликбез. Оказывается, место и направление полосы было назначено вовсе не от фонаря. Место выбрано из космоса. И соответствует всем необходимым параметрам. Вот Америка выбрала не то место для космодрома, и мучается. Постоянно из-за природных явлений старты откладывает.

У нас все по уму сделали. Все нужные изыскания провели, лес выкорчевали, выторфовку сделали, вырыли каньон, длиной в несколько километров, шириной в 200 метров и глубиной в 8 метров, засыпали его песком и сверху плиты положили, все выровняли и швы битумом залили. Плиты особые, упрочненные, укрепленные, армированные. О стоимости этих чудо-плит даже военным говорить страшно. О стоимости всей стройки и подавно.

А через пять лет практически возведенный объект просто бросили. Космические деньги, нажитые государством на горбе наших родителей и бабушек с дедушками, пропали. Или нет... не совсем. Снова нашлись люди, которые смогли добро подобрать, если так можно сказать применительно к многотонным плитам. Их ведь не стащишь так просто. Кран надо подгонять, машину, рабочих, чтобы грузить. Ни одной плиты, ни на взлетке, ни на рулежке, ни на дороге. Только на обочине пара расколовшихся попалась на глаза. Не смогли пока разобрать только казармы. Они не из обычных панелей сделаны, а составлены из блоков-кубиков. Очень сложно демонтировать. Но придет и их время. И еще, мои спутники, ковырнув ногой песок, обнадежили: песок хороший, найдется кто-нибудь и обязательно вывезет. Там же прорва его. А это огромные деньги.

Я подумала про американцев и их неудачный космодром. Туда вложены немалые деньги налогоплательщиков и он, неудачный, используется. Никому и в голову не придет бросить добро. Иначе головы полетят. А у нас бросили удачный, и никому ничего.

Военные рассказали, что километры леса, выкорчеванные с места взлетно-посадочной полосы, рулежки и дороги были увезены в Подмосковье на строительство чьих-то дач. А может, вся эта многомиллионная бодяга-ширма только для того и задумана была? Абсурд, конечно... Хотя, с другой стороны, в нашей стране и не то возможно.

Елена ДОИЛЬНИЦЫНА.

Примечание web-мастера: Данная статья - единственное свидетельство строительства посадочной полосы для "Бурана" на севере нашей страны. Никаких других документов или хоть каких-либо упоминаний об этом нет. Но на этом история о "новых" аэродромах для "Бурана" не заканчивается...
На одном из интернет-форумов есть еще одно сомнительное свидетельство о "строительстве аэродрома для "Бурана", но на этот раз - на востоке страны, но не в известном всем Хороле (Приморский край), а в Амурской области, рядом (17 км на юго-запад) с административным центром Эльбан. Там, рядом с озером Болонь, располагается военный аэродром Менгон, история которого началась в 1944 г., когда на нем стал базироваться 445-й бомбардировочный авиационный полк. Полк имел на вооружении бомбардировщики Ту-2 и действовал в составе 326-й бомбардировочной авиационной дивизии.
В начале 1980-х годов на аэродроме началось строительство новой ВПП, которое продолжалось до распада СССР в 1992 г. Распоряжением Правительства РФ от 17.04.1999 г. N610-р аэродром Менгон ("объект 7604") в недостроенном состоянии был передан в государственную собственность от Министерства обороны администрации Хабаровского края вместе со всей инфраструкторой. На момент передачи аэродром (географические координаты: 50 градусов 02 минуты с.ш., 136 градусов 18 минут в.д.) имел ВПП с размерами 3300х50 м, магистральную рулежную дорожку (1650х18 м), соединительную рулежную дорожку (220х16 м), место стоянки, покрытое бетонными плитами (500х78 м) и другие сооружения (автодороги, железнодорожная ветка, склады, котельные, бетонный завод, склады, гаражи, общежития, инженерные сооружения, жилые дома и т.д.). По утверждению анонимного участника строительства, реконструкция аэродрома проводилась для обеспечения полетов орбитальных кораблей, и в особенности - для орбитальных самолетов проекта МАКС.
Тем не менее, эта информация вызывает большие сомнения, т.к. сложно объяснить целесообразность создания второго восточного аэродрома рядом с уже существовавшим в Хороле.


Возврат к предыдущей публикации Возврат к оглавлению Библиографии Переход к последующей публикации

Переход на:

возврат на homepageпереход к ОК БУРАНпереход к космодрому Байконурк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)разработки НПО МОЛНИЯпереход к карте сайтапереход к web-мастеру
Web-master: ©Вадим Лукашевич 1998-2008
E-mail: buran@buran.ru